Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Совета муниципального образования
"Родниковский муниципальный район"
от 27.06.2019 г. N 39
Положение о порядке предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам на конкурсной основе за счет средств бюджета муниципального образования "Родниковский муниципальный район"
1. Общие положения
1.1. Положение о порядке предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам на конкурсной основе за счет средств бюджета муниципального образования "Родниковский муниципальный район" (далее - Положение) разработано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетным Кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Уставом муниципального образования "Родниковский муниципальный район".
1.2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении:
- претендент - юридическое лицо, подающее заявку на получение гарантии;
- бенефициар - кредитная организация (либо другое юридическое лицо), предоставляющая кредит, обеспечением которого является муниципальная гарантия (далее - гарантия);
- принципал - юридическое лицо, получившее кредит, обеспеченный гарантией;
- гарант - муниципальное образование "Родниковский муниципальный район" (далее - муниципальное образование), от имени которого выступает Администрация муниципального образования "Родниковский муниципальный район" (далее - Администрация);
- обеспечение гарантии - обеспечение обязательств заемщика перед Администрацией, в случае перехода к ней прав кредитора по обеспеченному гарантией обязательству в форме залога, поручительства, банковской гарантии;
- залогодатель - лицо, которому принадлежит заложенное имущество.
1.3. Настоящее Положение определяет условия и порядок предоставления гарантий, а также порядок исполнения обязательств по гарантии.
1.4. Основными целями предоставления гарантий являются стимулирование инвестиционной активности и привлечение дополнительных средств, для решения задач социально-экономического развития муниципального образования, обеспечение устойчивого экономического роста и развития производственного потенциала.
1.5. Муниципальная гарантия в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации - это вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязано при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
Письменная форма муниципальной гарантии является обязательной. Муниципальная гарантия оформляется по форме в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Положению.
Несоблюдение письменной формы муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).
Муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала.
1.6. Гарантия может обеспечивать:
- надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);
- возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.
Гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.
1.7. В гарантии должны быть указаны сведения о гарантии, включающие наименование органа, выдающего гарантию от имени гаранта, и определение объема обязательств по гарантии.
1.8. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия, но не более 10 лет (п. 4 ст. 100 БК РФ).
1.9. Каждая гарантия (с указанием принципала по каждой гарантии), величина которой превышает 100 тыс. руб., должна быть отдельно предусмотрена в Программе муниципальных гарантий.
Программа муниципальных гарантий представляет собой перечень подлежащих предоставлению и исполнению муниципальных гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) с указанием:
1) общего объема гарантий;
2) цели гарантирования с указанием объема гарантии по каждой цели;
3) суммы каждой гарантии и наименования принципала по ней;
4) наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу;
5) общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финансовом году на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям.
Программа муниципальных гарантий является приложением к решению Совета муниципального образования "Родниковский муниципальный район" (далее - решение Совета) о районном бюджете. В решении Совета о районном бюджете на очередной финансовый год устанавливается общая сумма и верхний предел муниципальных гарантий.
1.10. Муниципальные гарантии могут быть предоставлены в целях, определенных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и в соответствии с условиями предоставления, установленными статьей 115.2 БК РФ. Гарантии предоставляются претендентам, реализующим наиболее значимые для муниципального образования программы и проекты. При принятии решений о предоставлении гарантий критериями оценки значимости проектов и программы являются:
- решение социальных проблем в муниципальном образовании и соблюдение экологической безопасности населения;
- влияние на развитие экономики муниципального образования и содействие росту производства.
1.11. Гарантии не предоставляются принципалам, имеющим просроченную задолженность в бюджете всех уровней, по налоговым и неналоговым платежам, ранее предоставленным бюджетным кредитам и гарантиям, а также имеющим убытки в течение последних трех лет. Кроме того, гарантии не предоставляются вновь образованным юридическим лицам, не предоставившим копии годового отчета за предыдущий финансовый год и бухгалтерского баланса за последний отчетный период с отметками налогового органа, а также у его поручителей (гарантов).
1.12. Администрация имеет право предоставлять гарантии на сумму, не превышающую верхний предел муниципальных гарантий муниципального образования, установленного решением Совета о районном бюджете на соответствующий финансовый год.
1.13. Предоставление гарантии оформляется договором о предоставлении гарантии, в котором должно быть указано обязательство, обеспечиваемое гарантией. Гарантия и договор о предоставлении гарантии, а также договор залога подписывается Главой муниципального образования "Родниковский муниципальный район" при условии проведения анализа финансового состояния принципала и предоставления принципалом, соответствующего требованиям БК РФ и гражданского законодательства Российской Федерации, обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии.
2. Обеспечение гарантии
2.1. Способом обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессного требования к принципалу, может быть только поручительство или залог имущества, в размере не менее 100 процентов от суммы (размера) предоставляемой гарантии. В качестве залога предоставляется имущество, не обремененное какими-либо обязательствами и правами третьих лиц. Предмет залога подлежит в обязательном порядке независимой оценке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Затраты на проведение оценки несет получатель муниципальной гарантии. В отчете об оценке должно быть дано заключение о степени ликвидности объекта оценки. В качестве залога не может выступать муниципальное имущество.
2.2. Залогодателем может выступать как сам заемщик, так и третье лицо. Имущество должно принадлежать на праве собственности.
2.3. Требование к общей стоимости заложенного имущества определяется исходя из степени риска и ликвидности предмета залога. При передаче в залог имущества оно оценивается по стоимости, не превышающей страховую сумму, которую страховщик обязуется выплатить по договору страхования имущества (см. п. 2.4. настоящего Положения).
2.4. Риск утраты (гибели), недостачи или повреждения предмета залога должен быть застрахован залогодателем.
2.5. Договор залога между Администрацией и залогодателем заключается одновременно с договором предоставления гарантии по форме согласно Приложению N 2 к настоящему Положению.
2.6. Муниципальная гарантия вступает в силу с даты подписания договора залога и договора гарантии.
3. Условия предоставления гарантий
3.1. Предоставление гарантий осуществляется на конкурсной основе.
3.2. Претенденты, желающие участвовать в конкурсе на получение гарантии, направляют в Комиссию по предоставлению муниципальных гарантий по инвестиционным проектам на конкурсной основе за счет средств бюджета муниципального образования "Родниковский муниципальный район" (далее - Комиссия) заявление о предоставлении муниципальной гарантии (заявку) по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Положению.
Положение о Комиссии, предусматривающее порядок работы Комиссии, порядок принятия решений и состав, утверждается постановлением Администрации.
3.3. К заявке прилагаются:
1) документы, подтверждающие государственную регистрацию претендента;
2) копии учредительных документов претендента;
3) документ о назначении руководителя претендента;
4) документы, подтверждающие наличие ликвидного обеспечения на предоставляемую гарантию.
5) экономическое обоснование (бизнес-план), отражающее цели, для реализации которых необходимо предоставление гарантии с указанием вида обязательств, которые будут обеспечены выданной гарантией;
6) письмо бенефициара о согласии заключить договор с претендентом при условии выдачи гарантии и проект заполненного договора о предоставлении муниципальных гарантий;
7) копия лицензии претендента на осуществление хозяйственной деятельности в случае, когда для занятия соответствующим видом деятельности необходима лицензия;
9) годовые отчеты претендента за последние три финансовых года и баланс за последний отчетный период с пометками об их принятии налоговой инспекцией;
10) подтверждение финансового управления Администрации об отсутствии у претендента, а также у его поручителей просроченной задолженности по кредитам, полученным под гарантию бюджета муниципального образования, муниципальным гарантиям, ранее предоставленным гарантом, а также задолженности по денежным обязательствам перед муниципальным образованием;
11) подтверждение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ивановской области об отсутствии у претендента просроченной задолженности по платежам в бюджеты и подтверждение органов государственных внебюджетных фондов об отсутствии просроченной задолженности по платежам;
12) расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности к предоставленным бухгалтерским балансам, сгруппированные по срокам задолженности (до 30 дней, 30-90 дней, 90-180 дней, более 360 дней), с указанием наиболее крупных дебиторов и кредиторов (более 5 процентов общего объема задолженности) и дат возникновения задолженности, почтовых и банковских реквизитов;
13) расшифровки задолженности по кредитам банков претендента к предоставленным балансам за последние три финансовых года и на дату подачи заявления с указанием кредиторов, величины долга, дат получения и погашения кредитов, видов их обеспечения, процентной ставки, периодичности погашения, сумм просроченных обязательств, включая проценты и штрафы;
14) справка об отсутствии в отношении претендента дела о банкротстве;
15) справки банков, обслуживающих счета претендента, об оборотах за последние 12 месяцев и остатках на расчетных (текущих) и валютных счетах заявителя и наличии претензий к этим счетам;
16) письменное согласие претендента на предоставление Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Ивановской области, касающейся его информации;
3.4. Комиссия вскрывает конверты с конкурсными заявками и организует проведение анализа финансового состояния претендентов.
3.5. Отдел экономического развития и торговли Администрации осуществляет анализ финансового состояния принципала в течение 20 рабочих дней со дня поступления полного пакета документов на рассмотрение. При этом отдел экономического развития и торговли Администрации вправе затребовать дополнительные документы, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении юридическому лицу муниципальной гарантии.
При предоставлении гарантии для обеспечения обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера, а также муниципальной гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу анализ финансового состояния принципала может не проводиться. При предоставлении указанных гарантий обеспечение исполнения обязательств принципала перед гарантом, которые могут возникнуть в связи с предъявлением гарантом регрессных требований к принципалу, не требуется.
3.7. Заключение отдела экономического развития и торговли Администрации вместе с конкурсной заявкой возвращаются в Комиссию для подготовки заседания.
3.6. Муниципальная гарантия не предоставляется при наличии заключения отдела экономического развития и торговли Администрации о неудовлетворительном финансовом состоянии юридического лица.
3.8. Комиссия рассматривает конкурсные заявки претендентов с соответствующими заключениями отдела экономического развития и торговли Администрации, оценивает их, согласно критериям, предусмотренным в п. 1.10 настоящего Положения; определяет победителей конкурсного отбора или отклоняет заявки претендентов с мотивированным обоснованием. Комиссия оформляет протокол об оценке конкурсных заявок и протокол о результатах проведения конкурсного отбора. В случае определения победителя, на основании протокола Комиссии о результатах проведения конкурсного отбора готовится проект постановления Администрации о победителе конкурса.
3.9. В течение 10 календарных дней, с момента принятия постановления о предоставлении гарантии, Администрация направляет претендентам письменное уведомление о предоставлении гарантии, либо об отказе в предоставлении гарантии.
3.10. Отдел экономического развития и торговли Администрации на основании постановления Администрации о победителе конкурса готовит перечень получателей гарантии для включения в решение о районном бюджете на очередной финансовый год.
3.11. После утверждения бюджета муниципального образования на очередной финансовый год (и плановый период) Администрация заключает договоры о предоставлении муниципальных гарантий по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Положению, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, и выдает муниципальные гарантии.
Порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, определяются договором между гарантом и принципалом. При отсутствии соглашения сторон по этим вопросам удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта.
3.12. Победители конкурса предоставляют Администрации следующий пакет документов:
- кредитный договор (соглашение) с коммерческой организацией, кредитором, график погашения кредита;
- проект договора залога, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации, для его подписания гарантом на случай возмещения сумм по исполненным им обязательствам по гарантии.
- письмо о бесспорном списании средств со счетов, принятых к исполнению банками, их обслуживающих.
4. Учет и контроль гарантий
4.1. Ежегодно одновременно с отчетом об исполнении районного бюджета в Совет района предоставляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществления платежей по выданным гарантиям.
4.2. Финансовое управление Администрации осуществляет контроль и учет выданных гарантий в разрезе принципалов, бенефициаров, сумм и сроков предоставленных гарантий, учет исполнения принципалами своих обязательств, которые обеспечены указанными гарантиями, и осуществлением платежей по выданным гарантиям.
4.3. Бенефициар обязуется информировать Администрацию о неисполнении принципалом любого из своих обязательств, включая обязательства, неисполнение которых не влечет за собой выплаты по гарантии.
4.4. Принципал ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующим после окончания квартала, предоставляет в финансовое управление Администрации отчет о поступлении и использовании кредитных ресурсов.
4.5. Финансовое управление Администрации совместно с бенефициаром вправе провести проверку целевого использования средств принципала и хода реализации инвестиционного проекта. Информация о результатах проверки направляется Главе муниципального образования.
4.6. Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства. В расходах районного бюджета, закладывается резерв на исполнение обязательств по гарантиям при наступлении гарантийного случая.
4.7. При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьими лицами на соответствующую сумму сокращается муниципальный долг, что отражается в отчете об исполнении районного бюджета.
4.8. Условия п. 4.4. настоящего Положения включается в договор на предоставление гарантии, а условия п. 4.3. предусматриваются в кредитном договоре.
4.9. Учет и регистрация муниципальных гарантий осуществляется в муниципальной долговой книге. В случаях указанных в п. 5.8 настоящего Положения обязательство по муниципальной гарантии считается полностью исполненным и списывается с муниципального долга.
5. Исполнение обязательств по гарантии
5.1. Гарант несет ответственность перед бенефициаром только в случае целевого использования кредита принципала. Возмещению не подлежат суммы основного долга, использованные принципалом не по целевому назначению.
Предусмотренное муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия.
Гарантийный случай наступает при неисполнении Принципалом обязательства перед Бенефициаром по погашению кредита (основного долга) и уплаты процентов в сроки, определенные кредитным договором.
5.2. Договор на предоставление гарантии считается расторгнутым, если в тридцатидневный срок с момента заключения договора на предоставление гарантии бенефициаром не предоставлен кредит принципалу в соответствии с условиями кредитного договора.
5.3. Бенефициар обязуется письменно сообщать в Администрацию о неисполнении принципалом любого из своих обязательств. Бенефициар вправе обратиться в Администрацию с требованием о выплате по гарантии после того, как примет все, предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по погашению задолженности принципала. Бенефициар не вправе обращаться в Администрацию с требованием о выплате по гарантии, если требование к принципалу по кредитному договору может быть удовлетворено путем зачета встречного требования либо бесспорного взыскания средств принципала.
5.4. Бенефициар вместе с требованием выплаты по гарантии должен предоставить в Администрацию документы, подтверждающие целевое использование полученного кредита, сумму просроченной задолженности, копию обращения к принципалу, копию ответа принципала, если таковой получен.
5.5. Администрация для рассмотрения уведомления бенефициара образует Комиссию с привлечением представителей бенефициара и принципала. В данную Комиссию может быть включен представитель аудиторской организации для получения аудиторского заключения по данному вопросу.
5.6. Требование бенефициара признается необоснованным и гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования в следующих случаях:
- требование предъявлено гаранту по окончании определенного в гарантии срока;
- требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;
- бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обязательств принципала, предложенное принципалом или третьими лицами.
Гарант должен уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.
Гарант вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, которые мог бы предоставить принципал, если иное не вытекает из условий гарантии. Гарант не теряет право на эти возражения даже в том случае, если принципал от них отказался или признал свой долг.
В случае если предоставленные материалы подтверждают соблюдение бенефициаром и принципалом условий указанных в п.п. 5.2., 5.3. настоящего Положения, Комиссия готовит заключение, подтверждающее неисполнение принципалом своих обязательств по кредитному договору и обоснованность предъявления бенефициаром требований о выплате по гарантии. В заключении указывается сумма, подлежащая выплате по гарантии. Заключение направляется Главе муниципального образования, бенефициару и принципалу.
5.7. Решение о выплате по гарантии принимается Главой муниципального образования.
5.8. Обязательство гаранта перед бенефициаром по муниципальной гарантии прекращается:
- уплатой гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;
- истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана;
- в случае исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;
- вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;
- если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло;
- в иных случаях, установленных гарантией.
Удержание бенефициаром гарантии после прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за бенефициаром каких-либо прав по этой гарантии.
Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен уведомить об этом принципала.
5.9. При исполнении обязательства по гарантии к Администрации переходят права бенефициара по кредитному договору и права, принадлежащие бенефициару как залогодержателю в том объеме, в котором Администрация удовлетворила требования бенефициара. Бенефициар обязан в трехдневный срок передать Администрации документы, удостоверяющие требования к принципалу.
5.10. Администрация должна обратиться к поручителю с требованием о выплате в соответствии с договором поручительства или условиями банковской гарантии.
5.11. Средства, полученные Администрацией от поручителя, а также в результате обращения взыскания на имущество принципала, зачисляются в бюджет муниципального образования.
6. Заключительные положения
6.1. Ответственность за нарушение порядка о предоставлении муниципальных гарантий наступает в соответствии с действующим законодательством РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.