Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 15 августа 2019 г. N 213-р
Описание
создаваемого центра "Дом научной коллаборации"
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра "Дом научной коллаборации" и планируемые результаты
Одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации перед системой образования для достижения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, является создание условий для повышения качества образования детей и молодежи путем реализации востребованных дополнительных образовательных программ. Создание ключевого центра дополнительного образования детей "Дом научной коллаборации" (далее - ДНК) позволит решить поставленную задачу на территории Республики Адыгея.
В связи с возрастающей потребностью экономики Республики Адыгея в инновационных инженерно-технических кадрах, креативно мыслящих молодых специалистах актуальным становится создание центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы по подготовке кадров для развития современных компетенций; использование сетевой формы взаимодействия с образовательными организациями региона при создании условий для непрерывного образования. Особую актуальность для Республики Адыгея представляет проект "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Основные цели ДНК в Республике Адыгея:
1) развитие у обучающихся метапредметных компетенций научно-исследовательской деятельности в процессе межкультурного взаимодействия и решения социально-значимых задач;
2) развитие современных компетенций у обучающихся, студентов, сотрудников образовательных организаций, социальных партнеров посредством оказаний им образовательных услуг с использованием современных методов и технологий развития современных компетенций;
3) разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии промышленных и бизнес-партнеров, что обеспечит преемственность программ дополнительного образования и программ профессионального и высшего образования;
4) развитие современных компетенций у сотрудников организаций дополнительного образования, организаций профессионального и высшего образования посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методик, в том числе дистанционного образования.
Задачи ДНК в Республике Адыгея:
1) выявление и поддержка детей в возрасте от 5 до 18 лет, проявляющих интерес к инновационному техническому творчеству;
2) создание практико-ориентированной научно-образовательной среды и площадки для освоения современных компетенций обучающихся и преподавателей образовательных организаций общего, профессионального и дополнительного образования детей;
3) развитие кружкового и олимпиадного движения при участии ведущих предприятий Республики Адыгея и Российской Федерации по следующим образовательным областям: математика, физика, информатика, биология, химия и др., в том числе организация профильных олимпиад, кейсовых чемпионатов, хакатонов, командных турниров и конкурсов проектов;
4) организация мероприятий по профессиональной ориентации детей в технической и естественно-научной сфере;
5) разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии (в сотрудничестве) международных и российских компаний;
6) формирование у детей изобретательского, креативного, критического и продуктового мышления с целью подготовки будущих кадров для отраслей по соответствующим приоритетным направлениям развития Российской Федерации;
7) профессиональная ориентация подростков на социально значимые и актуальные для экономики региона профессии.
Ресурсы ДНК планируется использовать в качестве одного из инструментов подготовки и отбора мотивированных абитуриентов организаций профессионального и высшего образования республики.
ДНК в Республике Адыгея планируется создать в форме структурного подразделения ведущего вуза республики - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Адыгейский государственный университет" (далее - АГУ), который является партнером федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Южный федеральный университет" (далее - ЮФУ) на основании Договора о сотрудничестве от 20 декабря 2018 года.
В регионе ведется активная работа по реализации федеральных и международных проектов в области образования, а также имеется большой опыт образовательной' и научной работы, проводимой коллективом АГУ. Консолидация усилий по развитию непрерывного образования и дополнительного образования детей возможна на площадке создаваемого ДНК и позволит организовать системную работу по использованию высококвалифицированного кадрового потенциала АГУ для реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также реализации дополнительных программ, отвечающих приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации.
Создание в республике ДНК как структурного подразделения АГУ позволит добавить важные недостающие элементы в систему дополнительного образования, а также повысить доступность современных технологий для школьников. Эта система будет включать в себя общеобразовательные организации - опорные школы, организации дополнительного образования (Республиканскую естественно-математическую школу, Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея, республиканский центр цифрового образования "1Т-куб" и др.), ведущие научно-образовательные центры республики (Адыгейский государственный университет, Региональный научно-образовательный математический центр Адыгейского государственного университета - "Кавказский математический центр"). Отдельные элементы этой модели функционируют в Республике Адыгея уже сегодня.
Ожидаемые результаты и социальные эффекты от создания ДНК:
1) для Республики Адыгея:
увеличение охвата детей программами дополнительного образования на 5%;
подготовка профессиональных кадров для экономики Республики Адыгея, 25 человек ежегодно;
включенность приоритетных направлений развития России и Республики Адыгея в систему профориентации детей и подростков;
2) для детей и родителей:
формирование современных сквозных компетенций, актуальных для специалистов XXI века;
расширение возможностей для ранней профориентации ребенка;
подготовка абитуриентов к поступлению в вузы и формирование навыков, необходимых для обучения в вузах;
3) для организации реального сектора экономики:
подготовка абитуриентов по профессиональным квалификациям, отвечающим запросам потенциальных работодателей и их потребностям в современных кадрах;
создание и реализация образовательных модулей под опережающие модели кадровой политики предприятий;
4) для АГУ:
выявление, подготовка и мотивация лучших учеников для получения высшего образования в университете;
совершенствование инфраструктурного потенциала АГУ и повышение эффективности его использования;
обеспечение условий для ежегодного прохождения не менее 25 студентами АГУ, аспирантами, молодыми специалистами практики и отработки профессиональных навыков в работе с детьми;
интеграция приоритетных направлений образовательной, исследовательской и инновационной деятельности в систему профессионального определения детей и подростков;
5) для системы образования Республики Адыгея:
обновление содержания и технологий преподавания учебных предметов путем профессиональной переподготовки педагогических кадров;
развитие модели непрерывного образования;
обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета "Технология" и "Биология".
2. Данные об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, на базе которой планируется создание ДНК
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Адыгейский государственный университет" (http://www.adygnet.ru/), образованное в 1940 году, - один из старейших, но при этом и один из наиболее динамично развивающихся вузов Юга России, является ведущим учебным и исследовательским центром Республики Адыгея. В соответствии с миссией университета АГУ позиционирует себя, как главный образовательный, культурный, научный и интеллектуальный центр Республики Адыгея, призванный выполнять миссию развития всех уровней образования, ориентированного на социально-экономическое развитие региона, в интересах личности, общества и государства.
АГУ занимает ведущие позиции в системе подготовки кадров для Республики Адыгея. При разработке образовательных программ АГУ исходит, прежде всего, из потребностей региональной экономики.
Образовательную деятельность по реализации программ среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального образования в АГУ осуществляют 3 института, 14 факультетов, 53 кафедры и колледж.
Осуществляется, подготовка кадров по 22 укрупненным группам специальностей и направлений бакалавриата, специалитета и магистратуры, а также по 18 специальностям профессионального образования. АГУ реализует 93 образовательные программы высшего образования и более 30 программ дополнительного профессионального образования.
Сотрудничество АГУ с ЮФУ в рамках Договора о сотрудничестве от 20 декабря 2018 года позволяет использовать кадровый и научный потенциал ЮФУ для совместной реализации образовательных программ, научных исследований в области математики, информационных технологий, биологии, химии, генетики, социологии, психологии, педагогики, осуществления академической мобильности студентов и преподавателей.
Научно-образовательная деятельность ведется в научных подразделениях, оснащенных современной техникой и оборудованием. Совместно с предприятиями, научными и образовательными организациями республики и других субъектов Южного федерального округа созданы базовые кафедры, функционируют базовые кафедры Южного научного центра Российской академии наук, научные лаборатории физиологии развития ребенка, биоэкологического мониторинга беспозвоночных животных Адыгеи, иммуногенетическая лаборатория, лаборатория нутрициологии и экологии, лаборатория этнокультурных проблем, центр интеллектуальных геоинформационных технологий. Развитию научно-исследовательской работы в АГУ способствуют следующие научные подразделения: Научно-исследовательский институт комплексных проблем, Кавказский математический центр, Центр робототехники, Центр космических услуг, Ботанический сад, Адыгейский научный центр Российской академии образования в Южном федеральном округе. В АГУ ведутся научные исследования и разработки по следующим отраслям науки: физико-математические, биологические, технические, исторические, экономические, философские, педагогические, филологические. В том числе в сфере интересов ученых АГУ находятся такие области исследований как: энергосбережение, альтернативные источники энергии, робототехника, информационные технологии, технологии анализа данных и прочее.
Важное место в научно-образовательной деятельности АГУ занимает Кавказский математический центр, который является структурным подразделением АГУ и ориентирован в своей деятельности на повышение уровня исследований в области математики и качества всех уровней математического образования в Республике Адыгея и регионах Юга России. Научной командой Кавказского математического центра руководит федеральный профессор Райгородский А. М. (Московский физико-технический институт, г. Москва).
Основными направлениями деятельности Кавказского математического центра являются:
1) развитие научных исследований в области математики в АГУ;
2) модернизация университетских образовательных программ;
3) содействие развитию системы поиска и поддержки математически одаренных детей в Республике Адыгея и регионах Юга России;
4) взаимодействие с системой общего образования Республики Адыгея и регионов Юга России;
5) популяризация математики среди детей и взрослых в Республике Адыгея и регионах Юга России;
6) разработка информационных и дистанционных технологий для преподавания математики;
7) развитие сотрудничества в области математики и математического образования с ведущими научными центрами России и зарубежных стран, региональными научно-образовательными математическими центрами Минобрнауки России и университетами Юга России;
8) разработка (совместно с Математическим институтом им. В. А. Стеклова Российской академии наук и Московским физико-техническим институтом) концепции и программ популяризации математики для регионов Российской Федерации и региональных научно-образовательных математических центров Минобрнауки России.
В работе Кавказского математического центра принимают участие преподаватели и сотрудники факультета математики и компьютерных наук АГУ. На его базе проходит большое количество разнообразных мероприятий для школьников, студентов, учителей: всероссийские и международные конференции ("Математический талант и математическое образование", "Осенние математические чтения в Адыгее", "Экстремальная комбинаторика и дискретная геометрия"); научные мероприятия в формате Workshop ("Интегрируемые системы"); встречи и обсуждения в Математической гостиной; лекции и круглые столы для учителей математики, которые проводят ведущие сотрудники Московского центра непрерывного математического образования, представители научно-образовательных математических центров и специализированных математических школ, педагоги Адыгеи и Кубани; Математический фестиваль, который включает в себя мини-лекции ведущих популяризаторов математики и работу интерактивных площадок, на которых школьники могут посмотреть научные фильмы в математическом кинотеатре, порешать головоломки, сложить непериодический паркет, побродить по лабиринту, поворачивая только направо, построить самоопирающуюся конструкцию, проверить свои знания в топологии, математических боях и игре "Завоевание". В конференциях, проводимых ежегодно, принимают очное участие около 150 человек из 35 университетов страны, в том числе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского физико-технического института, Казанского (Приволжского) федерального университета, Северного (Арктического) федерального университета, Южного федерального университета.
Наработан богатый опыт работы с талантливыми и одаренными детьми. Педагоги факультета математики и компьютерных наук, инженерно-физического факультета, факультета естествознания АГУ реализуют программы дополнительного образования в Республиканской естественно-математической школе, которая стала движущей силой математического и естественно-научного образования в республике. На сегодняшний день школа насчитывает тысячи выпускников не только в России, но и в разных уголках мира, и сформировала сильную профессиональную репутацию в математическом педагогическом сообществе.
Благодаря партнерским связям АГУ с ведущими научно-образовательными центрами России для школьников и педагогов реализуются образовательные программы, проводятся олимпиады, конкурсы и другие мероприятия, в том числе с использованием цифровых образовательных технологий:
1) лекции и вебинары совместно с Физтех-школой прикладной математики и информатики и Лабораторией по работе с одаренными школьниками Московского физико-технического института;
2) астрономические фестивали совместно с ведущими научными сотрудниками Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук;
3) онлайн-игры и онлайн-конкурсы совместно с Ярославским центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании;
4) онлайн-лекции по математике и информатике ведущих ученых Кавказского математического центра;
5) научно-популярные лекции преподавателей Республиканской естественно-математической школы.
АГУ активно участвует в решении задач, обозначенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Национальной технологической инициативе.
С 2019 года Республика Адыгея участвует в реализации регионального трека Всероссийского конкурса научно-технологических проектов для школьников "Большие вызовы". В 2019 году преподаватели АГУ выступали в качестве экспертов конкурса по направлениям "Беспилотный транспорт и логистические системы", "Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность", "Агропромышленные и биотехнологии", "Генетика, персонализированная и прогностическая медицина", "Умный город".
Руководитель Кавказского математического центра Райгородский A.M. курирует направление "Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность" в рамках июльской проектной смены "Большие вызовы", которая ежегодно проводится в Образовательном центре "Сириус".
Ректор АГУ Мамий Д.К. является руководителем ноябрьской математической образовательной программы, ежегодно реализуемой на базе Образовательного центра "Сириус" для 200 детей из 15 регионов Юга России. Педагогический состав, реализующий данную программу, более чем наполовину состоит из преподавателей и сотрудников АГУ.
Сотрудники АГУ активно участвуют в программах повышения квалификации, реализуемых ведущими учебно-научными центрами России. В частности, преподаватели факультета математики и компьютерных наук АГУ Резников А.В. и Бойченко СЕ. в 2018 году прошли всероссийский конкурсный отбор, получили право на участие и успешно освоили программу профессиональной переподготовки
педагогических и управленческих кадров для реализации программ выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Образовательном Фонде "Талант и успех" в объеме 504 часа.
АГУ активно сотрудничает с ведущими высокотехнологичными компаниями. В декабре 2018 года Южный федеральный университет, Московский физико-технический институт, Южный научный центр Российской академии наук, Адыгейский государственный университет и компании ITV AxxonSoft и Тинькофф-банк подписали соглашение о создании научно-образовательного сетевого консорциума в области фундаментальной и прикладной математики. Кроме того, на базе АГУ создан удаленный офис компании ITV AxxonSoft, которая является одной из ведущих российских компаний-разработчиков программного обеспечения для систем безопасности и видеонаблюдения.
В 2017 году на кафедре прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности создана лаборатория робототехники, работают кружки для школьников и студентов по олимпиадному программированию и робототехнике. Студенческая команда факультета математики и компьютерных наук неоднократно (в том числе и в 2018-2019 учебном году) становилась участником полуфинала студенческого чемпионата мира по программированию.
В АГУ работает коллектив ученых, признанных не только в Российской Федерации, но и за рубежом.
Кадровый состав
Адыгейского государственного университета по данным мониторинга вузов
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Значение показателя |
Удельный вес НПР, имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности НПР |
% |
75,13 |
Удельный вес НПР, имеющих ученую степень доктора наук, в общей численности НПР |
% |
15,97 |
Удельный вес НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в общей численности НПР образовательной организации (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) |
% |
90,36 |
Число НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов |
ед. |
5,77 |
Доля штатных работников ШДС в общей численности ППС |
% |
64,04 |
Научные исследования, проводимые коллективом сотрудников АГУ, соответствуют направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642, и реализуют следующие направления: переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта; переход к экологически чистой и ресурсосберегающей ' энергетике; переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных); переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания; противодействие биогенным и социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму; возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.
Научные исследования проводятся в рамках 10 научных школ и 35 научных направлений на 51 кафедре, а также в Научно-исследовательском институте комплексных проблем, включающем 5 научных центров, 1 отдел, 11 лабораторий, 3 музея, Ботанический сад.
Профессорско-преподавательским составом совместно со студентами и аспирантами АГУ в 2018 году выполнялось 55 научно-исследовательских работ: проведение научно-исследовательских работ в интересах Департаментов Минобрнауки России - 1 проект; по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации - 1 проект; на средства фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (Российского фонда фундаментальных исследований) - 1 проект, на средства субъектов Российской Федерации, местных бюджетов - 5 проектов, на средства зарубежных контрактов и грантов - 22 проекта, хозяйственные договоры с организациями - 5 проектов, за счет спонсоров и собственных средств АГУ - 20 проектов.
Приказом Минобрнауки Адыгеи от 14.12.2017 N 1709 пять образовательных организаций, реализующих инновационные проекты (программы), признаны республиканскими инновационными площадками по следующим темам:
1) "Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" - МКОУ "Школа для детей с ОВЗ" города Майкопа;
2) "Психолого-педагогическое сопровождение подготовки детей с РАС к обучению в школе" - МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида N 26" города Майкопа;
3) "Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с РАС в условиях ДОО" - МБДОУ N 18 "Специальный коррекционный детский сад для воспитанников с ОВЗ" города Майкопа;
4) "Социализация личности в условиях информационно-коммуникационных и компьютерных технологий образовательной организации" - МБОУ средняя общеобразовательная школа N 16 поселка Тульский Майкопского района;
5) "Реализация > образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в сельской местности" - МБОУ "Гимназия N 1" Красногвардейского района.
Сроки реализации проектов (программ) с января 2018 года по октябрь 2020 года.
Научные исследования, проводимые коллективом сотрудников АГУ, направлены на решение задач социально-экономического развития Республики Адыгея, определенных федеральными и региональными нормативно-правовыми актами. Среди них:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе".
2. Закон Республики Адыгея от 23.11.2009 N 300 "О стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года".
3. Государственная программа Республики Адыгея "Развитие информатизации" на 2014 - 2020 годы.
4. Государственная программа Республики Адыгея "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" на 2014 - 2020 годы. Подпрограммы:
- "Обеспечение экологической безопасности";
- "Сохранение биологического разнообразия, обеспечение охраны и развитие особо охраняемых природных территорий республиканского значения";
- "Совершенствование системы обеспечения защищенности населения Республики Адыгея и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод";
- "Обеспечение радиационной безопасности";
- "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов".
5. Государственная программа Республики Адыгея "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на 2014 - 2020 годы. Подпрограммы:
- "Обеспечение защиты населения, территорий, объектов жизнеобеспечения населения и критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера";
- "Обеспечение пожарной безопасности".
В рамках научно-образовательного комплекса "школа-вуз" в АГУ реализуется проект "Город научных открытий "Наукоград". Главная цель проекта: выявление и поддержка талантливой молодежи, ориентированной на науку и знания; вовлечение ее в проектно-ориентированную и инновационную деятельность, актуальную для региона; формирование кадрового резерва для республики.
АГУ стал лауреатом Всероссийского конкурса и включен в реестр "100 лучших предприятий России" с получением сертификата соответствия требованиям международных норм и российского законодательства по качеству и надежности производимых товаров и услуг. Признано, что "организация... обладает высокой эффективностью оказываемых образовательных услуг". Срок действия сертификата с 16 ноября 2018 года по 15 ноября 2021 года.
АГУ является базой для регулярного проведения научных и общественно-значимых мероприятий различного уровня. Активная студенческая жизнь АГУ объединяет молодежь Республики Адыгея, а также других субъектов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, обучающуюся в АГУ.
Несмотря на значительные успехи в области работы с одаренными детьми и молодежью, наличие высококвалифицированных преподавателей, в Республике Адыгея в настоящее время существует потребность в создании образовательных программ и форм обучения, использующих последние достижения науки, современного дорогостоящего высокотехнологичного оборудования.
Накопленный в АГУ опыт научно-образовательной деятельности является основой для организации на его базе ДНК, который позволит существенно повысить эффективность существующей системы образования в регионе.
АГУ располагает пятью учебными корпусами и постоянно наращивает свои учебно-лабораторные площади. В последние годы в АГУ создана современная инфраструктура, включающая следующие объекты:
1) здание научной библиотеки (построено в 2010 году);
2) два учебных корпуса с современными аудиториями и конференц-залами (открыты в 2010 и в 2015 годах);
3) реконструированное студенческое общежитие с офисом и аудиториями международного факультета (открыто в 2015 году);
4) реконструированная студенческая поликлиника (открыта в 2015
году);
5) дворец спорта "Якуб Коблев" (открыт в 2015 году);
6) гостиничный комплекс с современным конференц-залом, общежитием для иностранных студентов и 9 гостевыми номерами класса "Люкс" для приглашаемых специалистов (открыт в 2015 году);
7) бассейн "Акуанда" для студентов, преподавателей и сотрудников (открыт в 2014 году);
8) столовая (открыта в 2016 году).
Созданная в последние годы в АГУ инфраструктура позволяет организовывать и проводить конференции и научно-образовательные форумы любого уровня. Вся инфраструктура может быть использована для ДНК без дополнительных затрат. АГУ готов предоставить для функционирования ДНК учебные площади и соответствующее оборудование высокого качества, а также обеспечить учебный процесс научно-педагогическими кадрами высокого уровня квалификации.
Для обучающихся ДНК АГУ гарантирует бесплатный доступ к объектам инфраструктуры, находящимся в соседних корпусах АГУ (компьютерные классы, библиотека, электронная библиотека, читальные залы, аудитории для потоковых лекций, спортивный зал, бассейн, столовая и др.).
Локация объектов АГУ в городе очень удобна для детей, студентов и преподавателей. Все корпуса расположены в центре города, в шаговой доступности друг от друга и от транспортной инфраструктуры.
Для создания ДНК выделяются помещения общей площадью 436,0 кв. м. в здании нового учебного корпуса АГУ по адресу: Республика Адыгея, город Майкоп, улица Жуковского, дом 15.
Помещения находятся в хорошем техническом состоянии, капитального ремонта не требуется. Здание находится в собственности Российской Федерации в оперативном управлении АГУ.
3. Опыт Республики Адыгея в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
В Республике Адыгея имеется опыт по реализации различных образовательных проектов, установлены прочные рабочие контакты с ведущими российскими центрами математической науки, включая Московский физико-технический институт, Математический институт им. В. А. Стеклова Российской академии наук, Специальную астрофизическую обсерваторию Российской академии наук, Московский центр непрерывного математического образования, Образовательный центр "Сириус", Всероссийский детский центр "Орленок", а также с научными региональными центрами России, прежде всего Южного и Северо-Кавказских федеральных округов.
Из федеральных проектов можно отметить следующие:
1) руководство математическими образовательными программами и сменами для одаренных детей России в Образовательном центре "Сириус" (с 2015 года);
2) лидерство среди субъектов Российской Федерации по доле присутствия школьников по программам направления "Наука" в Образовательном центре "Сириус" (отчет центра "Сириус", 2016);
3) руководство ' проектами "Всероссийская смена "Юный математик" " (с 2005 года) и "Южный математический турнир" (с 2006 года) во Всероссийском детском центре "Орленок";
4) создание по итогам конкурсного отбора Министерства образования и науки Российской Федерации на базе Адыгейского государственного университета Регионального научно-образовательного математического центра - "Кавказский математический центр" в партнерстве с Московским физико-техническим институтом, одна из задач которого - содействие развитию системы поиска и поддержки математически одаренных детей и популяризация математики среди детей и взрослых (2017);
5) Всероссийская научно-практическая конференция "Университеты в системе поиска и поддержки математически одаренных детей и молодежи" (Майкоп, 2015);
6) Всероссийская научная конференция "Математический талант и математическое образование" (Майкоп, 2018).
В соответствии с соглашением с Образовательным Фондом "Талант и успех" в 2018-2019 учебном году обучающиеся 5-11 классов школ республики приняли участие в региональном этапе Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы", в том числе по направлениям, связанным с IT-технологиями: "Беспилотный транспорт и логистические системы", "Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность", "Умный город".
С 2017 года Республика Адыгея принимает активное участие в движении "Молодые профессионалы" (Worldskills Russia). Ежегодно в республике проводятся региональные чемпионаты по компетенциям блока "Информационные и коммуникационные технологии": сетевое и системное администрирование, программные решения для бизнеса, Web-разработка; интернет-маркетинг (компетенция с 2019 года).
Также школьники Адыгеи активно участвуют в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс". В чемпионате "Абилимпикс-2017" школьник Адыгеи занял 2 место по компетенции "Информационная безопасность". По результатам участия в региональном этапе чемпионата "Абилимпикс-2019" воспитанники республиканского Центра дистанционного образования детей-инвалидов заняли все призовые места в компетенции "WEB-дизайн", а победитель - в ноябре 2019 года будет представлять Адыгею в финале чемпионата.
Республика Адыгея активно участвует в реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы:
1) 2016 - 2019 годы - содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях;
2) 2018 - 2019 годы - создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
3) 2017 году - развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества;
4) 2018 год - повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов.
С 2019 года реализуется региональный проект "Цифровая образовательная среда Республики Адыгея" в рамках национального проекта "Образование".
В 2019 году по итогам отбора субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета Республика Адыгея получила субсидии на реализацию 6 мероприятий в рамках федеральных проектов национального проекта "Образование":
1) "Успех каждого ребенка": создание центра поддержки и выявления детей; создание новых мест дополнительного образования детей; создание детских технопарков "Кванториум";
2) "Учитель будущего": создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и аккредитационных центров системы образования;
3) "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования): создание центров опережающей профессиональной подготовки СПО. Поддержка МТБ в учреждениях СПО;
4) "Современная школа": поддержка образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из международных проектов можно отметить следующие:
1) подготовка докладов и участие в экспертных дискуссиях по опыту Адыгеи в создании и развитии системы работы с юными талантами на международных конференциях и съездах (с 2004 года);
2) участие в конгрессах по математическому образованию (Копенгаген, 2004; Монтеррей, 2008; Сеул, 2012; Гамбург, 2016);
3) участие в конференции "Mathematical Creativity and Giftedness (Математическое творчество и одаренность)" (Рига, 2010; Пуссан, Южная Корея, 2012) и соответствующей международной научно-исследовательской команде;
4) участие в проведении Летних конференций международного математического Турнира городов (Республика Адыгея, Майкопский район, ст. Даховская, с 2015 года);
5) проведение Международной олимпиады школьников "Кавказская математическая олимпиада" (Образовательный центр "Сириус", Сочи, 2015; Майкоп, 2017, 2018, 2019). Участники - школьники из всех регионов
Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также из 10 зарубежных стран.
4. Дополнительная информация
В рамках государственной программы Республики Адыгея "Развитие образования" на 2014 - 2025 годы при финансовой поддержке Министерства образования и науки Республика Адыгея в АГУ большое внимание уделяется внедрению передовых информационных технологий, а также проведению исследований в области информационно-коммуникационных технологий в отраслях робототехники и других высокотехнологичных и наукоемких направлений.
В рамках направления "Геоинформационная поддержка сбалансированного развития Республики Адыгея" (реализуется преподавателями
факультета естествознания, инженерно-физического факультета, сотрудниками НИИ комплексных проблем АГУ) разработаны:
1) ГИС кадастра туристских ресурсов Адыгеи для поддержки сбалансированного и экономически целесообразного развития отрасли туризма в Адыгее;
2) ГИС для инвентаризации, исследования и конструирования репрезентативного природного экологического каркаса Адыгеи в целях поддержки экологически сбалансированного землепользования в регионе;
3) ГИС малого сельхозпредприятия для планирования и автоматизированного управления экологически сбалансированным землепользованием;
4) ГИС "Кадастровая оценка туристско-рекреационных ресурсов ландшафтов горного региона (на примере Республики Адыгея)";
5) базовый модуль автоматизированной системы принятия решений по оптимизации режима функционирования гидротехнического узла на основе среднесрочного прогнозирования времени наступления и величины экстремальных и меженных уровней воды в верхнем бьефе;
6) методология создания структурно подобной геодинамической модели территории и идентификации очагов потенциальной сейсмической опасности для точечного прогнозирования землетрясений;
7) модуль базы знаний выделения структурных линий рельефа ГИСНИ построения и анализа структурной 3D модели геометрической поверхности рельефа;
8) методология инвентаризации и оценки репрезентативного природного экологического каркаса антропогенезированной территории и способов его реконструкции.
В настоящее время разрабатываются:
1) научно-образовательный геопортал Адыгеи на платформе НПК "РЕКОД" для обеспечения базовой геопространственной топографической и тематической информацией с применением данных зондирования Земли научно-практические разработки научных работников, аспирантов и студентов Адыгеи и других регионов;
2) ГИС Адыгеи "Биоразнообразие" с базой координированных данных по растениям и животным, подлежащим охране, по материалам Красной книги Республики Адыгея совместно с лабораторией биоразнообразия НИИ комплексных проблем АГУ.
В рамках развития приоритетных направлений и критических технологий федерального уровня по направлению "Энергетика и энергосбережение" (реализуется преподавателями инженерно-физического факультета) проводится формирование теоретико-методической базы и разработка методов определения экономической эффективности использования возобновляемых энергетических ресурсов, комплексного использования возобновляемых и традиционных источников энергии; разработка практических рекомендаций по повышению эффективности развития и размещения возобновляемых источников энергии в структуре энергетического хозяйства Республики Адыгея; исследования по освоению и использованию местных энергетических ресурсов (гидроэнергетика малых рек, небольшие месторождения углеводородных топлив и др.), а также использованию других, в первую очередь, возобновляемых энергетических ресурсов (солнечная, ветровая, геотермальная энергия, энергия биомассы) для обеспечения сбалансированного решения задач социально-экономического развития и сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Результаты проведения исследований связаны с созданием технологии развития энергетики региона и решения проблемы энергонезависимости.
Учеными АГУ разрабатывается расширенный методико-методологический инструментарий исследования современных этносоциальных процессов для предупреждения и регулирования межэтнической напряженности в полиэтничном регионе (реализуется преподавателями кафедры философии и социологии, сотрудниками НИИ комплексных проблем АГУ). По данному направлению АГУ выиграл грант Российского научного фонда по проекту "Этносоциальные процессы и межэтническая напряженность на Юге России: совершенствование аналитического инструментария и способов регулирования". На базе лаборатории этнокультурных проблем НИИ комплексных проблем АГУ в ходе реализации проекта, поддержанного Российским научным фондом, разработан методический, методологический и аналитический инструментарий, предложены эффективные пути регулирования этносоциальных процессов и межэтнической напряженности в регионах, апробированы новые междисциплинарные (социологические, социально-психологические и психофизиологические) методы оценки этносоциальных процессов, определения уровня толерантности в обществе, показаны механизмы решения проблем внутренней и внешней миграции и их последствий, противодействия социокультурным деформациям, радикализму и экстремизму, а также иным угрозам и рискам для общества. Определен характер взаимосвязи между психологической и межэтнической напряженностью молодежи в обществе. Разработана модель формирования конфликтологической ситуации в полиэтнической и молодежной среде региона.
В иммуногенетической лаборатории НИИ комплексных проблем АГУ (совместно с преподавателями факультета естествознания) проводились фундаментально-прикладные исследования по выявлению генетических и эпигенетических механизмов развития социально-значимых сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. С использованием современного высокотехнологичного оборудования разработан методический и аналитический инструментарий для выявления полиморфизмов генов, ассоциированных с сердечно-сосудистыми и злокачественными новообразованиями; разработан алгоритм оценки влияния климато-географических и эко-биологических факторов на развитие ненаследственных форм сердечно-сосудистых и злокачественных новообразований, выявлены полиморфизмы генов, ассоциированные с раковыми заболеваниями женских половых органов у населения Республики Адыгея. Отработаны и широко апробированы методики определения медиаторного профиля в норме и при онкопатологии, влияния полиморфизмов генов на продукцию про- и противовоспалительных цитокинов лимфоидными клетками у онкологических больных. Раскрыты механизмы и характер взаимосвязи полиморфизмов генов с физиологическими показателями адаптации у высококвалифицированных спортсменов, установлены информационные молекулярно-генетические маркеры успешности спортивной деятельности спортсменов, определен спектр полиморфных генов ассоциированных с развитием срывов механизмов адаптации сердечно-сосудистых систем у спортсменов. Исследования, проведенные на базе иммуногенетической лаборатории, являются теоретической основой в области развития превентивной медицины при использовании генных маркеров для выявления развития данных форм иммунопатологических состояний. Также в спорте высших достижений для повышения результативности и эффективного отбора для своевременного выявления у спортсменов риска развития инфаркта миокарда, ишемического инсульта мозга, тромбоэмболии легочной артерии.
Современные возможности приборной базы лаборатории "Физиология развития ребенка" НИИ комплексных проблем АГУ (совместно с преподавателями факультета естествознания и Института физкультуры и дзюдо), принципиально новые методологические подходы к организации многофункциональных исследований позволили: вести длительный мониторинг функционального состояния организма в различных условиях жизнедеятельности, изучить физиологические механизмы адаптации человека к различным географическим, экологическим, трудовым и спортивным условиям, своевременно выявлять "контингент риска" за счет определения ранних донозологических состояний организма; дать оценку влияния "школьных и вузовских факторов риска" на физическое состояние и здоровье обучающейся молодежи в условиях использования инновационных образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий, профессиональных занятий спортом; разработать модельные характеристики функциональных и адаптивных возможностей организма в условиях занятий физической культурой и спортом (гандбол, футбол, баскетбол, дзюдо, самбо, легкая атлетика, велоспорт), на которых может быть основана система комплектования групп высшего спортивного мастерства, отбор потенциальных чемпионов, дифференцированный подбор объема спортивных физических нагрузок в целях повышения эффективности спортивной деятельности и сохранения благоприятной динамики физической работоспособности и состояния здоровья. Проводимые исследования являются теоретической основой здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий, методологическим регулятивом формирования и внедрения концепции превентивной медицины, где основной подход базируется на идеологии управления здоровьем населения и его сохранением.
В лаборатории эргономической биомеханики НИИ комплексных проблем АГУ (совместно с преподавателями факультетов математики и компьютерных наук, естествознания, Института физкультуры и дзюдо) с использованием современной трехмерной оптической системы видеоанализа движений, изучены в широком онтогенетическом плане у практически здорового населения Республики Адыгея все пространственно-временные характеристики движений тела человека. Технологические возможности программного обеспечения, а также разработанные коллективом лаборатории методики оценки и анализа кинематической структуры движений у людей разного возраста и профессий позволили получить информацию о функциональном состоянии и возможностях двигательного аппарата в процессе онтогенеза. Полученный банк данных может быть использован в качестве нормативных показателей в профилактической, клинической, реабилитационной и спортивной медицине.
На базе лаборатории нутрициологии и экологии НИИ комплексных проблем АГУ (совместно с преподавателями факультета естествознания), с использованием современной аналитической и приборной базы разработаны новые ферментативные методы определения токсичных элементов в семенах масличных культур и растительных маслах, скрининговой оценки уровня контаминации токсичными элементами заготовляемых и поставляемых семян подсолнечника по изменению активности собственной липазы, освоена технология получения гемульного препарата липазы из семян подсолнечника и экспресс-метод оценки уровня контаминации растительных масел токсичными элементами. Получена доказательная база использования показателя активности липазы для характеристики масличного сырья с позиции экологической безопасности и пригодности для производства "здоровых" продуктов питания, конкурентоспособность разработанных методов выражается в экономической выгоде в сравнении с существующими. На базе лаборатории разработан способ получения биомодифицированного соевого продукта, предназначенного для профилактики недостаточности микроэлементов. В условиях импортозамещения данный продукт может стать конкурентоспособным на внутреннем рынке, испытывающем потребности в качественном соевом белке с невысокой себестоимостью. В целях поддержания нормального уровня глюкозы в крови путем использования собственных резервов организма разработан и запатентован способ коррекции уровня глюкозы путем оптимизации глюконеогенеза с использованием интенсивных физических нагрузок и белково-глюкогенной диеты. Способ может применяться для оздоровления широких масс населения, но в первую очередь лиц с избыточной массой тела, нарушенной толерантностью к глюкозе, аллергическими заболеваниями.
На базе лаборатории биоэкологического мониторинга беспозвоночных животных Адыгеи НИИ комплексных проблем АГУ отработан инструментарий лесопатологического мониторинга, оценки биологического разнообразия животных и растений на участках лесного фонда Республики Адыгея, идентификации насекомых вредителей лесного хозяйства. Республика Адыгея богата разнообразными водоемами, которые имеют важное экономическое значение как рыбоводные объекты. Накоплен богатый коллекционный материал паразитов водоемов и водотоков Республики Адыгеи и других беспозвоночных животных, как вредителей (врагов) рыб, так и входящих в их кормовую базу. Полученные данные обобщены в электронной базе данных, позволяющей прогнозировать перспективные районы для ведения рыбного хозяйства в регионе. Лаборатория обладает необходимым научным оборудованием для выявления и идентификации паразитов рыб региона. Лаборатория сотрудничает с ведущими центрами России, занимающимися изучением рыб и рыбных ресурсов, в частности имеется договор о сотрудничестве с лабораторией ихтиологии Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина Российской академии наук, Южным научным центром Российской академии наук, с Государственным музеем естествознания в Герлице (Германия). Объем финансирования научно-исследовательской работы по грантам - 7 млн. рублей, в том числе из регионального бюджета на издание и ведение Красной книги Республики Адыгея. Одним из направлений работы лаборатории является изучение распространения и экологии видов инвазивных насекомых, в том числе вредителей леса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.