Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
"Красногвардейский район"
от 20 августа 2019 г. N 518
Порядок
возбуждения дел об административных правонарушениях должностным лицом по внутреннему муниципальному финансовому контролю администрации муниципального образования "Красногвардейский район"
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок возбуждения дел об административных правонарушениях должностным лицом по внутреннему муниципальному финансовому контролю администрации МО "Красногвардейский район" (далее - Порядок) устанавливает общую организацию и последовательность действий должностного лица по внутреннему муниципальному финансовому контролю администрации МО "Красногвардейский район" (далее - должностное лицо), уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, при производстве по делам об административных правонарушениях с момента непосредственного обнаружения им достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
1.2. Порядок разработан в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), Законом Республики Адыгея от 01.12.2017 г. N 103 "О перечне должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных отдельными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении муниципального контроля и муниципального финансового контроля".
1.3. Целью Порядка является оказание методической помощи должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях при выявлении признаков состава административного правонарушения в финансово-бюджетной сфере и правильном оформлении протокола об административном правонарушении.
1.4. Администрация муниципального образования "Красногвардейский район" является администратором доходов бюджета по штрафам, полученным при рассмотрении административных протоколов, возбужденным должностным лицом, в связи с чем, в сопроводительном письме указываются КБК и реквизиты администрации МО "Красногвардейский район" (ИНН, КПП, р/счет).
2. Понятия, используемые в настоящем Порядке
2.1. Событие административного правонарушения - противоправное, виновное действие (бездействие) юридического или должностного лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность;
2.2. Состав административного правонарушения - тождество юридически значимых признаков административного правонарушения, включающих в себя: объект административного правонарушения, объективную сторону административного правонарушения, субъект административного правонарушения, субъективную сторону административного правонарушения;
2.3. Объект административного правонарушения - совокупность правоотношений, охраняемых законодательством об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере;
2.4. Объективная сторона административного правонарушения - внешние признаки, характеризующие противоправное действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения;
2.5. Субъекты административного правонарушения - граждане, индивидуальные предприниматели, юридические и должностные лица;
2.6. Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления и муниципальных организациях;
2.7. Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеющее самостоятельный баланс и (или) смету;
2.8. Субъективная сторона административного правонарушения - виновный характер действий (бездействия), выразившихся в морально - этическом и психическом отношении конкретного лица к совершаемому им деянию и его последствиям;
2.9. Вина юридического лица - юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;
2.10. Вина должностного лица - должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (умышленно или по неосторожности);
2.11. Административное правонарушение, совершенное умышленно - правонарушение совершенное лицом, сознававшим противоправный характер своего действия (бездействия), предвидевшим его вредные последствия и желавшим наступления таких последствий или сознательно их допускавшим либо относившимся к ним безразлично;
2.12. Административное правонарушение, совершенное по неосторожности - правонарушение совершенное лицом, предвидевшим возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывавшее на предотвращение таких последствий либо не предвидевшее возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть;
2.13. Малозначительность административного правонарушения - действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения;
2.14. Длящееся административное правонарушение - такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя.
3. Срок давности привлечения к административной ответственности
3.1. В силу положений ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в случае рассмотрения дела об административном правонарушении судьей не может быть вынесено по истечении трех месяцев, со дня совершения административного правонарушения.
За нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (ст. 15.14, ч. 1 и ч. 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, ст. 15.15.13, ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ) лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
3.2. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
3.3. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт совершения административного правонарушения. Как правило, дата выявления факта нарушения подтверждается актом проверки.
4. Компетенция рассмотрения дел об административных правонарушениях
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.21, ст. 15.1, ст. 15.11, ст. 15.15, ч. 2 ст. 15.15.1, ст. 15.14 - ст. 15.16, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч. 20 ст. 19.5, ст. 19.6 и ст. 19.7 отнесено к компетенции мировых судей.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности муниципальной службы (ст. 15.14, ч. 1 и ч. 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, ст. 15.15.13, ч. 20 ст. 19.5, КоАП РФ) рассматриваются судьями районных судов.
5. Возбуждение дела об административном правонарушении
5.1. В силу положений ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
- непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, относящегося к компетенции должностного лица по внутреннему муниципальному финансовому контролю;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. При отсутствии данных, указывающих на наличие события или состава административного правонарушения, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (приложение N 1).
5.2. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из указанных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
5.3. В случае представления руководителем проверенного объекта сведений, исключающих вину и состав административного правонарушения, административное производство не возбуждается.
5.4. Если установленные данные указывают на административное правонарушение, допущенное должностным лицом органа исполнительной власти, государственного органа, учреждения, не являющихся объектами проверки, то протокол в отношении такого лица составляется после проверки этих данных в указанном органе исполнительной власти, государственном органе, учреждении.
5.5. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
- составления протокола об административном правонарушении (приложение N 2);
- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ, согласно которой в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.21 КоАП РФ), в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 5.21, ст. 15.1, ст. 15.11, ст. 15.14 - ст. 15.15.16 КоАП РФ), осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
5.6. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (приложение N 3).
В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается должностному лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения, административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, проводится указанным должностным лицом.
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен уполномоченным должностным лицом - на срок не более одного месяца.
Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения (приложение N 4).
В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается должностным лицом.
Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование.
В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, других познаний, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы (приложение N 5).
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (приложения N 2, N 6).
5.7. Протоколы об административных правонарушениях составляются отдельно в отношении юридического лица и в отношении должностного лица.
5.7.1. Лица, привлекаемые к административной ответственности, должны заблаговременно уведомляться в установленном порядке о времени и месте составления протокола об административном правонарушении для реализации прав данных лиц, установленных законом и требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
5.7.2. Уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (приложение N 7) вручается под расписку либо высылается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном производстве, или законному представителю юридического лица по средствам почтовой связи, заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочным с отметкой уполномоченного лица о получении документа.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Допускается составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении при условии, что это лицо было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола, но не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Кроме того, допускается возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной лицом надлежаще извещенным. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении, с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица, без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
6. Содержание протокола об административном правонарушении
6.1. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются:
- дата и место составления протокола об административном правонарушении;
- должность, фамилия и инициалы уполномоченного лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес регистрации и места жительства, серия, номер документа удостоверяющего личность - для граждан; аналогичные данные заполняются для индивидуальных предпринимателей с указанием номера свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; в отношении юридических лиц указывается - наименование, адрес места регистрации в соответствии с учредительными документами, адрес фактического места нахождения, номер государственной регистрации в налоговом органе в качестве юридического лица);
- место, время совершения административного правонарушения;
- событие административного правонарушения (нормы закона, нормативного правового акта органа местного самоуправления, которые были нарушены);
- номер части, статьи КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
- объяснение должностного лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела (направленные запросы, полученные ответы, истребованные документы, объяснения, акты проверки, представления, отчеты, приказы, распоряжения, учредительные документы, платежные документы, фото таблицы и т.п.). Если акт подписан с разногласиями, к протоколу прилагаются разногласия.
Копии документов имеющих отношение к делу и являющихся приложением к протоколу об административном правонарушении, заверяются в установленном законом порядке, в случае, если при проверке применялись средства видео - (фото) фиксации, то в протоколе необходимо отражать данный факт, а также модель технического средства.
6.2. Должностному лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а также ст. 51 Конституции Российской Федерации, о чем делается запись в протоколе.
6.3. Должностному лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, гражданином, должностным лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае неявки гражданина, должностного лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие, о чем делается соответствующая запись в протоколе. В этом случае копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола заказным письмом с уведомлением о вручении, которое приобщается к материалам дела об административном правонарушении.
7. Сроки составления протокола об административном правонарушении
7.1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
7.2. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице, должностном лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
7.3. Протокол об административном правонарушении с документами, являющимися доказательствами совершения административного правонарушения (материалами проверки) и сопроводительным письмом (приложение N 8) направляется судье в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.8 КоАП РФ).
Если протокол об административном правонарушении возвращен судьей, нарушения должны быть устранены в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями вновь направляются судье в течение суток со дня устранения соответствующих нарушений.
Управляющий делами |
А.А. Катбамбетов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.