Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Требования к содержанию разделов государственной программы
3.1. Требования к разделу "Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития"
В данном разделе предусматривается описание (анализ) состояния сферы реализации государственной программы на момент ее разработки, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации государственной программы.
Анализ состояния сферы реализации государственной программы должен включать качественную и количественную характеристики итогов её развития за период, предшествовавший году разработки государственной программы (от 2 до 5 лет), в том числе итоги реализации предшествующих государственных программ и проектов, выявление потенциала развития анализируемой сферы и основных проблем, требующих решения в рамках разрабатываемой государственной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в иных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа (при возможности такого сопоставления).
Прогноз развития сферы реализации государственной программы должен определять тенденции (направления) ее развития в целях решения основных проблем, отраженных в данном разделе государственной программы.
Рекомендуемый объем текста - не более пяти страниц.
3.2. Требования к разделу "Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации государственной программы, сроки реализации государственной программы"
3.2.1. При разработке данного раздела учитываются приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, которые определяются исходя из положений федеральных законов, законов Кировской области, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, стратегий социально-экономического развития макрорегионов, стратегии социально-экономического развития Кировской области, других документов стратегического планирования Кировской области, решений Правительства Кировской области.
В разделе должна быть отражена информация о документах стратегического планирования, федеральных законах и законах Кировской области, иных правовых актах Российской Федерации и Кировской области, определяющих долгосрочные приоритеты развития сферы реализации государственной программы.
3.2.2. В разделе указываются цели и задачи государственной программы.
Каждая цель государственной программы должна обладать следующими свойствами:
специфичность (соответствие сфере реализации государственной программы);
конкретность (формулировка цели должна быть четкой, не допускающей произвольного или неоднозначного толкования);
измеримость (достижение цели можно проверить путем количественной оценки с использованием целевых индикаторов и показателей);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы);
объективность (цель должна соответствовать ожидаемым конечным результатам реализации государственной программы).
Формулировка цели государственной программы должна быть краткой и ясной, без описания путей, средств или методов достижения цели, не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствием ее достижения.
Цель подпрограммы должна соответствовать одной из задач государственной программы, при этом не допускается дублирование формулировок. Сфера реализации подпрограммы не должна дублироваться с другими подпрограммами.
Цель проекта, реализуемого в рамках одной государственной программы, должна соответствовать цели государственной программы. Мероприятия проекта, реализуемого в рамках нескольких государственных программ, должны соответствовать целям соответствующих государственных программ.
При формировании целей, задач, отдельных мероприятий государственной программы и подпрограммы учитываются объемы соответствующих источников финансирования, включая бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетные источники, а также меры государственного регулирования в сфере реализации государственной программы.
3.2.3. Достижение цели государственной программы обеспечивается за счет решения задач государственной программы. Достижение цели подпрограммы обеспечивается за счет решения задач подпрограммы.
Для достижения одной цели должно быть сформулировано не менее одной задачи. Количество задач должно быть достаточным для достижения соответствующей цели и охватывать все сферы реализации государственной программы.
Наименование задачи не может дублировать наименование цели.
Решение задач государственной программы должно обеспечиваться результатами реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций в рамках достижения цели государственной программы. На решение одной задачи государственной программы (подпрограммы) должно быть направлено не менее одного отдельного мероприятия, проекта. При этом одно отдельное мероприятие не может быть направлено на решение нескольких задач государственной программы (подпрограммы).
3.2.4. В разделе должны быть указаны целевые показатели эффективности реализации государственной программы.
Кроме того, данный раздел должен содержать ссылки на приложения к государственной программе:
"Сведения о целевых показателях эффективности реализации государственной программы";
"Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации государственной программы".
Форма сведений о целевых показателях эффективности реализации государственной программы, включая сведения о целевых показателях эффективности реализации отдельных мероприятий государственной программы, отдельных мероприятий подпрограмм и проектов, заполняется в соответствии с приложением N 2. Форма методики расчета значений целевых показателей эффективности реализации государственной программы, включая сведения о целевых показателях эффективности реализации отдельных мероприятий государственной программы, отдельных мероприятий подпрограмм и проектов, заполняется в соответствии с приложением N 3.
3.2.5. Целевые показатели эффективности реализации государственной программы, подпрограмм, отдельных мероприятий государственных программ, отдельных мероприятий подпрограмм и проектов (далее - целевые показатели) должны соответствовать следующим требованиям:
характеризовать специфику развития сферы реализации государственной программы;
иметь запланированные по годам количественные значения и (или) качественные характеристики;
формироваться с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Кировской области на среднесрочный и долгосрочный периоды;
определяться на основе данных государственного статистического наблюдения либо ведомственной отчетности органов власти, предприятий, организаций;
характеризовать ход реализации государственной программы в целом, достижение целей и решение задач государственной программы;
иметь желаемую тенденцию изменений значений показателей, отражающую достижение соответствующей цели (решение задачи, достижение результата реализации отдельного мероприятия, проекта);
формироваться с учетом показателей, зафиксированных в документах стратегического планирования, планах мероприятий, стратегиях, концепциях и иных программных документах, комплексах мер по развитию отдельных сфер и решению социально-экономических задач Кировской области (в случае соответствия их целям и задачам государственной программы);
формироваться с учетом объемов соответствующих источников финансирования, а также иных инструментов государственной политики, влияющих на достижение результатов государственной программы.
Наименования целевых показателей государственной программы, подпрограммы, отдельных мероприятий государственной программы или подпрограммы, проектов не могут дублироваться в рамках одной или нескольких государственных программ.
Количество целевых показателей формируется исходя из принципов их необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач государственной программы, подпрограммы, для отражения результатов реализации отдельного мероприятия государственной программы, подпрограммы, проекта.
Количество целевых показателей эффективности реализации государственной программы рекомендуется определять не более 10, но не менее количества задач государственной программы, если иное не предусмотрено официальными методическими рекомендациями (требованиями) Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств.
В качестве наименования целевого показателя используется формулировка, отражающая основную суть наблюдаемого явления и однозначное понимание существа измеряемой характеристики. Формулировка целевого показателя не должна содержать в себе действие или ожидаемую тенденцию изменения его значения.
Выбор целевого показателя следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с учетом возможности получения его фактических значений к моменту формирования годового отчета о ходе реализации государственной программы.
При определении значения целевого показателя на основании данных официальной статистики указывается ссылка на соответствующую форму отчетности официального статистического учета. Если целевой показатель является расчетным, то приводится методика расчета его значений. При отражении в государственной программе значений целевых показателей нарастающим итогом в методике расчета значений целевых показателей указывается соответствующая ссылка.
Единица измерения целевого показателя определяется согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения и должна соответствовать наименованию целевого показателя. При наличии официальных методических рекомендаций и (или) требований Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств по формулировке единицы измерения целевого показателя в методике расчета целевых показателей указывается ссылка на данные методические рекомендации и (или) требования.
В ходе реализации государственной программы недопустима корректировка наименования целевого показателя, которая может повлиять на его смысловое значение или изменить методику его расчета.
Значения целевых показателей должны соответствовать значениям соответствующих показателей, предусмотренных в нормативных правовых актах Кировской области, не относящихся к документам стратегического планирования Кировской области. При внесении изменений в значения целевых показателей в пояснительной записке к проекту постановления Правительства Кировской области о внесении изменений в государственную программу указываются сведения о нормативных правовых актах Кировской области, правовых актах ответственного исполнителя и соисполнителей государственной программы, подлежащих изменению в связи с внесением изменений в государственную программу (при необходимости). Также в пояснительной записке к проекту постановления Правительства Кировской области о внесении изменений в государственную программу отражается обоснование изменения целевых показателей эффективности реализации государственной программы.
При формировании целевых показателей эффективности реализации государственной программы (подпрограммы), характеризующих достижение целей и решение задач, их значения должны быть запланированы на период действия соответствующих целей и задач. Не допускается исключение целевых показателей и их замена на другие в ходе достижения целей и решения задач государственной программы (подпрограммы). Для целевых показателей эффективности реализации государственной программы (подпрограммы) рекомендуется устанавливать относительные показатели.
При формировании целевых показателей эффективности реализации отдельного мероприятия государственной программы и (или) подпрограммы, проекта их значения должны быть согласованы (взаимоувязаны) с объемами финансирования, сроками реализации отдельного мероприятия, проекта и отражать результат реализации соответствующего отдельного мероприятия, проекта.
В перечень целевых показателей эффективности реализации отдельных мероприятий государственной программы и (или) подпрограммы необходимо включать показатели, достижение которых обеспечивают определенные в качестве мер государственной поддержки налоговые расходы (при наличии) в соответствии с целями и задачами государственной программы (подпрограммы) либо на значение которых оказывает непосредственное влияние налоговый расход.
При включении в государственную программу отдельного мероприятия, предусматривающего только расходы на содержание органов исполнительной власти Кировской области, целевой показатель по отражению результата его реализации не приводится.
3.2.6. В разделе указывается срок реализации государственной программы.
Срок реализации подпрограммы, сформированной в составе государственной программы, не может быть более срока, который определен для реализации государственной программы.
3.3. Требования к разделу "Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов государственной программы"
В данном разделе приводится описание отдельных мероприятий, проектов с указанием задач государственной программы, на решение которых они направлены.
При включении в государственную программу подпрограмм в разделе указывается их перечень. При этом в соответствующем разделе подпрограммы описание отдельных мероприятий, проектов приводится с указанием задач подпрограммы, на решение которых они направлены.
Подпрограмма государственной программы должна включать в себя не менее двух отдельных мероприятий и (или) проектов.
Реализация проекта может быть предусмотрена в рамках как одной, так и нескольких государственных программ. Проект отражается в составе государственной программы (подпрограммы), к сфере реализации которой он относится. Требования к проекту аналогичны требованиям к отдельному мероприятию.
Расходы на содержание органов исполнительной власти Кировской области, являющихся ответственными исполнителями (соисполнителями), включаются в ресурсное обеспечение соответствующей государственной программы в виде отдельного мероприятия.
В качестве отдельного мероприятия государственной программы и (или) подпрограммы предусматривается отражение налоговых расходов исходя из их соответствия целям государственной программы (подпрограммы) и их влияния на результаты реализации государственной программы (подпрограммы). Сведения об отдельном мероприятии "Налоговые расходы" государственной программы представляются органом исполнительной власти Кировской области - куратором налоговых расходов по форме согласно приложению N 4.
Отдельное мероприятие должно включать в себя не менее двух мероприятий, имеющих общую целевую направленность (за исключением отдельного мероприятия, предусматривающего расходы на содержание органов исполнительной власти Кировской области, являющихся ответственными исполнителями (соисполнителями), и отдельного мероприятия, отражающего налоговые расходы).
В отдельное мероприятие рекомендуется объединять мероприятия, включающие:
конкретные выплаты отдельным категориям граждан,
расходы на осуществление капитальных вложений в объекты строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, на приобретение объектов недвижимого имущества объекты капитального строительства исходя из целевого назначения этих объектов,
расходы, имеющие одну целевую направленность, и т.п.
Наименования отдельного мероприятия и мероприятий в рамках его реализации должны отражать суть планируемых действий или содержать цель осуществления капитальных вложений в объекты строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, приобретения объектов недвижимого имущества, на которые направлено воздействие.
Наименование отдельного мероприятия должно быть кратким и ясным, не должно дублировать наименования целей и задач государственной программы (подпрограммы).
Наименование отдельного мероприятия не должно содержать указаний:
на наименования нормативных правовых актов Российской Федерации и Кировской области, поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Губернатора Кировской области;
на конкретные организации, предприятия, учреждения, территории (административно-территориальные единицы), объекты и их отличительные (специфические) характеристики.
Для обеспечения комплексного подхода к реализации мероприятий государственной программы за счет различных источников финансирования мероприятия должны быть направлены в том числе на привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Количество отдельных мероприятий должно быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач государственной программы с учетом предусмотренных мер государственного регулирования в сфере реализации государственной программы.
Не допускаются идентичные (в том числе по содержанию) наименования отдельных мероприятий, мероприятий как внутри одной, так и нескольких государственных программ.
В данном разделе предусматривается отражение информации о предоставлении межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Если в государственной программе предусмотрено предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам, то в данном разделе указываются информация о цели предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих целям государственных программ Кировской области, а также информация о проведении конкурсов среди муниципальных образований Кировской области в целях получения субсидии (при необходимости) и ссылка на приложение к государственной программе, содержащее порядок предоставления и распределения каждой субсидии, разрабатываемый в соответствии с утвержденными Правительством Кировской области общими требованиями к формированию, предоставлению и распределению субсидий из областного бюджета местным бюджетам. При отражении критериев отбора муниципальных образований Кировской области в порядке конкурсного отбора в данном разделе указывается информация о его утверждении.
Если в государственной программе предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в данном разделе отражается информация о цели предоставления, категории(ях) получателя(ей) субсидий, а также информация об утверждении порядков предоставления субсидий.
Если в государственной программе предусмотрено предоставление субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями, то в данном разделе отражается информация о цели предоставления, категории(ях) получателя(ей) и (или) получателях субсидии.
Детализация отдельных мероприятий в виде перечня мероприятий отражается в плане реализации государственной программы.
При составлении плана реализации государственной программы (далее - план реализации) необходимо учитывать взаимозависимость и последовательность выполнения мероприятий.
Помимо отдельных мероприятий, проектов и их мероприятий, требующих финансирования, в план реализации включаются также отдельные мероприятия, проекты (мероприятия), не требующие финансирования либо финансируемые за счет бюджетных ассигнований на содержание ответственного исполнителя и соисполнителей государственной программы. При реализации отдельного мероприятия государственной программы, подпрограммы, проекта, предусматривающих строительство, реконструкцию, техническое перевооружение объекта капитального строительства и (или) приобретение объекта недвижимого имущества за счет различных источников финансирования, в плане реализации детализируются мероприятия с указанием объекта капитального строительства и (или) приобретаемого объекта недвижимого имущества, сроков его реализации и источников финансирования.
В случае включения в план реализации отдельного мероприятия проекта, мероприятия, предусматривающих строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объекта капитального строительства государственной собственности Кировской области, по такому объекту включаются мероприятия по выполнению работ (услуг) с указанием сроков их выполнения: получение правоустанавливающих документов на земельный участок, подготовка технического задания для разработки проектной документации, разработка проектной документации, получение положительного заключения экспертизы проектной документации и положительного результата проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, корректировка проектных документов, строительство (реконструкция или техническое перевооружение) объекта.
3.4. Требования к разделу "Ресурсное обеспечение государственной программы"
В данном разделе указываются сведения о финансовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы: средствах федерального бюджета, средствах областного бюджета, средствах местных бюджетов, средствах внебюджетных источников (в том числе средствах государственных внебюджетных фондов, территориальных государственных внебюджетных фондов, средствах иных внебюджетных источников), - а также направления финансирования мероприятий государственной программы (капитальные вложения, прочие расходы) по годам реализации государственной программы.
Также в указанном разделе приводится описание механизмов привлечения средств федерального бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников.
В описании механизма привлечения средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации отражаются нормативные правовые акты, государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы, федеральная адресная инвестиционная программа, соглашения о намерениях, договоры либо другие документы, которые определяют объемы, направления и условия использования указанных средств в рамках реализации соответствующей государственной программы.
В случае участия муниципальных образований Кировской области в реализации государственной программы и получения ими из областного бюджета субсидий, иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей соответствующей государственной программы, в данном разделе указываются ссылки на необходимость наличия муниципальных программ и (или) ссылки на другие документы при необходимости.
В случае привлечения средств государственных внебюджетных фондов, территориальных государственных внебюджетных фондов, общественных, научных и иных организаций в данном разделе отражаются сведения о соглашениях о намерениях либо других документах, которые определяют объемы расходов на реализацию государственной программы.
Финансовая оценка объема налоговых расходов (при наличии) указывается по годам реализации государственной программы в виде отдельного мероприятия в ресурсном обеспечении государственной программы за счет средств консолидированного бюджета Кировской области. Общий объем налоговых расходов включается в общий объем ресурсного обеспечения государственной программы.
Кроме того, данный раздел должен содержать ссылку на приложение "Ресурсное обеспечение государственной программы", заполнение которого осуществляется по форме согласно приложению N 5.
3.5. Требования к разделу "Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками"
Данный раздел предусматривает качественную и (или) количественную оценки факторов риска (вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от ответственного исполнителя и соисполнителей государственной программы, негативно влияющих на сроки и результаты реализации государственной программы), предложения по мерам управления рисками реализации государственной программы.
К мерам управления рисками реализации государственной программы могут относиться мероприятия, направленные на своевременное обнаружение рисков, определение степени их влияния на недостижение результатов реализации государственной программы, а также на минимизацию негативного влияния рисков, включая меры правового регулирования.
3.6. Требования к разделу "Участие муниципальных образований Кировской области в реализации государственной программы"
Государственная программа содержит данный раздел в случае решения вопросов местного значения, направленных на достижение целей государственной программы.
В данный раздел включается следующая информация:
наименования отдельных мероприятий, проектов, в которых возможно или предполагается участие органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области;
описание мер по координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области для достижения целей и конечных результатов государственной программы, в том числе заключение соглашений о предоставлении из областного бюджета местным бюджетам субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
сведения о разработке и (или) реализации муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих целям государственных программ Кировской области.
Кроме того, данный раздел должен содержать ссылку на приложение "Ресурсное обеспечение государственной программы" при наличии финансирования мероприятий государственной программы с участием средств местных бюджетов.
3.7. Требования к разделу "Участие акционерных обществ, созданных с участием Кировской области, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации государственной программы"
Государственная программа содержит данный раздел в случае участия в ее реализации акционерных обществ, созданных с участием Кировской области, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов (далее - организации).
В данном разделе приводятся сведения об организациях с указанием их наименований в разрезе подпрограмм, отдельных мероприятий, проектов, в которых они участвуют.
Кроме того, данный раздел должен содержать ссылку на приложение "Ресурсное обеспечение государственной программы" при наличии финансирования мероприятий государственной программы с участием средств внебюджетных источников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.