Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэра
от 21.08.2019 N 954
Основные направления
бюджетной и налоговой политики города Ярославля на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Ярославля на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов подготовлены в целях определения основных подходов к формированию проекта бюджета города Ярославля на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов, а также обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Ярославля (далее - бюджетная и налоговая политика) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 24 Положения о бюджетном процессе в городе Ярославле, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 17.12.2007 N 600, с планом мероприятий по подготовке проекта бюджета города Ярославля на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов, утвержденным постановлением мэрии города Ярославля от 22.04.2019 N 481, и содержат основные цели, задачи и приоритетные направления бюджетной и налоговой политики в области доходов, расходов и управления муниципальным долгом.
I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики в 2018 году и в начале 2019 года
Бюджетная и налоговая политика в городе Ярославле на протяжении ряда последних лет ориентирована на концентрацию бюджетных средств для решения ключевых проблем развития города.
Итогами реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики в 2018 году и в начале 2019 года являются:
- безусловное выполнение социальных обязательств города Ярославля;
- направление расходов бюджета в приоритетном порядке на обеспечение и развитие социально-культурной сферы;
- участие в реализации национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- обеспечение реализации "майских" указов Президента Российской Федерации в части повышения уровня заработной платы отдельных категорий работников отраслей социальной сферы, а также реализация принятых на федеральном уровне решений по увеличению размера МРОТ;
- реализация механизма инициативного бюджетирования в рамках губернаторского проекта "Решаем вместе!" в целях вовлечения граждан в решение первоочередных проблем города и привлечения внебюджетных источников на решение вопросов местного значения;
- оптимизация структуры органов городского самоуправления (в 2018 году количество структурных подразделений мэрии города Ярославля сокращено на 2 единицы);
- разработка и внедрение критериев адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в целях оказания поддержки наиболее социально незащищенным категориям граждан;
- соблюдение нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления;
- применение механизма привлечения юридических лиц, не являющихся муниципальными учреждениями, и индивидуальных предпринимателей к оказанию муниципальных услуг в рамках проведения эксперимента по реализации муниципального социального заказа на оказание отдельных муниципальных услуг в социальной сфере;
- установление типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из бюджета города Ярославля грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе;
- применение механизма "казначейского сопровождения" отдельных субсидий, предоставляемых из бюджета города Ярославля юридическим лицам, не являющимся муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, с открытием в департаменте финансов мэрии города Ярославля указанным юридическим лицам лицевого счета для осуществления расходов;
- создание правовой основы для формирования бюджетного прогноза на долгосрочный период и прогноза социально-экономического развития города на долгосрочный период в целях расширения горизонтов бюджетного планирования;
- формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на основании общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и регионального перечня государственных (муниципальных) услуг и работ, не включенных в общероссийские перечни;
- формирование бюджета в программном формате (в 2019 году осуществляется реализация 27 муниципальных программ, доля программных расходов бюджета составляет 94,1%);
- направление экономии, образовавшейся в результате осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Ярославля, на сокращение необеспеченности финансовыми ресурсами отдельных расходов городского хозяйства в соответствии с решениями комиссии по распределению экономии, образовавшейся в результате осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;
- расширение перечня учреждений отрасли "Образование", переведенных на централизованное ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;
- совершенствование внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе в части контроля со стороны финансового органа на соответствие информации об объеме финансового обеспечения, предусмотренного планом закупок, информации об объеме лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика;
- недопущение кредиторской задолженности по заработной плате и социальным выплатам;
- дальнейшая цифровизация процессов в финансово-бюджетной сфере города, в том числе в части автоматизации документооборота по исполнительным документам в целях повышения исполнительской дисциплины;
- обеспечение полного и своевременного исполнения долговых обязательств города Ярославля при безусловном соблюдении ограничений бюджетного законодательства Российской Федерации, использование различных механизмов снижения расходов на обслуживание муниципального долга города Ярославля;
- развитие практики оформления и опубликования "бюджета для граждан", содержащего в доступной и понятной форме информацию о муниципальных финансах, показателях проекта городского бюджета и отчета о его исполнении (в 2018 году департамент финансов мэрии города Ярославля признан победителем в областном конкурсе проектов "Бюджет для граждан");
- повышение открытости бюджетного процесса и информированности заинтересованных жителей города о состоянии финансово-бюджетной сферы города путем организации онлайн трансляции публичных слушаний по исполнению бюджета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещения информации о бюджете в социальных сетях;
- организация системной работы по увеличению доходного потенциала городского бюджета и повышению эффективности использования земельно-имущественного комплекса города в рамках реализации Плана мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета города Ярославля на 2018 - 2020 годы;
- активизация мер и механизмов, направленных на повышение собираемости платежей в городской бюджет, проведение претензионной работы и осуществление принудительного взыскания задолженности по платежам в бюджет города;
- актуализация сведений об объектах недвижимости на территории города, поступающих из разных информационных систем органов государственной власти с целью устранения несоответствий в базах данных, влияющих на размер начисляемых имущественных налогов;
- продолжение межведомственного взаимодействия с государственными органами исполнительной власти в рамках взыскания задолженности по платежам в городской бюджет;
- сохранение для всех видов деятельности значений коэффициентов, применяемых для расчета корректирующего коэффициента базовой доходности К2, по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на уровне 2017 года в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- сохранение размера дифференцированных ставок по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на уровне 2017 года.
Налоговая политика в городе была ориентирована на реализацию изменений федерального и регионального законодательства и нацелена на обеспечение бюджетной устойчивости.
В связи с изменением федерального законодательства, а именно: распространением налоговых преимуществ в виде пониженных ставок и налоговых льгот в отношении любых гаражей и машино-мест вне зависимости от их включения в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в целях унификации предоставления налоговых льгот, предусмотренных федеральным и местным законодательством, действующий муниципальный правовой акт по налогу на имущество физических лиц приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства о налогах и сборах.
Налоговая база по налогу на имущество организаций от объектов недвижимости коммерческого использования (административно-деловых центров; торговых центров и помещений в них; нежилых помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания) определена как кадастровая стоимость имущества:
- с 1 января 2018 года для торговых центров (комплексов) общей площадью от 3000 до 25000 квадратных метров включительно и помещений в них, а также для нежилых помещений площадью от 3000 до 25000 квадратных метров включительно, предназначенных для размещения торговых объектов;
- с 1 января 2019 года для торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 до 25000 квадратных метров включительно и помещений в них, а также для нежилых помещений площадью от 1000 до 25000 квадратных метров включительно, предназначенных для размещения торговых объектов.
Принимая во внимание размер налоговых ставок в отношении вышеуказанных объектов коммерческой недвижимости, установленных Законом Ярославской области "О налоге на имущество организаций в Ярославской области", налоговую нагрузку на собственников объектов недвижимости коммерческого использования решением муниципалитета города Ярославля в апреле 2019 года ставка по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена в размере 1,5% на 2018 год, 1% на 2019 год и последующие годы.
Принимая во внимание изменения федерального законодательства, в соответствии с которыми для отдельных категорий налогоплательщиков - физических лиц (в том числе для инвалидов I и II групп инвалидности, инвалидов с детства, детей-инвалидов, пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание) налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 м2 земельного участка, решением муниципалитета города Ярославля с 2019 года отменены льготы по земельному налогу:
- в размере 100% инвалидам - в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, занятых гаражами для личного автотранспорта;
- в размере 70% гражданам - в отношении земельных участков, на которых расположены завершенные строительством индивидуальные жилые дома, при условии, что права на завершенные строительством индивидуальные жилые дома зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В целях обеспечения социальной защищенности населения города на 2018 - 2019 годы сохранены льготы по налогу на имущество физических лиц:
- в размере 100% несовершеннолетним лицам и совершеннолетним лицам, не достигшим возраста 24 лет, обучающимся на дневной форме обучения в образовательных организациях, при условии нахождения их на иждивении лиц, каждое из которых является пенсионером, получающим пенсию, назначаемую в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" или Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
- в размере 60% собственникам - в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, признанных непригодными для проживания, а также жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Льгота предоставляется в отношении не используемых в предпринимательской деятельности следующих видов жилых помещений: квартиры или комнаты.
В целях формирования благоприятного инвестиционного климата на территории города на 2018 - 2019 годы сохранены льготы субъектам инвестиционной деятельности - в отношении площади земельных участков, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, по проектам, включенным в Перечень инвестиционных проектов города Ярославля:
до 01.01.2015: в размере 50% в течение периода окупаемости с начала реализации продукции (работ, услуг), но не более 5 лет;
с 01.01.2015:
- по проектам, не предусматривающим новое строительство, в размере 50% в течение периода окупаемости с начала реализации продукции (работ, услуг), но не более 5 лет;
- по проектам, предусматривающим новое строительство, в размере 100% на период строительства, но не более 2 лет, и в размере 50% в течение периода окупаемости с начала реализации продукции (работ, услуг), но не более 3 лет.
II. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов
Бюджетная и налоговая политика города Ярославля на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов сохраняет преемственность целей и задач предыдущего периода и направлена на достижение стратегической цели - повышение качества жизни населения города и обеспечение социальной стабильности.
Основной целью бюджетной и налоговой политики на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов остается обеспечение сбалансированности и устойчивости городского бюджета в среднесрочной перспективе с учетом текущей экономической ситуации.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечение роста доходов бюджета города;
- поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, увеличение налогового потенциала города;
- улучшение качества администрирования доходов городского бюджета в целях повышения уровня собираемости налоговых и неналоговых платежей, сокращения задолженности в бюджет города;
- реализация взвешенной политики в области предоставления налоговых льгот;
- бюджетное планирование исходя из возможностей доходного потенциала, сформированного на основании показателей благоприятного варианта прогноза социально-экономического развития города на среднесрочный период;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств;
- приоритизация бюджетных расходов в целях реализации национальных проектов и достижения целевых показателей, установленных национальными проектами;
- поддержание уровня долговой нагрузки на бюджет на экономически безопасном уровне;
- повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
III. Приоритетные направления бюджетной и налоговой политики на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов в области доходов
Бюджетная и налоговая политика на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов в части доходов ориентирована на формирование устойчивой доходной базы городского бюджета путем принятия мер по сохранению и развитию доходного потенциала города, предусматривающих:
- продолжение работы по инвентаризации земельно-имущественного комплекса города в целях повышения эффективности его использования;
- максимальное использование механизмов межведомственного взаимодействия, направленного на соблюдение платежной дисциплины;
- проведение анализа состояния муниципального имущества и принятие управленческих решений по вовлечению в оборот путем приватизации, перепрофилирования, сдачи в аренду;
- проведение анализа хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;
- проведение анализа использования по назначению имущества, закрепленного за подведомственными учреждениями и унитарными предприятиями;
- совершенствование механизмов муниципального контроля на территории города в целях повышения его эффективности;
- осуществление учета и усиление контроля за своевременностью и полнотой перечисления в городской бюджет штрафных санкций за административные правонарушения, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля;
- проведение информационной кампании, направленной на повышение налоговой культуры налогоплательщиков и формирование негативного отношения к фактам уклонения от уплаты налогов;
- проведение мониторинга расчетов с бюджетом предприятий и организаций города в целях оперативного реагирования на изменения доходной базы бюджета, предотвращения сокращения платежей в бюджет и роста задолженности по налоговым платежам;
- анализ эффективности предоставления налоговых льгот на основе практики их применения и администрирования, а также с учетом объема льгот, предусмотренных федеральным законодательством о налогах и сборах;
- внедрение системы управления налоговыми расходами и ее интеграция в бюджетный процесс города.
В целях обеспечения наполняемости доходной части бюджета города будет продолжена:
- реализация Плана мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета города Ярославля;
- работа комиссии по ликвидации задолженности по платежам в бюджет города и по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, направленная на погашение (снижение) задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет города;
- работа по рассмотрению организаций с признаками выплаты "серой" заработной платы на заседаниях рабочей группы по мониторингу ситуации по отдельным вопросам в сфере занятости в городе Ярославле в целях снижения неформальной занятости.
Решение о целесообразности пересмотра и дальнейшей детализации установленных дифференцированных ставок по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения планируется принять по результатам проведения в 2019 году государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории города, в соответствии с установленным новым порядком ее проведения специализированным бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации.
Решение о сохранении (пересмотре) ставки единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 будут приниматься с учетом анализа факторов, повлиявших на изменение поступлений налога в бюджет города, при соблюдении принципа фискальной нейтральности, то есть предсказуемости фискальных условий для налогоплательщиков.
Несмотря на ограниченность бюджетных средств города планируется и в дальнейшем продолжить предоставление муниципальной поддержки инвесторам в форме льгот по земельному налогу.
В предстоящем трехлетнем периоде рассмотрение вопросов и принятие обоснованных решений на уровне города будет осуществляться с учетом реализации отдельных изменений законодательства на федеральном уровне, а именно:
в области изменения администрирования доходов бюджетной системы:
- расширение полномочий субъектов Российской Федерации по регулированию патентной системы налогообложения;
- расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, за счет включения в него видов деятельности, связанных с животноводством и растениеводством, а также услуг, связанных с этими видами деятельности;
- уточнение видов предпринимательской деятельности, в отношении которых могут применяться специальные налоговые режимы (система налогообложения в виде единого налога, патентная система налогообложения);
в области неналоговых платежей:
- включение туристического сбора в Налоговый кодекс Российской Федерации в качестве местного сбора;
в области совершенствования налогового администрирования:
- интеграция оперативного контроля в систему налогового контроля;
- развитие системы налогового мониторинга;
- внедрение механизма добровольной уплаты юридическими лицами авансовых платежей по налогам и сборам на единый код бюджетной классификации;
- расширение использования института единого налогового платежа физического лица путем перечисления физическими лицами денежных средств в виде такого платежа не только в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц, но и в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц.
IV. Приоритетные направления бюджетной политики на 2020 год и на плановый период 2021 - 2022 годов в области расходов
Опережающий темп роста бюджетных расходов на решение первоочередных задач в сравнении с доходами бюджета города Ярославля на протяжении последних лет приводит к ограниченности финансовых ресурсов на обеспечение содержания и развитие города Ярославля как многофункционального административного, делового и культурного центра Ярославской области, в связи с чем бюджетная политика города Ярославля на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов в части расходов направлена на:
- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств города Ярославля;
- анализ осуществляемых расходных обязательств в целях исключения направления средств на выполнение полномочий, не отнесенных к полномочиям городского округа, принятие новых расходных обязательств только при условии оценки их эффективности, соответствия их приоритетным направлениям социально-экономического развития города и при условии наличия ресурсов для их гарантированного исполнения в целях снижения риска неисполнения (либо исполнения в неполном объеме) действующих расходных обязательств;
- планирование в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов (программ) развития Российской Федерации и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), в целях безусловного выполнения задач, поставленных в национальных проектах (программах);
- осуществление работы, направленной на привлечение средств вышестоящих бюджетов на решение вопросов местного значения в целях сокращения нагрузки на бюджет города, в том числе путем участия в федеральных или региональных проектах и программах, а также выполнение условий софинансирования к средствам вышестоящих бюджетов;
- продолжение процессов централизации ведения бюджетного (бухгалтерского) учета муниципальных учреждений и органов городского самоуправления;
- недопущение увеличения штатной численности работников бюджетной сферы и органов городского самоуправления, а также количества муниципальных учреждений в течение финансового года по сравнению с численностью на 1 января текущего года, за исключением случаев, когда увеличение необходимо для реализации переданных в соответствии с законодательством государственных полномочий;
- реализацию механизма персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;
- сохранение достигнутого уровня предоставления муниципальных услуг (работ) и недопущение снижения качества их предоставления в целях обеспечения комфортных условий для проживания населения в городе;
- продолжение работы по внедрению критериев адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в целях оказания поддержки наиболее социально незащищенным категориям граждан;
- привлечение внебюджетных источников для финансового обеспечения деятельности учреждений социально-культурной сферы;
- повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений и недопущение функционирования неэффективных или недостаточно загруженных муниципальных учреждений;
- внедрение лучших практик деятельности муниципальных учреждений в соответствующих отраслях;
- анализ и повышение ответственности руководителей структурных подразделений мэрии города Ярославля (получателей бюджетных средств) за достижение поставленных целей;
- реализацию режима экономии электро- и теплоэнергии, расходных материалов, горюче-смазочных материалов, услуг связи;
- проведение системной работы по оптимизации расходов на обслуживание муниципального долга;
- осуществление бюджетных инвестиций исходя из необходимости завершения начатых работ, финансирования работ с высокой степенью готовности, а также работ, выполнение которых осуществляется на условиях софинансирования за счет средств вышестоящих бюджетов, внебюджетных средств;
- эффективное использование бюджетных средств путем обеспечения надлежащего функционирования механизма муниципальных закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", обеспечения контроля обоснованности закупок, начальных (максимальных) цен контрактов, а также проведения централизованных закупок;
- недопущение кредиторской задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы и социальным выплатам;
- направление бюджетных средств в приоритетном порядке на погашение кредиторской задолженности;
- совершенствование системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- совершенствование муниципального финансового контроля, в том числе в части внедрения риск-ориентированного подхода при организации контрольной деятельности;
- обеспечение прозрачности (открытости) бюджета города Ярославля за счет размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
- повышение информационной открытости бюджетного процесса города, в том числе в социальных сетях, в целях повышения информированности граждан в вопросах формирования и исполнения бюджета, а также вовлечения граждан в процедуру обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений.
V. Приоритетные направления бюджетной политики на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов в области управления муниципальным долгом
Долговая политика города Ярославля в 2020 году и плановом периоде 2021 - 2022 годов сформирована исходя из текущей экономической ситуации в городе и направлена на:
- ненаращивание объема муниципального долга, поддержание его уровня на экономически безопасном уровне в целях своевременного и полного выполнения долговых обязательств;
- осуществление работы с Правительством Ярославской области по привлечению бюджетных кредитов на замещение коммерческих кредитов с целью сокращения расходов на обслуживание муниципального долга;
- использование механизма привлечения средств краткосрочного бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете бюджета города на период до 90 дней, полученного из УФК по Ярославской области, в целях покрытия временных кассовых разрывов бюджета города, а также снижения расходов на обслуживание муниципального долга;
- своевременное исполнение принятых обязательств по погашению и обслуживанию муниципального долга; поддержание на высоком уровне деловой репутации города Ярославля как заемщика средств при привлечении кредитных ресурсов;
- мониторинг текущей ситуации по исполнению бюджета города с целью определения возможности досрочного погашения долговых обязательств;
- соблюдение требований бюджетного законодательства в части параметров дефицита и муниципального долга;
- обеспечение открытости (прозрачности) информации о муниципальном долге города Ярославля и осуществляемых городом муниципальных заимствованиях в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра г. Ярославля от 21 августа 2019 г. N 954 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.