Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2019 г. N 03-05-06-03/51344
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) государственная пошлина - сбор, взимаемый с физических лиц и организаций, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сборы, как и налоги, - это конституционно допустимый платеж публичного характера, уплачиваемый в бюджет в силу обязанности, установленной законом; государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение уполномоченным органом соответствующих юридически значимых действий (Постановление от 28 февраля 2006 года N 2-П, Определения от 1 марта 2007 года N 326-О-П, от 16 декабря 2008 года N 1079-О-О и др.).
При определении конкретного размера государственной пошлины учитываются фактические затраты каждого органа власти по совершению юридически значимого действия.
Уплата государственной пошлины является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий вышеназванными органами, действующими в общественных интересах и реализующих свои государственно-властные функции.
Таким образом, государственная пошлина является сбором, который должен компенсировать затраты, связанные с совершением уполномоченными органами юридически значимых действий.
Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьями 333.20, 333.22 и 333.23 Налогового кодекса Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса.
Что касается уплаты имущественных налогов несовершеннолетними детьми, то согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 35, части 1 и 3 статьи 36) в Российской Федерации признается и защищается равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им; граждане вправе иметь в собственности землю, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, постановление от 31 мая 2005 г. N 6-П, определение от 16 апреля 2009 г. N 495-О-О), право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В развитие указанных выше конституционных норм статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено правило о несении собственником бремени содержания имущества, которое включает в себя, в том числе уплату установленных законодательством о налогах и сборах налогов (в частности, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 2008 г. N 5-П, определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N КАС08-648, решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2008 г. N ГКПИ08-1495). При этом указанные положения распространяются на всех собственников имущества вне зависимости от источников приобретения права собственности.
Предусмотренное статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации правило является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.
Налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу признаются физические лица, обладающие недвижимым имуществом на праве собственности, вне зависимости от возраста.
Таким образом, несовершеннолетние граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаются налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
На основании статьи 26 Налогового кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.
Согласно пункту 2 статьи 27 Налогового кодекса законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Так, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (статья 28 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (пункты 1 и 2 статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов в отношении этого имущества.
Согласно статьям 396 и 408 Налогового кодекса исчисление земельного налога и налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. При этом уплата налогов производится на основании налогового уведомления, которое направляется налоговыми органами каждому налогоплательщику.
Учитывая изложенное, физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц и земельного налога, обязаны уплачивать налог в отношении находящегося в их собственности имущества вне зависимости от их возраста.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Госпошлина компенсирует затраты, связанные с совершением уполномоченными органами юридически значимых действий.
Суды исходя из имущественного положения плательщика вправе освободить его от уплаты госпошлины либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату.
Как пояснил Минфин, несовершеннолетние граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаются плательщиками по налогу на имущество физлиц и земельному налогу.
Родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних исполняют обязанности по уплате налогов за них.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2019 г. N 03-05-06-03/51344
Текст письма опубликован не был