Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
при секретаре Булдаковой С.В.,
с участием прокурора Волгоградской областной
прокуратуры Брежневой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аквалэнд" о признании недействующим в части Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года N 79/2438 (в редакции решения Волгоградской городской Думы от 11 июля 2018 года N 68/2048), установил:
решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года N 79/2438 утверждён Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок).
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Городские вести. Царицын - Сталинград Волгоград", N 82, 6 августа 2013 года.
В соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 11 июля 2018 года N 68/2048 "О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года N 79/2438 "Об утверждении Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов" подпункт 2.1.11 Порядка изложен в новой редакции. Согласно абзацу восьмого указанного подпункта, до установления администрацией Волгограда значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов для расчёта арендной платы значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов принимаются равными 1.
Согласно пункту 3 решения от 11 июля 2018 года N 68/2048 указанные изменения вступили в силу со дня официального опубликования решения в печатном издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград", N 72, 14 июля 2018 года.
В настоящее время решение Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года N 79/2438 действует в редакции решения Волгоградской городской Думы от 11 июля 2018 года N 68/2048, с изменениями, внесёнными решением Волгоградского областного суда от 30 марта 2018 года по делу N 3а-281/2018.
ООО "Аквалэнд" обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления в силу решения суда абзаца восьмого подпункта 2.1.11 Порядка в редакции решения Волгоградской городской Думы от 11 июля 2018 года N 68/2048, указав в обоснование заявленного требования, что является правообладателем земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Волгограда, который был ему предоставлен в аренду без торгов.
Арендная плата за пользование земельными участками начисляется с применением оспариваемого в части нормативного правового акта, который противоречит принципу экономической обоснованности определения размера арендной платы, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16 июля 2009 года "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", что возлагает на истца как арендатора земельного участка обязанность осуществлять арендную плату в экономически необоснованном завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Голиков С.В. заявленные требования поддержал в полном объёме, просил суд об их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица - департамента муниципального имущества администрации Волгограда Бескровная И.А. просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Привела доводы о том, что оспариваемый в части Порядок не нарушает права и законные интересы истца, поскольку применение в переходный период коэффициента категории арендатора земельного участка значения в размере "1", не влечёт увеличения размера арендной платы, в то время как установление любого иного значения коэффициента на период до его утверждения соответствующему принципу бы не соответствовало, ввиду отсутствия в основе соответствующего значения коэффициента многофакторного анализа, проведение которого является необходимым.
Представитель административного ответчика - Волгоградской городской Думы в судебное заседание не явился. В направленных суду пояснениях представитель указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в установленном законом порядке и соблюдением необходимых процедур.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Брежневой Т.А., полагавшей требование административного истца не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как следует из пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Как установлено судом, оспариваемый Порядок, утверждённый решением N 79/2438 и внёсшее в него изменение решение N 68/2048, приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции - Волгоградской городской Думой, подписаны в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 29 Устава города-героя Волгограда главой Волгограда, официально опубликованы в печатном издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград", и по этим основаниям не оспариваются.
В соответствии с подпунктом 2.1.11 арендная плата за земельные участки, не указанные в подпунктах 2.1.1 - 2.1.10 настоящего пункта, разделе 3 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А = С x Кмд x Кказ, где: А - величина арендной платы; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности; Кмд - коэффициент минимальной доходности земельного участка. Применяется ежегодно с 01 января финансового года коэффициент минимальной доходности земельного участка, установленный нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области; Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов. Значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов устанавливаются нормативным правовым актом администрации Волгограда.
Абзацем восьмым подпункта 2.1.11 Порядка расчёта арендной платы установлено, что до установления администрацией Волгограда значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов для расчёта арендной платы значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов принимаются равными 1.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Волгограда и ООО "ВИПойл-Инвест" заключён договор аренды N <...> в отношении земельного участка из земель поселений, площадью <.......> кв. м., расположенного по адресу: <адрес> а), с кадастровым номером N <...>. В соответствии с последующими изменениями в договор аренды, арендатором земельного участка является ООО "Аквалэнд".
Таким образом, поскольку размер арендной платы за земельный участок, предоставленный истцу, определяется в соответствии с положениями подпункта 2.1.11 Порядка, административный истец имеет право оспаривания указанной нормы Порядка.
Давая правовую оценку нормативному содержанию абзаца восьмого подпункта 2.1.11 Порядка, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма Порядка расчёта арендной платы не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу - статье 39.7 Земельного кодекса РФ и постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Оспариваемой нормой установлен размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов.
В связи с тем, что указанные земельные участки находятся в муниципальной собственности, то расчёт арендной платы должен быть произведён исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в Постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учётом категории земель, к которой отнесён земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки её экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определённому уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Между тем, определённое абзацем восьмым подпункта 2.1.11 Порядка положение о принятии коэффициента категории арендатора, до его установления администрацией Волгоград, равным единице не отвечает принципу экономической обоснованности, какие-либо расчёты в подтверждение своей позиции ответчиком не представлены.
Допустив без проведения соответствующих расчётов и в отсутствие экономического обоснования возможность фактического установления коэффициента категории арендатора в размере "1", без учёта вида деятельности арендатора, административный ответчик нарушил принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
По указанным выше мотивам являются несостоятельными доводы представителя департамента муниципального имущества администрации Волгограда о том, что установление значения коэффициента категории арендатора земельного участка равному "1" не влияет на размер арендной платы, поскольку, как пояснила представитель, это значение, при условии его расчёта в зависимости от вида деятельности арендатора, может быть и меньше одного, что повлияет на размер арендной платы в сторону уменьшения.
Таким образом, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт применялся длительное время, на его основании реализовывались права граждан и организаций, суд с учётом положений пункта 1 части 4 статьи 215 КАС РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", полагает необходимым признать оспариваемую норму недействующей со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Аквалэнд" о признании недействующим в части Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года N 79/2438 (в редакции решения Волгоградской городской Думы от 11 июля 2018 года N 68/2048) удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац восьмой пункта 2.1.11 Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года N 79/2438, в редакции решения Волгоградской городской Думы от 11 июля 2018 года N 68/2048, с изменениями, внесёнными решением Волгоградского областного суда от 30 марта 2018 года по делу N 3а-218/2018, следующего содержания:
"До установления администрацией Волгограда значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов для расчёта арендной платы значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов принимаются равными 1".
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
С.В. Жданова |
решение в окончательной
форме принято 26 марта 2019 года
Судья |
С.В. Жданова |
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда |
С.В. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 22 марта 2019 г. N 3а-171/2019 "О признании недействующим абзаца восьмого пункта 2.1.11 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утв. решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438"
Текст решения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)