Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 14 августа 2019 г. N 298-р
(приложение N 1)
Концепция
создания новых мест дополнительного образования детей в Республике Коми на период 2020 - 2024 годов
1. Обоснование и потребности в реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей в Республике Коми.
В сфере дополнительного образования детей в 2018 - 2019 учебном году в Республике Коми функционирует 132 организации дополнительного образования. Вместе с тем наблюдается неравномерное распределение указанного количества организаций с преобладанием городских организаций. В частности, по отрасли "Образование" в республике функционирует 52 организации, из них только 18 в сельских районах, по отрасли "Культура" функционирует 41 организация, из них 11 в сельской местности, по отрасли "Физическая культура и спорт" функционирует 39 организаций, из них 7 - в сельской местности. Таким образом, из 132 учреждений дополнительного образования лишь 36 учреждений располагаются в сельской местности (27% всех учреждений).
Услугами дополнительного образования по отрасли "Образование" за 2018 год по данным мониторинга федерального статистического наблюдения в Республике Коми по форме N 1-ДО "Сведения об учреждениях дополнительного образования детей" было охвачено 62 005 детей (44,5% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет), из них в сельской местности 13 571 ребенок (9,75%). В организациях дополнительного образования действовало более 2,5 тыс. объединений, кружков и секций, подавляющее большинство из которых являются бесплатными (92,4%). В организациях отрасли "Культура" получали услуги дополнительного образования 9 478 детей, из них из сельской местности 1 479 детей, в организациях отрасли "Спорт" - 5 037 детей, из них из сельской местности 2 219 детей.
В сложившейся ситуации сельская местность оказывается в заведомо невыгодных условиях для организации досуга детей силами специализированных учреждений. Вместе с тем, компенсируя данный недостаток, именно общеобразовательная школа становится центром притяжения детей и подростков в сельских поселениях, предоставляя возможность не только обучаться по основным программам и изучать предметные дисциплины, но и возможность организовать досуг через кружки и секции на своей базе, реализовывать детям себя через сферу дополнительного образования.
Также по данным мониторинга федерального статистического наблюдения в Республике Коми по форме N 1-ДО "Сведения об учреждениях дополнительного образования детей" значительно снижен показатель охвата детей, обучающихся в организациях дополнительного образования 5 районов республики: МР "Печора" - 38,6%; МР "Корткеросский" - 28,7%; ГО "Вуктыл" - 30,8%; МР "Койгородский" - 51%, ГО "Сыктывкар" - 46%. В период с 2017 по 2019 годы в указанных районах фиксируется отрицательная динамика охвата детей дополнительным образованием (кроме ГО "Сыктывкар"). Сниженные показатели охвата в данных районах оказывают значительное влияние на снижение общереспубликанского показателя процента охвата детей услугами дополнительного образования.
Создание новых мест дополнительного образования в указанных районах планируется в следующих организациях дополнительного образования детей: МАУДО "Дом детского творчества" города Печора; МОДО "Центр дополнительного образования" села Койгородок, МОО "Районный центр дополнительного образования" села Корткерос (данные центры реализуют свою деятельность на базе общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций района); МБОУ ДО "Центр внешкольной работы" города Вуктыл, МБУ ДО "КДЮСШ" города Вуктыл, МАУ ДО "Дворец творчества детей и учащейся молодежи" города Сыктывкара.
С 2018 года в рамках реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" в Республике Коми запущена к реализации система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - система ПФДО), которая стала одним из механизмов повышения количества детей, охваченных дополнительным образованием, а также повышения доступности дополнительного образования, как в государственных и муниципальных образовательных организациях, так и в негосударственных (частных) образовательных организациях.
С внедрением системы ПФДО увеличился спрос на услуги дополнительного образования детей по программам технической и естественнонаучной направленности.
Обеспеченность объединений технической и естественнонаучной направленности организаций дополнительного образования детей оборудованием, инструментами и необходимыми расходными материалами составляет менее 50% от потребностей. Анализ программ дополнительного образования в сельских школах показывает, что только 6% детей занимаются техническим творчеством и 12% детей занимаются по программам естественнонаучной направленности. Таким образом, занятия по технической направленности (к примеру, изучение сельскохозяйственной техники для подростков) будет являться важным воспитательным моментом и профориентационным мероприятием. Необходимо вводить новые программы технической и естественнонаучной направленности, направленные на детей из сельской местности.
Значительная часть оборудования является изношенной, морально устаревшей, что сказывается на подготовке и участии детей в соревнованиях. Развитие дополнительного образования требует постоянного обновления оборудования, используемых технологий, повышения квалификации педагогических кадров.
Оценка ситуации и анализ факторов, влияющих на развитие дополнительного образования в Республике Коми, позволяют обозначить следующие проблемы:
несоответствие материально-технической базы большинства организаций дополнительного образования современным требованиям;
недостаток квалифицированных специалистов в области современных видов инженерно-технической деятельности;
недостаточная популяризация сферы технического творчества, отсутствие заинтересованности субъектов системы технического творчества в развитии;
недостаточность мест дополнительного образования детей в организация дополнительного образования.
Перечисленные проблемы свидетельствуют о необходимости введения новых мест дополнительного образования детей, реализации комплекса мероприятий, направленных на модернизацию дополнительного образования в районах Республики Коми: МР "Печора"; МР "Корткеросский"; ГО "Вуктыл"; МР "Койгородский"; ГО "Сыктывкар".
Цели и задачи Концепции создания новых мест дополнительного образования детей в Республике Коми на период 2020 - 2024 годов.
Цель: увеличение процента охвата детей от 5 до 18 лет техническим творчеством на территории Республики Коми в 2020 году до 16%; увеличение процента охвата детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием на территории Республики Коми до 80% к 2024 году.
Задачи:
создание единого "воспитательного, образовательного и развивающего пространства" путем интеграции основного общего образования и дополнительного образования;
создание "социального лифта" для детей из сельских местностей;
обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;
развитие инфраструктуры дополнительного образования детей;
увеличение количества детей, вовлеченных в научно-техническое и инженерное творчество.
На данный момент в Республике Коми проводится ряд мероприятий, которые способствуют увеличению показателя по охвату детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием.
Так, в 2017 году в рамках реализации приоритетного проекта Республики Коми "Доступное дополнительное образование для детей" открыт первый Детский технопарк "Кванториум", являющийся структурным подразделением ГАУДО РК "Республиканский центр дополнительного образования". В детском технопарке "Кванториум" реализуются 6 современных направлений дополнительного образования детей технической направленности:
Авиаквантум (управляемые и программируемые летательные аппараты);
Робоквантум (образовательная робототехника, программирование роботов, соревнования различных моделей роботов);
Дополненная и виртуальная реальность;
Биоквантум (биотехнологии);
Автоквантум (конструирование и разработка автотранспорта);
Энерджиквантум (альтернативная энергетика).
По программам технического творчества в детском технопарке обучаются около 800 детей в возрасте от 10 до 18 лет.
В 2019 году Республика Коми приступила к реализации Регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". Проект предполагает создание организаций дополнительного образования новых форматов, обладающих развитой инфраструктурой и ориентированных на реализацию образовательных программ повышенного уровня.
В 2019 году в Республике Коми в рамках реализации проекта будут созданы:
1. Центр развития ключевых компетенций детей при ВУЗе - Дом научной коллаборации имени В.А. Витязевой при ФГБОУ ВО "СГУ имени Питирима Сорокина".
2. Мобильный технопарк "Кванториум" при стационарном технопарке "Кванториум" ГАУДО РК "РЦДО".
3. Региональный центр развития и поддержки одаренных детей "Талант и успех" при ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова.
4. Центр цифрового и технического творчества "IT-куб".
В 2019 году Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми приняло участие в грантовых конкурсах Министерства просвещения Российской Федерации на выделение субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание мобильных "Кванториумов" и стационарных детских технопарков "Кванториум". По результатам конкурса Республика Коми в 2020 году будет реализовывать ряд мероприятий по созданию стационарного детского технопарка "Кванториум" в городе Ухта, а также по созданию второго мобильного детского технопарка в городе Ухта.
С учетом реализации мероприятий планируется увеличение охвата детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием к 2024 году до уровня 80% как в районах, в которых планируется создание новых мест дополнительного образования, так и в целом по республике.
2. Описание предполагаемых организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, в которых будут создаваться новые места дополнительного образования детей.
Сведения
об организациях, на базе которых планируется создание новых мест дополнительного образования детей в Республике Коми
N |
Наименование организации, на базе которой создаются новые места |
Площадь помещений, используемых под реализацию ДО |
Техническое состояние |
Информация о собственнике |
Территориальная доступность для населения |
1. |
МОДО "Центр дополнительного образования" с. Койгородок (помещения - МБОУ "СОШ с. Койгородок") |
60 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
2. |
МОДО "Центр дополнительного образования" с. Койгородок (помещения - МБОУ "СОШ пст Подзь") |
50 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
3. |
МОДО "Центр дополнительного образования" с. Койгородок (помещения - МБОУ "СОШ пст Кажым") |
50 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
4. |
МОДО "Центр дополнительного образования" с. Койгородок (помещения - МБДОУ "Детский сад" пст Подзь) |
50 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
5. |
МОДО "Центр дополнительного образования" с. Койгородок (помещения - МБДОУ "Детский сад" пст Кажым) |
50 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
6. |
МОДО "Центр дополнительного образования" с. Койгородок (помещения - МБДОУ "Детский сад N 1" с. Койгородок) |
50 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
7. |
МОДО "Центр дополнительного образования" с. Койгородок (помещения - МАДОУ "Детский сад N 2 общеразвивающего вида" с. Койгородок) |
50 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
8. |
МОО "Районный центр дополнительного образования" с. Корткерос (площади - МОУ "СОШ" с. Нившера) |
186 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
9. |
МОО "Районный центр дополнительного образования" с. Корткерос (площади - МОУ "СОШ" с. Богородск) |
55 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
10. |
МОО "Районный центр дополнительного образования" с. Корткерос (площади - МОУ "СОШ" с. Подъельск) |
40 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
11. |
МОО "Районный центр дополнительного образования" с. Корткерос (площади - МОУ "Сторожевская СОШ") |
500 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
12. |
МОО "Районный центр дополнительного образования" с. Корткерос (площади - МОУ "СОШ" п. Аджером) |
220 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
13. |
МАУДО "Дом детского творчества" г. Печора |
1975 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
14. |
МБОУ ДО "Центр внешкольной работы" г. Вуктыл |
2005 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
15. |
МБУ ДО "КДЮСШ" г. Вуктыл |
2000 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
16. |
МАУ ДО "Дворец творчества детей и учащейся молодежи" г. Сыктывкар |
600 кв. м |
Требуется текущий ремонт |
Муниципальная собственность |
Высокая транспортная и пешеходная доступность |
3. Неотъемлемой частью Концепции являются следующие приложения:
приложение 1 "Таблица индикаторов по созданию новых мест дополнительного образования детей в Республике Коми";
приложение 2 "Ранжированный по приоритетности перечень новых мест дополнительного образования детей в Республике Коми";
приложение 3 "Расчет на 2019 - 2024 годы динамики увеличения охвата детей дополнительным образованием с учетом актуального демографического прогноза в разрезе муниципальных образований, с учетом мероприятия по созданию новых мест дополнительного образования детей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.