Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 августа 2019 г. N 03-07-08/60384
Вопрос: АО (далее - Организация) просит дать письменные разъяснения по вопросу применения положений НК РФ.
Организация осуществляет перемещение собственного имущества (основных средств и товарно-материальных ценностей) из г. Калининграда на остальную часть территории России. Организация не является резидентом особой экономической зоны Калининградской области (далее - ОЭЗ). Имущество частично было приобретено Организацией на территории ОЭЗ, частично было ввезено на территорию г. Калининграда с остальной территории Российской Федерации транспортной компанией, которая при ввозе не проводила идентификацию ввозимых товаров с целью их последующего вывоза. Учитывая отсутствие возможности документального подтверждения статуса товаров Таможенного союза на вывозимое имущество, Организация оформила таможенные декларации на товары по процедуре "Выпуск для внутреннего потребления" и произвела уплату таможенных пошлин и НДС как на иностранные товары (на основании п. 10 ст. 201 Таможенного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 171 и 172 НК РФ предусмотрено право и порядок предоставления вычета НДС, уплаченного налогоплательщиками таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации при наличии таможенной декларации и документов, подтверждающих уплату НДС таможенному органу.
Учитывая изложенное, вправе ли Организация предъявить к вычету сумму НДС, уплаченную на таможне при оформлении вывоза собственного имущества с территории ОЭЗ Калининградской области на остальную часть территории России по процедуре "Выпуск для внутреннего потребления" при наличии таможенной декларации и документов, подтверждающих уплату НДС таможенному органу?
Ответ: В связи с письмом о принятии к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного таможенному органу при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее - СТЗ) в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) термин Особая экономическая зона в Калининградской области (далее - ОЭЗ) определен как территория Калининградской области и примыкающие к территории Калининградской области внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, в пределах границ которых действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
На территории ОЭЗ могут размещаться и использоваться товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, товары Евразийского экономического союза (далее - Союз), не помещенные под таможенную процедуру СТЗ, и иностранные товары, помещенные под иные таможенные процедуры (часть 2 статьи 8 Закона).
Согласно пункту 9 статьи 201 Таможенного кодекса Союза (далее - Таможенный кодекс) товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров Союза (далее - товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ), приобретают статус иностранных товаров с учетом абзаца второго пункта 9 статьи 201 Таможенного кодекса, которым предусмотрено, что если товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, вывозятся с таможенной территории Союза, статус таких товаров определяется в соответствии со статьей 210 Таможенного кодекса.
С учетом приведенных норм, а также части 2 статьи 12.1 Закона, согласно которой в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, на территории СЭЗ допускаются передача прав владения, пользования и (или) распоряжения, в том числе розничная продажа указанных товаров, существуют правовые основания для признания иностранными товарами товаров, находящихся на территории ОЭЗ, если лицом планирующим вывоз товаров с территории ОЭЗ товаров на остальную часть таможенной территории Союза, не доказано, что товары являются товарами Союза.
Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 207 Таможенного кодекса для вывоза товаров с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории Союза действие таможенной процедуры СТЗ завершается помещением под таможенные процедуры, указанные в подпунктах 1, 4, 5, 7, 10, 14-16 пункта 2 статьи 127 Таможенного кодекса (в том числе под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления), иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ и не подвергшихся операциям по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, с учетом пункта 7 статьи 207 Таможенного кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона при завершении действия таможенной процедуры СТЗ декларантом товаров может выступать юридическое лицо, которое являлось декларантом товаров при таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой СТЗ, либо иное лицо, которое может выступать декларантом в соответствии с Таможенным кодексом.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. товары, ввезенные на территорию ОЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ, и помещенные под таможенную процедуру СТЗ, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.
Учитывая изложенное, в таможенных правоотношениях помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при их ввозе с территории ОЭЗ на остальную часть территории Российской Федерации юридически равнозначно помещению иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в иных ситуациях.
Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров.
Таким образом, налог на добавленную стоимость, уплаченный таможенному органу при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее - СТЗ) в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, принимается к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных вышеуказанными положениями статьи 171 и 172 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
НДС, уплаченный таможенному органу при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, выпускаемых для внутреннего потребления, принимается к вычету, если товары используются в операциях, облагаемых НДС. При этом товары должны быть приняты на учет. Кроме того, требуются документы, подтверждающие фактическую уплату налога при ввозе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 августа 2019 г. N 03-07-08/60384
Текст письма опубликован не был