Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждено
распоряжением
Правительства Республики Бурятия
от 14.08.2019 N 494-р
Описание
предполагаемых организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, в которых будут создаваться новые места дополнительного образования детей в Республике Бурятия на 2020 - 2021 годы
26 сентября 2019 г.
Пункт 1 изменен с 27 сентября 2019 г. - Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 26 сентября 2019 г. N 585-р
1. Обоснование потребности в реализации Мероприятия, в том числе проблематики по обеспечению доступности дополнительного образования детей и ожидаемых результатов:
Согласно данным статистической отчетности по форме 1-ДОП и 1-ДО охват детей в Республике Бурятия в возрасте от 5 до 18 лет составляет 121866 человек (67,1%) от общего количества детей данного возраста, проживающих на территории Республики Бурятия (181961 человек), что на 5,9% ниже установленных плановых показателей (план - 73% к 2019 году).
В результате анализа данных по охвату детей дополнительным образованием в субъектах Российской Федерации в 2015 - 2016 годах, проведенного экспертами федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" в 2017 году, были выделены субъекты Российской Федерации, в которых отмечается наиболее высокие и низкие значения по охвату детей дополнительным образованием.
Республика Бурятия вошла в число регионов с наименьшим охватом среди регионов Дальневосточного федерального округа.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" к 2020 году охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами должен достичь 70 - 75% от общего количества детей данного возраста, проживающих в регионе.
Во исполнении Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" охват детей дополнительным образованием необходимо достичь 75% в 2020 году, 76% в 2021 году, 77% в 2022 году, 78,5% в 2023 году и 80% в 2024 году.
В целях решения приоритетной задачи по повышению охвата дополнительным образованием, а также учитывая высокую дотационность региона участие в мероприятие по созданию новых мест в сфере дополнительного образования является своевременным и важным шагом. Будет обеспечен равный доступ к современным программам дополнительного образования для всех детей, в том числе в частных образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования.
В рамках проекта средства федерального бюджета планируется направить на оснащение новых учебных мест, отвечающим современным требованиям образовательного пространства, приобретение оборудования для реализации проектной и экспериментально-исследовательской деятельности, направленной на реализацию индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
Социально-экономические преобразования за последние десятилетия привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и, в первую очередь, системы образования. Перед сферой дополнительного образования детей стоит задача создать новую систему образования детей, содействующую личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни, развитию творческих способностей, приобщению к культуре.
Основной курс взят на обновление содержания программ дополнительного образования, включающих проектную и исследовательскую деятельность детей.
Безусловно, согласно ранее принятым документам Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, Приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование детей" установлены новые управленческие механизмы и требования к развитию системы дополнительного образования.
Создание стационарных кванториумов в субъектах Российской Федерации ознаменовало внедрение новых программ и инновационных методов работы с детьми. Вместе с тем, основная сеть учреждений дополнительного образования финансируется по остаточному принципу остается морально устаревшей и испытывает острую нужду в необходимости проведения модернизации всей сети организаций дополнительного образования, современного оснащения.
С целью качественного изменения условий в данной сфере необходимо содействие в развитии сети учреждений дополнительного образования республики, включая оснащение новым оборудованием и средствами обучения для полноценного развития каждого ребенка, повышения его мотивации и интереса к дополнительному образованию, раскрытия талантов и способностей, в том числе обеспечив работу по ранней профориентации.
Учитывая важность и значимость стратегической задачи, направленной на развитии способностей у детей, основанной на принципах справедливости и всеобщности, необходимо целевое финансирование из федерального бюджета на обновление и развитие системы дополнительного образования Республики Бурятия.
В настоящее время в Республике Бурятия сеть учреждений дополнительного образования представлена 152 учреждениями. 99,7% организаций находится в муниципальной собственности.
Из них в сфере образования находится 81 учреждение дополнительного образования детей, в сфере культуры 47 учреждений, в сфере спорта 24 учреждения.
В сфере образования дополнительным образованием занимаются 101 259 человек, из них 58 477 обучающихся в учреждениях дополнительного образования, 42 782 обучающихся заняты дополнительным образованием в общеобразовательных организациях республики.
Общее количество занимающихся в спортивных школах по отчету 5-ФК составляет 10 796 детей школьного возраста. В сфере культуры занято 9906 обучающихся.
За последние годы число учреждений дополнительного образования в республике сократилось. Анализ с 2014 года показывает, что число учреждений сократилось на 25 единиц по причине укрупнения. В основном учреждения были укрупнены из-за экономических соображений (в 2014 году - 177 учреждений ДО, в 2015 году - 167, в 2016 году - 155, в 2017 году - 152, в 2018 году - 152. Снижение составило 14,13%).
Более 64% учреждений находятся в приспособленных и ветхих помещениях, материально-техническая база которых не отвечает современным требованиям образовательной среды. 7 учреждений в аварийном состоянии, 51 - требуют капитального ремонта, отсутствуют теплые туалеты в 21 учреждении, 35% детско-юношеских спортивных школ не имеют собственных спортивных залов, недостаточное обеспечение учебно-техническим оборудованием на реализацию современных программ дополнительного образования.
Сегодня существующая сеть учреждений дополнительного образования не позволяет обеспечить потребность населения в качественных и доступных услугах дополнительного образования. Большая часть учреждений находятся в приспособленных и ветхих помещениях, не отвечающим современным требованиям образовательной среды, для увеличения охвата задействованы все имеющиеся ресурсы. Имеются риски неисполнения показателя в 2019 году. Для выполнения показателя необходимо проведение мероприятий по созданию новых мест.
В 2019 году Министерством образования и науки Республики Бурятия проведен мониторинг потребности в проведении капитального ремонта учреждений дополнительного образования. В 21 муниципальном образовании 51 учреждение дополнительного образования нуждается в проведении капитального ремонта, имеется 2 заявки на строительство нового здания. Предварительная потребность составляет 1 116 749,48 тыс. руб.
В связи с низкой бюджетной обеспеченностью региона, входящего в состав Дальневосточного федерального округа (где необходимо достичь показатели выше среднероссийских), а также высокая дотационность региона не позволяет создать необходимые условия для оснащения учреждений дополнительного образования без необходимой соответствующей поддержки из федерального бюджета.
Согласно "майским указам" Президента РФ, а также в рамках проектирования нацпроектов до 2024 года необходимо ежегодно обеспечивать стабильный рост и положительную динамику охвата (до 168 тыс. детей), в том числе техническим направлением до 25% от общего количества детей, охваченных дополнительным образованием (до 42,1 тыс. детей).
Наиболее низкий охват отмечается в следующих районах: Мухоршибирский район - 33,6%, Селенгинский район - 35,3%, Тарбагатайский район - 40,7%, Иволгинский район - 43,3%, Курумканский район - 45,9%, Бичурский район - 49,2%.
В настоящее время для решения проблемы достижения необходимых показателей Правительством Республики Бурятия принято распоряжение от 2 ноября 2018 г. N 646-р, утверждающее необходимые индикаторы и общие показатели для обеспечения прироста к 2024 году.
По данным мониторинга системы ДО в 2018-19 учебного года только 5,1% обучающихся в учреждениях дополнительного образования занимаются техническим творчеством, что является критически низким. Поэтому необходимо развитие программ нового поколения, увеличение кружков, секций технической и естественнонаучной направленности.
Охват по направлениям распределен следующим образом: техническим направлением охвачено 6066 детей (5,1%), естественно-научным - 7720 детей (6,3%), туристко-краеведческим - 6369 детей (5,2%), социально-педагогическим - 20554 детей (16,9%), художественным - 43546 детей (35,7%), физкультурно-спортивным - 37706 детей (30,9%).
Министерством образования и науки Республики Бурятия проведен тщательный анализ причин недостаточного охвата детей услугами дополнительного образования, в ходе которого выявлены наиболее актуальные проблемы, препятствующие обеспечению доступности дополнительного образования детей и, как следствие, низкого охвата услугами дополнительного образования:
1. несоответствие инфраструктуры организаций (острый дефицит в современном оборудовании и средств обучения, учебных пособий, компьютерной техники, отсутствие высокоскоростного Интернет-соединения), реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе естественнонаучной и технической направленности, современным высокотехнологичным требованиям;
2. часть образовательных организаций дополнительного образования детей республики находятся в приспособленных и адаптированных помещениях, значительное число зданий организаций дополнительного образования нуждается в капитальном ремонте;
3. недостаточный охват детей дополнительным образованием, особенно в сельской местности;
4. наличие "третьей смены" в школах города Улан-Удэ;
5. низкое качество предоставляемых услуг, их ограниченный спектр;
6. недостаточная обеспеченность дополнительных общеразвивающих программ, в том числе естественнонаучной и технической направленности педагогическими кадрами соответствующей квалификации;
7. отсутствие финансово-экономических механизмов поддержки негосударственного сектора, реализующих программы дополнительного образования и стимулирования развития альтернативных форм дополнительного образования.
Основными проблемами дополнительного образования республики по-прежнему остаются вопросы финансового обеспечения по нормативам.
Это препятствует реализации современных программ, предполагающих развитое материально-техническое обеспечение (исследовательская и проектная деятельность, решение сложных инженерных задач, цифровые технологии, программирование и т.д.). Происходит недофинансирование спектра образовательных программ дополнительного образования, требующих непрерывного пополнения и обновления учебно-материальной базы, дефицит необходимой учебной базы для программ в области технического, естественнонаучного творчества.
В условиях развитой глобализации и цифровых технологий требуются новые современные программы дополнительного образования, отвечающие интересам детей и подростков.
Безусловно, в воспитании подрастающего поколения огромное значение отводится дополнительному образованию. Таким образом, воспитание социально ответственной личности предполагается реализовывать через вовлечение обучающихся и граждан в позитивные социальные практики, в том числе через участие в добровольческих и волонтерских объединениях.
Не менее важным является вовлечение в такую работу и тех детей, кто нуждается в поддержке.
Развитие дополнительного образования способствует профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Система образования не должна отторгать таких детей в силу проблем с дисциплиной и отсутствия у них мотивации. Поэтому для достижения результата необходимо принимать дополнительные меры по вовлечению несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, в общественно значимую деятельность и дополнительное образование. Кроме того, необходимо качественно новое содержание программ дополнительного образования для подросткового возраста детей.
Решение данных проблем возможно путем модернизации материально-технической базы учреждений, реализующих программы дополнительного образования и внедрение федерального проекта по введению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, к созданию новой системы управления дополнительным образованием, в рамках которой основанием для реализации образовательных программ, их финансового обеспечения, становится выбор ребенком конкретной образовательной программы.
Наметившаяся тенденция позволит расширить предложение дополнительных общеобразовательных программ для детей в возрасте от 5 до 18 лет в сфере дополнительного образования, повысить качество предоставляемых услуг и расширить спектр востребованных образовательных программ, что в свою очередь позволит повысить инвестиционную привлекательность республики, а также предоставить право выбора интересующих ребенка программ.
Сегодня система дополнительного образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.
Основные изменения претерпевают содержание образовательной деятельности и использования новых форм и подходов в работе с детьми.
Учитывая то, что перед государством стоит задача предоставить к 2020 году возможности дополнительного образования 75% детей, создание необходимых условий для развития дополнительного образования - приоритетная задача.
Важно отметить, что в настоящее время идет перестройка подходов в управлении образованием от ручного управления в качественно новое содержание - проектное управление. Согласно новым "майским указам" Президента Российской Федерации ближайшие 6 лет будут направлены на реализацию национального проекта "Образование", основной целью которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Паспорт регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" утвержден на заседании Совета по проектному управлению при Главе Республики Бурятия от 01 апреля 2019 года N 01.08-008-и2673 и имеет амбициозные цели и задачи.
Мероприятия приоритетного проекта "Образование", прежде всего, направлены на реализацию ключевых направлений развития системы образования. Это обновление содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка кадров для работы в системе, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью.
Необходимо отметить, что для развития системы образования подразумевается вовлечение всех ее участников (обучающихся, педагогов, родителей, работодателей, представителей экономики и общественных объединений), в том числе в управление организацией и проектирование образовательных программ.
Развитие дополнительного образования находит свое отражение в федеральном проекте "Успех каждого ребенка".
Основной задачей проекта "Успех каждого ребенка" является не только увеличение охвата дополнительным образованием детей до 80% к 2024 году, но и увеличение техническим направлениями до 25% к 2024 году (42,1 тыс. детей). Прирост количества детей, охваченных техническим направлением, должен составить 36 034 человека.
Развитие технической направленности планируется продолжить в рамках создания новых мест федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Мероприятия включают в себя создание конкурентной среды и повышение доступности и качества дополнительного образования детей, внедрение эффективной системы управления сферой дополнительного образования детей, предусматривающей учет потребности и возможностей детей различной категории (детей с ОВЗ, проживающих в сельской местности, попавших в трудную жизненную ситуацию и т.д.).
Благодаря реализации мероприятия по созданию новых мест в системе дополнительного образования в Республике Бурятия дети смогут заниматься научно-технологическим творчеством, где созданы все условия для всестороннего развития ребенка. И одной из главных задач становится - сформировать у ребенка новый тип мышления - инженерное, изобретательское, командное, креативное. Важно сформировать у ребенка навыки и компетенции, необходимые для успешной, счастливой жизни. Дети и подростки научатся ставить междисциплинарные задачи, работать в режим конвергентного образования, смогут создавать уникальные, востребованные на практике собственные проекты. Самые успешные проекты будут тиражированы и запущены в производство.
Предусмотренное мероприятие по модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей позволит расширить практику использования дистанционных технологий для реализации программ дополнительного образования, в том числе это позволит охватить не менее 70% детей с ОВЗ.
В результате 100% детям будет обеспечена гармонично развитая среда, а также предпосылки для прорывных направлений в формирующемся новом технологическом укладе, что способствует формированию ключевых навыков и компетенций детей, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития страны.
Так или иначе, мероприятие, несомненно, позволит повысит мотивацию для улучшения результатов своей деятельности педагогов дополнительного образования, повысить уровень профессионального мастерства и квалификацию педагогов дополнительного образования с учетом новых требований;
Поскольку дополнительное образование это мощный ресурс, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, физическом и нравственном совершенствовании. Создание новых мест в дополнительном образовании - это масштабные изменения в образовании, которые станут стратегическим шагом в развитии дополнительного образования.
Создание новых мест в образовательных организациях всех типов Республики Бурятия, реализующих программы дополнительного образования, с учетом социального заказа возможно путем оснащения современным оборудованием, отвечающим требованиям образовательной среды и увеличить охват дополнительным образованием, в том числе в негосударственном секторе.
Федеральный проект "Успех каждого ребенка" придаст новый импульс обновлению материально-технической базы, внедрению новых методов обучения, обновлению образовательных программ и технологий работы с детьми. Благодаря созданным благоприятным условиям дети смогут заниматься научно-технологическим творчеством. И одной из главных задач - это сформировать у ребенка новый тип мышления: инженерное, изобретательское, командное, креативное. Очень важно выработать у ребенка навыки и компетенции, необходимые для успешной и счастливой жизни.
Поэтому одной из главных задач, которую ставит перед собой Министерство образования и науки Республики Бурятия, - это увеличение численности детей, охваченных программами дополнительного образования, в том числе естественнонаучной и технической направленностей. В связи с этим в республике проводятся мероприятия по обновлению программ дополнительного образования, методов и технологий обучения.
Ожидаемые результаты в ходе в реализации Мероприятия по созданию новых мест дополнительного образования детей:
- увеличение численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся за счет средств бюджета Республики Бурятия по дополнительным общеобразовательным программам: в 2020 - 75%, в 2021 - 76%, в 2024 - 80%;
- развитие сети образовательных организаций для реализации дополнительных общеразвивающих программ, в том числе повышение процента охвата детей технической и естественнонаучной направленностями;
- переподготовка/повышение квалификации руководителей и работников, в том числе наставников без педагогического образования, в рамках Мероприятия по созданию новых мест;
- привлечение специалистов (наставников), в том числе из предприятий реального сектора экономики, образовательных волонтеров на реализацию программ дополнительного образования;
- увеличение количества региональных этапов всероссийских и международных мероприятий различной направленности (более 20 мероприятий в год), в которых примут участие обучающиеся на созданных новых местах (не менее 50%).
Пункт 2 изменен с 27 сентября 2019 г. - Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 26 сентября 2019 г. N 585-р
2. Расчёт на 2019 - 2024 годы динамики увеличения охвата детей дополнительным образованием с учётом актуального демографического прогноза, в том числе в разрезе муниципальных образований, с приведением анализа влияния Мероприятия:
|
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||||||
Район |
Количество детей в возрасте от 5 до 18 лет |
Планируемый охват (73%) |
Количество детей в возрасте от 5 до 18 лет |
Планируемый охват (75%) |
Количество детей в возрасте от 5 до 18 лет |
Планируемый охват (76%) |
Количество детей в возрасте от 5 до 18 лет |
Планируемый охват (77%) |
Количество детей в возрасте от 5 до 18 лет |
Планируемый охват (78,5%) |
Количество детей в возрасте от 5 до 18 лет |
Планируемый охват (80%) |
Баргузинский |
4631 |
3381 |
4780 |
3585 |
4878 |
3987 |
4891 |
3766 |
4861 |
3816 |
5021 |
4017 |
Баунтовский |
1759 |
1284 |
1766 |
1325 |
1768 |
1604 |
1785 |
1374 |
1800 |
1413 |
1859 |
1488 |
Бичурский |
4506 |
3289 |
4697 |
3523 |
4774 |
3818 |
4800 |
3696 |
4784 |
3755 |
4942 |
3953 |
Джидинский |
5791 |
4227 |
5977 |
4483 |
6073 |
4795 |
6147 |
4733 |
6259 |
4913 |
6466 |
5172 |
Еравнинский |
3781 |
2760 |
3846 |
2885 |
3868 |
3350 |
3869 |
2979 |
3829 |
3006 |
3955 |
3164 |
Заиграевский |
10005 |
7304 |
10342 |
7757 |
10540 |
8480 |
10695 |
8235 |
10779 |
8462 |
11135 |
8908 |
Закаменский |
5211 |
3804 |
5490 |
4118 |
5686 |
4541 |
5909 |
4550 |
5991 |
4703 |
6189 |
4951 |
Иволгинский |
11994 |
8756 |
12428 |
9321 |
12676 |
9864 |
12895 |
9929 |
13065 |
10256 |
13496 |
10797 |
Кабанский |
10781 |
7870 |
11026 |
8270 |
11068 |
9392 |
11018 |
8484 |
10891 |
8549 |
11250 |
9000 |
Кижингинский |
3575 |
2610 |
3706 |
2780 |
3764 |
3161 |
3836 |
2954 |
3894 |
3057 |
4023 |
3218 |
Курумканский |
3081 |
2249 |
3166 |
2375 |
3233 |
2837 |
3268 |
2516 |
3306 |
2595 |
3415 |
2732 |
Кяхтинский |
7654 |
5587 |
7911 |
5933 |
8031 |
6384 |
8176 |
6296 |
8223 |
6455 |
8494 |
6795 |
Муйский |
1898 |
1386 |
1941 |
1863 |
1952 |
1784 |
1985 |
1528 |
1982 |
1556 |
2047 |
1638 |
Мухоршибирский |
4642 |
3389 |
4779 |
3584 |
4898 |
3942 |
4944 |
3807 |
4965 |
3898 |
5129 |
4103 |
Окинский |
1331 |
972 |
1356 |
1017 |
1379 |
1208 |
1372 |
1056 |
1388 |
1090 |
1434 |
1147 |
Прибайкальский |
5474 |
3996 |
5588 |
4191 |
5636 |
4723 |
5598 |
4310 |
5598 |
4394 |
5783 |
4626 |
Северо-Байкальский |
2131 |
1556 |
2156 |
1617 |
2164 |
1785 |
2204 |
1697 |
2201 |
1728 |
2274 |
1819 |
Селенгинский |
8409 |
6139 |
8649 |
6487 |
8697 |
6930 |
8769 |
6752 |
8763 |
6879 |
9052 |
7242 |
Тарбагатайский |
3689 |
2693 |
3854 |
2891 |
3940 |
3254 |
3997 |
3078 |
4080 |
3203 |
4215 |
3372 |
Тункинский |
4706 |
3435 |
4819 |
3614 |
4907 |
4059 |
4962 |
3821 |
4970 |
3901 |
5134 |
4107 |
Хоринский |
3765 |
2748 |
3896 |
2922 |
3973 |
3339 |
4032 |
3105 |
4060 |
3187 |
4194 |
3355 |
г. Северобайкальск |
4287 |
3130 |
4334 |
4247 |
4348 |
3514 |
4329 |
3333 |
4228 |
3319 |
4368 |
3494 |
г. Улан-Удэ |
75039 |
54778 |
77629 |
58222 |
80648 |
64232 |
83022 |
63927 |
84116 |
66031 |
86892 |
69513 |
Республиканские учреждения |
|
|
|
7485 |
|
180 |
|
|
|
|
|
|
Всего |
188140 |
137342 |
194136 |
154491 |
198901 |
161163 |
202503 |
155927 |
204033 |
160166 |
210766 |
168613 |
Расчет динамики увеличения охвата детей дополнительным образованием произведен по официальным данным Росстата и актуального демографического прогноза количества численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Республики Бурятия в разрезе муниципальных образований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.