Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 июля 2019 г. N 8-АПА19-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Кириллова В.С.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полюс" о признании недействующим в части постановления Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 г. N 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области" в редакции постановления Правительства Ярославской области от 13 мая 2013 г. N 511-п по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Полюс" на решение Ярославского областного суда от 4 апреля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения директора общества с ограниченной ответственностью "Полюс" Куницина Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительство Ярославской области постановлением от 20 сентября 2011 г. N 702-п (далее также - Постановление N 702-п) утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области.
Согласно пункту 402949 раздела I Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Ярославской области (приложение к Постановлению N 702-п) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:030212:65 утверждена в размере 2 282 879 руб.
Впоследствии постановлением от 13 мая 2013 г. N 511-п (далее также - Постановление N 511-п) Правительство Ярославской области внесло изменения в Постановление N 702-п, в том числе в пункте 402949 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:030212:65 утверждена в размере 11 882 864 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Полюс" (далее также - ООО "Полюс"), являясь собственником части здания, расположенного на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 76:23:030212:65, обратилось в Ярославский областной суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующим пункта 402949 раздела I приложения к Постановлению N 702-п в редакции Постановления N 511-п, как нарушающего его права и законные интересы.
В обоснование своих требований административный истец ссылался на то обстоятельство, что изменение Постановлением N 511-п размера кадастровой стоимости данного земельного участка повлекло за собой увеличение арендной платы; Правительство Ярославской области не имело законных оснований для распространения действия Постановления N 511-п на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.
Решением Ярославского областного суда от 4 апреля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Полюс", ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, просит отменить оспариваемый судебный акт и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Ярославской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно статье 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Постановлением Правительства N 702-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области по состоянию на 1 января 2010 г.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 76:23:030212:65 на 1 января 2010 г. был учтен в государственном кадастре недвижимости с видом разрешенного использования - для эксплуатации нежилого здания и на нем располагалось нежилое здание (административное), находящееся в муниципальной собственности и переданное в оперативное управление территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля, часть которого была передана в аренду административному истцу в целях размещения мастерской по ремонту бытовой техники. Другая часть здания использовалась органом местного самоуправления для проведения мероприятий, связанных с его деятельностью.
Кадастровая стоимость определена в размере 2 282 879 руб. исходя из пункта 1.2.9 Методических указаний о государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 (далее также - Методические указания), действовавших на дату утверждения Постановления N 702-п, вид разрешенного использования земельного участка определен как предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Позднее в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 1 ноября 2012 г. внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка - для эксплуатации административного здания.
Управлением Росреестра по Ярославской области выявлена кадастровая ошибка при определении группы видов разрешенного использования для целей государственной кадастровой оценки; ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра 11 февраля 2013 г. принято решение об исправлении кадастровой ошибки в определении кадастровой стоимости названного земельного участка, его вид разрешенного использования определен по пункту 2.1.7 Методических указаний (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1.2.7 Методических указаний о государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов
В связи с этим Постановлением N 511-п внесены изменения в Постановление N 702-п и кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 11 882 864 руб.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена по результатам государственной кадастровой оценки и ее результаты утверждены нормативным актом субъекта Российской Федерации, который послужил основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, внесение изменений в государственный кадастр недвижимости в связи с исправлением кадастровой ошибки в таких сведениях требует внесения соответствующих изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, что вытекает из положений части 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавших в период принятия Постановления N 511-п.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка в размере 11 882 864 руб. Постановлением N 511-п является обоснованным и законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Судебная коллегия считает данный вывод ошибочным.
Решение об исправлении кадастровой ошибки в определении кадастровой стоимости названного земельного участка и определение его вида разрешенного использования как предназначенного для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7 Методических указаний) принято 11 февраля 2013 г., а Постановление N 511-п - 13 мая 2013 г. В этот период Методические указания действовали в редакции приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 3 "О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Данным приказом (пункт 1), в частности, пункт 1.2.7 был изложен в следующей редакции: "1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения".
Также пунктом 2 названного приказа Методические указания были дополнены пунктом 1.2.17 следующего содержания: "1.2.17. Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
При таком правовом регулировании с учетом того, что с 1 ноября 2012 г. в государственном кадастре недвижимости имелись сведения о виде разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации административного здания" оснований для определения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с пунктом 1.2.7 "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" в первоначальной редакции Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39, утратившим силу с 3 апреля 2011 г., не имелось.
Судебная коллегия также учитывает, что при очередной государственной кадастровой оценке земельный участок отнесен к 17-й группе видов разрешенного использования согласно пункту 2.1.17 Методических указаний.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1.2.17 Методических указаний о государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов
То обстоятельство, что Постановлением N 702-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2010 г., не имеет значения в рассматриваемом деле, так как изменение (увеличение) кадастровой стоимости земельного участка утверждено Постановлением N 511-п.
В соответствии со статьей 24 Закона об оценочной деятельности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости, который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Данный принцип закреплен в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, где указано, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что недопустимо придание обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение подчиненной (слабой) стороны в публичном правоотношении, поскольку иное означало бы нарушение общих принципов правового регулирования и правоприменения, вытекающих из статей 19 (части 1 и 2), 46, 54 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции неверно истолкованы нормы материального права, что в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия по делу нового решения, которым следует удовлетворить заявленные требования о признании не действующим с даты принятия пункта 402949 раздела I приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 13 мая 2013 г. N 511-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 г. N 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту номер и дату названного постановления следует читать как "от 20 сентября 2011 г. N 702-п"
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 4 апреля 2019 г. отменить.
Признать не действующим с даты принятия пункт 402949 раздела I приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 13 мая 2013 г. N 511-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 г. N 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу, и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области".
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 июля 2019 г. N 8-АПА19-8
Текст определения опубликован не был