Intellectual property. Preventive actions against spread of counterfeit and fraudulent products in mechanical engineering. Protective methods and technologies
ОКС 13.310
Дата введения - 1 июля 2019 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Некоммерческой организацией "НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АССОЦИАЦИЯ АРМАТУРОСТРОИТЕЛЕЙ" (НПАА)
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 481 "Интеллектуальная собственность"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 февраля 2019 г. N 23-ст
4 Введен впервые
Введение
Цель настоящего стандарта - раскрыть методы снижения угрозы безопасности, исходящей от фальсифицированной и/или контрафактной (Ф/К) продукции, включающие в себя техники, которые могут использоваться для усиления контроля в процессе закупок, минимизации вероятности производства и попадания на рынок Ф/К-продукции. Особое внимание уделено участию инженерно-технических работников и улучшению системы взаимодействия с Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Эффективное использование положений настоящего стандарта обеспечивает возможность контроля за Ф/К-продукцией, ее своевременное обнаружение и документирование.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на машиностроительную продукцию всех видов и типов, а также приводов к ней.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ ИСО/МЭК 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
ГОСТ Р 57881 Система защиты от фальсификации и контрафакта. Термины и определения
ГОСТ Р 58348 Интеллектуальная собственность. Противодействие распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в области машиностроения. Требования к процессам закупки, приемки и утилизации
ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57881, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аккредитация: Подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
3.2 декларация о соответствии: Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
3.3 дистрибьютор: Фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей.
3.4 заказчик: Покупатель, обратившийся к продавцу с заявкой на разработку, поставку какого-либо товара и/или выполнение услуг.
3.5 изготовитель (продуцент): Организация независимо от ее организационно-правовой формы, производящая продукцию для последующей реализации потребителям.
3.6
государственная комиссия: Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, созданная для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной, а также для мониторинга и оценки ситуации в этой сфере на территории Российской Федерации. |
3.7 орган по сертификации: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.
3.8 поставщик: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, выбранная заказчиком для осуществления поставки продукции для нужд заказчика.
3.9 продавец: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, реализующая продукцию потребителям.
3.10 разработчик: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, разрабатывающая документацию (конструкторскую, технологическую и т.п.) на продукцию.
3.11 сертификация: Форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
3.12 сертификат соответствия: Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
4 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
- ВСД - ведомость сбора данных;
- ИТР - инженерно-технический работник;
- МТО - материально-техническое обеспечение;
- ОТК - отдел технического контроля;
- СИ - сомнительное изделие;
- СК - служба качества;
- Ф/К - фальсифицированная/контрафактная (продукция);
- ЭО - экспертная организация.
5 Определение поставщика
5.1 Выбор поставщика должен осуществляться на основе оценки его квалификации и производственного потенциала непосредственно на его производственной (складской) площадке.
Потребителям рекомендуется периодически, но не реже одного раза в год, выполнять переоценку производственного и квалификационного потенциала поставщиков на их производственных (складских) площадках. Организации следует использовать данную методику для оценки любого поставщика, который покупает или продает продукцию на открытом рынке, поскольку жизненный цикл продукции с открытого рынка практически невозможно полностью проследить до производителя, и она с большей долей вероятности может быть подвергнута фальсификации, чем продукция, приобретенная у авторизованных поставщиков с возможностью отслеживания всей цепи поставок. Это вызвано высокой вероятностью того, что продукция неизвестного происхождения, подвергаясь обращению при неконтролируемых обстоятельствах, могла быть изменена, модифицирована или ее потребительские свойства изменены иным образом.
5.2 Оценку производственного и квалификационного потенциала поставщика рекомендуется проводить с использованием бланка предварительной оценки, в котором отражаются базовые сведения о способности потенциального поставщика в части предотвращения, обнаружения, ограничения и регистрации Ф/К-продукции без выполнения оценки на производственной (складской) площадке поставщика.
Если организация приняла решение, что какой-либо продавец может быть утвержденным поставщиком, то следует провести оценку его производственного и квалификационного потенциала на его производственной (складской) площадке.
Бланк оценки производственной площадки обеспечивает информацией для вынесения общей оценки риска получения заказчиком Ф/К-продукции от этого поставщика.
5.3 Во время оценки производственной (складской) площадки представители предприятия, закупающего продукцию, оценивают, в какой степени поставщик соответствует требованиям каждого пункта оценки. По результатам оценки начисляются баллы в диапазоне от 0 до 3 следующим образом:
0 - соответствие отсутствует или пункт не рассматривался;
1 - частичное соответствие; отсутствие достаточного объема информации;
2 - имеют место незначительные несоответствия;
3 - полное соответствие.
5.4 Каждый вопрос должен иметь соответствующий его значимости весовой коэффициент в диапазоне от 1 до 5, 10. Коэффициенты назначает предприятие с учетом специфики деятельности.
Эти численные коэффициенты определяются следующим образом:
1 - минимальная важность с точки зрения возможности поставщика противостоять Ф/К;
2 - вопрос имеет некоторую важность, но не является решающим фактором с точки зрения возможностей поставщика предотвратить отгрузку Ф/К-продукции;
3 - важный вопрос;
4 - вопрос высокой важности;
5 - вопрос очень важный и обычно прямо влияет на возможность поставщика предотвратить отгрузку Ф/К-продукции;
10 - вопрос считается критичным фактором в оценке активности поставщика в борьбе с поставкой Ф/К-продукции.
Организация должна присвоить эти численные коэффициенты каждому пункту бланка оценки для более точного отражения своих приоритетов в вопросах оценки. Государственная комиссия может установить точные значения численных коэффициентов для корреляции с оценочным рейтингом, выработанным другими организациями.
6 Взаимодействие
6.1 Взаимодействие является ключевым элементом эффективного процесса борьбы с поставками Ф/К-продукции. Многие проблемы, связанные с процессом закупок, могут быть решены путем взаимодействия с другими участниками рынка.
Взаимодействие участников рынка происходит напрямую через государственную комиссию.
6.2 Методика взаимодействия между разными лицами и организациями, участвующими в процессе закупок, необходима для эффективной борьбы с поставками Ф/К-продукции.
Участники процесса закупок должны быть своевременно проинформированы о ходе выполнения взаимных обязательств. В дополнение к доступным техническим и проектным данным необходимо наличие следующих документов:
- отчетов о проведении аудиторских проверок и экспертиз промышленного оборудования поставщиков;
- документов по предыдущим закупкам;
- референц-листов.
6.3 Организации должны:
- вести базы данных по СИ, Ф/К-продукции и поставщикам этой продукции на основе информации, полученной от внешних организаций, и на собственном опыте;
- участвовать в анализе информации, получаемой по каналам обмена опытом в отношении Ф/К-продукции.
7 Уведомление о фальсифицированной и контрафактной продукции
В целях борьбы с фальсифицированной и контрафактной продукцией должны быть налажены сбор данных и методика отчетов.
7.1 Для каждого выявленного факта Ф/К комиссией предприятия готовится ВСД и присваивается номер отслеживания. ВСД используется для упрощения обзора Ф/К-продукции и для документирования действий, предпринятых для решения проблемы. ВСД после заполнения на предприятии, выявившем Ф/К-продукцию, отправляется в государственную комиссию.
Обнаруженная Ф/К-продукция оценивается по критериям для выяснения дальнейших действий. Типичные критерии отбора включают следующие вопросы:
- Является ли происшествие повторным?
- Затрагивает ли проблема одного потенциального потребителя или она может захватить более одного потенциального потребителя?
- Объявлялась ли идентичная продукция Ф/К?
- Расследование в отношении потенциального правонарушения уже ведется или скоро будет начато?
- Имеет ли проблема отношение к закупкам в масштабах отрасли?
Комиссия предприятия также может запросить информацию через комиссию у других экспертов в этой области.
7.2 Организации должны предоставлять информацию в государственную комиссию обо всей Ф/К-продукции, обнаруженной в ходе получения, обслуживания, испытаний, осмотра или использования, а также в тех случаях, когда есть основания предполагать нарушение при производстве, транспортировке, испытании или сертификации. Ответственность за непредоставление информации в государственную комиссию несет сама организация.
Далее указаны некоторые признаки, которые могут вызвать подозрение о нарушении (подробно о признаках см. в ГОСТ Р 58348-2019):
а) продукция, выдаваемая за новую, имеет следы эксплуатации;
б) есть признаки, что изготовитель или поставщик:
1) намеренно предоставил измененные или неполные данные об испытаниях;
2) не сообщил об отсутствии некоторых данных об испытаниях;
в) качество не соответствует сертификату или данным об испытаниях, предоставленным изготовителем или поставщиком;
г) частота отказа продукции превышает ожидаемую;
д) название изготовителя, логотип, серийный номер или дата производства выглядят измененными;
е) продукция сертифицирована, но не соответствует заявленным в сертификате параметрам.
7.3 В отчете указывают особые характеристики возможного нарушения, в том числе:
- описание сомнительного изделия (например, сырье, крепеж, электрические компоненты, клапаны, трубы);
- место обнаружения (например, приемочный осмотр, строение и помещение установки);
- название производителя, дистрибьютора и поставщика;
- идентификационные номера (например, серийный номер, номер модели, код продукции);
- дату обнаружения СИ;
- номер отчета о происшествии (если есть);
- предназначенное использование (например, строительство объекта, сборка компонента или оборудования);
- влияние на безопасность населения, персонала и окружающей среды;
- стоимость;
- другую соответствующую информацию.
Отчет необходимо составить в течение трех рабочих дней после обнаружения СИ и направить письмом, по телефону, факсу или по электронной почте в комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъекте Российской Федерации с подтверждением получения.
СИ и соответствующие документы должны быть помещены на хранение в изолятор, пока государственная комиссия не получит уведомление, не ответит на него и не даст указания.
7.4 На основе потенциальной значимости поставки Ф/К-продукции информация может представляться следующими методами:
- ВСД может быть выпущена и опубликована на сайте комиссии;
- статья может быть опубликована ЭО.
7.5 Организация, обнаружившая СИ, направляет официальное обращение соответствующим ЭО с описанием проблемы и с запросом на проведение расследования. Это обращение должно включать в себя запрос о передаче плана, графика завершения расследования, результатов расследования и оценки результатов этой организацией. Далее ЭО оценивает и документирует результаты расследований, независимо от того, были обнаружены признаки Ф/К-продукции или нет. Если обнаружены признаки Ф/К-продукции, отчет направляется в государственную комиссию и предпринимаются соответствующие корректирующие меры для решения проблемы поставки Ф/К-продукции. Задокументированные результаты расследования на каждом объекте, включая все корректирующие действия, направляются в соответствующую ЭО для оценки адекватности предпринятых действий и затем направляются в комиссию.
8 Обучение
8.1 Персонал должен быть подготовлен в рамках соответствующих зон ответственности к обнаружению, предотвращению и устранению появления Ф/К-продукции на объекте. Подготовка должна учитывать содержание данного стандарта и включать использование практических примеров.
Особая подготовка необходима для:
- использования информации о СИ и Ф/К-продукции в процессе закупки;
- обнаружения Ф/К-продукции в процессе приемки и осмотра;
- выявления установленной Ф/К-продукции.
8.2 Требования к обучению в области выявления, предотвращения и устранения Ф/К-продукции должны быть установлены в программах обучения. Организации должны обучать персонал в рамках своих сфер ответственности распознавать, предотвращать, обнаруживать, устранять, контролировать проникновение Ф/К-продукции и сообщать об этом.
Руководство должно пройти обучение для понимания ожиданий государственной комиссии относительно Ф/К и осведомленности о процессах распознания, устранения, сообщения и контроля, закупках и прочих процедурах, предназначенных для недопущения инфильтрации Ф/К-продукции.
8.3 Обучение производится специализированной организацией или внутри предприятия и предоставляется персоналу, участвующему в процессах разработки, закупки, проверки, выявления несоответствий и составления отчетов.
После обучения проводят контроль полученных знаний и навыков предотвращать, выявлять, устранять, контролировать поставки Ф/К-продукции и сообщать о нарушениях.
Целевая аудитория:
- специалисты ОТК и СК;
- руководители высшего и среднего звена;
- инженерно-технический персонал;
- специалисты служб МТО;
- специалисты служб технадзора.
8.4 Практическая подготовка должна происходить в ходе первоначального обучения нового персонала и повышения квалификации. Повторная подготовка должна происходить на основе регулярного графика. Целью повторной подготовки являются повышение осведомленности и поощрение соблюдения сотрудниками требований и процедур программы. При такой подготовке сотрудников своевременно информируют о любых изменениях, используемых требованиях и процедурах и мотивируют к развитию и поддержанию осведомленности об изменяющихся требованиях и процедурах.
9 Участие инженерно-технического персонала
9.1 Целью участия ИТР является предотвращение или снижение потенциальной угрозы безопасности населения и персонала от Ф/К-продукции. ИТР должны участвовать в конкурсных процедурах приемки продукции и входном контроле.
Объем участия ИТР должен быть соразмерен угрозе и использованию продукции. Участие ИТР, как правило, оправдано в случае поддержки закупок и приемки продукции, когда известно, что продукция ранее подделывалась.
9.2 Участие ИТР должно включать следующие действия:
- разработка заказных спецификаций;
- определение характеристик закупаемой продукции, которые должны быть указаны в заказных спецификациях, и выбор характеристик, проверяемых в процессе приемки и входного контроля;
- определение особых требований к осмотру, испытаниям и методам, используемых при приемке продукции. Объем проверочных испытаний должен основываться на истории подделки продукции, прошлой эффективности поставщика, а также на функции продукции в системах безопасности и на критически важных объектах. В случае отсутствия аудита необходимы проверочные испытания или осмотр для поставщиков, не имеющих истории поставок. Проверочные испытания могут осуществляться в процессе приемочного осмотра или осмотра после установки;
- оценка результатов приемочных испытаний СИ;
- обзор технических документов и обнаружение отклонений от заказных спецификаций;
- участие в аудите, наблюдении и оценке ресурсов, необходимых для проверки технических возможностей производства поставщиков продукции, важной для безопасности;
- обслуживание, доработка или решение о замене оборудования с изменениями в конструкции.
Библиография
[1] |
Указ Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58347-2019 "Интеллектуальная собственность. Противодействие распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в области машиностроения. Методы и технологии защиты" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 февраля 2019 г. N 23-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2019 г.
Дата введения - 1 июля 2019 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2019 г., N 5