В целях разработки проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. N 28-з "О бюджетном процессе"
Постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
2. Правительству области при разработке проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов обеспечить соблюдение Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
3. Контроль за исполнением указа оставляю за собой.
4. Указ вступает в силу с момента подписания.
Исполняющий обязанности Губернатора области |
Д.А. Степаненко |
Утверждены
указом Губернатора области
от 16 августа 2019 г. N 246
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. N 28-з "О бюджетном процессе". При подготовке учитывались итоги реализации задач, поставленных на период до 2019 года, приоритеты на ближайшую перспективу, условия и проблемы, над решением которых предстоит работать в планируемом трехлетнем периоде, и положения следующих документов:
- постановление Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года";
- указ Губернатора области от 27.08.2018 N 220 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов";
- отчет Губернатора области "Об основных результатах деятельности Правительства Ярославской области в 2018 году".
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов являются базой для формирования областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и определяют стратегию действий Правительства области в части доходов, расходов бюджета и межбюджетных отношений.
Базовым принципом бюджетной и налоговой политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета. Основные цели бюджетной и налоговой политики Ярославской области - повышение доходной части бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений, решение текущих задач и задач развития в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года наиболее эффективным способом.
2. Основные итоги бюджетной политики 2018 года - начала 2019 года
В течение 2018 года экономика Ярославской области характеризовалась преобладанием положительных тенденций и в целом позитивной динамикой ключевых макропоказателей.
Номинальный темп роста валового регионального продукта в 2018 году, по прогнозной оценке, составил 104,2 процента и в значительной степени обусловлен увеличением промышленного производства при опережающем росте ряда отраслей обрабатывающей промышленности, сохранением положительной тенденции развития розничного товарооборота. Промышленное производство в регионе в 2018 году по сравнению с 2017 годом выросло на 6,5 процента.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по предварительным данным за 2018 год составил 104,9 процента, в том числе по растениеводству 106,1 процента, по животноводству 104,5 процента.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций области в 2018 году составила 33 787 рублей и по сравнению с 2017 годом выросла на 9,8 процента. Реальная заработная плата по итогам отчетного года составила 106,7 процента.
Областной бюджет в 2018 году исполнен по доходам в сумме 65 948,1 млн. рублей (96 процентов к годовому плану), профинансировано расходов в сумме 67 138,5 млн. рублей (95 процентов к годовому плану). Дефицит областного бюджета составил 1 190,4 млн. рублей.
Структура расходов областного бюджета сложилась следующая: отрасли социальной сферы - 65 процентов от общей суммы расходов, отрасли производственной сферы - 19 процентов, дотации муниципальным образованиям - 7 процентов, общегосударственные вопросы - 4 процента, обслуживание государственного долга - 3 процента, прочие - 2 процента.
Несмотря на недопоступление налоговых и неналоговых доходов, Правительству области удалось в 2018 году обеспечить финансирование всех социальных обязательств, в том числе выполнить указы Президента Российской Федерации, вовремя выплатить заработную плату, обеспечить исполнение публичных нормативных и других социальных выплат и обязательств. При этом по отдельным направлениям деятельности по состоянию на 01 января 2019 года образовалась просроченная кредиторская задолженность в сумме 216,4 млн. рублей, которая была погашена в I квартале 2019 года.
На 2019 год принят бездефицитный областной бюджет, сформированный по принципу концентрирования на следующих приоритетах: выполнение майских указов Президента Российской Федерации, реализация региональных проектов, обеспечение всех социальных обязательств и поддержка муниципальных образований области.
Начата работа по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в рамках которого Правительством Ярославской области разработаны и утверждены 52 региональных проекта, направленные на достижение целей 11 национальных проектов.
3. Основные задачи и направления бюджетной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
3.1. Эффективное управление государственными финансами является приоритетом бюджетной политики на период 2020 - 2022 годов, что обусловлено задачей по сохранению устойчивости бюджетной системы области.
Бюджетная политика на предстоящий трехлетний период сохраняет преемственность целей и задач, определенных прошедшим бюджетным циклом, и учитывает изменения, прогнозируемые в экономике.
Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области, а также выполнения соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, при формировании проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов необходимо принять меры, направленные на ограничение дефицита бюджета и снижение уровня государственного долга, что создаст условия для социальной и экономической стабильности в области.
3.2. Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов являются:
- обеспечение долгосрочной стабильности и устойчивости областного бюджета;
- улучшение условий жизни населения Ярославской области;
- проведение политики сдерживания роста бюджетных расходов при безусловном исполнении законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств;
- повышение эффективности бюджетных расходов и устойчивости бюджета за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;
- использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения задач бюджетной сферы;
- оказание поддержки реальному сектору экономики;
- стимулирование инновационного развития экономики;
- повышение открытости бюджетного процесса на областном и муниципальном уровне;
- проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Ярославской области, способствующих получению различными категориями населения новых знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни;
- дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Ярославской области.
3.3. Первоочередными задачами и направлениями бюджетной политики в области расходов в ближайшую трехлетку являются:
- результативное управление бюджетными средствами при планировании и реализации государственных программ Ярославской области (далее - государственные программы);
- повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных государственных и муниципальных услугах;
- установление государственных заданий на оказание государственных услуг и выполнение работ исключительно на услуги и работы, предусмотренные общероссийскими базовыми перечнями государственных и муниципальных услуг и региональным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ;
- определение финансового обеспечения государственных заданий на основе нормативных затрат, установленных с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности;
- расширение практики привлечения негосударственных организаций для оказания государственных и муниципальных услуг, выполнения работ;
- оптимизация сети государственных учреждений с учетом потребности в объемах оказываемых ими государственных услуг;
- совершенствование системы оплаты работников государственных учреждений в зависимости от достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг;
- реализация региональных проектов в рамках реализации национальных и федеральных проектов, обеспечивающих достижение целей и решение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- безусловная реализация указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда в сферах образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения;
- совершенствование форм и методов социальной поддержки населения для обеспечения большей адресности при предоставлении социальной помощи, услуг и льгот;
- оказание мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости;
- повышение результативности предоставления субсидий посредством мониторинга достижения показателей результативности их предоставления;
- повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, в том числе за счет стимулирования субъектов бюджетного планирования, показывающих наилучшие результаты;
- повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;
- усиление контроля за размещением заказов и исполнением контрактов, договоров, заключенных по итогам размещений;
- обеспечение исполнения действующих обязательств;
- обеспечение прозрачности бюджета путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" основных положений закона об областном бюджете в формате "Бюджет для граждан", стимулирование интереса населения Ярославской области к финансовым вопросам;
- неустановление новых расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3.4. Задачей главных распорядителей бюджетных средств является рациональное и эффективное использование бюджетных средств.
Одним из главных инструментов, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей региональной политики, являются государственные программы. Дальнейшее развитие методологии разработки государственных программ, повышение эффективности их реализации будут продолжены по следующим направлениям:
- обязательное отражение в государственных программах показателей стратегических документов регионального и федерального уровней и их целевых значений, что должно обеспечить полное соответствие государственных программ приоритетам государственной и региональной политики;
- повышение качества планирования значений целевых показателей государственных программ;
- обеспечение полноты отражения всего комплекса мер и инструментов государственной политики (налоговых льгот, мер тарифного регулирования, нормативного регулирования, участия в управлении организациями и предприятиями);
- определение объемов финансирования государственных программ за пределами трехлетнего бюджета в соответствии с долгосрочным бюджетным прогнозом;
- проведение комплексной оценки эффективности государственных программ, включающей оценку эффективности их реализации в разрезе подпрограмм, оценку финансового обеспечения и качества планирования каждой государственной программы. Результаты такой оценки должны учитываться при формировании параметров финансового обеспечения государственных программ на дальнейшую перспективу.
3.5. В 2019 году в рамках реализации национальных и федеральных проектов, обеспечивающих достижение целей и решение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", на территории Ярославской области приняты региональные проекты, входящие в состав федеральных проектов и национальных проектов. В связи с этим важно отработать эффективный механизм финансирования государственных программ. Потребуется принятие дополнительных мер по нахождению финансовых резервов, оптимизации бюджетных расходов и усилению государственного финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств.
3.6. В рамках повышения прозрачности и открытости бюджетного планирования будет продолжена работа по широкому вовлечению граждан в обсуждение и принятие конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
На портале народного правительства Ярославской области был проведен опрос граждан по вопросам формирования проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, в результате которого выявлено мнение населения:
- показателем исполнения областного бюджета в первую очередь являются объемы оказанных услуг;
- поступающие в областной бюджет дополнительные доходы необходимо направлять на строительство и ремонт дорог и финансирование отраслей социальной сферы.
Кроме того, почти 80 процентов опрошенных готовы участвовать в реализации губернаторского проекта "Решаем вместе!".
3.7. Бюджетная политика как составная часть экономической политики региона нацелена на повышение уровня и качества жизни населения через повышение уровня экономического развития и реализуется по основным направлениям, определенным Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года:
- обеспечение доступности и повышение качества образования;
- повышение качества и доступности медицинских услуг;
- развитие промышленности;
- обеспечение граждан качественным и доступным жильем, развитие жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие общественного транспорта и транспортной инфраструктуры;
- развитие массового спорта и спорта высших достижений;
- повышение инвестиционной привлекательности региона;
- развитие агропромышленного комплекса;
- развитие туризма;
- развитие культуры;
- повышение эффективности работы и открытости органов власти.
Для развития экономики региона необходимо создать условия для притока инвестиций, повышать привлекательность Ярославской области не только для отдельных производств, а комплексно и постоянно усиливать позиции региона в конкурентной борьбе за инвесторов.
Политика в сфере управления государственным долгом области сохранит свою преемственность по сравнению с предыдущим бюджетным циклом. Основным фактором, определяющим ее, остается соблюдение условий, установленных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении области бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Первоочередными задачами в этой сфере также останутся обеспечение исполнения долговых обязательств области, снижение уровня долговой нагрузки на областной бюджет, обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания государственного долга с учетом ситуации на финансовом рынке.
3.8. В целях решения поставленных задач бюджетной политики муниципальным образованиям области необходимо обеспечить возможность своевременного финансирования на их уровне расходов, отнесенных законодательством к муниципальным полномочиям.
В первую очередь необходимо обеспечить сокращение разрыва между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями области. Для районов/ городских округов и городских поселений области это значение не должно превышать двух раз, а для сельских поселений - пяти.
Определение объемов нецелевой финансовой помощи будет производиться, так же как и в предыдущие годы, на основе расчетных показателей налогового потенциала муниципальных образований области и общей стоимости предоставления муниципальных услуг. Расчет общей стоимости предоставления муниципальных услуг будет произведен с учетом индексов роста цен, а также изменений федерального законодательства.
Для решения текущих задач с обеспечением платежеспособности муниципальных образований области планируется сохранить неизменным механизм предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета по ставке 1 процент годовых, а также предоставления дотаций по отдельным решениям Правительства области.
4. Основные направления налоговой политики Ярославской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
Налоговая политика Ярославской области включает задачи по следующим направлениям деятельности:
- обеспечение в рамках регионального налогового законодательства оптимальных условий для роста налоговой базы региона за счет стимулирования инвестиционной деятельности на территории области;
- оптимизация налоговых льгот и ставок региональных и местных налогов с учетом их бюджетной и социальной эффективности;
- организация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области с целью повышения эффективности налогового администрирования;
- обеспечение полноты формирования налоговой базы для увеличения поступления в бюджет имущественных налогов;
- реализация мер, направленных на вовлечение граждан в предпринимательскую деятельность, сокращение неформальной занятости.
5. Итоги региональной налоговой политики 2018 года - начала 2019 года
5.1. Стимулирование инвестиционной деятельности в форме финансовой государственной поддержки осуществляется в рамках Закона Ярославской области от 19 декабря 2005 г. N 83-з "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области".
Для реализации положений указанного закона в 2018 и 2019 годах в региональные нормативные акты внесены изменения, позволяющие оптимизировать сроки рассмотрения обращений о включении инвестиционных проектов в перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области. Доработан порядок заключения соглашений об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития Ярославской области в целях упрощения форм и процедуры представления отчетности резидентами территорий опережающего социально-экономического развития.
По состоянию на 01 января 2019 года в области реализуется 20 приоритетных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиционных затрат 61,6 млрд. рублей. Форма государственной поддержки инвесторов - льготы по налогам, поступающим в областной бюджет. За 2018 год объем налоговых льгот составил 810,2 млн. руб., сумма начисленных налогов в бюджет области - 861,5 млн. руб., создано 410 новых рабочих мест, отчисления во внебюджетные фонды составили 538,7 млн. рублей.
В 2018 году приняты решения о включении в перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области и предоставлении государственной поддержки в отношении следующих проектов:
- "Производство стальных штампованных колес для легковых автомобилей";
- "Организация производства и испытаний корабельных газотурбинных агрегатов";
- "Строительство многофункционального туристско-рекреационного комплекса, расположенного в Переславском районе Ярославской области".
В настоящее время на предмет включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области с предоставлением налоговых льгот рассматриваются проекты:
- "Строительство ПГУ-ТЭС 52 МВт в городе Тутаеве Ярославской области";
- "Развитие производства легковых шин";
- "Организация производства бумажно-гигиенической продукции профессионального назначения".
5.2. Продолжена работа по инвентаризации объектов недвижимости для выявления объектов, не учтенных в базах данных, используемых для налогообложения. В 2018 и 2019 годах исследовано 705,0 тыс. земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Выявлены, в том числе с использованием технологий анализа пространственных данных, и направлены на устранение в соответствующие структуры сведения о несоответствиях и противоречиях в отношении 2,96 тысячи земельных участков. Общая сумма согласованного налогового резерва составила 10,3 млн. рублей.
К работе с собственниками земельных участков привлечены органы местного самоуправления всех муниципальных образований области. Уточнены сведения о земельных участках и их правообладателях, проведена разъяснительная работа с правообладателями, в том числе наследниками, не зарегистрировавшими права на землю в установленном порядке, с целью побуждения их к осуществлению процедуры государственной регистрации прав на землю. По итогам проведения информационной кампании в 2018 и 2019 годах право собственности зарегистрировано на 9,7 тысячи земельных участков, сумма налогового потенциала по ним оценивается в 7,4 млн. рублей.
Проведен анализ сведений о 526 тысячах земельных участков и 954 тысячах объектов капитального строительства на предмет наличия несоответствий и противоречий в сведениях, влияющих на результаты государственной кадастровой оценки. В результате совместной работы с органами местного самоуправления муниципальных образований области и регистрирующими органами уточнены сведения о фактическом использовании 914 земельных участков и 19810 объектов капитального строительства, а также сведения о годе ввода в эксплуатацию, материале стен, этажности зданий и сооружений.
5.3. В соответствии с соглашением с Министерством финансов Российской Федерации осуществлялась оптимизация налоговых льгот и ставок региональных налогов с учетом их эффективности.
Региональным налоговым законодательством предоставлены налоговые льготы 16 категориям налогоплательщиков. Сумма льготы в 2019 году составит около 1,7 млрд. рублей.
В зависимости от целей предоставления льготы можно разделить на следующие группы:
- стимулирующие, куда входят льготы инвестиционные, льготы для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также льготы в отношении имущества аэропорта;
- льготы, направленные на поддержку и популяризацию спорта;
- социальные льготы.
Наибольшая сумма налоговых льгот приходится на инвестиционные льготы, которые включают льготы для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, льготы для резидентов территорий опережающего развития.
Оценка налоговых льгот осуществляется ежегодно путем определения их бюджетной и социальной эффективности в соответствии с региональной методикой. По результатам оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот за 2018 год:
- отменена льгота по налогу на имущество для организаций, относящихся к виду деятельности "деятельность цирков";
- установлена пониженная ставка по налогу на имущество в размере 1,1 процента вместо полного освобождения от уплаты налога профессиональным образовательным организациям, осуществляющим подготовку олимпийского резерва по хоккею;
- увеличены ставки транспортного налога в отношении мощных легковых автомобилей, катеров, моторных лодок, яхт и других парусно-моторных судов с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил и гидроциклов;
- установлены максимальные ставки налога на игорный бизнес.
С целью оказания социальной поддержки предоставлены льготы по транспортному налогу одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) ребенка-инвалида. Также сохранена льгота гражданам, достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин (в связи с изменением пенсионного возраста граждан).
Бюджетным кодексом Российской Федерации определены новые подходы к порядку определения эффективности налоговых льгот как налоговых расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Формирование перечня налоговых льгот будет осуществляться в разрезе государственных программ, приоритетов и целей социально-экономического развития территорий.
В соответствии с требованием Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительством области разработан и утвержден порядок формирования перечня налоговых расходов Ярославской области, которым определено новое понятие - куратор налоговых расходов Ярославской области. Это орган государственной власти области, исполнитель государственной программы, ответственный за достижение соответствующих налоговым расходам (налоговым льготам) целей государственной программы и (или) целей социально-экономического развития области.
В текущем году Правительством Российской Федерации разработаны общие требования к оценке налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С учетом указанных требований необходимо будет доработать региональную методику оценки эффективности льгот, дополнив ее оценкой целесообразности и результативности льгот, оценкой соответствия налоговой льготы целям государственных программ и оценкой влияния льготы на достижение указанных целей.
5.4. С 2019 года расширен перечень объектов капитального строительства, в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется исходя из кадастровой стоимости имущества: торговые центры и помещения в них площадью от 1000 до 2500 квадратных метров.
Во избежание значительного роста налоговой нагрузки региональным законом освобождены от уплаты налога организации, применяющие специальный налоговый режим, в отношении одного торгового объекта площадью не более 50 квадратных метров.
Установлены пониженные ставки налога на имущество организаций для всех собственников торговых объектов, уплачивающих налог исходя из кадастровой стоимости, - 1,75 процента.
Для собственников торговых объектов площадью от 1 000 до 3 000 квадратных метров, применяющих специальные налоговые режимы, установлена пониженная ставка налога на имущество организаций - 1 процент.
Для равномерного распределения налоговой нагрузки Правительством области принято решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в 2019 году. Это позволит расширить перечень торговых объектов для налогообложения по кадастровой стоимости, включив в него самые крупные торговые центры.
5.5. В целях эффективного администрирования налогов и упрощения процедуры исполнения гражданами области налоговых обязательств в 2019 году в структурных подразделениях государственного автономного учреждения Ярославской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" дополнительно организовано предоставление следующих государственных услуг Федеральной налоговой службы, оказываемых налогоплательщикам - физическим лицам:
- направление в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ на бумажном носителе - 131 услуга за 5 месяцев 2019 года;
- направление в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц на бумажном носителе, - 92 услуги за 5 месяцев 2019 года;
- прием заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе и выдача (повторная выдача) физическому лицу свидетельства о постановке на налоговый учет - 303 услуги за 5 месяцев 2019 года.
5.6. Администрирование платежей в сфере недропользования.
По состоянию на 01 января 2019 года в Ярославской области действует 170 лицензий на пользование общераспространенными полезными ископаемыми, в том числе 52 - на геологическое изучение, 118 - на разведку и добычу.
В 2018 году выявлены нарушения по 25 лицензиям на пользование недрами. В адрес недропользователей направлены приказы о приостановлении права пользования участком недр и уведомления об устранении нарушений условий пользования недрами. Досрочно прекращено право пользования участком недр местного значения по 2 лицензиям, по 3 лицензиям приказы о прекращении права пользования недрами находятся в стадии согласования.
Эффективность решения вопросов в сфере недропользования зависит от организации межведомственного взаимодействия на региональном уровне. Для этого сформированы комиссии по следующим направлениям деятельности: предупреждение административных правонарушений и преступлений в сфере недропользования, проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, согласование проектной документации по участкам недр местного значения, установление факта открытия месторождений.
В рамках контроля за пользованием недрами была выполнена визуализация реестра недропользователей на электронной карте с помощью государственной информационной системы Ярославской области "Портал инфраструктуры пространственных данных Ярославской области" (http://gis76.ru): в разделе "Земля и имущество" был создан подраздел "Недропользование", в который загружено пространственное положение всех действующих на территории Ярославской области лицензий с их описанием.
Это позволило оперативно получать и изменять информацию об объектах, видеть объекты на электронной карте или космоснимке совместно с границами и характеристиками земельных участков, охранных зон, иных объектов, влияющих на недропользование.
6. Меры по реализации налоговой политики, планируемые на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
6.1. Планируется расширение перечня инвестиционных налоговых льгот. Разработан проект дополнения в региональные законы для создания нового механизма стимулирования инвестиционной деятельности - льготы резидентам индустриальных (промышленных) парков:
- по налогу на имущество организаций в части имущества, непосредственно используемого для ведения деятельности резидента парка, на период 5 лет с момента постановки данного имущества на учет;
- по транспортному налогу на период 5 лет с момента государственной регистрации транспортных средств в установленном порядке.
Налоговые льготы будут распространяться на объекты основных средств, которые введены в эксплуатацию не ранее 01 января 2018 года. Планируется, что льгота будет носить заявительный характер.
Указанные льготы позволят привлечь в Ярославскую область дополнительные средства для реализации инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранных инвесторов, что будет способствовать росту объема налоговых поступлений и созданию новых рабочих мест.
Предоставление налоговых льгот планируется резидентам только тех индустриальных (промышленных) парков Ярославской области, которые прошли сертификацию в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. В настоящее время в Ярославской области имеется один сертифицированный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации индустриальный парк - "Новоселки", расположенный в г. Ярославле.
6.2. В рамках инвентаризации объектов недвижимости в целях увеличения доходной базы муниципальных образований региона планируется осуществление мероприятий по вовлечению в налогообложение объектов недвижимости - земельных участков:
- координация и методологическая поддержка работы органов местного самоуправления муниципальных образований области по мотивации собственников земельных участков и иных объектов недвижимости к регистрации прав собственности в установленном порядке;
- продолжение работы по сопоставлению и верификации содержащихся в учетных системах органов кадастрового учета и базах данных налоговых органов сведений в отношении объектов недвижимости;
- проведение анализа данных об объектах недвижимости, расположенных на территории Ярославской области, на предмет выявления несоответствий и противоречий в сведениях об их характеристиках, влияющих на результаты государственной кадастровой оценки;
- использование в ходе инвентаризации объектов недвижимости, технологий анализа пространственной информации об объектах недвижимости.
6.3. Переход на новый формат оценки налоговых льгот, предоставленных на региональном и местном уровнях.
Для исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" планируется:
- разработать правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых льгот;
- закрепить за каждым видом налоговых льгот и льготополучателей куратора налогового расхода областного бюджета;
- разработать показатели достижения целей предоставления налоговой льготы;
- установить новый порядок расчета оценки совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых льгот с учетом формулы, приведенной в общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
6.4. Для обеспечения равномерного распределения налоговой нагрузки и создания равных конкурентных условий ведения бизнеса будет продолжен переход на исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства. Планируется увеличение количества объектов торговли, собственники которых платят налог исходя из кадастровой стоимости, за счет вовлечения в налогообложение торговых центров площадью более 25 тыс. квадратных метров.
На федеральном уровне прорабатывается вопрос отказа от практики утверждения перечня отдельных объектов недвижимого имущества на уровне субъектов Российской Федерации, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Планируется установление единого порядка определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов коммерческой недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, в рамках проводимой работы по переходу к налогообложению объектов недвижимости от балансовой стоимости к кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости организаций.
6.5. Будет продолжена работа по содействию эффективному налоговому администрированию в рамках работы межведомственных комиссий, образованных в муниципальных образованиях и на областном уровне. Круг вопросов, обсуждаемых в ходе работы комиссий, определяется налоговыми органами исходя из новых возможностей налогового контроля с использованием современных технологических решений. Благодаря уникальным информационным системам объектами внимания комиссий должны стать не только налогоплательщики, имеющие задолженность по уплате налогов, но и организации и предприниматели, применяющие схемы незаконной минимизации налоговой базы по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, налогу, взимаемому по упрощенной системе.
6.6. Доработка регионального налогового законодательства в соответствии с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2020 - 2022 годы.
Планируется расширение полномочий субъектов Российской Федерации по регулированию патентной системы налогообложения, в том числе установление ограничений общей площади сдаваемых в аренду помещений, земельных участков, количества транспортных средств, количества объектов торговли и общественного питания.
6.7. Реализация мер, направленных на вовлечение граждан в предпринимательскую деятельность, сокращение неформальной занятости.
В первую очередь это касается мероприятий по изучению опыта по установлению специального налогового режима "налог на профессиональный доход". В настоящее время в качестве эксперимента налог введен в Москве, Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан. Переход на уплату налога добровольный, ставки более выгодные, чем ставки по другим налогам.
Цель введения налога:
- решить ряд проблем, сдерживающих легализацию самозанятых граждан (например, сдающих жилье в аренду, оказывающих услуги такси и т.п.) и обеспечить благоприятные условия осуществления деятельности;
- упростить порядок уплаты налогов путем введения единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы и освободить от обязанности представлять отчетность;
- предоставить возможность передачи информации о продажах в налоговые органы в автоматическом режиме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Губернатора Ярославской области от 16 августа 2019 г. N 246 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Настоящий Указ вступает в силу с 16 августа 2019 г.
Текст Указа опубликован в газете "Документ-Регион" от 27 августа 2019 г. N 72, на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 августа 2019 г.