Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 августа 2019 г. N 03-12-11/4/59535
Вопрос: Саморегулируемая организация информирует о следующем: в последнее время несколько страховых брокеров - членов организации получили требование Федеральной налоговой службы о предоставлении информации о финансовых счетах иностранных клиентов, связанное с якобы нарушением, по мнению ФНС, указанными брокерами норм главы 20.1 Налогового кодекса. По нашим сведениям, ФНС поставила в известность об этом и Минфин РФ.
Считаем, что данное требование Федеральной налоговой службы о представлении страховыми брокерами информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2018 г. N 693 "О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)" не основано на законе и не подлежит исполнению.
В соответствии с главой 20.1 НК РФ обязанность по предоставлению информации в уполномоченный федеральной орган исполнительной власти возникает исключительно у организаций, прямо перечисленных в подпункте 2) статьи 142.1 НК РФ, или тех организаций, которые заключают договоры на оказание услуг по привлечению денежных средств для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховые брокеры оказывают услуги по совершению юридических и иных действий по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров страхования по поручению страхователей от своего имени, но за их счет либо по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров страхования (перестрахования) от имени и за счет страхователей (перестрахователей). Страховые брокеры не осуществляют деятельность по привлечению денежных средств в силу закона (см п. 1, п. 6 ст. 8 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
На основании вышеизложенного считаем, что требование ФНС об устранении якобы выявленного нарушения не основано на законе и не подлежит исполнению.
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 142.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под организацией финансового рынка понимается кредитная организация, страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющий по договору доверительного управления имуществом, негосударственный пенсионный фонд, акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент, управляющий товарищ инвестиционного товарищества, иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 4015-1) страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 4015-1 под деятельностью страховых агентов, страховых брокеров по страхованию и перестрахованию понимается деятельность, осуществляемая в интересах страховщиков или страхователей и связанная с оказанием им услуг по подбору страхователя и (или) страховщика (перестраховщика), условий страхования (перестрахования), оформлению, заключению и сопровождению договора страхования (перестрахования), внесению в него изменений, оформлению документов при урегулировании требований о страховой выплате, взаимодействию со страховщиком (перестраховщиком), осуществлению консультационной деятельности.
Исходя из изложенного, страховые брокеры в рамках своей деятельности не принимают от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.
Таким образом, исходя из сущности правоотношений, возникающих у страховых брокеров в процессе взаимодействия со своими клиентами, страховые брокеры не могут быть отнесены к организациям финансового рынка для целей исполнения главы 20.1 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Страховые брокеры в рамках своей деятельности не принимают от клиентов деньги или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.
Страховые брокеры не могут быть отнесены к организациям финансового рынка для целей главы НК об автоматическом обмене финансовой информацией с иностранными государствами (территориями).
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 августа 2019 г. N 03-12-11/4/59535
Текст письма опубликован не был