Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 25 июля 2019 г. N 439
"Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов случной болезни лошадей (трипаносомоза)"
В соответствии со статьей 2.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 29; N 30, ст. 3805; 2008, N 24, ст. 2801; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; 2010, N 50, ст. 6614; 2011, N 1, ст. 6; N 30, ст. 4590; 2015, N 29, ст. 4339, ст. 4359, ст. 4369; 2016, N 27, ст. 4160; 2018, N 18, ст. 2571; N 53, ст. 8450) и подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983; N 32, ст. 3791; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 150; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119, ст. 1121; N 27, ст. 3364; N 33, ст. 4088; 2010, N 4, ст. 394; N 5, ст. 538; N 16, ст. 1917; N 23, ст. 2833; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251, ст. 4262; N 32, ст. 4330; N 40, ст. 5068; 2011, N 6, ст. 888; N 7, ст. 983; N 12, ст. 1652; N 14, ст. 1935; N 18, ст. 2649; N 22, ст. 3179; N 36, ст. 5154; 2012, N 28, ст. 3900; N 32, ст. 4561; N 37, ст. 5001; 2013, N 10, ст. 1038; N 29, ст. 3969; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 4, ст. 382; N 10, ст. 1035; N 12, ст. 1297; N 28, ст. 4068; 2015, N 2, ст. 491; N 11, ст. 1611; N 26, ст. 3900; N 35, ст. 4981; N 38, ст. 5297; N 47, ст. 6603; 2016, N 2, ст. 325; N 28, ст. 4741; N 33,ст. 5188; N 35, ст. 5349; N 47, ст. 6650; N 49, ст. 6909, ст. 6910; 2017, N 26, ст. 3852; N 51, ст. 7824; 2018, N 17, ст. 2481; N 35, ст. 5549; 2019, N 1, ст. 61*), приказываю:
Утвердить прилагаемые Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов случной болезни лошадей (трипаносомоза).
Министр |
Д.Н. Патрушев |
------------------------------
* N 17, ст. 2096; N 19, ст. 2313.
------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2019 г.
Регистрационный N 55676
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минсельхоза России
от 25 июля 2019 г. N 439
Ветеринарные правила
осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов случной болезни лошадей
(трипаносомоза)
I. Область применения
1. Настоящие Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов случной болезни лошадей (трипаносомоза) (далее - Правила) устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов случной болезни лошадей (трипаносомоза)1 (далее - случная болезнь).
2. Правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации случной болезни, предотвращению ее возникновения и распространения на территории Российской Федерации, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни животных, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.
II. Общая характеристика случной болезни
3. Случная болезнь - контагиозная, инвазионная болезнь лошадей, мулов, ослов, и других животных семейства лошадиных (далее - восприимчивые животные).
Характерными клиническими признаками болезни являются: отеки половых органов, вымени, живота (отечный брус), вульвиты, вагиниты, парафимозы, кератиты, конъюнктивиты, появление язв, депигментация кожи, наличие бляшек, развитие парезов и параличей губ и ушей, расстройство координации движения и аборты.
4. Возбудителем случной болезни является Trypanosomae equiperdum, относящаяся к жгутиковым простейшим из рода Trypanosoma, отряда Trypanosomatida (далее - возбудитель). Возбудитель инактивируется при температуре выше 50 °С, чувствителен к различным дезинфектантам.
Инкубационный период при случной болезни составляет до 6 месяцев.
5. Источником возбудителя являются больные восприимчивые животные.
6. Заражение восприимчивых животных происходит половым путем при случке или искусственном осеменении спермой, содержащей возбудителя. Жеребята могут заражаться во время родов через слизистую конъюнктивы или через молоко от больных кобыл. Факторами передачи возбудителя являются инструменты (влагалищное зеркало, мочевой катетер, искусственная вагина) и иной инвентарь, контаминированные возбудителем.
III. Профилактические мероприятия
7. В целях предотвращения возникновения и распространения случной болезни физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных (далее - владельцы восприимчивых животных), обязаны:
не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
не допускать к случке восприимчивых животных, не проверенных на случную болезнь;
предоставлять по требованиям специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации2 (далее - специалисты госветслужбы), восприимчивых животных для осмотра;
извещать в течение 24 часов специалистов госветслужбы о случаях заболевания или гибели восприимчивых животных, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание;
принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, а также иных восприимчивых животных, находившихся в одном помещении с подозреваемыми в заболевании восприимчивыми животными, которые могли контактировать с ними, трупов павших восприимчивых животных, а также обеспечить недопущение использования инвентаря, который использовался при обслуживании погибшего восприимчивого животного;
выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном хозяйстве, крестьянском (фермерском) хозяйстве, в хозяйстве индивидуального предпринимателя, организациях и их обособленных подразделениях, в которых содержатся восприимчивые животные (далее - хозяйства), противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами;
соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона, на территории которого расположено хозяйство, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации по случной болезни в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 635 (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2016 г., регистрационный N 41508).
IV. Мероприятия при подозрении на случную болезнь
8. Основаниями для подозрения на случную болезнь являются:
наличие у восприимчивых животных клинических признаков, характерных для случной болезни, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил;
выявление случной болезни в хозяйстве, из которого ввезены восприимчивые животные, в течение последних 6 месяцев после осуществления их ввоза;
искусственное осеменение восприимчивых животных спермой, полученной в хозяйстве, в котором выявлена случная болезнь.
9. При наличии оснований для подозрения на случную болезнь владельцы восприимчивых животных обязаны:
сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на случную болезнь должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации, на территории которого содержатся восприимчивые животные;
содействовать специалистам госветслужбы в проведении отбора проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных и направлении проб в лабораторию (испытательный центр) органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации, для исследования на случную болезнь (далее - лаборатория);
предоставить специалисту госветслужбы сведения о численности имеющихся (имевшихся) в хозяйстве восприимчивых животных с указанием количества павших восприимчивых животных за последние 30 дней.
10. До получения результатов диагностических исследований на случную болезнь владельцы восприимчивых животных обязаны:
прекратить все перемещения и перегруппировки восприимчивых животных;
не допускать к случке и искусственному осеменению восприимчивых животных;
прекратить сбор генетического материала от восприимчивых животных.
11. При возникновении подозрения на случную болезнь на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов должны:
сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на случную болезнь должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации, на территории которого расположен объект;
провести отбор проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных и направление проб в лабораторию.
В случае невозможности осуществления отбора проб биологического и (или) патологического материала должностными лицами ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб органов, указанных в настоящем пункте, должностные лица указанных органов должны обеспечить проведение отбора проб биологического и (или) патологического материала и направление проб в лабораторию иными специалистами госветслужбы.
12. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения3, при обнаружении в закрепленных охотничьих угодьях, федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные охотхозяйства (заказники), подведомственные федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, при обнаружении на подведомственных территориях, а также граждане, при обнаружении диких восприимчивых животных с клиническими признаками, характерными для случной болезни, перечисленными в пункте 3 настоящих Правил, либо трупов диких восприимчивых животных должны:
сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на случную болезнь должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий объект, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;
содействовать в проведении отбора проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных и направлении проб в лабораторию.
13. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии или подведомственной ему организации, в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 9, 11 и 12 настоящих Правил, должно сообщить о подозрении на случную болезнь и принятых мерах руководителю указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в случае угрозы распространения возбудителя на территории иных субъектов Российской Федерации должен сообщить руководителям органов исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области ветеринарии, о подозрении на случную болезнь.
14. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении им информации о возникновении подозрения на случную болезнь в течение 24 часов должен обеспечить направление специалистов госветслужбы в место нахождения восприимчивых животных, подозреваемых в заболевании случной болезнью, (далее - предполагаемый эпизоотический очаг) для:
клинического осмотра восприимчивых животных;
определения вероятных источников, факторов и предположительного времени заноса возбудителя;
определения границ предполагаемого эпизоотического очага и возможных путей распространения случной болезни, в том числе с реализованными (вывезенными) восприимчивыми животными и (или) полученным от них генетическим материалом в течение 6 месяцев до получения информации о подозрении на случную болезнь;
отбора проб биологического и (или) патологического материала от подозреваемых в заболевании случной болезнью восприимчивых животных и направления указанных проб в лабораторию.
15. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии или подведомственной ему организации, в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 9, 11 и 12 настоящих Правил должно:
проинформировать о подозрении на случную болезнь руководителя органа местного самоуправления муниципального образования, население муниципального образования, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг, и владельцев восприимчивых животных о требованиях настоящих Правил;
определить количество восприимчивых животных в хозяйствах, расположенных на территории указанного муниципального образования, а также места и порядок уничтожения трупов павших восприимчивых животных на территории указанного муниципального образования.
V. Диагностические мероприятия
16. При возникновении подозрения на случную болезнь специалистами госветслужбы должен проводиться отбор проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных с клиническими признаками случной болезни, указанными в пункте 3 настоящих Правил.
Для исследований отбираются: соскобы со стенок влагалища, мочеиспускательного канала, сперма, экссудат из надрезов отеков и бляшек, кровь.
Соскобы со стенок влагалища берутся уретральной ложкой через влагалищное зеркало. Соскобы из различных мест слизистой оболочки уретры берутся уретральной ложкой, которая вводится в канал уретры на глубину 5-6 см. Соскобы помещаются в стерильную емкость с физиологическим раствором в объеме 2 см3 и герметично закрываются.
Пробы спермы от восприимчивых животных в объеме 2 см3 помещаются в стерильные флаконы и (или) контейнеры для сбора биологического материала и герметично закрываются.
Экссудат из надрезов отеков и бляшек собирается шприцем, помещается в пробирку и закрывается пробкой.
Пробы крови в объеме 5 см3 помещаются в стерильные емкости и герметично закрываются.
Отобранный биологический и (или) патологический материал за исключением крови доставляется в лабораторию в термосе со льдом не позднее 4 часов, кровь - не позднее 12 часов с момента отбора проб.
17. Упаковка биологического и (или) патологического материала и его транспортирование должны обеспечивать его сохранность и пригодность для исследований в течение срока транспортировки.
Утечка (рассеивание) биологического и (или) патологического материала во внешнюю среду не допускается.
Пробирки, флаконы, контейнеры, емкости с биологическими (или) патологическим материалом должны быть упакованы и опечатаны.
В сопроводительном письме должны быть указаны дата, время отбора проб, адрес места отбора проб, перечень проб, основания для подозрения на случную болезнь, адрес и контактные телефоны специалиста госветслужбы, осуществившего отбор проб.
Пробы биологического и (или) патологического материала должны быть доставлены в лабораторию специалистом госветслужбы.
18. Диагноз считается установленным, если получен один из следующих результатов:
обнаружен возбудитель в мазках из биологического и (или) патологического материала при микроскопии;
выявлены антитела к возбудителю в реакции связывания комплемента (РСК) или получен дважды сомнительный результат в РСК.
19. Руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований в письменной форме должен проинформировать руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, специалиста госветслужбы, направившего биологический и (или) патологический материал на исследования, о полученных результатах.
В случае установления диагноза руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований в письменной форме должен проинформировать федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности в случае поступления проб биологического и (или) патологического материала с объекта, подведомственного указанным органам.
20. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов после установления диагноза должен направить в письменной форме информацию о возникновении случной болезни на территории соответствующего субъекта Российской Федерации руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, в ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, в федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные охотхозяйства (заказники), подведомственные федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения.
21. При установлении диагноза на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов должны взаимодействовать с должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации по вопросам осуществления на подведомственных объектах мероприятий, предусмотренных пунктами 30 и 32 настоящих Правил.
22. В случае если в результате проведенных лабораторных исследований диагноз не был установлен, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов должен проинформировать об этом руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, в случае если исследованные пробы биологического и (или) патологического материала поступили с объекта, подведомственного указанным органам.
23. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации должно проинформировать о неустановлении диагноза владельцев восприимчивых животных, органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг, в течение 24 часов с момента получения соответствующей информации.
VI. Установление карантина, ограничительные и иные мероприятия, направленные на ликвидацию очагов случной болезни, а также на предотвращение ее распространения
24. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от руководителя лаборатории информации об установлении диагноза в течение 24 часов с момента установления диагноза должен:
направить на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина);
направить копию представления в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора;
направить копию представления должностным лицам федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности или подведомственных им организаций, федеральных органов исполнительной власти, имеющих объекты по содержанию восприимчивых животных (хозяйства) и (или) охотхозяйства (заказники), подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, в случае установления диагноза у восприимчивых животных, содержащихся на объектах, подведомственных указанным органам;
разработать проект акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений и направить его на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
в случае установления диагноза у восприимчивых животных на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка проект акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений осуществляется с учетом предложений должностных лиц указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения информации об установлении диагноза в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил;
разработать и утвердить план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага случной болезни и предотвращению распространения возбудителя и направить его на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
в случае установления диагноза у восприимчивых животных на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка плана мероприятий по ликвидации эпизоотического очага случной болезни и предотвращению распространения возбудителя осуществляется с учетом предложений должностных лиц указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения информации об установлении диагноза в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
25. Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов с момента его получения должен принять решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) может быть принято руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, за исключением установления ограничительных мероприятий (карантина) на объектах федерального органа исполнительной власти в области обороны.
26. В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должны быть указаны перечень вводимых ограничительных мероприятий, срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия, и определены:
место нахождения источника и факторов передачи возбудителя случной болезни в тех границах, в которых возможна его передача восприимчивым животным (далее - эпизоотический очаг);
муниципальное образование, на территории которого установлен эпизоотический очаг (далее - неблагополучный пункт).
27. Должностное лицо организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему переданные полномочия в области ветеринарии, должно проинформировать население и орган местного самоуправления муниципального образования о возникновении эпизоотического очага.
28. Решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге и неблагополучном пункте.
29. В эпизоотическом очаге:
а) запрещается:
ввоз (ввод) и вывоз (вывод) восприимчивых животных (за исключением вывоза восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты);
проведение случки и искусственного осеменения восприимчивых животных;
получение и вывоз генетического материала от восприимчивых животных;
перемещение и перегруппировка восприимчивых животных;
вывоз молока, полученного от восприимчивых животных;
б) осуществляется:
поголовный клинический осмотр всех восприимчивых животных;
отбор проб биологического материала от всех восприимчивых животных (с интервалом в 30 дней) для исследования в порядке, установленном главой V настоящих Правил, до получения трехкратного отрицательного результата (неустановления диагноза);
направление на убой больных восприимчивых животных на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты;
утилизация и уничтожение трупов восприимчивых животных, абортированных плодов в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Минсельхозпродом России от 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 (зарегистрирован Минюстом России 5 января 1996 г., регистрационный N 1005), с изменениями, внесенными приказом Минсельхоза России от 16 августа 2007 г. N 400 (зарегистрирован Минюстом России 14 сентября 2007 г., регистрационный N 10132);
уничтожение молока и генетического материала, полученного от больных восприимчивых животных.
Мясо, полученное от убоя больных восприимчивых животных без проявления клинических признаков случной болезни, обеззараживается проваркой при температуре не меньше 70 °С в толще продукта в течение не менее 30 минут.
30. Дезинфекции в эпизоотическом очаге подлежат территории хозяйств, помещения по содержанию восприимчивых животных, и другие объекты, в которых содержались больные восприимчивые животные.
Дезинфекция помещений и других объектов, в которых содержались больные восприимчивые животные, проводится в три этапа: первый - сразу после направления на убой больных восприимчивых животных, второй - после проведения механической очистки, третий - перед отменой карантина.
Для дезинфекции должны применяться 4%-ный горячий едкий натр, или 3%-ная хлорная известь, или 3%-ный нейтральный гипохлорит кальция, или 1%-ный глутаровый альдегид, или 5%-ный однохлористый йод, или 2%-ные формалин (параформальдегид), хлорамин из расчета 0,3-0,5 дм3/м2 или другие дезинфицирующие растворы с высокой активностью в отношении возбудителя (согласно инструкциям по применению).
31. В неблагополучном пункте:
а) запрещается:
ввоз (ввод) и вывоз (вывод) восприимчивых животных (за исключением вывоза восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты);
проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок (аукционов) и других мероприятий, связанных с передвижением, перемещением и скоплением животных;
проведение случки и искусственного осеменения восприимчивых животных;
получение и вывоз генетического материала от восприимчивых животных.
б) осуществляется:
клинический осмотр всех восприимчивых животных;
отбор проб биологического материала от всех восприимчивых животных для исследования в порядке, установленном главой V настоящих Правил.
VII. Отмена карантина
32. В случае направления на убой всех восприимчивых животных хозяйства, отмена карантина осуществляется после убоя последнего восприимчивого животного и проведения мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами.
В случае сохранения в хозяйстве восприимчивых животных отмена карантина осуществляется через 6 месяцев после направления на убой последнего больного восприимчивого животного и проведения других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами.
33. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от должностного лица организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, или от должностного лица ветеринарно-санитарной службы федерального органа исполнительной власти в области обороны (в случае, если эпизоотический очаг был выявлен на объекте, подведомственном указанному органу) заключения о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами, в течение 24 часов должен направить представление руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг.
34. Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг.
Решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг, принимает руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в случае принятия им решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина).
______________________________
1Приказ Минсельхоза России от 19 декабря 2011 г. N 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)" (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2012 г., регистрационный N 23206) с изменениями, внесенными приказами Минсельхоза России от 20 июля 2016 г. N 317 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2016 г., регистрационный N 43179); от 30 января 2017 г. N 40 (зарегистрирован Минюстом России 27 февраля 2017 г., регистрационный N 45771); от 15 февраля 2017 г. N 67 (зарегистрирован Минюстом России 13 марта 2017 г., регистрационный N 45915).
2Статья 5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".
3Глава 4 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7343; 2013, N 19, ст. 2331; 2016, N 26, ст. 3875).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предложены ветеринарные правила для предотвращения распространения и ликвидации очагов случной болезни лошадей (трипаносомоза).
Предусматриваются требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации болезни, предотвращению ее возникновения и распространения, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина.
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 25 июля 2019 г. N 439 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов случной болезни лошадей (трипаносомоза)"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2019 г.
Регистрационный N 55676
Настоящий приказ вступает в силу с 31 августа 2019 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 августа 2019 г.
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 марта 2022 г. \
Приказом Минсельхоза России от 24 сентября 2021 г. N 656 настоящий документ признан утратившим силу с 1 марта 2022 г.