В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступила жалоба Рафгата Закиевича Алтынбаева на решение территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны (окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва) (далее - ТИК Комсомольского района) от 28 июля 2019 года N 36 "Об отказе Алтынбаеву Рафгату Закиевичу в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по Комсомольскому одномандатному избирательному округу N 17" и постановление Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 14 августа 2019 года N 78/599, принятое по жалобе Р.З. Алтынбаева на указанное решение ТИК Комсомольского района.
Основаниями для вынесения указанных решений послужили:
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата;
выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки;
наличие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
По результатам проведенной по жалобе проверки установлено следующее.
19 июля 2019 года Р.З. Алтынбаев представил в ТИК Комсомольского района документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе подписные листы, содержащие 1797 подписей избирателей, собранных в поддержку своего выдвижения.
Основанием для отказа в регистрации послужило то обстоятельство, что сведения о кандидате в подписном листе не соответствуют действительности, вследствие чего все подписи избирателей в подписных листах были признаны недействительными на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона.
Как следует из приложения 5 к Федеральному закону, в подписных листах кандидат обязан указать наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата.
Вместе с тем в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Р.З. Алтынбаева в соответствующей строке указаны сведения о месте жительства кандидата Р.З. Алтынбаева - Республика Татарстан, г. Набережные Челны, что не соответствует действительности, поскольку согласно представленным кандидатом документам: заявлению о согласии баллотироваться, копии паспорта гражданина Российской Федерации - место жительства кандидата находится в городе Москве.
В результате проверок подписных листов, проведенных ТИК Комсомольского района, а затем Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан, все подписи избирателей обоснованно были признаны недействительными на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Согласно пункту 1.6 статьи 38 Федерального закона при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
При этом вышеуказанные документы были представлены доверенным лицом кандидата 25 июля 2019 года, т.е. за пределами установленного срока на предоставление необходимых для регистрации кандидата документов. Исходя из пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона кандидат не вправе дополнительно представлять в избирательную комиссию документы, необходимые для его выдвижения и регистрации.
Указанная правовая позиция находит свое отражение и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года N 1742-О, в котором судебный орган конституционного контроля подчеркнул, что кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона.
Указанное обстоятельство также является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидата. Таким образом, у Центральной избирательной комиссии Российской Федерации отсутствуют основания для несогласия с соответствующими выводами Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, изложенными в обжалуемом решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Жалобу Рафгата Закиевича Алтынбаева на постановление Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 14 августа 2019 года N 78/599 и решение территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны (окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва) от 28 июля 2019 года N 36 оставить без удовлетворения.
2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Заместитель Председателя |
Н.И. Булаев |
Секретарь Центральной избирательной комиссии |
М.В. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 23 августа 2019 г. N 223/1689-7 "О жалобе Рафгата Закиевича Алтынбаева на постановление Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 14 августа 2019 года N 78/599 и решение территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны (окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва) от 28 июля 2019 года N 36"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2019 г., N 9