Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 22 февраля 2019 г. N 3а-37/2019
Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Павлюченко Н.В.,
с участием прокурора Пименовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" к Министерству экономического развития Республики Хакасия о признании приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 25 декабря 2017 г. N 3-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия" и приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 25 декабря 2017 г. N 5-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2018 год" не действующими в части, установил:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири", Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об оспаривании в части приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии, Тарифный орган) от 25 декабря 2017 г. N 3-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия" (далее - приказ N 3-э), а также об оспаривании в части приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 25 декабря 2017 г. N 5-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2018 г." (далее - приказ N 5-э).
Свои требования Общество мотивировало тем, что приказом N 3-э были внесены изменения в приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" (далее - приказ N 9-э) в части изложения приложения 2 к приказу N 9-э в редакции согласно приложению 3 к приказу N 3-э, где установлена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2018 год в размере 2144513,11 тыс. рублей.
Согласно пункту 6 таблицы 1 приложения 1 к приказу N 5-э НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" в размере 2144513,11 тыс. рублей учтена при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия.
Полагает оспариваемые приказы не соответствующими статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 2, 7, 30 и 31 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, пункту 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. N 98-э, пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке", утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2.
28 апреля 2017 г. Общество подало заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2018 год в составе нового долгосрочного периода 2017 - 2021 гг. с применением метода долгосрочной индексации НВВ с приложением обосновывающих материалов и указанием в составе НВВ выявленных на основании данных бухгалтерской отчетности за 2016 год экономически обоснованных расходов на обслуживание заемных средств по виду деятельности "Передача электрической энергии", не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), в сумме 24734 тыс. рублей по статье "Проценты за кредит", а также планируемых расходов на оплату процентов за пользование кредитом в 2018 году на обеспечение операционной деятельности в размере 99793,32 тыс. рублей в составе неподконтрольных расходов.
Привлечение заемных средств в 2016 году было обусловлено сложившейся к началу года и увеличивавшейся в течение года дебиторской задолженностью с 1533802 тыс. рублей до 2193811 тыс. рублей осуществляющих на территории Республики Хакасия гарантирующих поставщиков АО "Хакасэнергосбыт" и АО "Оборонэнергосбыт". Всего за 2016 г. филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" были уплачены проценты по заключенным кредитным договорам на сумму 24904,79 тыс. рублей, из них по виду деятельности "Передача по распределительным сетям" - 24734 тыс. рублей.
В 2018 году планировалось привлечение кредитных средств на сумму 671504 тыс. рублей и планируемая к уплате сумма процентов в размере 99793,32 тыс. рублей была указана в документе "Информация о плановом кредитном портфеле филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" и подтверждена расчетом.
По итогам рассмотрения заявления указанные расходы не приняты, что привело к занижению размера НВВ Общества при его утверждении на 2018 год в приказах N 3-э и 5-э. Полагает, что установленный на 2018 год размер НВВ является экономически необоснованным и нарушает экономические интересы ПАО "МРСК Сибири", так как приведет к убыткам, поскольку иных источников финансирования своей деятельности Общество не имеет.
При этом в НВВ в составе подконтрольных расходов включены расходы на обслуживание заемных средств в размере 10664,77 тыс. рублей, в то время как в соответствии с абзацем 20 пункта 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике указанные расходы не относятся к подконтрольным.
Полагая, что в сумме расходов, подлежащих учету в НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" должны быть дополнительно учтены расходы на сумму 113862,55 тыс. рублей (24734 тыс. рублей + 99793,32 тыс. рублей - 10664,77 тыс. рублей), просит признать приказ N 3-э в части Приложения 3, а также приказ N 5-э в части пункта 6 таблицы 1 приложения 1 не действующими с момента вынесения решения суда, и возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ N 3-э, устанавливающий для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" размер НВВ с дополнительным учетом расходов на оплату процентов за пользование кредитными средствами в сумме 113862,55 тыс. рублей.
В дальнейшем административный истец неоднократно уточнял свои требования.
В ходатайстве об уточнении административного искового заявления 18 февраля 2019 г. окончательно просил:
- признать приказ N 3-э в части Приложения 3, устанавливающего размер НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2018 год в размере 2144513,11 тыс. рублей, не действующим со дня принятия;
- признать приказ N 5-э в части пункта 6 таблицы 1 приложения 1, устанавливающего для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" НВВ без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия в размере 2144513,11 тыс. рублей, не действующим со дня принятия;
- возложить на Министерство экономического развития Республики Хакасия обязанность принять новые нормативные правовые акты:
- заменяющий приказ N 3-э, устанавливающий для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" размер НВВ на 2018 год с дополнительным учетом компенсации экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены и расходов на оплату процентов за пользование кредитными средствами в общей сумме 113862,55 тыс. рублей;
- заменяющий приказ N 5-э, учитывающий при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия на 2018 год НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" (без учета оплаты потерь) с дополнительным учетом компенсации экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, и расходов на оплату процентов за пользование кредитными средствами в общей сумме 113862,55 тыс. рублей.
В судебном заседании представители административного истца ПАО "МРСК Сибири" Пашкин Д.Н., действующий на основании доверенности от 17 января 2019 г. N 00/11, Третьякова О.А., действующая на основании доверенности от 11 декабря 2018 г. N 00/211, требования административного искового заявления поддержали с учетом изложенных в нем доводов, а также с учетом доводов в представленных письменных пояснениях по делу, в которых указали, что при обосновании заявления об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год по расходам на оплату процентов за пользование кредитными средствами пакет представленных документов был значительно расширен по сравнению с документами, представленными тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год. Кроме того, на основании аналогичных документов Общества при обосновании заявления по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год фактические расходы ПАО "МРСК Сибири" по уплате процентов за 2018 год и плановые расходы Общества на 2019 год были приняты Тарифным органом как неподконтрольные расходы в составе НВВ Общества при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития Республики Хакасия Манишева И.А., действующая на основании доверенности от 26 декабря 2018 г., требования административного искового заявления не признала, поддержала доводы письменных отзывов на административное исковое заявление, указав, что оспариваемые приказы приняты в полном соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
При установлении НВВ сетевой организации без учета оплаты потерь на 2018 год в размере 2144513 тыс. рублей были исключены экономически необоснованные фактические расходы организации по уплате процентов по кредитным договорам за 2016 г. и планируемые расходы по уплате процентов по кредитным договорам за 2018 г. Доводы административного истца о включении в НВВ сетевой организации на 2019 г. расходов по уплате процентов по кредитным договорам считает некорректными.
Прокурор Пименова Е.А. в своем заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части, так как оспариваемые приказы в части не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав пояснения сторон, свидетеля, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и основывается, в том числе, на принципах обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).
Реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов) (пункт 1, абзац седьмой пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В 2017 году государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области тарификации (ценообразования) электрической энергии (мощности), согласно разделу 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 6 июня 2012 г. N 372, являлся Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
В настоящее время в силу пунктов 1 и 4.15.1 Положения о Министерстве экономического развития Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 г. N 153 (в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 5 декабря 2017 г. N 631) указанные полномочия осуществляет Министерство экономического развития Республики Хакасия, к которому на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 28 июля 2017 г. N 388 "О реализации постановления Главы Республики Хакасия от 14 июля 2017 г. N 41-ПП "О внесении изменения в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27 марта 2009 г. N 07-ПП "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия" присоединен Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
Обществом оспаривается приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 25 декабря 2017 г. N 3-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия" в части Приложения 3, устанавливающего размер НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2018 год в размере 2144513,11 тыс. рублей, а также приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 25 декабря 2017 г. N 5-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии про сетям Республики Хакасия на 2018 год) в части пункта 6 таблицы 1 приложения 1, устанавливающего для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" НВВ без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия в размере 2144513,11 тыс. рублей.
Согласно абзацам первому и четвертому пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу абзацев первого и второго пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами, относится к числу долгосрочных параметров регулирования, служащих основанием для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Абзацами девятым и двенадцатым пункта 38 Основ ценообразования предусмотрено, что перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и содержащим в том числе расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 настоящего документа в плату за технологическое присоединение, а также величина расходов на оплату технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства к сетям смежной сетевой организации в размере, определенном исходя из утвержденной для такой смежной сетевой организации платы за технологическое присоединение.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды (абзацы девятнадцатый и двадцатый пункта 38 Основ ценообразования).
Согласно абзацам второму и четвертому пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Приказы N 3-э и N 5-э приняты органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, в оспариваемой части направлены на установление (корректировку) долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки регулируемой организации в рамках процесса установления тарифов на передачу электрической энергии, в том числе на установление необходимой валовой выручки регулируемой организации в целях установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2018 год, распространяются на неопределенный круг лиц и рассчитаны на неоднократное применение, то есть отвечают существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт.
Процедура принятия приказов, установленная пунктами 9.3, 9.5, 9.6 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 6 июня 2012 г. N 372, пунктами 5, 6, разделом IV Положения о Правлении Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 24 февраля 2014 г. N 19-од, не нарушена, что подтверждается протоколом заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 25 декабря 2017 г. N 8, приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 11 октября 2017 г. N 31-од "О внесении изменений в пункт 1 приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 марта 2015 г. N 8-од "Об утверждении состава Правления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия".
Приложениями 2, 8, 11 к Приказу Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 г. N 313-э в соответствии с пунктом 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила регулирования), определена форма принятия решений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в том числе по установлению единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям и необходимой валовой выручки, которой приказы от 25 декабря 2017 г. N 3-э и N 5-э соответствуют.
Проекты нормативных правовых актов прошли в установленном порядке правовую и антикоррупционную экспертизу (т.1, л.д. 235-238, т.2, л.д.67-71).
В силу статей 24, 28, 29 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы в республиканской газете "Хакасия" от 19 января 2018 г. N 10 и вступили в законную силу.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.
Пунктом 4 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (абзац первый пункта 8 Методических указаний N 98-э).
25 апреля 2017 г. ПАО "МРСК Сибири" обратилось в Тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2018 год в составе долгосрочного периода 2017 - 2021 гг. с применением метода долгосрочной индексации НВВ, приложив к заявлению обосновывающие документы (т.1, л.д.90).
Пунктами 22, 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила регулирования), предусмотрено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Согласно пунктам 25, 26 и 28 Правил регулирования решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.
В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования).
Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 11 мая 2017 г. N 5-э/17 было открыто дело об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год в составе долгосрочного периода регулирования 2017 - 2021 гг. (т.1, л.д. 234).
По результатам экспертизы представленных документов приказом N 3-э, Приложение 3, и приказом N 5-э, пункт 6 таблицы 1 приложения 1, филиалу ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" установлена НВВ без учета оплаты потерь на 2018 год в размере 2144513,11 тыс. рублей (т.1, л.д. 12-16, 194-197).
Как следует из протокола заседания Правления Госкомтарифэнеро Хакасии от 25 декабря 2017 г. N 8 из расчета неподконтрольных расходов для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" исключены в полном объеме расходы на оплату процентов за пользование кредитом, так как в соответствии с МУ 1 расходы на обслуживание заемных средств подлежат рассмотрению в составе подконтрольных расходов и уже были включены приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций" в состав расходов на долгосрочный период (т.1, л.д. 27).
Аналогичные доводы указаны в экспертном заключении по делу от 11 мая 2017 г. N Э-4/18, где указано на исключение по статьям "Прочие неподконтрольные расходы" и "Проценты за пользование кредитом" предложенных Обществом плановых процентов за пользование кредитом на 2018 год в размере 99793,32 тыс. рублей (т.1, л.д. 84).
Согласно пункту 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Как видно из вышеизложенного, а также пояснений сторон, единственным основанием для исключения предложенных Обществом плановых процентов за пользование кредитом стала невозможность отнесения, по мнению Тарифного органа, указанных расходов к неподконтрольным расходам в силу требований Методических указаний N 98-э в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых приказов N 3-э и 5-э.
Абзацем седьмым пункта 11 Методических указаний N 98-э определено, что уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Согласно подпункту 4 пункта 12 Методических указаний N 98-э в редакции, действовавшей до вступления в силу приказа ФАС России от 24 августа 2017 г. N 1108/17, при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования среди статей затрат учитываются, в том числе другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 г. N 9-э по статье затрат "проценты за пользование кредитными средствами" в состав базового уровня подконтрольных расходов Общества на долгосрочный период регулирования 2017 - 2021 гг включены расходы в размере 10664,77 тыс. рублей (т.1, л.д.27, т.2, л.д.21).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 Методических указаний N 98-э перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов.
Неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включают в себя, среди прочего, расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования; прочие расходы, учитываемые при установлении тарифов на i-й год долгосрочного периода регулирования (абзацы двенадцатый, шестнадцатый и девятнадцатый пункта 11 Методических указаний N 98-э).
Таким образом, действовавшая в 2017 году редакция Методических указаний N 98-э не исключала возможности включения в состав неподконтрольных расходов в составе прочих расходов расходов Общества по статье "проценты за пользование кредитом", учитываемых при установлении тарифов на очередной 2018 год долгосрочного периода регулирования 2017 - 2021 гг., за вычетом ранее установленного базового уровня по указанной статье расходов в размере 10664,77 тыс. рублей.
Кроме того, в соответствии с абзацем девятнадцатым пункта 2 Основ ценообразования "подконтрольные расходы" - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях, что также указывает на возможность рассмотрения расходов регулируемой организации по статье "возврат и обслуживание заемных средств" в составе неподконтрольных расходов.
При таких обстоятельствах исключение Тарифным органом плановых расходов филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2018 год из состава НВВ только на основании довода о невозможности отнесения данных расходов к неподконтрольным противоречит законодательству в области регулирования тарифов, в том числе пунктам 2, 16 Основ ценообразования, пунктам 7, 11, 12 Методических указаний N 98-э.
При исключении из НВВ фактически понесенных филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" за 2016 год расходов по статье "проценты за кредит" в экспертном заключении по делу от 11 мая 2017 г. N Э-4/18 указано на то, что представленные предприятием документы не подтверждают экономическую обоснованность данных затрат, в том числе невозможно оценить целевое назначение кредитных средств, каким образом рассчитаны проценты, учтенные в смете (т.1, л.д. 74).
Представитель административного ответчика полагает, что правильность выводов Тарифного органа в указанной части подтверждается также выводами Верховного Суда Российской Федерации в определении от 25 января 2018 г. по делу N 55-АПГ17-9 по административному исковому заявлению ПАО "МРСК Сибири" о признании не действующим в части приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 г. N 9-э, указавшим, что "согласно материалам дела при определении величины указанных расходов Комитет обоснованно исходил из того, что представленные договоры с кредитными организациями не содержат информации о целевом назначении кредитных средств, а расчет общества не позволяет определить, какой объем средств отнесен на филиал "Хакасэнерго". Итоговое определение этих затрат произведено административным ответчиком расчетным методом в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования. Запланированное значение таких расходов подлежит последующей оценке по итогам следующего периода регулирования в порядке пункта 7 Основ ценообразования" (т.2, л.д.28-29).
Между тем, в составе тарифной заявки на 2018 год, помимо документов, ранее предоставленных в составе тарифной заявки на 2017 год, для обоснования фактических расходов по статье "проценты за кредит", были представлены копии кредитных соглашений, заключенных в 2016 году; Порядок финансирования расходов филиалов ПАО "МРСК Сибири"; выдержка из СО 3.120 "Управление платежами. Регламент" с пояснениями (порядок финансирования расходов); форма ДЗ-1(исковая деятельность, разногласия, потери, сведения о расчетах с сетевыми организациями); документ кредитный портфель филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" за 2016 год; оборотно-сальдовая ведомость (сальдо счета) по оплате процентов за 2016 год, из которых следует, что филиалом "Хакасэнерго" понесены расходы в сумме 24734 тыс. рублей по погашению процентов за пользование кредитами, привлеченными по виду деятельности "передача по распределительным сетям" (т.1, л.д. 91-109; т.2, л.д. 39-44).
Кроме того, как указывает административный истец, на основании аналогичных документов в составе тарифной заявки на 2019 год Тарифным органом были включены в НВВ расходы филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" по статье "проценты за кредит" за 2017 год и плановые проценты на 2019 год, что подтверждается копией экспертного заключения по делу от 10 мая 2018 г. N Э-10/19 (т.2, л.д.39-42, 46-51).
Пояснения представителя административного ответчика и свидетеля Герасименко М.В. о том, что при рассмотрении тарифной заявки на 2019 год Обществом по запросу Тарифного органа были дополнительно представлены в электронной форме документы о расчетах по услугам по передаче электрической энергии (т.2, л.д. 48, 50, 91-93, 135) не свидетельствуют об обоснованности полного исключения из состава НВВ понесенных филиалом ПАО "МРСК Сибири"-"Хакасэнерго" за 2016 год расходов по уплате процентов за пользование кредитными средствами, поскольку по запросу Госкомтарифэнерго Хакасии от 21 января 2013 г. аналогичная информация предоставлялась Обществом и ранее, в том числе по расчетам за 2016 год (т.2, л.д.99-111).
Таким образом, в нарушение пунктов 7, 16 Основ ценообразования, пунктов 22, 23, 28 Правил регулирования, Тарифным органом не проведена надлежащая оценка достоверности данных, приведенных в предложении Общества по установлению тарифов на 2018 год в части включения в НВВ понесенных за 2016 год расходов по статье "проценты за кредит", соответствующие основания для исключения данных затрат как необоснованных не приведены.
В оспариваемой части приказы N 3-э и 5-э нарушают права административного истца, поскольку необоснованно снижают размер НВВ сетевой организации, влияющей на размер единых (котловых) тарифов, являющихся источником получения дохода для осуществления экономической деятельности ПАО "МРСК Сибири".
С учетом изложенного Госкомтарифэнерго Хакасии при определении НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2018 год допущены нарушения положений тарифного законодательства, что является основанием для признания не действующими приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 25 декабря 2017 г. N 3-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия" в части Приложения 3, устанавливающего размер НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - Хакасэнерго" на 2018 год в размере 2144513,11 тыс. рублей, и приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 25 декабря 2017 г. N 5-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2018 год" в части пункта 6 таблицы 1 приложения 1, устанавливающего для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" НВВ без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия в размере 2144513,11 тыс. рублей.
Поскольку данные нормативные правовые акты в оспариваемой части имеют ограниченный срок действия на 2018 год и признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", они подлежат признанию не действующими в оспариваемой части с момента принятия.
Оснований для удовлетворения остальной части требований административного искового заявления не имеется, поскольку обязанность Министерства экономического развития Республики Хакасия принять новый нормативный акт, устраняющий допущенные нарушения, следует из положений части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и абзаца тринадцатого пункта 7 Основ ценообразования, в силу которых регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда, если иной срок не установлен соответствующим решением.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования административного искового заявления публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - удовлетворить в части.
Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 25 декабря 2017 г. N 3-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия" в части Приложения 3, устанавливающего размер НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - Хакасэнерго" на 2018 год в размере 2144513,11 тыс. рублей.
Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 25 декабря 2017 г. N 5-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2018 год" в части пункта 6 таблицы 1 приложения 1, устанавливающего для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" НВВ без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия в размере 2144513,11 тыс. рублей.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.
Председательствующий |
Вениченко О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 22 февраля 2019 г. N 3а-37/2019
Текст решения опубликован не был