Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 августа 2019 г. N 89-АПА19-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Нефедова О.Н.
при секретаре Гроховской В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" о признании не действующим в части распоряжения Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 30 июля 2018 г. N 154/01-21 "О внесении изменений в распоряжение от 19.12.2014 N 298/01-21" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" на решение Тюменского областного суда от 25 февраля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" Гукасяна К.Р., Сарбаева О.А., Ярославцевой С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Смаковой Е.Ю., объяснения представителя Федеральной антимонопольной службы Соловьева П.А., показания свидетеля Нестерова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее - ООО "Тюмень Водоканал", Общество) обратилось в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 3 распоряжения Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее - Департамент) от 30 июля 2018 г. N 154/01-21 "О внесении изменений в распоряжение от 19.12.2014 N 298/01-21" (далее - Распоряжение N 154/01-21).
Решением Тюменского областного суда от 25 февраля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Тюмень Водоканал" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть судебного акта и принять по административному делу новое решение об обоснованности численности персонала Общества, обоснованности и необходимости включения в необходимую валовую выручку оспариваемых расходов, в том числе 470 225,67 тыс. руб. - расходы на персонал на 2015-2019 гг., включая отчисления на социальные нужды персонала, 198 334,73 тыс. руб. - расходы за 2013-2014 гг.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Отношения по регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Одним из методов регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является метод индексации (пункт 30 Основ ценообразования).
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом (пункт 75 Основ ценообразования).
Согласно пункту 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а"-"д" пункта 73 Основ ценообразования, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
Из материалов дела следует, что ООО "Тюмень Водоканал" является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования городского округа города Тюмени.
Распоряжением Департамента от 19 декабря 2014 г. N 298/01-21 ООО "Тюмень Водоканал" утверждена производственная программа по оказанию услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения (закрытая система) и водоотведения для потребителей г. Тюмени, Тюменского и Нижнетавдинского муниципальных районов на 2015-2019 гг.; установлены тарифы на питьевую воду, питьевую воду (без очистки) и техническую воду, горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения и водоотведение для потребителей г. Тюмени, Тюменского и Нижнетавдинского муниципальных районов на 2015-2019 гг. с календарной разбивкой, согласно приложению N 1 к данному распоряжению; утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, для потребителей г. Тюмени, Тюменского и Нижнетавдинского муниципальных районов согласно приложению N 2 к данному распоряжению на 2015-2019 гг.
По результатам внеплановой документальной проверки Федеральная антимонопольная служба выявила нарушения законодательства в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, допущенные Департаментом при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО "Тюмень Водоканал" на 2015-2017 гг., в связи с чем выдала органу регулирование предписание об устранении выявленных нарушений от 14 декабря 2017 г. N СП/88104/17.
Согласно указанному предписанию при расчете необходимой валовой выручки на 2018-2019 гг. органу регулирования надлежало отразить в экспертных заключениях анализ экономической обоснованности необходимой валовой выручки регулируемой организации по следующим статьям затрат:
- "фонд оплаты труда с отчислениям на социальные нужды за 2015-2017 гг.", отразив подробный расчет фонда оплаты труда, исходя из корректного расчета численности персонала с учетом фактических данных за 2013 год и не превышения нормативной величины, рассчитанной в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22 марта 1999 г. N 66 (далее - Рекомендации N 66), применением корректного индекса промышленных цен, рекомендованного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, к минимальной месячной тарифной ставке рабочего 1 разряда 2014 г., а также отчислений на социальные нужды, сложившихся в 2015 г.;
- "расчетная предпринимательская прибыль за 2015-2017 гг." исходя из корректного определения базового уровня операционных расходов ООО "Тюмень Водоканал", установленного на 2015 г., в части фонда оплаты труда и отчислений на социальные нужды;
- основных плановых и фактических расходов, сложившихся в ООО "Тюмень Водоканал" в 2013-2014 гг., по которым был принят экономически обоснованный перерасход, а также по неподконтрольным расходам 2015 г. (пункт 1 предписания).
Согласно пункту 2 данного предписания органу регулирования необходимо пересмотреть базовый уровень операционных расходов, а также расчетную предпринимательскую прибыль и учесть результаты при расчете необходимой валовой выручки ООО "Тюмень Водоканал" на 2018-2019 гг.
Пунктом 3 указанного предписания Департаменту поручено при установлении тарифов на 2018-2019 гг. исключить из состава необходимой валовой выручки ООО "Тюмень Водоканал" экономически необоснованные расходы (доходы) по статьям затрат:
- средства по статье "Фонд оплаты труда и отчислениям на социальные нужды за 2015-2017 гг.", сложившиеся ввиду некорректного расчета численности персонала, за 2015-2017 гг. в размере 459 864,4 тыс. руб.;
- излишне учтенные средства по расчетной предпринимательской прибыли за 2015-2017 гг. ввиду изменения базового уровня операционных расходов в части фонда оплаты труда;
- излишне полученные доходы, сложившиеся из-за превышения фактических объемов отпуска услуг над плановыми в 2014-2016 гг. в общей сумме 178 995,66 тыс. руб. (по водоснабжению - 135 538,9 тыс. руб., по водоотведению - 43 456,76 тыс. руб.);
- расходы по займам и кредитам, учтенные в тарифах 2015-2017 гг., в связи с отсутствием обоснования необходимости их несения, в общей сумме 56 521,89 тыс. руб. (по водоснабжению - 19 053,26 тыс. руб., по водоотведению - 37 468,63 тыс. руб.);
- выявленные по результатам анализа, указанного в пункте 1 предписания, экономически необоснованные расходы.
ООО "Тюмень Водоканал" 26 декабря 2017 г. заключено концессионное соглашение с субъектом Российской Федерации - Тюменской областью в лице губернатора региона, муниципальным образованием городской округ город Тюмень в лице Администрации города Тюмени в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования городского округа города Тюмени со сроками реализации с 2018 по 2031 гг.
Общество 6 февраля 2018 г. обратилось в Департамент с предложением об установлении тарифов в связи с заключением названного концессионного соглашения, в том числе о согласовании долгосрочных параметров регулирования при его реализации.
Согласно пункту 31.1 Основ ценообразования для регулируемых организаций, владеющих централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основании значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора). В случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном указанными Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу подпункта "е" пункта 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра в том числе ввиду вступившего в законную силу решения суда, предусматривающего необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов; решения федерального органа регулирования тарифов, принятого по итогам рассмотрения разногласий или рассмотрения в досудебном порядке споров; решения федерального органа регулирования тарифов об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении тарифов, принятого с нарушением законодательства Российской Федерации (предписания); решения регионального органа регулирования тарифов в отношении организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды.
Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 15 февраля 2018 г. N 29/01-21 распоряжение Департамента от 19 декабря 2014 г. N 298/01-21 было отменено.
Распоряжением Департамента от 15 февраля 2018 г. N 30/01-21 установлены тарифы для ООО "Тюмень Водоканал" на новый долгосрочный период регулирования с 1 марта 2018 г. по 2022 г. Основанием для отмены предыдущего тарифного решения и установления нового долгосрочного периода регулирования послужило получение ООО "Тюмень Водоканал" объектов водоснабжения и водоотведения по концессионному соглашению от 26 декабря 2017 г.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27 июня 2018 г. N 881/18 распоряжение Департамента от 15 февраля 2018 г. N 30/01-21 отменено, поскольку пунктом 33 Основ ценообразования предусмотрена возможность пересмотра долгосрочных параметров регулирования только в течение долгосрочного периода регулирования (аналогичные положения описаны в подпункте "и" пункта 9 Правил регулирования). Следовательно, в данном случае изменению подлежали долгосрочные параметры в связи с заключением концессионного соглашения, без назначения нового долгосрочного периода.
Названным приказом Федеральная антимонопольная служба обязала Департамент пересмотреть тарифы и долгосрочные параметры регулирования для Общества, установленные распоряжением Департамента от 19 декабря 2014 г. N 298/01-21, с учетом получения новых объектов по концессионному соглашению, переустановив и утвердив новые долгосрочные параметры регулирования на 2018 и 2019 гг. При этом подлежало исполнению также и предписание от 14 декабря 2017 г. N 01/88104/17.
Оспариваемым Распоряжением N 154/01-21 Департамент пересмотрел долгосрочные параметры регулирования и тарифы, в том числе произвел расчет операционных расходов с учетом получения объектов водоснабжения и водоотведения по концессионному соглашению от 26 декабря 2017 г. Расчет расходов на 2018-2019 гг. с учетом условий концессионного соглашения административным истцом не оспаривается.
Указанное распоряжение является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия, опубликования и введения его в действие; размещено 31 июля 2017 г. на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtymen.ru, а также 10 августа 2018 г. в газете "Тюменская область сегодня", N 141.
Признавая оспариваемый нормативный правовой акт недействующим, суд первой инстанции посчитал необоснованным исключение Департаментом из необходимой валовой выручки регулируемой организации отдельных расходов, в частности, на теплоэнергию, а также социальных выплат и отчислений, обусловленных коллективным договором. Выводы суда первой инстанции относительно экономической обоснованности и документальной подтвержденности данных расходов административным ответчиком по результатам вынесенного судебного акта не оспариваются.
Прочие доводы административного истца судом первой инстанции отклонены со ссылкой на правомерность подходов и расчетов Департамента.
В частности, суд первой инстанции установил, что, исполняя предписание Федеральной антимонопольной службы от 14 декабря 2017 г. N СП/88104/17, при расчете фонда оплаты труда Департамент руководствовался пунктом 52 Основ ценообразования и пунктом 17 Методических указаний, численность персонала определил в соответствии с Рекомендациями N 66, правильно применил индекс 106,7% согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 гг.
Суд первой инстанции также согласился с расчетом административным ответчиком расходов по сомнительным долгам и признал правомерным исключение ввиду экономической необоснованности затрат, связанных с уплатой государственной пошлины, оплатой полисов ДМС для работников предприятия, дополнительных отпусков, выходных пособий; затрат, связанных с оплатой кассового обслуживания и комиссий банков; расходов, связанных со списанием безнадежной задолженности в 2013 и 2014 гг.; расходов на арендную плату и охрану объектов и территорий, на услуги по сбору платежей; расходов по убыткам прошлых лет, прочих услуг сторонних компаний, по экологическому мероприятию; расходов на оплату теплоэнергии за 2014 г., на консультационно-информационные услуги, отбор проб.
С определением органом регулирования расчетной предпринимательской прибыли в порядке 78.1 Основ ценообразования суд первой инстанции также согласился.
В апелляционной жалобе ООО "Тюмень Водоканал" ссылается на неправильный расчет административным ответчиком базового уровня операционных расходов в части расходов на оплату труда, а именно на занижение Департаментом численности административно-управленческого, основного производственного, цехового и общеэксплуатационного персонала (отдела сбыта), а также производных от фонда оплаты труда отчислений на социальные нужды. В частности, административный истец указывает на увеличение количества и протяженности обслуживаемых производственных объектов за период 2014-2017 гг., в связи с чем, по его мнению, в расчете тарифов необходимо было учесть дополнительные ставки.
Согласно пунктам 2 и 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов является долгосрочным параметром регулирования тарифов, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования, определяется в соответствии с Методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21-23, 39-42, 48-52 Основ.
В силу названной нормы, а также пунктов 39, 40, 41 Основ ценообразования расходы на оплату труда основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала относятся к операционным, то есть связанным с осуществлением регулируемого вида деятельности, и, следовательно, подлежат учету в расчете базового уровня операционных расходов как долгосрочного параметра регулирования тарифов.
Вышеприведенным пунктом 33 Основ ценообразования установлен закрытый перечень оснований пересмотра долгосрочных параметров регулирования, за исключением которых они являются неизменными в течение долгосрочного периода регулирования. К таким основаниям относится как решение федерального органа регулирования тарифов, принятое по итогам рассмотрения разногласий или рассмотрения в досудебном порядке споров, так и решение федерального органа регулирования тарифов об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении тарифов, принятого с нарушением законодательства Российской Федерации (предписание).
В рассматриваемом случае у административного ответчика, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт в рамках исполнения предписания Федеральной антимонопольной службы от 14 декабря 2017 г. N СГТ/88104/17, отсутствовали полномочия по пересчету необходимой валовой выручки по тем статьям затрат, которые не являлись предметом рассмотрения федерального органа регулирования тарифов и по которым Департамент не получил указаний произвести соответствующий перерасчет. При этом исполнение предписания Федеральной антимонопольной службы надлежало осуществить в пределах тех ее выводов, которые послужили основанием для признания Департамента нарушившим требования законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении тарифов ООО "Тюмень водоканал", в том числе в части определения расходов на оплату труда.
Так, из материалов дела следует, что обосновывающая документация относительно прироста протяженности водопроводной сети представлялась обществом в 2018 г., то есть после выдачи указанного предписания Федеральной антимонопольной службы, поэтому соответствующие материалы не подлежали оценке административным ответчиком на предмет их экономической обоснованности и документальной подтвержденности.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции доводы о необходимости увеличения количества персонала в связи с приростом протяженности водопроводных сетей в 2014-2017 гг. не подтверждены, экономическая обоснованность заявленных расходов не доказана.
Кроме того, по результатам анализа фактической численности персонала ООО "Тюмень Водоканал", сложившейся в 2014-2015 гг., в рамках проверки повторного исполнения Департаментом выданного ему предписания Федеральной антимонопольной службой установлено снижение количества работников производственной и административной сферы, приходящегося на водоснабжение и водоотведение, в сравнении с учтенной численностью по данным 2013 г.
Указанные обстоятельства административным истцом не опровергнуты.
Оснований не согласиться с изложенными в обжалуемом судебном акте выводами относительно экономической обоснованности расчета органом регулирования расходов на оплату труда и производных от них отчислений на социальные нужды у Судебной коллегии не имеется.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Из пункта 17 Методических указаний следует, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.
При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения;
параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение);
размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен;
условия коллективного договора;
прогнозный индекс потребительских цен.
Пересмотр тарифов в части фонда оплаты труда выполнен Департаментом в соответствии с нормами федерального законодательства, регулирующего установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, с использованием в приоритетном порядке параметров Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 гг., утвержденного Министерством регионального развития Российской Федерации, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 9 сентября 2013 г.; Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг., утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 г.; размера фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, условий коллективного договора и прогнозного индекса потребительских цен, с учетом выводов и указаний Федеральной антимонопольной службы, изложенных в вышеуказанном предписании.
Численность сотрудников регулируемой организации определена административным ответчиком в зависимости от вида персонала на основании Рекомендаций N 66, Рекомендаций по определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15 августа 2000 г. N 182, Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10, Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719, с детальным анализом обосновывающей документации ООО "Тюмень Водоканал" применительно к каждой штатной единице и структурному подразделению.
Оценка экономической обоснованности численности производилась на основании учетной политики ООО "Тюмень Водоканал", утвержденной приказом генерального директора ООО "Тюмень Водоканал" от 20 декабря 2013 г. N 353-13 (с учетом внесения изменений), иных локальных нормативных актов регулируемой организации (Регламент функционирования информационно-справочной службы, Положение об оплате труда), заключенных договоров с абонентами и другой представленной обосновывающей документации.
Необходимость в кадровых ставках обоснованно проанализирована органом регулирования на предмет обязательного исполнения требований действующего законодательства, в частности, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне", Федеральных законов от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В целях соотнесения заявленной административным истцом численности и оптимальной реализации штатом ООО "Тюмень Водоканал" функций, обусловленных требованиями действующего законодательства, органом регулирования учитывались в том числе количественные и производственные показатели деятельности отделов и структурных подразделений общества.
Отчисления на социальные нужды персонала рассчитаны как производные от расходов на оплату труда, экономическая необоснованность и недостоверность определения соответствующих затрат административным истцом не доказана.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования, пункту 26 Методических указаний сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с методическими указаниями и включают в себя в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению), за предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.
Департамент правомерно в порядке пункта 42 Основ ценообразования, действовавших на момент проведения анализа понесенных расходов по сомнительным долгам за 2013 г., рассчитал экономически обоснованный уровень данных расходов, не превышающий 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
С учетом ограничения данной нормой возможности включения ранее не учтенных экономически обоснованных расходов либо недополученных доходов прошлых периодов регулирования трехлетним сроком, следующим за периодом регулирования, в котором такие расходы (недополученные доходы) были понесены, срок рассмотрения экономической обоснованности заявленных ООО "Тюмень Водоканал" расходов прошлых периодов (2013-2014 гг.) истек.
Расходы, которые непосредственно не связаны с регулируемой деятельностью, в связи с чем не могут быть включены в необходимую валовую выручку, административный ответчик правильно исключил по мотиву экономической необоснованности.
Позиция административного ответчика мотивированно изложена в письменных возражениях на апелляционную жалобу, подтверждается материалами судебного дела и дела об установлении тарифов. Выводы, изложенные в обжалуемом решении суда первой инстанции, доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тюменского областного суда от 25 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 августа 2019 г. N 89-АПА19-1
Текст определения опубликован не был