Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2019 г. N 44-АПА19-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Кириллова В.С.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению товариществ собственников жилья "Чернышевского, 10", "Космонавта Беляева, 35", "Елькина 43", "Космонавтов, 74", "Норильская 15", "Черняховского-55", "Восстания, 71", "Мира 24", "Компрос-87", ЖСК-7, "Мира 9", "Швецова, 46", "Восстания, 13", "Революции 4", "Хрустальная 11", "Островского 49", "Революции-16", "Пушкарская, 100", ТСЖ-56, "Комсомольский проспект, 88", "Наш дом", "Малкова, 28А", "Советская, 3", "Уральская, 91", , "Республиканская-12", "Трио", ЖСК-98, "К. Пожарского 21", "Покровские ворота", Ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт", ЖСК-40, ЖСК N 34, ЖСК N 52 о признании не действующим в части постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 2 ноября 2018 г. N 109-т "О внесении изменений в приложения 1, 3, 4 к постановлению РСТ Пермского края от 20 декабря 2015 года N 390-т "О тарифах на теплоноситель, тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, услуги по передаче тепловой энергии ООО "Пермская сетевая компания" (Пермский городской округ)" по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "ПСК", Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края на решение Пермского краевого суда от 15 марта 2019 г., которым административное исковое заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административных истцов Степанова В.В., представители ООО "Пермская сетевая компания" Корзухиной Е.И. и Криницына А.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
товарищества собственников жилья "Чернышевского, 10", "Космонавта Беляева, 35", "Елькина 43", "Космонавтов, 74", "Норильская 15", "Черняховского-55", "Восстания, 71", "Мира 24", "Компрос-87", ЖСК-7, "Мира 9", "Швецова, 46", "Восстания, 13", "Революции 4", "Хрустальная 11", "Островского 49", "Революции-16", "Пушкарская, 100", ТСЖ-56, "Комсомольский проспект, 88", "Наш дом", "Малкова, 28А", "Советская, 3", "Уральская, 91", "Республиканская-12", "Трио", ЖСК-98, "К. Пожарского 21", "Покровские ворота", Ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт", ЖСК-40, ЖСК N 34, ЖСК N 52 обратились в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части постановления Региональной службы по тарифам Пермского края (далее - РСТ Пермского края) от 2 ноября 2018 г. N 109-т "О внесении изменений в приложения 1, 3, 4 к постановлению РСТ Пермского края от 20 декабря 2015 года N 390-т "О тарифах на теплоноситель, тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, услуги по передаче тепловой энергии ООО "Пермская сетевая компания" (Пермский городской округ)".
Решением Пермского краевого суда от 15 марта 2019 г. признано не действующим со дня принятия постановление РСТ Пермского края от 2 ноября 2018 г. N 109-т "О внесении изменений в приложения 1, 3, 4 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2015 года N 390-т "О тарифах на теплоноситель, тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, услуги по передаче тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (Пермский городской округ)" в части внесения изменений в приложения 3 и 4 к постановлению N 390-т. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом первой инстанции отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - ООО "ПСК", общество) обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края также обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края, Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Особенности расчета тарифов с применением метода индексации установлены пунктами 71-75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
Из материалов дела следует, что ООО "ПСК" является единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей на территории города Перми производство и передачу тепловой энергии. На основании заявлений общества РСТ Пермского края определила долгосрочные параметры регулирования деятельности для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации, установила тарифы на товары и услуги в сфере теплоснабжения, в том числе на тепловую энергию, поставляемую обществом и ОСП "Котельные" потребителям, на 2016-2018 годы (постановление N 390-т). В последующем производились корректировки долгосрочного тарифа на 2017 и 2018 годы.
На основании вынесенного в адрес РСТ Пермского края предписания ФАС России от 26 июля 2017 г. N АГ/51006/17 административным ответчиком принято постановление от 20 сентября 2017 г. N 64-т о внесении изменений в постановление от 20 декабря 2015 г. N 390-т, которым установлен новый размер тарифов на период с 1 октября по 31 декабря 2017 г. Постановлением РСТ Пермского края от 20 декабря 2017 г. N 360-т приложения к постановлению от 20 декабря 2015 г. N 390-т изложены в новой редакции в целях индексации установленных тарифов.
Вступившим в законную силу решением Пермского краевого суда от 11 апреля 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2018 г. N 44-АПГ18-13, приложения 3 и 4 к постановлению РСТ Пермского края от 20 декабря 2015 г. N 390-т "О тарифах на теплоноситель, тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, услуги по передаче тепловой энергии ООО "Пермская сетевая компания" (Пермский городской округ)" в редакции постановлений РСТ Пермского края от 20 сентября 2017 г. N 64-т и от 20 декабря 2017 г. N 360-т признаны не действующими с момента вступления решения суда в законную силу в части утверждения тарифов для населения с 1 октября 2017 г., с 1 января 2018 г., с 1 июля 2018 г.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
РСТ Пермского края принят заменяющий нормативный правовой акт, оспариваемый по настоящему делу. При его принятии орган регулирования руководствовался выводами, изложенными в вышеназванных судебных актах, в частности, исключил из состава базового уровня операционных расходов затраты на услуги автотранспорта по договору с ООО "ЮНИС" в размере 43 489 тыс. руб. в отношении ООО "ПСК" и 4 264 тыс. руб. в отношении ОСП "Котельные"; затраты на услуги связи и ИТ-услуги по договору с ООО "СБС" в отношении ООО "ПСК" - в размере 27 102 тыс. руб.
Поскольку по результатам произведенных корректировок произошло уменьшение необходимой валовой выручки в рамках долгосрочного периода регулирования, административный ответчик по собственной инициативе принял решение учесть в расчете тарифов на 2017-2018 экономически обоснованные расходы ООО "ПСК", исключенные ранее в связи с ограничением роста тарифов для потребителей индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а именно: выпадающие доходы, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, за 2015 и 2016 гг. в размере 59 075 тыс. руб. в тарифе на 2017 год и 92 749 тыс. руб. в тарифе на 2018 год; расходы по списанию безнадежной к взысканию дебиторской задолженности за 20142016 гг. в размере 31 268 тыс. руб. в тарифе на 2017 год.
По результатам учета дополнительных затрат общества величина тарифов, утвержденных в заменяющем нормативном правовом акте, осталась на прежнем уровне и, как указывает административный ответчик, не превышает предельные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги для муниципального образования "Пермский городской округ" на 2017 и 2018 гг.
Вместе с тем Судебная коллегия считает, что при принятии заменяющего нормативного правового акта административный ответчик был не вправе инициировать процедуру увеличения размера необходимой валовой выручки за счет ранее не учтенных расходов в отсутствие прямого указания на соответствующие его действия в мотивировочной и (или) резолютивной части вступивших в законную силу судебных актах, на основании которых принимается заменяющий нормативный правовой акт.
В данном случае органу регулирования надлежало исполнить судебные акты в части тех расходов, которые рассматривались судами.
Вопрос включения в необходимую валовую выручку экономически обоснованных расходов, ранее исключенных в связи с превышением предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, подлежит рассмотрению в следующих трех расчетных периодах при установлении очередных тарифов на тепловую энергию в порядке статьи 13 Основ ценообразования, а не при принятии заменяющего нормативного правового акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 15 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ПСК", Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2019 г. N 44-АПА19-22
Текст определения опубликован не был