Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Минздрава ЧР
от "16" 08.2019 г. N 171
Порядок
осуществления Министерством здравоохранения Чеченской Республики внутреннего финансового аудита
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве здравоохранения Чеченской Республики (далее Министерство).
1.2. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектами аудита в целях реализации своих бюджетных полномочий, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
1.3. Основными целями внутреннего финансового аудита являются:
- оценка надежности внутреннего финансового аудит и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.4. Внутренний финансовый аудит осуществляется аудитором, назначенным приказом Министра здравоохранения Чеченской Республики.
Деятельность аудитора основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
1.5. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок, которые, в свою очередь, подразделяются на камеральные, выездные и комбинированные.
Плановые проверки - проверки, которые планируется провести в очередном финансовом году.
1.6. Аудитор имеет право:
а) запрашивать и получать на второй день после мотивированного запроса в устной и письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового аудита;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов, в том числе в целях подготовки заключений.
1.7. Аудитор обязан:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, положения Кодекса этики государственных гражданских служащих;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителей структурных подразделений или руководителей подведомственных учреждений с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
2. Планирование внутреннего финансового аудита
2.1. Годовой план внутреннего финансового аудита представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
2.2. При планировании аудиторских проверок учитываются:
- значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;
- факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового аудита, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
- наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
- степень обеспеченности отдела ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
- возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
- наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
2.3. В плане предусматриваются аудиторские проверки, осуществляемые последовательно по следующим направлениям:
- аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении расходов бюджета на социальное обеспечение и иные выплаты населению;
- аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении формирования (ведения) и исполнения бюджетных смет казенных учреждений;
- аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при осуществлении полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета;
- аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных инвестиций;
- аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации;
- аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления государственных гарантий;
- аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления межбюджетных трансфертов и обеспечения соблюдения получателями указанных трансфертов, кредитов целей и порядка, установленных при их предоставлении;
- аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий юридическим и физическим лицам (за исключением бюджетных и автономных учреждений) и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
- аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий подведомственным бюджетным учреждениям и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
- аудит достоверности и полноты бюджетной отчетности Министерства.
2.4. В целях составления плана субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
- осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
- проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Чеченской Республики и Министерством финансов Чеченской Республики в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
2.5. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
2.6. Форма плана приведена в Приложении N 1 к настоящему Порядку.
3. Программа аудиторской проверки
3.1. Аудиторская проверка назначается приказом Министра.
3.2. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной аудитором.
3.3. Программа аудиторской проверки должна содержать:
- тему аудиторской проверки;
- наименование объектов аудита;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, сроки и этапы проведения аудиторской проверки.
При составлении программы обязанности ее исполнения распределяются между членами аудиторской группы.
3.4. Форма программы аудиторской проверки приведена в Приложении N 2 к настоящему Порядку.
Программа аудиторской проверки может содержать общие вопросы в части:
а) организации внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой внутренней бюджетной процедуры;
б) применения автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;
в) наличия конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры.
Программа по аудиту достоверности и полноты бюджетной отчетности Министерства также может содержать следующие подлежащие изучению вопросы:
а) формирование показателей сводной бюджетной отчетности Министерства;
б) состояние процедур формирования в подразделениях Министерства и подведомственных ему казенных учреждений финансовых и первичных учетных документов, а также наделение правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
в) вопросы, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
г) обоснованность и актуальность учетной политики, принятой подведомственными казенными учреждениями;
д) организация и осуществление в подведомственных получателях бюджетных средств внутреннего контроля совершаемых ими фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
3.5. Аудиторская проверка проводится путем выполнения инспектирования, наблюдения, запроса, подтверждения, пересчета, аналитических процедур.
3.6. В ходе аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие доказательства. К доказательствам относятся фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении бюджетных процедур объектом аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
3.7. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.
Рабочая документация по аудиторской проверке должна содержать:
- документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
- сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
- сведения о выполнении планов внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
- копии договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета, бюджетной отчетности;
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
- копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и полученных от них сведений;
- копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающие выявленные нарушения;
- акт аудиторской проверки.
3.8. Форма акта приведена в Приложении N 3 к настоящему Порядку.
3.9. Срок проведения аудиторской проверки не может превышать 45 рабочих дней. Аудиторская проверка может быть приостановлена, возобновлена, продлена в соответствии с решением о приостановлении, возобновлении или продлении проверки Министром на основании представления. На время приостановления проверки течение ее срока прерывается.
4. Порядок оформления результатов аудиторского мероприятия
4.1. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита рассматривает акт и в течение трех рабочих дней вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
4.2. Акт аудиторского мероприятия (акт проверки) должен содержать следующие сведения:
1) предмет аудиторского мероприятия;
2) дата и место составления акта аудиторского мероприятия;
3) номер и дата приказа о проведении аудиторского мероприятия;
4) указание на плановый или внеплановый характер мероприятия;
5) проверяемый период;
6) срок проведения аудиторского мероприятия;
7) сведения об устранении нарушений, выявленных в ходе предыдущего аудиторского мероприятия;
8) выявленные в ходе настоящего контрольного мероприятия нарушения с обязательной ссылкой на нормативный правовой акт.
4.3. На основании акта составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), условиях и причинах таких нарушений, а также значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета Министерства методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте сводной бюджетной отчетности Министерства.
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в реестр бюджетных рисков, внесению изменений в планы внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств республиканского бюджета.
4.4. Форма отчета о результатах аудиторской проверки приведена в Приложении N 4 к настоящему Порядку.
4.5. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
а) наличие (отсутствие) операций бюджетных процедур, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
б) наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз, и не имеющих результатов контроля;
в) наличие (отсутствие) излишних операций при исполнении бюджетной процедуры и (или) излишних применяемых контрольных действий;
г) наличие (отсутствие) контрольных действий внутреннего финансового контроля, в том числе действий ведомственного финансового контроля, которые не в полной мере охватывают финансово-хозяйственные операции в связи с неполным определением перечня операций бюджетной процедуры и (или) недостатки в процедуре оценки бюджетных рисков.
4.6. Выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, достоверности и полноте сводной бюджетной отчетности Министерства основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
а) наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности Министерства, в том числе степень надежности внутреннего финансового контроля получателей бюджетных средств, совершаемых ими фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
б) подтверждение полноты и достоверности показателей сводной бюджетной отчетности Министерства;
в) оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектами аудита, неправомерные действия которых в части ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности могут привести к существенным искажениям сводной бюджетной отчетности Министерства;
г) представления указанных документов, полнотой и достоверностью отражаемой в отчетах информации в целях подтверждения соблюдения условий предоставления субсидий, принятия корректирующих мер по результатам такого контроля.
4.7. Отчет с приложением акта направляется Министру. По результатам рассмотрения отчета Министр принимает решение о:
- необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
- направлении материалов в Министерство финансов Чеченской Республики и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства РФ, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
5. Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового аудита
5.1. Аудитор обеспечивает составление годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (далее - отчетность).
5.2. Отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства.
Проведение внутреннего финансового аудита считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию, либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации, Чеченской Республики, регулирующих бюджетные правоотношения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.