Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 12 февраля 2016 г. N 360
"Об установлении порядка по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области учреждений в сфере образования и к предоставляемым в них услугам"
В соответствии с Федеральными законами от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", распоряжением Губернатора Новосибирской области от 07.12.2015 N 247-р "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам" приказываю:
1. Установить по согласованию с министерством социального развития Новосибирской области прилагаемый порядок по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики учреждений в сфере образования и к предоставляемым в них услугам.
2. Управлению образовательной политики министерства образования, науки и инновационной политики (Щукин В.Н.) провести организационные мероприятия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области учреждений в сфере образования (далее - подведомственные учреждения) и к предоставляемым в них услугам.
3. Управлению материальных ресурсов и государственных заданий министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Савостьянов Ю.И.) оказывать руководителям подведомственных учреждений методическую помощь по обследованию и паспортизации объектов, предоставляющих услуги в сфере образования.
4. Руководителям подведомственных учреждений:
1) в срок до 01.03.2016 назначить работников, ответственных за оказание помощи инвалидам при предоставлении им услуг в сфере образования;
2) в срок до 01.06.2016 организовать инструктирование специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов и предоставляемых в них услуг;
3) в срок до 01.07.2016 провести обследование и паспортизацию объектов (зданий, строений, сооружений).
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. министра |
А.А. Флек |
Порядок
по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики учреждений в сфере образования и к предоставляемым в них услугам
(далее - Порядок)
(утв. приказом Минобрнауки Новосибирской области от 12 февраля 2016 г. N 360)
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральными законами от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", от 29.12.2013 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Новосибирской области от 05.07.2013 N 361-ОЗ "О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области", распоряжением Губернатора Новосибирской области от 07.12.2015 N 247-р "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам" и определяет правила обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам (здания, строения, сооружения) (далее - объекты, объект) подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики учреждений в сфере образования (далее - учреждения) и к предоставляемым в них услугам, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N273-ФЗ следует читать как "29.12.2012"
2. Руководители учреждений в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
3. Руководителями учреждений обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
1) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
2) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
3) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
5) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
6) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
7) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.06.2015 N 386н "Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи".
4. Руководителями учреждений обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
1) наличие при входе в объект вывески с названием учреждения, графиком работы учреждения, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
2) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
3) предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика;
4) наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
5) адаптация официального сайта для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
6) обеспечение предоставления услуг тьютора учреждением, предоставляющим услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программы реабилитации инвалида;
7) предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
8) оказание работниками учреждений иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами;
9) условия доступности услуг в сфере образования для инвалидов, предусмотренные:
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования";
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
5. Учреждениями, предоставляющими услуги в сфере образования, осуществляются меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки с 1 июля 2016 года вновь вводимых в эксплуатацию, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов, в которых осуществляется предоставление услуг, а также норм и правил, предусмотренных пунктом 41 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - министерство) осуществляются меры по обеспечению закупки с 1 июля 2016 года транспортных средств для обслуживания населения с соблюдением требований к их доступности для инвалидов, установленных статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
6. Учреждения, предоставляющие услуги в сфере образования в арендуемых для предоставления услуг объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, принимают меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров их аренды условий о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта.
7. Учреждения в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).
8. Паспорт доступности содержит следующие разделы:
1) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;
2) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка;
3) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка;
4) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
9. Для проведения обследования и паспортизации распорядительным актом учреждения создается комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее - Комиссия), утверждаются ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации, а также организуется работа Комиссии.
10. В состав Комиссии включаются (по согласованию) представители министерства, общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального района, городского округа, где расположен объект, на котором планируется проведение обследования и паспортизации.
11. Оценка соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов объектов осуществляется с использованием следующих показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг:
1) удельный вес введенных с 1 июля 2016 года в эксплуатацию объектов (зданий), в которых предоставляются услуги, а также используемых для перевозки инвалидов транспортных средств, полностью соответствующих требованиям доступности для инвалидов, от общего количества вновь вводимых объектов и используемых для перевозки инвалидов транспортных средств;
2) удельный вес существующих объектов, которые в результате проведения после 1 июля 2016 года на них капитального ремонта, реконструкции, модернизации полностью соответствуют требованиям доступности для инвалидов объектов и услуг, от общего количества объектов, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию;
3) удельный вес существующих объектов, на которых до проведения капитального ремонта или реконструкции обеспечивается доступ инвалидов к месту предоставления услуги, предоставление необходимых услуг в дистанционном режиме, предоставление, когда это возможно, необходимых услуг по месту жительства инвалида, от общего количества объектов, на которых в настоящее время невозможно полностью обеспечить доступность с учетом потребностей инвалидов;
4) удельный вес объектов, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по объекту, от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги, в том числе, на которых имеются:
а) выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов;
б) сменные кресла-коляски;
в) адаптированные лифты;
г) поручни;
д) пандусы;
е) подъемные платформы (аппарели);
ж) раздвижные двери;
з) доступные входные группы;
и) доступные санитарно-гигиенические помещения;
к) достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги в сфере образования;
5) удельный вес объектов с надлежащим размещением оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги в сфере образования;
6) удельный вес объектов в сфере образования, имеющих утвержденные Паспорта доступности, от общего количества объектов, на которых предоставляются услуги в сфере образования.
12. Оценка соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов услуг осуществляется с использованием следующих показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг:
1) удельный вес объектов, в которых одно из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, оборудовано индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой, от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги;
2) удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых с использованием русского жестового языка, допуском сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, от общего количества предоставляемых услуг;
3) доля работников учреждений, предоставляющих услуги в сфере образования, прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Новосибирской области, от общего числа работников организаций;
4) удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых инвалидам с сопровождением ассистента-помощника, от общего количества предоставляемых услуг;
5) удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых инвалидам с сопровождением тьютора, от общего количества предоставляемых услуг;
6) доля педагогических работников учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования и общеобразовательные программы, имеющих образование и (или) квалификацию, позволяющие осуществлять обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, от общего числа педагогических работников учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования и общеобразовательные программы;
7) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общего числа детей-инвалидов данного возраста;
8) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общего числа детей-инвалидов данного возраста;
9) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, от общего числа детей-инвалидов школьного возраста;
10) удельный вес организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, официальный сайт которых адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
13. По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг Комиссией для включения в Паспорт доступности разрабатываются предложения по принятию управленческих решений, в том числе:
по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и предоставляемых услуг в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта;
по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов;
по включению в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги в сфере образования, условий, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов с 1 июля 2016 года.
14. Паспорт доступности организации, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения в министерство.
15. В случае предоставления услуги в арендуемом помещении (здании) или с использованием арендуемого транспортного средства в состав Комиссии включается представитель собственника арендуемого помещения (здания) или транспортного средства, а в предложениях по повышению уровня доступности объекта учитываются его предложения, которые вытекают из обязанности собственника обеспечивать условия доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
16. Учреждения, с использованием показателей, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, а также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее - "дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с планом мероприятий ("дорожной карте") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на 2016 - 2020 годы в Новосибирской области, утвержденным распоряжением Правительства Новосибирской области от 30.09.2015 N 401-рп "О плане мероприятий ("дорожной карте") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на 2016 - 2020 годы в Новосибирской области".
17. "Дорожные карты", разработанные и утвержденные учреждениями, представляются в министерство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 12 февраля 2016 г. N 360 "Об установлении порядка по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам подведомственных министерству образования Новосибирской области учреждений в сфере образования и к предоставляемым в них услугам"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Губернатора и Правительства Новосибирской области www.nso.ru 12 февраля 2016 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования Новосибирской области от 23 сентября 2019 г. N 2274
Изменения вступают в силу с 23 сентября 2019 г.