Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждено
распоряжением
Правительства Республики Бурятия
от 14.08.2019 N 494-р
Описание
предполагаемых организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, в которых будут создаваться новые места дополнительного образования детей в Республике Бурятия на 2020 - 2021 годы
26 сентября 2019 г.
Пункт 1 изменен с 27 сентября 2019 г. - Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 26 сентября 2019 г. N 585-р
1. Обоснование потребности в реализации Мероприятия, в том числе проблематики по обеспечению доступности дополнительного образования детей и ожидаемых результатов:
Согласно данным статистической отчетности по форме 1-ДОП и 1-ДО охват детей в Республике Бурятия в возрасте от 5 до 18 лет составляет 121866 человек (67,1%) от общего количества детей данного возраста, проживающих на территории Республики Бурятия (181961 человек), что на 5,9% ниже установленных плановых показателей (план - 73% к 2019 году).
В результате анализа данных по охвату детей дополнительным образованием в субъектах Российской Федерации в 2015 - 2016 годах, проведенного экспертами федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" в 2017 году, были выделены субъекты Российской Федерации, в которых отмечается наиболее высокие и низкие значения по охвату детей дополнительным образованием.
Республика Бурятия вошла в число регионов с наименьшим охватом среди регионов Дальневосточного федерального округа.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" к 2020 году охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами должен достичь 70 - 75% от общего количества детей данного возраста, проживающих в регионе.
Во исполнении Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" охват детей дополнительным образованием необходимо достичь 75% в 2020 году, 76% в 2021 году, 77% в 2022 году, 78,5% в 2023 году и 80% в 2024 году.
В целях решения приоритетной задачи по повышению охвата дополнительным образованием, а также учитывая высокую дотационность региона участие в мероприятие по созданию новых мест в сфере дополнительного образования является своевременным и важным шагом. Будет обеспечен равный доступ к современным программам дополнительного образования для всех детей, в том числе в частных образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования.
В рамках проекта средства федерального бюджета планируется направить на оснащение новых учебных мест, отвечающим современным требованиям образовательного пространства, приобретение оборудования для реализации проектной и экспериментально-исследовательской деятельности, направленной на реализацию индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
Социально-экономические преобразования за последние десятилетия привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и, в первую очередь, системы образования. Перед сферой дополнительного образования детей стоит задача создать новую систему образования детей, содействующую личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни, развитию творческих способностей, приобщению к культуре.
Основной курс взят на обновление содержания программ дополнительного образования, включающих проектную и исследовательскую деятельность детей.
Безусловно, согласно ранее принятым документам Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, Приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование детей" установлены новые управленческие механизмы и требования к развитию системы дополнительного образования.
Создание стационарных кванториумов в субъектах Российской Федерации ознаменовало внедрение новых программ и инновационных методов работы с детьми. Вместе с тем, основная сеть учреждений дополнительного образования финансируется по остаточному принципу остается морально устаревшей и испытывает острую нужду в необходимости проведения модернизации всей сети организаций дополнительного образования, современного оснащения.
С целью качественного изменения условий в данной сфере необходимо содействие в развитии сети учреждений дополнительного образования республики, включая оснащение новым оборудованием и средствами обучения для полноценного развития каждого ребенка, повышения его мотивации и интереса к дополнительному образованию, раскрытия талантов и способностей, в том числе обеспечив работу по ранней профориентации.
Учитывая важность и значимость стратегической задачи, направленной на развитии способностей у детей, основанной на принципах справедливости и всеобщности, необходимо целевое финансирование из федерального бюджета на обновление и развитие системы дополнительного образования Республики Бурятия.
В настоящее время в Республике Бурятия сеть учреждений дополнительного образования представлена 152 учреждениями. 99,7% организаций находится в муниципальной собственности.
Из них в сфере образования находится 81 учреждение дополнительного образования детей, в сфере культуры 47 учреждений, в сфере спорта 24 учреждения.
В сфере образования дополнительным образованием занимаются 101 259 человек, из них 58 477 обучающихся в учреждениях дополнительного образования, 42 782 обучающихся заняты дополнительным образованием в общеобразовательных организациях республики.
Общее количество занимающихся в спортивных школах по отчету 5-ФК составляет 10 796 детей школьного возраста. В сфере культуры занято 9906 обучающихся.
За последние годы число учреждений дополнительного образования в республике сократилось. Анализ с 2014 года показывает, что число учреждений сократилось на 25 единиц по причине укрупнения. В основном учреждения были укрупнены из-за экономических соображений (в 2014 году - 177 учреждений ДО, в 2015 году - 167, в 2016 году - 155, в 2017 году - 152, в 2018 году - 152. Снижение составило 14,13%).
Более 64% учреждений находятся в приспособленных и ветхих помещениях, материально-техническая база которых не отвечает современным требованиям образовательной среды. 7 учреждений в аварийном состоянии, 51 - требуют капитального ремонта, отсутствуют теплые туалеты в 21 учреждении, 35% детско-юношеских спортивных школ не имеют собственных спортивных залов, недостаточное обеспечение учебно-техническим оборудованием на реализацию современных программ дополнительного образования.
Сегодня существующая сеть учреждений дополнительного образования не позволяет обеспечить потребность населения в качественных и доступных услугах дополнительного образования. Большая часть учреждений находятся в приспособленных и ветхих помещениях, не отвечающим современным требованиям образовательной среды, для увеличения охвата задействованы все имеющиеся ресурсы. Имеются риски неисполнения показателя в 2019 году. Для выполнения показателя необходимо проведение мероприятий по созданию новых мест.
В 2019 году Министерством образования и науки Республики Бурятия проведен мониторинг потребности в проведении капитального ремонта учреждений дополнительного образования. В 21 муниципальном образовании 51 учреждение дополнительного образования нуждается в проведении капитального ремонта, имеется 2 заявки на строительство нового здания. Предварительная потребность составляет 1 116 749,48 тыс. руб.
В связи с низкой бюджетной обеспеченностью региона, входящего в состав Дальневосточного федерального округа (где необходимо достичь показатели выше среднероссийских), а также высокая дотационность региона не позволяет создать необходимые условия для оснащения учреждений дополнительного образования без необходимой соответствующей поддержки из федерального бюджета.
Согласно "майским указам" Президента РФ, а также в рамках проектирования нацпроектов до 2024 года необходимо ежегодно обеспечивать стабильный рост и положительную динамику охвата (до 168 тыс. детей), в том числе техническим направлением до 25% от общего количества детей, охваченных дополнительным образованием (до 42,1 тыс. детей).
Наиболее низкий охват отмечается в следующих районах: Мухоршибирский район - 33,6%, Селенгинский район - 35,3%, Тарбагатайский район - 40,7%, Иволгинский район - 43,3%, Курумканский район - 45,9%, Бичурский район - 49,2%.
В настоящее время для решения проблемы достижения необходимых показателей Правительством Республики Бурятия принято распоряжение от 2 ноября 2018 г. N 646-р, утверждающее необходимые индикаторы и общие показатели для обеспечения прироста к 2024 году.
По данным мониторинга системы ДО в 2018-19 учебного года только 5,1% обучающихся в учреждениях дополнительного образования занимаются техническим творчеством, что является критически низким. Поэтому необходимо развитие программ нового поколения, увеличение кружков, секций технической и естественнонаучной направленности.
Охват по направлениям распределен следующим образом: техническим направлением охвачено 6066 детей (5,1%), естественно-научным - 7720 детей (6,3%), туристко-краеведческим - 6369 детей (5,2%), социально-педагогическим - 20554 детей (16,9%), художественным - 43546 детей (35,7%), физкультурно-спортивным - 37706 детей (30,9%).
Министерством образования и науки Республики Бурятия проведен тщательный анализ причин недостаточного охвата детей услугами дополнительного образования, в ходе которого выявлены наиболее актуальные проблемы, препятствующие обеспечению доступности дополнительного образования детей и, как следствие, низкого охвата услугами дополнительного образования:
1. несоответствие инфраструктуры организаций (острый дефицит в современном оборудовании и средств обучения, учебных пособий, компьютерной техники, отсутствие высокоскоростного Интернет-соединения), реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе естественнонаучной и технической направленности, современным высокотехнологичным требованиям;
2. часть образовательных организаций дополнительного образования детей республики находятся в приспособленных и адаптированных помещениях, значительное число зданий организаций дополнительного образования нуждается в капитальном ремонте;
3. недостаточный охват детей дополнительным образованием, особенно в сельской местности;
4. наличие "третьей смены" в школах города Улан-Удэ;
5. низкое качество предоставляемых услуг, их ограниченный спектр;
6. недостаточная обеспеченность дополнительных общеразвивающих программ, в том числе естественнонаучной и технической направленности педагогическими кадрами соответствующей квалификации;
7. отсутствие финансово-экономических механизмов поддержки негосударственного сектора, реализующих программы дополнительного образования и стимулирования развития альтернативных форм дополнительного образования.
Основными проблемами дополнительного образования республики по-прежнему остаются вопросы финансового обеспечения по нормативам.
Это препятствует реализации современных программ, предполагающих развитое материально-техническое обеспечение (исследовательская и проектная деятельность, решение сложных инженерных задач, цифровые технологии, программирование и т.д.). Происходит недофинансирование спектра образовательных программ дополнительного образования, требующих непрерывного пополнения и обновления учебно-материальной базы, дефицит необходимой учебной базы для программ в области технического, естественнонаучного творчества.
В условиях развитой глобализации и цифровых технологий требуются новые современные программы дополнительного образования, отвечающие интересам детей и подростков.
Безусловно, в воспитании подрастающего поколения огромное значение отводится дополнительному образованию. Таким образом, воспитание социально ответственной личности предполагается реализовывать через вовлечение обучающихся и граждан в позитивные социальные практики, в том числе через участие в добровольческих и волонтерских объединениях.
Не менее важным является вовлечение в такую работу и тех детей, кто нуждается в поддержке.
Развитие дополнительного образования способствует профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Система образования не должна отторгать таких детей в силу проблем с дисциплиной и отсутствия у них мотивации. Поэтому для достижения результата необходимо принимать дополнительные меры по вовлечению несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, в общественно значимую деятельность и дополнительное образование. Кроме того, необходимо качественно новое содержание программ дополнительного образования для подросткового возраста детей.
Решение данных проблем возможно путем модернизации материально-технической базы учреждений, реализующих программы дополнительного образования и внедрение федерального проекта по введению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, к созданию новой системы управления дополнительным образованием, в рамках которой основанием для реализации образовательных программ, их финансового обеспечения, становится выбор ребенком конкретной образовательной программы.
Наметившаяся тенденция позволит расширить предложение дополнительных общеобразовательных программ для детей в возрасте от 5 до 18 лет в сфере дополнительного образования, повысить качество предоставляемых услуг и расширить спектр востребованных образовательных программ, что в свою очередь позволит повысить инвестиционную привлекательность республики, а также предоставить право выбора интересующих ребенка программ.
Сегодня система дополнительного образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.
Основные изменения претерпевают содержание образовательной деятельности и использования новых форм и подходов в работе с детьми.
Учитывая то, что перед государством стоит задача предоставить к 2020 году возможности дополнительного образования 75% детей, создание необходимых условий для развития дополнительного образования - приоритетная задача.
Важно отметить, что в настоящее время идет перестройка подходов в управлении образованием от ручного управления в качественно новое содержание - проектное управление. Согласно новым "майским указам" Президента Российской Федерации ближайшие 6 лет будут направлены на реализацию национального проекта "Образование", основной целью которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Паспорт регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" утвержден на заседании Совета по проектному управлению при Главе Республики Бурятия от 01 апреля 2019 года N 01.08-008-и2673 и имеет амбициозные цели и задачи.
Мероприятия приоритетного проекта "Образование", прежде всего, направлены на реализацию ключевых направлений развития системы образования. Это обновление содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка кадров для работы в системе, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью.
Необходимо отметить, что для развития системы образования подразумевается вовлечение всех ее участников (обучающихся, педагогов, родителей, работодателей, представителей экономики и общественных объединений), в том числе в управление организацией и проектирование образовательных программ.
Развитие дополнительного образования находит свое отражение в федеральном проекте "Успех каждого ребенка".
Основной задачей проекта "Успех каждого ребенка" является не только увеличение охвата дополнительным образованием детей до 80% к 2024 году, но и увеличение техническим направлениями до 25% к 2024 году (42,1 тыс. детей). Прирост количества детей, охваченных техническим направлением, должен составить 36 034 человека.
Развитие технической направленности планируется продолжить в рамках создания новых мест федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Мероприятия включают в себя создание конкурентной среды и повышение доступности и качества дополнительного образования детей, внедрение эффективной системы управления сферой дополнительного образования детей, предусматривающей учет потребности и возможностей детей различной категории (детей с ОВЗ, проживающих в сельской местности, попавших в трудную жизненную ситуацию и т.д.).
Благодаря реализации мероприятия по созданию новых мест в системе дополнительного образования в Республике Бурятия дети смогут заниматься научно-технологическим творчеством, где созданы все условия для всестороннего развития ребенка. И одной из главных задач становится - сформировать у ребенка новый тип мышления - инженерное, изобретательское, командное, креативное. Важно сформировать у ребенка навыки и компетенции, необходимые для успешной, счастливой жизни. Дети и подростки научатся ставить междисциплинарные задачи, работать в режим конвергентного образован
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.