Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 июля 2019 г. N 03-01-11/54809
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, и сообщает.
1. В отношении введения прогрессивной ставки по налогу на доходы физических лиц.
В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая ставка в размере 13 процентов. При этом для доходов, не связанных с выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
Введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов одновременно с расширением круга налогоплательщиков способствовало легализации оплаты труда многими работодателями и в связи с этим увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации. Ее неизменность в течение последних лет стали одним из признаков упрощения и стабильности законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации. Значительно упрощены исчисление и уплата налога, его администрирование налоговыми органами.
Положительные изменения в данной области должны не только сохраняться, но и развиваться, чему, по нашему мнению, не будет способствовать переход к прогрессивной шкале налоговых ставок.
Кроме того, введение прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц существенно увеличит затраты на администрирование.
В связи с этим изменять действующую систему налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц в настоящее время представляется нецелесообразным.
2. О вывозе капитала.
Деофшоризация экономики, возврат российского капитала и сокращение его вывоза за рубеж является одной из приоритетных задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
В целях деофшоризации российской экономики с 2015 года используются следующие инструменты: налогообложение доходов, полученных в виде прибыли контролируемых иностранных компаний, возможность признания иностранных организаций налоговыми резидентами Российской Федерации, применение концепции фактического получателя дохода.
В 2018 году завешена работа по созданию условий для осуществления международного автоматического обмена информацией. Такой обмен позволит налоговым органам получать информацию о зарубежных активах налогоплательщиков и оценивать риски вывода прибыли.
3. По вопросу осуществления страховой деятельности.
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) страховые организации, являясь коммерческими организациями, осуществляют деятельность по страхованию, перестрахованию на основании лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности и не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не связанную со страховой деятельностью (страховым делом).
При этом пунктом 5 статьи 1 Закона N 4015-1 определено, что действие указанного Закона не распространяется на отношения по обязательному страхованию вкладов в банках.
Согласно преамбуле Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 177-ФЗ) организацией, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов в банках Российской Федерации, является Агентство по страхованию вкладов (далее - Агентство).
Статьей 14 Федерального закона N 177-ФЗ определено, что Агентство является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона N 177-ФЗ осуществление Агентством функций по обязательному страхованию вкладов не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 177-ФЗ страхование вкладов осуществляется в силу Федерального закона N 177-ФЗ и не требует заключения договора страхования.
4. В части цен на топливо.
В целях сглаживания колебаний цен на моторное топливо при резком изменении цены на нефть действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает механизм, регулирующий уровень налоговой нагрузки на производителей автомобильного бензина и дизельного топлива в случае их реализации на внутреннем рынке.
Так, для защиты потребителей моторного топлива от роста розничных цен с 1 января 2019 года Правительство Российской Федерации компенсирует нефтеперерабатывающим заводам разницу между ценами на моторное топливо на внутреннем рынке и экспортной альтернативой. Расчет данной компенсации проводится с учетом мировых цен и курса валют.
Кроме того, с 1 января 2019 года Правительству Российской Федерации предоставлено право повышать экспортные пошлины на моторное топливо, что при необходимости обеспечит защиту внутреннего рынка от неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин рассмотрел ряд вопросов и подготовил разъяснения по ним.
Не поддерживается предложение ввести прогрессивную шкалу ставок НДФЛ.
Государство ведет работу по деофшоризации российской экономики. Используется широкий набор налоговых инструментов, созданы условия для международного автоматического обмена информацией.
Обязательное страхование вкладов в банках осуществляется в силу закона и не требует заключения договора страхования.
С 2019 г. Правительство компенсирует нефтеперерабатывающим заводам разницу между ценами на моторное топливо на внутреннем рынке и экспортной альтернативой. Кроме того, кабмин может повышать экспортные пошлины на моторное топливо, что обеспечит защиту внутреннего рынка от неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 июля 2019 г. N 03-01-11/54809
Текст письма опубликован не был