В целях реализации Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций, утвержденного распоряжением заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 5 сентября 2018 года N 47-рзп, руководствуясь частью 5 статьи 66 Устава Иркутской области:
1. Утвердить Модельную программу подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот на территории Иркутской области (далее - Модельная программа).
2. Определить министерство образования Иркутской области (Перегудова В.В.) и министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (Родионов В.А.) исполнительными органами государственной власти Иркутской области, ответственными за реализацию Модельной программы.
3. Министерству образования Иркутской области (Перегудова В.В.), министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (Родионов В.А.):
1) обеспечить реализацию Модельной программы на территории Иркутской области;
2) довести Модельную программу до сведения всех заинтересованных лиц.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
5. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (www.ogirk.ru).
|
В.Ф.Вобликова |
Утверждена
распоряжением заместителя Председателя
Правительства Иркутской области
от 5 августа 2019 года N 28-рзп
Модельная программа
подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот на территории Иркутской области
Паспорт Модельной программы
Наименование |
Модельная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот на территории Иркутской области (далее - Модельная программа) |
Правовые основания |
постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 года N 1375-р "Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства"; постановление Правительства Иркутской области от 8 июля 2016 года N 420-пп "О Координационном совете при Правительстве Иркутской области по вопросам постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; распоряжение Губернатора Иркутской области от 25 сентября 2018 года N 112-р "Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства в Иркутской области"; распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 28 декабря 2017 года, N 74-рзп "Об утверждении положения о порядке межведомственного взаимодействия по сбору, хранению, мониторингу и использованию информации о выпускниках организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Иркутской области до достижения ими возраста 23 лет в Иркутской области"; распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 5 сентября 2018 года N 47-рзп "Об утверждении комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций". распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 18 марта 2019 года N 8-рзп "Об утверждении плана мероприятий по развитию системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области на 2019 - 2021 годы" |
Цель модельной программы |
Повышение эффективности постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области |
Задачи модельной программы |
Задачи Модельной программы: Задача 1. Разработка правовой и информационной методической базы, механизмов эффективного постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"; Задача 2. Обеспечение эффективных изменений в системе постинтернатного сопровождения воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области посредством институционализации постинтернатного сопровождения; Задача 3. Создание условий для формирования устойчивой продуктивной модели межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот) |
Источники финансирования |
Финансирование Модельной программы осуществляется за счет средств областного бюджета, средств гранта, предоставляемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Ожидаемые результаты |
Ожидаемыми результатами реализации Модельной программы являются: улучшение качества постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот; переход от стихийного решения проблемы сопровождения выпускников к планомерному; изменение целевой установки региональной системы сопровождения с оказания постоянной помощи выпускникам организаций для детей-сирот на профилактику их социальной дезадаптации; увеличение численности выпускников организаций для детей-сирот, успешно адаптировавшихся, посредством постинтернатного сопровождения; наличие механизма устойчивого межведомственного взаимодействия и координации работы исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в постинтернатном сопровождении выпускников организаций для детей-сирот; включение социально ориентированных некоммерческих организаций в постинтернатное сопровождение, подготовку к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
Разработчики программы |
Министерство социального развития Иркутской области; министерство образования Иркутской области |
Раздел 1. Общие положения
1. Модельная программа разработана в рамках реализации комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций, плана мероприятий по развитию системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области на 2019 - 2021 годы.
2. Модельная программа разработана с целью организации подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот на территории Иркутской области.
3. Правовая основа Модельная программы:
Конституция Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несровершеннолетних#";
Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
распоряжение Губернатора Иркутской области от 25 сентября 2018 года N 112-р "Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства в Иркутской области";
постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 года N 1375-р "Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства";
постановление Правительства Иркутской области от 8 июля 2016 года N 420-пп "О Координационном совете при Правительстве Иркутской области по вопросам постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 28 декабря 2017 года N 74-рзп "Об утверждении положения о порядке межведомственного взаимодействия по сбору, хранению, мониторингу и использованию информации о выпускниках организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иркутской# области до достижения ими возраста 23 лет в Иркутской области";
распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 5 сентября 2018 года N 47-рзп "Об утверждении комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций Иркутской области на 2018 - 2019 годы";
распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 18 марта 2019 года N 8-рзп "Об утверждении плана мероприятий по развитию системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области на 2019 - 2021 годы".
Раздел 2. Основные понятия, используемые в Модельной программе
4. Для целей настоящей Модельной программы используются следующие понятия, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"; Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 29 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 года N 532-ст:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 29 декабря 2013 года" следует читать как "от 28 декабря 2013 года"
трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства, которую он не может преодолеть самостоятельно;
постинтернатное сопровождение - комплекс осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятий по социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;
лица, подлежащие постинтернатному сопровождению - воспитанники и выпускники организаций для детей-сирот в возрасте до 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также лица из числа детей-сирот, ранее находившихся под опекой (попечительством) и находящиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до 23 лет;
участники постинтернатного сопровождения - постинтернатные сопровождающие, исполнительные органы государственной власти Иркутской области, государственные образовательные организации Иркутской области, государственные организации социального обслуживания Иркутской области (далее при совместном упоминании - организации), оказывающие содействие в защите прав и законных интересов лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;
договор о постинтернатном сопровождении - договор, заключаемый между участниками постинтернатного сопровождения и лицом, подлежащим постинтернатному сопровождению;
индивидуальная программа постинтернатного сопровождения - документ, утвержденный руководителем организации, определяющий сроки и перечень мероприятий на основе межведомственного взаимодействия участников постинтернатного сопровождения, направленных на комплексную помощь по социальной адаптации и подготовку к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению.
адаптационный уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на адаптацию в социуме в течение первого года после выпуска из организации для детей-сирот. Мероприятия адаптационного уровня сопровождения проводятся с выпускниками, которые соответствуют следующим признакам: первый год после выпуска из организации для детей-сирот, трудности в социальной адаптации к самостоятельной жизни;
базовый (профилактический) уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи выпускникам организаций для детей-сирот с целью предупреждения проблем в самостоятельной жизни. На этом уровне сопровождения состоят выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, недостаточность активности, проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, сопровождении и оказании содействия в дельнейшем жизнеустройстве,
кризисный уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание выпускникам организаций для детей-сирот специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций. Мероприятия кризисного уровня сопровождения проводятся с выпускниками организаций для детей-сирот, имеющими нарушения здоровья, физического или психического развития, а также нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством, отличаются высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи, организации сопровождения и контроля за их жизнью в целях преодоления трудной жизненной ситуации. Данная помощь может быть оказана усилиями специалистов различного профиля (педагогов, психологов, врачей, социальных работников) при длительном сопровождении.
экстренный уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание помощи выпускникам организаций для детей-сирот с целью предотвращения угрозы для жизни, здоровья (психологического, физического) лица, подлежащего сопровождению, жестокого обращения. На этом уровне сопровождения, как правило, находятся подростки, находящиеся в социально-опасном положении или попавшие в трудную жизненную ситуацию (переживающие кризисные события в жизни, неблагоприятные семейные обстоятельства, тяжелые заболевания, психическое состояние и др.) Эти выпускники имеют низкий уровень адаптации.
Раздел 3. Цель и задачи реализации Модельной программы
5. Основной целью реализации Модельной программы является повышение эффективности постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот в Иркутской области.
6. Для достижения цели реализации Модельной программы необходимо решение следующих задач:
1) разработка правовой и информационной методической базы, механизмов эффективного постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей";
2) обеспечение эффективных изменений в системе постинтернатного сопровождения воспитанников организаций для детей-сирот в Иркутской области посредством институционализации постинтернатного сопровождения.
3) создание условий для формирования устойчивой продуктивной модели межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот.
Раздел 4. Принципы организации постинтернатного сопровождения
7. Принципами постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
добровольность, предполагающая уважение лица, подлежащего постинтернатному сопровождению, и его самостоятельности в принятии решения о необходимости оказания ему помощи посредством постинтернатного сопровождения и заключения соответствующего договора;
комплексность, предусматривающая взаимосвязанное и последовательное осуществление мероприятий субъектами постинтернатного сопровождения по решению проблем выпускника, затрудняющих его социализацию в обществе;
межведомственность, которая предполагает достижение высокой степени согласованности действий исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, образовательных организаций, организаций социального обслуживания, других организаций социальной сферы, социально ориентированных некоммерческих организаций, граждан в решении проблем выпускников организаций для детей-сирот;
адресность и доступность, которые предполагают предоставление постинтернатного сопровождения тем выпускникам организаций для детей-сирот, которые в нем действительно нуждаются для преодоления конкретной жизненной ситуации, затрудняющей их социализацию в обществе;
вариативность, предусматривающая учет региональных различий в социальной инфраструктуре, в содержании, в технологиях и методиках постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, лиц из числа;
конфиденциальность, в соответствии с которой не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера, или служебной информации о несовершеннолетнем, находящемся на сопровождении, лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей;
непрерывность, гарантирующая оказание содействия лицу, подлежащему постинтернатному сопровождению, в процессе сопровождения на всех этапах помощи, вплоть до полного решения проблемы;
рекомендательный характер предлагаемых механизмов решения сложной жизненной ситуации;
эффективность, предполагающая учет соизмеримости используемых ресурсов с ожидаемым результатом постинтернатного сопровождения, а также учет необходимости активизации собственных ресурсов лица, подлежащего постинтернатному сопровождению.
Раздел 5. Категории выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в постинтернатном сопровождении
8. Постинтернатное сопровождение учреждениями социального обслуживания осуществляется посредством предоставления услуг "Оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот" и "Содержание лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, но не старше 23 лет" предоставляется бесплатно:
- выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот) в возрасте до 23 лет;
- детям, воспитывающимся в замещающих семьях в возрасте до 18 лет при раздельном проживании;
- лицам из числа завершивших пребывание в приемной семье, до достижения 23 лет.
9. В соответствии с проблемой и ее остротой для каждого лица, подлежащего постинтернатному сопровождению, определяется уровень постинтернатного сопровождения. При определении уровней постинтернатного сопровождения устанавливается продолжительность постинтернатного сопровождения в соответствии с нуждаемостью. Продолжительность постинтернатного сопровождения устанавливается в зависимости от уровня сопровождения:
адаптационный - до 12 месяцев;
базовый - до 12 месяцев;
кризисный - до 6 месяцев;
экстренный - до 3 месяцев.
Раздел 6. Организации, обеспечивающие постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа
10. В целях реализации мероприятий по постинтернатному сопровождению государственные образовательные организации Иркутской области, государственные организации социального обслуживания Иркутской области вправе создавать подразделения (службы, центры, отделения) постинтернатного сопровождения (далее - отделения постинтернатного сопровождения).
Координацию и контроль осуществления постинтернатного сопровождения в государственных организациях социального обслуживания Иркутской области, государственных образовательных организациях Иркутской области осуществляют уполномоченные Правительством Иркутской области исполнительные органы государственной власти Иркутской области.
Координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области по вопросам формирования на территории Иркутской области эффективной системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа обеспечивает Координационный совет при Правительстве Иркутской области по вопросам постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
11. В целях межведомственного взаимодействия участников постинтернатного сопровождения по вопросам своевременной помощи лицам, подлежащим постинтернатному сопровождению, Правительством Иркутской области устанавливается порядок сбора, хранения, мониторинга и использования информации о лицах, подлежащих постинтернатному сопровождению и постинтернатных сопровождающих.
12. Постинтернатное сопровождение осуществляется в соответствии с индивидуальной программой постинтернатного сопровождения.
13. Взаимодействие организаций с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами), наставниками, осуществляется в целях реализации мероприятий по социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению.
14. Образовательное учреждение, учреждение социального обслуживания при постинтернатном сопровождении выпускников организаций для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обязано:
исходить из интересов лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;
сохранять тайну и не разглашать сведения, полученные в результате консультативной деятельности и диагностирования;
ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, осуществлять анализ постинтернатного сопровождения выпускников;
информировать сопровождаемых о целях, задачах, содержании и результатах проводимой работы;
незамедлительно посредством телефонной связи сообщать информацию в органы опеки и попечительства о фактах нарушения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
в установленные сроки направлять информацию о ходе и результатах постинтернатного сопровождения исходя из ведомственной подчиненности.
15. Образовательные организации и учреждения социального обслуживания в рамках постинтернатного сопровождения имеют право:
организовывать и координировать деятельность по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках межведомственного взаимодействия;
запрашивать в установленном порядке и получать необходимые материалы в отношении лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению, от специалистов органов опеки и попечительства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел в целях эффективной организации работы по постинтернатному сопровождению;
вносить предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам постинтернатного сопровождения;
разрабатывать информационные и методические материалы по вопросам постинтернатного сопровождения;
по согласованию с сопровождаемым привлекать к социальному сопровождению специалистов других организаций;
осуществлять иные права в соответствии с законодательством.
16. Во внутриведомственном и межведомственном взаимодействии при выполнении мероприятий постинтернатного сопровождения вправе принимать участие следующие образовательные организации, общественные организации, организации социального обслуживания:
кризисные центры помощи различным категориям населения;
центры содействия семейному устройству (воспитанию) детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей;
специализированные учреждения несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
комплексные центры социального обслуживания населения;
центры помощи семье и детям;
государственные профессиональные образовательные организации.
17. Решение задач методического, информационного и координационного обеспечения эффективной работы по организации постинтернатного сопровождения осуществляется межотраслевым ресурсным центром постинтернатного сопровождения на базе областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр развития социального обслуживания", а также государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Иркутской области "Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования".
Раздел 7. Межведомственная координация постинтернатного сопровождения
18. Организация межведомственного взаимодействия при выполнении мероприятий постинтернатного сопровождения осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2014 года N 889н "Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении), постановлением Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года N 650-пп "О межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Иркутской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан в Иркутской области", постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области от 30 апреля 2019 года N 4 "О внесении изменений в постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области от 30 декабря 2015 года N 10", распоряжением заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 28 декабря 2017 года N 74-рзп "Об утверждении Положения о порядке межведомственного взаимодействия по сбору, хранению, мониторингу и использованию информации о выпускниках организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Иркутской области до достижения ими возраста 23 лет в Иркутской области".
19. С целью реализации мероприятий индивидуальных программ постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации и исполнительные органы государственной власти Иркутской области имеют право заключать соглашения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года N 650-пп "О межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Иркутской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан в Иркутской области".
20. Координаторами деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при межведомственном взаимодействии являются межведомственные рабочие группы (комиссии), действующие при образовательных учреждениях и учреждениях социального обслуживания. Их функции и полномочия определяются локальным актом учреждения.
21. Межведомственные рабочие группы образуются для обеспечения согласованных действий исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций, иных участников постинтернатного сопровождения при рассмотрении вопросов, связанных с оказанием помощи лицам, подлежащим постинтернатному сопровождению, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
На заседания межведомственных рабочих групп по разработке и утверждению индивидуальных программ постинтернатного сопровождения привлекаются субъекты профилактики в зависимости от случая.
Индивидуальные программы постинтернатного сопровождения утверждаются руководителем образовательного учреждения или учреждения социального обслуживания, в том числе разработанные по итогам заседаний (консилиумов) межведомственных рабочих групп (комиссий), работающих при учреждениях.
Раздел 8. Порядок установления постинтернатного сопровождения
22. Предоставление услуг в рамках постинтернатного сопровождения выпускникам организаций для детей-сирот, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в рамках Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".
23. Основаниями установления постинтернатного сопровождения являются:
1) для выпускников организаций для детей-сирот в возрасте до 18 лет - личное заявление;
2) для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
личное заявление;
документ, подтверждающий статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшего в период обучения обоих родителей или единственного родителя, лица из числа детей-сирот в возрасте до 23 лет, ранее находившегося под опекой.
24. Договор о постинтернатном сопровождении заключается на безвозмездной основе:
1) в отношении лиц, указанных в подпункте 1 пункта 23 настоящего раздела - между органом опеки и попечительства, организацией и лицом, указанном в подпункте 1 пункта 23 настоящего раздела;
2) в отношении лиц, указанных в подпункте 2 пункта 23 настоящего раздела - между организацией и лицом, указанным в подпункте 2 пункта 23 настоящего раздела.
25. Примерная форма договора о постинтернатном сопровождении, иные документы, регулирующие порядок осуществления постинтернатного сопровождения, могут разрабатываться и утверждаться соответствующими распорядительными актами органов исполнительной власти Иркутской области, а также в виде методических рекомендаций.
Раздел 9. Содержание и формы постинтернатного сопровождения
26. Постинтернатное сопровождение в рамках межведомственного взаимодействия может включать в себя социальную, психологическую, педагогическую, правовую и медицинскую помощь.
27. Постинтернатное сопровождение может осуществляться как организацией для детей-сирот, в которой пребывал выпускник до момента отчисления, так и иной организацией, осуществляющей постинтернатное сопровождение, по месту фактического пребывания выпускника в соответствии с уставными документами учреждений и положениями о структурных подразделениях.
28. Постинтернатное сопровождение осуществляется в индивидуальной форме - в отношении лица, подлежащего сопровождению, в групповой форме - в рамках работы клубов выпускников.
На сопровождаемого составляется индивидуальная программа постинтернатного сопровождения.
29. За каждым лицом, принятым на постинтернатное сопровождение, закрепляется ответственный специалист, непосредственно организующий предоставление помощи в соответствии с индивидуальной программой постинтернатного сопровождения и отвечающий за конечный результат в соответствии с договором о постинтернатном сопровождении.
Мероприятия по постинтернатному сопровождению в соответствии с профессиональными стандартами в образовании и социальной сфере, в зависимости от уровня сопровождения, выполняют специалисты по работе с семьей, специалисты по социальной работе, специалисты по реабилитационной работе, психологи, социальные педагоги.
30. Рекомендуемое количество выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, находящихся на постинтернатном сопровождении одного специалиста, составляет:
при экстренном уровне сопровождения - не более 10 обслуживаемых человек;
при кризисном уровне сопровождения - не более 15 обслуживаемых человек;
при адаптационном и базовом уровнях сопровождения - не более 24 обслуживаемых человек.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Раздел 11. Информационно-аналическое# обеспечение постинтернатного сопровождения
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
30. Межведомственное взаимодействие по обмену информацией между организациями, участвующими в постинтернатном сопровождении, осуществляется через единую систему межведомственного электронного взаимообмена и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, а также путем направления запросов о предоставлении информации о реализации мероприятий индивидуальных программ постинтернатного сопровождения.
31. Информационное обеспечение постинтернатного сопровождения осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
32. Информационной базой процесса постинтернатного сопровождения несовершеннолетних является региональный банк данных о выпускниках (далее - РБДВ), позволяющий осуществлять процессы сбора, накопления, хранения, мониторинга данных о выпускниках.
В РБДВ содержится информация обо всех выпускниках организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших 18 лет, а также о лицах из их числа, стоящих на сопровождении у поставщиков услуг по постинтернатному сопровождению, давших согласие на размещение персональных данных в банке данных о выпускниках.
Региональный оператор РБДВ осуществляет:
1) прием анкет выпускников, дополнений и изменений к анкетам выпускников от организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Иркутской области, государственных профессиональных образовательных организаций Иркутской области;
2) регистрацию полученных анкет выпускников, дополнений и изменений к анкетам выпускников в журнале "Входящая документация по РБДВ" и внесение соответствующей информации в РБДВ в электронном виде;
3) учет выпускников;
4) мониторинг данных о выпускниках;
5) содействие выпускникам в получении социальной поддержки и защиты их прав в соответствии с действующим законодательством;
6) инициирование вопросов о защите прав и законных интересов выпускников в исполнительных органах государственной власти Иркутской области на основании информации, полученной от организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Иркутской области, государственных профессиональных образовательных организаций Иркутской области;
7) хранение анкет выпускников, дополнений и изменений к анкетам выпускников на бумажных носителях в течение 5 лет после достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 23 лет;
8) хранение в архиве регионального оператора информации о прекращении учета сведений о выпускнике на бумажном носителе в течение 5 лет;
9) хранение информации, занесенной в РБДВ из анкет выпускников (постоянно).
33. Организации для детей-сирот Иркутской области, государственные профессиональные образовательные организации Иркутской области:
1) осуществляют учет сведений о выпускниках, завершивших обучение в общеобразовательной организации;
2) осуществляют передачу региональному оператору документированной информации о выпускнике в виде анкеты выпускника в срок до 15 июля текущего года, в случае пересдачи экзаменов - до 30 сентября текущего года;
3) при изменении данных о выпускнике, содержащихся в анкете, в 5-дневный срок информируют об этом регионального оператора посредством направления информации;
4) сообщают региональному оператору информацию о прекращении учета сведений о выпускнике.
34. Способы информирования граждан об организациях, осуществляющих постинтернатное сопровождение:
размещение информации на сайтах организаций, осуществляющих постинтернатное сопровождение, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");
создание в сети "Интернет" групп для выпускников, с размещением на них информации о перечне организаций, осуществляющих постинтернатное сопровождение, о видах оказываемой помощи;
распространение информационно-справочных материалов для выпускников организаций для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в том числе о проведении социальных акций, мероприятий, конкурсов и проектов;
размещение информации на светодиодных экранах, сенсорных терминалах, стендах, в информационных системах, информационно-справочных изданиях, средствах массовой информации.
Раздел 12. Методическое обеспечение организации постинтернатного сопровождения
35. Методическое обеспечение организации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, осуществляется путем:
создания методических материалов, обобщающих актуальные социальные практики;
проведения разнообразных практико-ориентированных семинаров, конференций, вебинаров и других мероприятий;
реализации программ дополнительного профессионального образования;
проведения стажировок специалистов;
тиражирования эффективного опыта постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
36. Методическая и консультативная помощь организациям, осуществляющим постинтернатное сопровождение, специалистам по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, оказывается ресурсным центром постинтернатного сопровождения на базе областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр развития социального обслуживания", а также государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Иркутской области "Региональный институт повышения квалификации Иркутской области".
Раздел 13. Финансовое и кадровое обеспечение организации постинтернатного сопровождения
37. Финансовое и кадровое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих постинтернатное сопровождение, являющихся государственными учреждениями Иркутской области, подведомственными министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерству образования Иркутской области осуществляется за счет средств, предусмотренных законом Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Раздел 14. Контроль качества постинтернатного сопровождения
38. Оценка результатов постинтернатного сопровождения осуществляется министерством образования Иркутской области, министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года N 650-пп "О межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Иркутской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан в Иркутской области" по следующим критериям:
соблюдение срока и порядка подготовки межведомственных запросов и ответов на них;
обеспечение постинтернатного сопровождения с использованием межведомственного взаимодействия, снижение количества обращений граждан в органы, осуществляющие межведомственное взаимодействие, и подведомственные им организации по вопросам постинтернатного сопровождения.
39. Оценка результатов постинтернатного сопровождения осуществляется ежегодно, публикуется на официальных сайтах министерства образования Иркутской области, министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.
40. Государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 11 августа 2015 года N 113-мпр "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции "Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Иркутской области".
41. Общественный контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года N 1202 "О порядке осуществления координации деятельности по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и общего методического обеспечения проведения указанной оценки", нормативными правовыми актами Иркутской области.
42. Контроль качества выполнения мероприятий в процессе постинтернатного сопровождения осуществляется межведомственной рабочей группой путем:
оценки эффективности проведенных мероприятий в рамках индивидуальной программы постинтернатного сопровождения;
проведения промежуточного и итогового контроля результативности реализации индивидуальной программы постинтернатного сопровождения;
внесения изменений и дополнений в индивидуальную программу постинтернатного сопровождения.
43. Промежуточные и итоговые результаты контроля реализации индивидуальной программы рассматриваются коллегиально на заседаниях рабочей группы (комиссии) и оформляются заключением о необходимости дальнейшего постинтернатного сопровождения или прекращения постинтернатного сопровождения.
Раздел 15. Показатели результатов постинтернатного сопровождения
44. Для оценки результатов постинтернатного сопровождения используются показатели, характеризующие:
обеспеченность эффективных изменений в системе поддержки выпускников организаций для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области посредством институционализации постинтернатного сопровождения;
создание условий для формирования устойчивой продуктивной модели межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению;
регламентированность порядка и условий постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области;
определение структуры (должностных или иных лиц), необходимой для постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников;
определение алгоритма работы по постинтернатному сопровождению;
определение принципов, условий, порядка, форм и методов работы специалистов;
оценку эффективности постинтернатного сопровождения в Иркутской области.
Показатели качества и результативности постинтернатного сопровождения несовершеннолетних на территории Иркутской области приведены в приложении к настоящей Модельной программе.
Первый заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
А.С.Макаров |
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение
Показатели качества
и результативности постинтернатного сопровождения
1. Изменения в жизнедеятельности лиц, подлежащих постинтернатному
сопровождению и получивших такую помощь:
N п/п |
Показатель |
20__ |
20__ |
20__ |
1. |
Количество человек, принятых на постинтернатное сопровождение |
|
|
|
2. |
Количество человек, переведенных на другой уровень постинтернатного сопровождения, из них: |
|
|
|
2.1. |
Количество человек, у которых ситуация ухудшилась, переведенных с профилактического уровня на кризисный |
|
|
|
2.2. |
Количество человек, у которых ситуация улучшилась, переведенных с кризисного уровня на профилактический (базовый) |
|
|
|
2.3. |
Количество человек, у которых ситуация ухудшилась, переведенных с адаптационного уровня на кризисный |
|
|
|
2.4. |
Количество человек, у которых ситуация улучшилась, переведенных с адаптационного уровня на профилактический (базовый) |
|
|
|
3. |
Количество человек, снятых с постинтернатного сопровождения |
|
|
|
2. Изменения в инфраструктуре организаций, участвующих в
постинтернатном сопровождении
N п/п |
Показатель |
20__ |
20__ |
20__ |
1. |
Количество организаций социального обслуживания, осуществляющих постинтернатное сопровождение |
|
|
|
2. |
Количество образовательных организаций, осуществляющих постинтернатное сопровождение |
|
|
|
3. |
Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в постинтернатном сопровождении |
|
|
|
3. Изменения в кадровом обеспечении постинтернатного сопровождения
N п/п |
Показатель |
20__ |
20__ |
20__ |
1. |
Количество специалистов, получивших профильную профессиональную подготовку для организации постинтернатного сопровождения |
|
|
|
2. |
Количество специалистов, обученных на курсах повышения квалификации по вопросам постинтернатного сопровождения |
|
|
|
3. |
Количество специалистов, прошедших стажировки по вопросам постинтернатного сопровождения |
|
|
|
4. |
Количество специалистов, ставших победителями региональных конкурсов профессионального мастерства |
|
|
|
5. |
Количество добровольцев (волонтеров), привлеченных к постинтернатному сопровождению |
|
|
|
Первый заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
А.С.Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 5 августа 2019 г. N 28-рзп "Об утверждении Модельной программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот на территории Иркутской области"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 5 августа 2019 г.
Текст распоряжения опубликован в газете "Областная" от 16 августа 2019 г. N 92