Вопрос: Просим разъяснить:
- вправе ли Банк в ответ на запрос налогового органа о предоставлении копии документа вместо копии приходных/расходных кассовых документов предоставить выписку об операциях юридического/физического лица за указанный период с указанием всех реквизитов по полям форм кассовых документов, содержащую необходимые сведения о вносителях/получателях;
- возможна ли отправка информации в электронном виде по установленным каналам связи вместо бумажного носителя.
Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Документы, в том числе связанные с открытием и ведением счетов клиентов, а также иные документы, касающиеся проверяемого налогоплательщика и (или) контрагента проверяемого налогоплательщика, но одновременно относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, могут быть запрошены у банка, как лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, на основании пункта 1 статьи 93.1 Кодекса.
Кроме того, необходимо отметить, что обязанность банков представлять налоговым органам выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, установлена пунктом 2 статьи 86 Кодекса. При этом статья 86 Кодекса предусматривает иной порядок и иные сроки представления запрашиваемой информации, чем порядок и сроки, установленные статьей 93.1 Кодекса.
Таким образом, в случае направления налоговым органом требования о представлении документов (информации) в банк в соответствии со статьей 93.1 Кодекса банку необходимо представить конкретные документы, поименованные в указанном требовании, а не выписки об операциях юридического и (или) физического лица за указанный период.
Одновременно обращается внимание, что согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 93 Кодекса со 2 июня 2016 года истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно абзацу 4 пункта 5 статьи 93.1 Кодекса истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 Кодекса.
Возможность представлять в налоговые органы любые истребуемые у налогоплательщиков бумажные документы в сканированном виде (за исключением документов, составленных в виде файлов формата ФНС России в виде xml), позволяет налогоплательщикам минимизировать почтовые расходы и расходы на изготовление копий документов.
В целях реализации указанной возможности ФНС России изданы приказы от 27.12.2017 N ММВ-7-6/1096@ "О расширении электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" и от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ "Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
Письма ФНС России от 09.12.2015 N ЕД-4-2/21577, от 25.01.2016 N ЕД-4-15/887@ и от 09.02.2016 N ЕД-4-2/1984@ являлись ответом на конкретные обращения заявителей и изданы до внесения изменений в законодательство о налогах и сборах в части возможности представления документов в электронной форме в виде электронных образов документов. При этом указанные письма не содержали правовых норм, не конкретизировали нормативные предписания и не являлись нормативными правовыми актами, а имели информационно-разъяснительный характер.
Действительный государственный |
С.Н. Андрющенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговые органы вправе истребовать у банков документы, которые касаются проверяемого лица. При этом банки должны предоставить конкретные документы, поименованные в требовании, а не выписки об операциях за определенный период.
Документы, которые оформлены на бумажном носителе, можно направлять в виде электронных образов по установленным форматам.
Письмо Федеральной налоговой службы от 27 августа 2019 г. N АС-4-2/17006@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был