Письмо Минфина России от 23 августа 2019 г. N 02-06-10/65067
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) в связи с письмом (далее - письмо) по вопросу бухгалтерского учета объектов основных средств (копия письма прилагается) сообщает следующее.
В рамках реализации положений Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" проводится работа по разработке и утверждению федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Важным этапом обеспечения методического сопровождения утвержденных федеральных стандартов и их качественного внедрения является проведение обсуждений с участием широкого круга специалистов финансовых и бухгалтерских подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При Министерстве финансов области создан Методический совет по внедрению федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее - Методический совет Нижегородской области).
Принимая во внимание, что в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, Департамент направляет обращение ГКУ для оценки сложившейся хозяйственной ситуации и предметного рассмотрения вопроса, представленного в обращении ГКУ, в рамках Методического совета Нижегородской области и выражает готовность принять участие в обсуждении указанного вопроса.
При рассмотрении вопроса также необходимо учитывать следующие концептуальные положения нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). определено, что принятие к учету имущества и (или) обязательств, а также информации об изменении их денежного эквивалента (об увеличении, уменьшении) в рамках правопреемства по правам и обязанностям при реорганизации учреждения (в том числе при присоединении) осуществляется на основании данных бухгалтерского учета (регистров бухгалтерского учета) реорганизуемого учреждения, сформированных с учетом положений Инструкции N 157н, подтвержденных актами приема-передачи имущества, обязательств (актами приема-передачи данных регистров бухгалтерского учета), содержащими информацию о денежном эквиваленте всех передаваемых объектов учета.
Согласно пункту 79 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств.
При этом результаты инвентаризации реорганизуемого субъекта учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату его реорганизации (пункт 82 СГС "Концептуальные основы").
Аналогичные положения были установлены Инструкцией N 157н до начала обязательного применения СГС "Концептуальные основы" (до 01.01.2018).
Таким образом, при проведении реорганизации путем присоединения осуществляется проведение инвентаризации в соответствии с решением органов юридического лица, уполномоченного на реорганизацию учредительным документом, в целях определения прав и обязанностей присоединяемого юридического лица и идентификации активов и обязательств в бухгалтерском учете в соответствии с действующими на момент реорганизации положениями нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Пунктом 36 СГС "Концептуальные основы" определено, что для целей бухгалтерского учета активом признается имущество, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.
Единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых для целей бухгалтерского учета как основные средства, установлены федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства").
В соответствии с пунктом 7 СГС "Основные средства" к основным средствам относятся являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем no договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.
Согласно пункту 8 CГC "Основные средства" материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить (далее - критерии актива).
В Методических указаниях по применению СГС "Основные средства" (письмо Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237) отражено, что объекты основных средств, по которым комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета установлено несоответствие критериям актива, подлежат отражению на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания).
Необходимо также отметить, что согласно пункту 18 Инструкции N 157н исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При реорганизации путем присоединения проводится инвентаризация, чтобы определить права и обязанности присоединяемого юрлица и идентифицировать активы и обязательства в соответствии с действующими на момент реорганизации актами по бухучету.
Объекты основных средств, которые не соответствуют критериям актива, отражаются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" до дальнейшего определения функционального назначения (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания).
Ошибки в регистрах бухучета исправляются в соответствии с СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
Письмо Минфина России от 23 августа 2019 г. N 02-06-10/65067
Текст письма опубликован не был