Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2019 г. N 49-АПА19-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Каримова Урала Мидхатовича и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 марта 2019 года, которым удовлетворено частично административное исковое заявление Каримова У.М. о признании недействующими пункта 1885 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557, пункта 7524 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007 и пункта 1979 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Каримова У.М. - Губвайдуллина Д.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трухмаевой Е.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год.
В пункты 1885 Перечня на 2015 год, 7524 Перечня на 2017 год и 1979 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ...
Каримов У.М., являясь собственником данного здания, обратился с в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском о признании недействующим названных выше пунктов Перечней на 2015, 2017, 2018 годы, указывая, что нежилое здание с кадастровым номером ... не обладает предусмотренными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в указанные перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 марта 2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Пункт 1979 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732, признан не действующим с момента принятия приказа. В удовлетворении остальных требований отказано.
В апелляционной жалобе Каримовым У.М. поставлен вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими пункта 1885 Перечня на 2015 год и пункта 7524 Перечня на 2017 год, принятии в этой части нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит решение суда в части признания недействующим пункта 1979 Перечня на 2018 год отменить, принятии в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса перечень, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, к которым отнесены в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).
Как усматривается из материалов дела здание с кадастровым номером ... включено в оспариваемые пункты перечней на 2015 год, 2017 год и 2018 год исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что на момент утверждения Перечней на 2015 и 2017 годы земельный участок с кадастровым номером ..., на котором располагалось здание с кадастровым номером ... имел вид разрешенного использования "для эксплуатации автокомплекса, офиса, магазина, под производство", предусматривающий размещение на нем офисных и торговых объектов, поскольку в полной мере соответствует видам разрешенного использования 1.2.5 "размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", 1.2.7 "размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения" Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, и виду разрешенного использования под кодом 4.4. "магазины" Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, позволяющий размещать на нем объекты капитального строительства, предназначенные для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м. Данное обстоятельство в силу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в оспариваемые пункты Перечней на 2015 и 2017 годы.
Довод Каримова У.М. о том, что вид разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации автокомплекса, офиса, магазина, под производство" допускает размещение на нем только здания смешанного назначения, которое не могло быть признано объектом недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая требования административного истца о признании недействующим пункта 1979 Перечня на 2018 год, суд установил, что на основании решения Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15 ноября 2017 года N 1838рз вид разрешенного использования земельного участка ... изменен на "производственная деятельность, деловое управление, склады", не предусматривающий размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а так же торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Доводы административного ответчика о возможности включения здания в Перечень по данному виду разрешенного использования правильно отклонены судом, поскольку в соответствии с кодом 4.1 указанного выше Классификатора вид разрешенного использования "деловое управление" предусматривает использовать земельный участок для размещения объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершений сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности), а в соответствии с кодом 6.9 "склады" разрешается размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
С учетом изложенного выше, а также принимая во внимание, что мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования не проводились, само здание не предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, суд обоснованно пришел к выводу о признании пункта 1979 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732, недействующим.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Каримова Урала Мидхатовича и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2019 г. N 49-АПА19-16
Текст определения опубликован не был