Письмо Минфина России от 25 января 2019 г. N 02-07-10/4430
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу о применении положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 258н (далее - СГС "Аренда"), и сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (часть 1 статьи 83 ЛК РФ).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995, федеральные органы государственной власти (государственные органы) в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации принимают (при передаче в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях передачи полномочий администраторов соответствующих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации указанным органам) правовые акты, устанавливающие перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, и закрепляющие за ними соответствующие источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также определяющие порядок администрирования указанными органами доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и доводят их до соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации до начала очередного финансового года.
Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
С учетом изложенного, при осуществлении отдельных полномочий Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в части предоставления лесных участков, находящихся в границах земель лесного фонда, no договорам аренды, возникающие в рамках переданных полномочий объекты операционной аренды принимаются к бюджетному учету (по дебету счета 120523560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами" и кредиту счета 140140123 "Доходы будущих периодов от собственности") уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, с учетом полномочий по администрированию доходов бюджетов.
При этом отражение на балансовых счетах бюджетного учета уполномоченными органами субъектов Российской Федерации объектов федеральной собственности (лесных участков, находящихся в границах земель лесного фонда) не соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление отчетности.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора финансовых и нефинансовых активов, обязательств Российской Федерации, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов), в том числе возникающих в рамках переданных полномочий, на соответствующих счетах Единого плана счетов, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкциям 157н).
В соответствии с пунктом 381 Инструкции N 157н счет 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" предназначен для учета объектов учета операционной аренды, в части предоставленных прав пользования имуществом, переданным учреждением (органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества) в возмездное пользование (по договору аренды), в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.
При этом в соответствии с пунктом 24 СГС "Аренда" передача объекта учета операционной аренды субъектом учета (арендодателем), принимающим к бухгалтерскому (бюджетному) учету объекты учета аренды, отражается как внутреннее перемещение нефинансового актива на дату классификации объекта аренды без отражения его выбытия.
С учетом изложенного, в настоящее время вопросы забалансового учета объектов операционной аренды, возникающих при выполнении переданных полномочий с федерального уровня на уровень субъекта Российской Федерации, в части земельных отношений, по счету 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" следует рассматривать одновременно с вопросами ведения балансового учета непроизведенных активов (земельных (лесных) участков), по которым переданы полномочия по распоряжению.
Следует обратить внимание, что федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Непроизведенные активы", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.02.2018 N 34н (далее - СГС "Непроизведенные активы"), определяющий единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как непроизведенные активы, а также требования к информации о непроизведенных активах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22.05.2018 N 51145 и подлежит обязательному применению при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 года.
Объекты непроизведенных активов, которые соответствуют условиям признания объекта непроизведенных активов, предусмотренным пунктом 7 СГС "Непроизведенные активы", подлежат отражению в бухгалтерском учете на балансовых счетах учета объектов непроизведенных активов при первом применении стандарта (пункт 54 СГС "Непроизведенные активы").
В соответствии с пунктом 79 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств.
С учетом изложенного, Федеральному агентству лесного хозяйства в течение 2019 года, по мнению Департамента, необходимо провести инвентаризацию по результатам которой ранее не учтенные непроизведенные активы (лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, вовлеченные в хозяйственный оборот (предоставленные в аренду) на 01.01.2020 года (при первом применении СГС "Непроизведенные активы") следует отразить на балансовых счетах учета объектов непроизведенных активов по их кадастровой стоимости.
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 25 января 2019 г. N 02-07-10/4430
Текст письма опубликован не был