Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства труда,
занятости и социального развития Чеченской Республики,
Министерства здравоохранения Чеченской Республики,
Министерства образования и науки Чеченской Республики,
Комитета Правительства Чеченской Республики по дошкольному образованию
от 05.08.2019 г. N 02-29/182/163/1074-п/44
Порядок
оказания услуг ранней помощи для детей и их семей
1. Область применения
Настоящий Порядок распространяется на услуги ранней помощи, предоставляемые детям и их семьям государственными и иных форм собственности организациями социального обслуживания, здравоохранения, образования (далее - организация), и устанавливает порядок оказания услуг ранней помощи для детей и их семей.
2. Термины и определения
В настоящем Порядке применены термины в соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (2001), а также следующие термины с соответствующими определениями:
1) ранняя помощь детям и их семьям: комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц;
2) дети целевой группы (дети, нуждающиеся в ранней помощи): дети в возрасте от 0 до 3 лет, имеющие ограничение жизнедеятельности или из группы риска;
3) дети группы риска в сфере ранней помощи: дети в возрасте до 3 лет с риском развития ограничений жизнедеятельности в связи с неблагоприятным воздействием биологических факторов или факторов окружающей среды;
4) индивидуальная программа ранней помощи: документ, оформленный в письменном и электронном виде, составленный на основании оценки функционирования ребенка в контексте влияния факторов окружающей среды, включая взаимодействие и отношения с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье, содержащий цели ранней помощи, естественные жизненные ситуации, в которых планируется их достижение, перечень услуг ранней помощи, объем, сроки, ведущего специалиста, исполнителей, формы и места их оказания;
5) естественные жизненные ситуации ребенка: жизненные ситуации дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников;
6) ребенок с ограничением жизнедеятельности: ребенок, имеющий ограничение активности или возможности участия в естественных жизненных ситуациях вследствие нарушения структур или функций организма, а также влияния факторов окружающей среды;
7) функционирование ребенка (функционирование ребенка, нуждающегося в ранней помощи): положительные проявления активности и участия ребенка в естественных жизненных ситуациях;
8) семья: круг лиц, совместно проживающих с ребенком, включая родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, близких родственников, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также, при проживании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - дети и воспитатели группы проживания ребенка;
9) услуги ранней помощи: комплекс профессиональных действий, направленных на достижение целей ранней помощи детям и их семьям;
10) пролонгирование услуг ранней помощи - услуги ранней помощи могут быть пролонгированы для детей от 3 лет до 7 лет по ежегодному решению консилиума организации, предоставляющей услуги ранней помощи, в том числе, с целью подготовки к переходу и сопровождения в ходе адаптации ребенка в образовательной организации;
11) потребители услуг ранней помощи - дети целевой группы и их семьи;
12) поставщик услуг ранней помощи - государственная организация системы социального обслуживания, здравоохранения, образования или негосударственная организация, в которой создано специализированное структурное подразделение, предоставляющее услуги ранней помощи на основании настоящего Порядка.
3. Порядок оказания услуг ранней помощи
3.1. Целями ранней помощи являются:
улучшение функционирования ребенка в привычной благоприятной среде ребенка;
повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.
3.2. Услуги ранней помощи детям и их семьям должны предоставляться при соблюдении следующих принципов:
бесплатность (услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей/законных представителей);
доступность (услуги ранней помощи доступны для потребителей);
регулярность (услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы ранней помощи согласно приложению N 1 к настоящему порядку (далее - ИПРП) предоставляются потребителям на регулярной основе в течение всего времени ее действия);
открытость (информация об услугах ранней помощи открыта для родителей и других непосредственно ухаживающих за детьми целевой группы лиц);
семейноцентрированность (специалисты организации - поставщика услуг ранней помощи содействуют вовлечению родителей и других непосредственно ухаживающих за детьми целевой группы лиц в процесс ранней помощи, в том числе в оценочные процедуры, составление и реализацию ИПРП, а также в оценку ее эффективности);
индивидуальность (услуги ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи);
функциональная направленность (услуги ранней помощи направлены на формирование компетенций ребенка в привычной благоприятной среде ребенка);
естественность (услуги ранней помощи оказываются преимущественно в привычной благоприятной среде ребенка);
уважительность (услуги ранней помощи предоставляются потребителям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этнокультурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);
командная работа (услуги ранней помощи предоставляются междисциплинарной командой специалистов из разных областей знаний о ребенке и семье, и/или трансдисциплинарным специалистом, объединяющим в своей работе разные области знаний о ребенке и семье и получающим консультации со стороны междисциплинарной команды специалистов);
компетентность (услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи);
научная обоснованность (при оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно-обоснованные методы и технологии ранней помощи).
3.3. Права получателей услуг ранней помощи
1) дети - получатели услуг ранней помощи имеют право на:
получение всех услуг ранней помощи, указанных в ИПРП;
получение услуг ранней помощи в привычной благоприятной среде ребенка, в которые ребенок вовлечен;
получение услуг ранней помощи ребенком в уважительной, чувствительной и отзывчивой манере;
получение услуг ранней помощи ребенком с опорой на его ресурсы функционирования и его интересы;
обеспечение поддерживающих влияний среды при получении услуг ранней помощи ребенком с учетом специфики ограничений его жизнедеятельности;
2) родители (законные представители) детей-потребителей услуг ранней помощи имеют право на:
получение информации о перечне услуг ранней помощи и о перечне поставщиков услуг ранней помощи;
отказ от оценочных процедур, составления ИПРП и получения услуг ранней помощи;
прохождение с ребенком оценочных процедур, разработку и утверждение ИПРП в течение 30 дней с момента обращения, если результаты оценки соответствуют критериям составления ИПРП;
получения услуг ранней помощи в соответствии с ИПРП без взимания платы;
участие в оценочных процедурах, составлении ИПРП, реализации ИПРП, во внесении изменений в ИПРП, в промежуточной (не реже чем 1 раз в 3 - 4 месяца) и итоговой оценке эффективности ИПРП;
получение открытой информации о ходе и результатах проведения оценочных процедур, целях и задачах ИПРП, сроках, объемах, исполнителях, порядке реализации ИПРП, результатах оценки эффективности реализации ИПРП;
своевременное получение предварительного письменного уведомления о любых изменениях в реализации ИПРП, а также о необходимости проведения промежуточной или итоговой оценки ее эффективности;
строгое соблюдение конфиденциальности документации, которая содержит персональные данные;
фиксацию согласия с получением услуг;
ознакомление с рабочей документацией, связанной с оказанием услуг ранней помощи ребенку и семье;
обращение к администрации с целью разрешения конфликтных ситуаций.
3.4. В случае причинения детям и их родителям при оказании услуг ранней помощи вреда их здоровью, имуществу или морального вреда они могут с целью защиты своих законных прав и интересов обращаться в суд с иском о возмещении причиненного вреда в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
3.5. Выявление детей в возрасте до 3 лет, потенциально нуждающихся в услугах ранней помощи, осуществляется в организациях и учреждениях систем социального обслуживания, здравоохранения, образования.
3.6. Поставщик услуг ранней помощи содействует выявлению детей, нуждающихся в ранней помощи, в организациях систем здравоохранения, образования и социального обслуживания.
3.7. Поставщик услуг ранней помощи предоставляет информацию об услугах ранней помощи организациям систем здравоохранения, образования и социального обслуживания.
3.8. Детям и их родителям на всех этапах ранней помощи, начиная от обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи, до завершения ранней помощи могут предоставляться следующие услуги ранней помощи: административные, основные, специализированные и дополнительные услуги.
1) Административные услуги ранней помощи включают:
обработку первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи;
прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи;
координацию предоставления услуг ранней помощи в рамках ИПРП;
2) Основные услуги ранней помощи включают:
определение нуждаемости ребенка в разработке ИПРП;
пролонгированное консультирование;
краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления индивидуальной программы ранней помощи;
проведение оценочных процедур для разработки ИПРП;
разработку ИПРП;
поддержку комплексного развития ребенка и функционирования семьи в рамках реализации ИПРП ведущим специалистом в привычной благоприятной среде ребенка в процессе консультирования родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также в процессе организации и проведения совместной активности специалиста с ребенком и семьей в привычной благоприятной среде ребенка;
оценку эффективности реализации ИПРП;
консультирование специалистов организаций образования, здравоохранения и социального обслуживания по вопросам, связанным с оказанием услуг ранней помощи, а также с поддержкой перехода ребенка и семьи в другую программу сопровождения и обеспечением преемственности их обслуживания;
консультирование родителей (законных представителей) на этапе окончания программы ранней помощи и поступления ребенка в образовательную организацию;
консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации;
3) специализированные услуги ранней помощи включают:
консультирование родителей, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц и специалистов организации - поставщика услуг ранней помощи, по развитию общения и речи ребенка в привычной благоприятной среде ребенка, в том числе с использованием средств дополнительной и альтернативной коммуникации;
консультирование родителей, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц и специалистов организации - поставщика услуг ранней помощи, по формированию социально-бытовых навыков ребенка, в том числе с использованием вспомогательных средств;
консультирование родителей, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц и специалистов организации - поставщика услуг ранней помощи, по развитию подвижности в привычной благоприятной среде ребенка, в том числе, с использованием вспомогательных средств;
психологическое консультирование родителей, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц и специалистов организации - поставщика услуг ранней помощи, в области социального и эмоционального развития ребенка, его взаимодействия с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, формирования привязанности, саморегуляции, в том числе в привычной благоприятной среде ребенка, а также в области социально-психологических установок и представлений родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, отношений в семье;
совместную активность специалиста с ребенком и семьей с целью развития общения и речи ребенка в привычной благоприятной среде ребенка, в том числе с использованием средств дополнительной и альтернативной коммуникации;
совместную активность специалиста с ребенком и семьей с целью формирования социально-бытовых навыков ребенка, в том числе с использованием вспомогательных средств;
совместную активность специалиста с ребенком и семьей с целью развития подвижности в привычной благоприятной среде ребенка, в том числе с использованием вспомогательных средств;
совместную активность специалиста с ребенком и семьей с целью социального и эмоционального развития ребенка, улучшения его взаимодействия с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, формирования привязанности, саморегуляции, в том числе в привычной благоприятной среде ребенка, а также улучшения отношений в семье в целом;
4) дополнительные услуги ранней помощи, оказываемые в рамках ИПРП, включают групповую активность с детьми и их родителями с целью поддержки социализации детей;
5) требования к предоставлению услуг ранней помощи детям и их семьям определены согласно приложению N 2 к настоящему порядку.
3.9. Услуги ранней помощи предоставляются в следующих формах:
на дому;
при посещении потребителями организации - поставщика услуг ранней помощи;
в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
в организации здравоохранения, в ситуациях продолжительного стационарного лечения;
в очной или дистанционной формах;
в индивидуальной и групповой формах.
3.10. Услуги ранней помощи предоставляются потребителям одним специалистом или одновременно несколькими специалистами разного профиля.
3.11. Услуги ранней помощи предоставляются потребителям в рамках ИПРП одной или несколькими организациями (в порядке взаимодополнения).
3.12. Порядок оказания услуг ранней помощи должен соблюдаться при всех формах предоставления услуг ранней помощи и включает следующие этапы:
обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи;
прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи;
определение нуждаемости ребенка в разработке индивидуальной программы ранней помощи (первичный прием, междисциплинарный консилиум);
проведение оценочных процедур для составления ИПРП;
разработка ИПРП;
реализация ИПРП;
промежуточная и/или итоговая оценка результативности реализации ИПРП;
пролонгация или завершение реализации ИПРП;
содействие переходу ребенка в образовательную организацию.
3.13. Обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи, должна включать:
регистрацию обращения;
информирование о порядке предоставления услуг ранней помощи;
информирование о правах получателей услуг (по запросу);
предоставление информационных ресурсов об организации - поставщике услуг ранней помощи (по запросу);
запись на первичный прием.
3.14. Прием документов и заключение договора об оказании услуг ранней помощи согласно приложению N 3 к настоящему порядку с родителями (законными представителями) осуществляется по записи в течение 5 рабочих дней от первичного обращения с предоставлением родителями (законными представителями) следующих документов:
документ, удостоверяющий личность родителей (законных представителей);
документы, подтверждающие законное представительство интересов ребенка (сотрудник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющий функции непосредственного ухода за ребенком, его воспитания и развития (воспитатель), действует на основании доверенности на представление интересов ребенка, выданной организацией - опекуном);
копия свидетельства о рождении ребенка (предоставляется с предъявлением оригинала);
выписка из истории развития ребенка (форма 112/у);
заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией по оказанию услуг ранней помощи (при наличии);
действующая справка, подтверждающая факт наличия инвалидности (при наличии);
копия индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида/ребенка-инвалида (с предоставлением оригинала (при наличии).
3.15. Определение нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи должно осуществляться на основе заключения междисциплинарного консилиума, составленного по результатам первичного приема.
1) Первичный прием, заключающийся в проведении оценочных процедур, должны проводить специалисты, имеющие соответствующие компетенции в сфере ранней помощи в срок со времени заключения договора об оказании услуг ранней помощи - 10 рабочих дней.
2) Первичный прием должен включать в себя проведение следующих оценочных процедур:
оценку функционирования и выявление ограничений жизнедеятельности ребенка по ключевым категориям раздела "активность и участие" МКФ, определение взаимодействия и отношений ребенка с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в контексте влияния факторов окружающей среды;
сбор и изучение анамнеза;
сбор и анализ информации, об условиях жизни и семье ребенка, о получаемых ребенком и семьей психологических, педагогических и социальных услугах;
анализ медицинской документации (при наличии);
анализ индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (при наличии);
3) Оценочные процедуры на первичном приеме следует проводить в ситуациях, максимально приближенных к естественным, с участием родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц;
4) Информация, полученная на первичном приеме, должна быть оформлена протоколом первичного приема в сроки, установленные требованиями к предоставлению услуг ранней помощи детям и их семьям, согласно приложению N 2 к настоящему порядку и содержать:
формальные персональные данные о ребенке и семье;
описание функционирования и ограничений жизнедеятельности ребенка в соответствии с доменами МКФ в контексте влияния факторов окружающей среды;
состав семьи, жилищные условия, сведения о занятости;
распорядок дня ребенка, включая время, которое проводят с ребенком родители и другие непосредственно ухаживающие за ребенком лица;
социальное окружение семьи (поддержка со стороны родственников, соседей, знакомых и т.д.);
этническая, языковая и религиозная принадлежность семьи;
сведения о получаемых ребенком и семьей психологических, педагогических и социальных услугах;
ожидания и запросы родителей;
заключение о наличии или отсутствии у ребенка ограничений жизнедеятельности, основанное на сопоставлении результатов первичной оценки развития и функционирования ребенка с нормативом для данного возраста;
рекомендации родителям;
5) результаты первичного приема подлежат обсуждению на междисциплинарном консилиуме, по результатам которого в сроки, установленные требованиями к предоставлению услуг ранней помощи детям и их семьям, сог
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.