Решение Тверского областного суда от 28 февраля 2019 г. N 3а-20/2019
(извлечение)
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 июля 2019 года N 35-АПА19-10 настоящее решение оставлено без изменения
Тверской областной суд в составе:
председательствующего Кустова А.В.
при секретаре судебного заседания Ч.А.С.,
с участием прокурора М.М.С.,
административного истца Ц.С.В. и его представителя Ц.К.С.,
представителя административного ответчика - Тверской городской Думы Е.Е.Б.,
представителя административного ответчика - Главы города Твери и заинтересованного лица - Администрации города Твери - П.Е.А.,
представителей заинтересованных лиц:
- Правительства Тверской области - Т.О.Н.,
- Управления Роспотребнадзора по Тверской области В.А.А.,
- Главного управления "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области - Б.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ц.С.В. об оспаривании Генерального плана города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года N 193 (394), Правил землепользования и застройки города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы N 71 от 02 июля 2003 года в части установления санитарно-защитной зоны скотомогильника, установил:
решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года N 193 (394), опубликованным 28 декабря 2012 года, утвержден Генеральный план города Твери в составе: Положения о территориальном планировании, материалов по обоснованию проекта, включающих карту зон с особыми условиями использования территории.
Решением Тверской городской Думы от 02 июля 2003 года N 71 утверждены "Временные правила землепользования и застройки города Твери".
Решением Тверской городской Думы от 09 июня 2016 года N 155 "О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 02 июля 2003 года N 71 "О временных правилах землепользования и застройки г. Твери" изменено наименование решения и утверждены в новой редакции Правила землепользования и застройки города Твери, которые опубликованы в газете "Вся Тверь" от 01 апреля 2016 года N 37 (697).
Правила землепользования и застройки города Твери действуют с изменениями, внесенными решениями Тверской городской Думы от 06 сентября 2017 года N 276, от 29 ноября 2017 года N 81 (375), от 29 ноября 2017 года N 83 (377), от 01 марта 2018 года N 34, от 13 апреля 2018 года N 65, от 13 апреля 2018 года N 67, от 13 апреля 2018 года N 69, от 13 апреля 2018 года N 71, от 14 июня 2018 года N 114, от 11 июля 2018 года N 156.
Ц.С.В. обратился в суд с административным иском о признании недействующими со дня вступления в законную силу решения суда указанных нормативных актов в части установления санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N в размере 1000 метров и ее распространения на земельный участок с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требования административный истец указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N, относящегося к категории земель населенных пунктов, используемого для огородничества, площадью 617 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Отображение санитарно-защитной зоны в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки города Твери осуществлено в нарушение требований градостроительного законодательства и статьи 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", без составления проекта зоны и ее утверждения Главным государственным санитарным врачом, в отсутствие границ земельного участка скотомогильника.
В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали доводы иска, указав, что распространение санитарно-защитной зоны препятствует возможности использования земельного участка по назначению в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Тверской городской Думы Е.Е.Б., представитель административного ответчика - Главы города Твери и заинтересованного лица - Администрации города Твери П.Е.А., представители заинтересованных лиц: Правительства Тверской области - Т.О.Н., Управления Роспотребнадзора по Тверской области В.А.А., Главного управления "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области Б.А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, приведенным в письменных возражениях и отзывах.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора М.М.С., полагавшей требования административного истца обоснованными, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении настоящего административного дела суд должен установить: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого акта, форма и вид принятого решения, процедура его принятия, правила введения его в действие и опубликования, соответствие оспариваемой части нормативного акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания приведенных выше обстоятельств, за исключением нарушения прав административного истца, возлагается процессуальным Законом на административных ответчиков.
Судом установлено, что Генеральный план города Твери, утвержден решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года N 193 (394) "Об утверждении генерального плана города Твери".
Решение опубликовано в газете "Муниципальные вести" N 72 от 28 декабря 2012 года и размещено в сети интернет на официальном сайте администрации города Твери.
Решение представительного органа местного самоуправления об утверждении генерального плана ранее оспаривалось в судебном порядке. Согласно вступившим в законную силу решениям Центрального районного суда города Твери от 28 октября 2013 года и от 04 марта 2014 года, решению Тверского областного суда от 17 июля 2018 года судом проверялось соблюдение требований закона при осуществлении процедуры принятии данного акта и его обнародования, в связи с чем, исходя из положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает установленным соответствие оспариваемого решения требованиям закона по процедуре его принятия, опубликования, полномочиям органа на принятие данного акта.
Правила землепользования и застройки города Твери приняты решением Тверской городской Думы от 09 июня 2016 года N 155 "О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 02.07.2003 N 71 "О временных правилах землепользования и застройки г. Твери" на очередном заседании Тверской городской Думы полномочным составом депутатов, что подтверждается представленным в материалы дела протоколом (т. 1 л.д. 120-128).
Данный нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления принят уполномоченным органом, обнародован в порядке, предусмотренном статьей 54 Устава города Твери.
Процедура, установленная статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, была соблюдена, поскольку в установленном законом порядке в представительный орган был представлен проект, протоколы публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний, которое было опубликовано.
Фактов существенного нарушения процедуры проведения публичных слушаний, влекущих нелегитимность их результатов, а также недействительность оспариваемого нормативного правового акта, судом не установлено, участвующие в деле лица таких доводов не приводили.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Оспаривая положения генерального плана города Твери и Правил землепользования и застройки в части отображения санитарно-защитной зоны, административный истец приводит доводы о нарушении его прав собственника земельного участка с кадастровым номером N.
Как следует из материалов административного дела, <адрес>" с кадастровым номером N, относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для ведения садоводства и огородничества, принадлежит на праве общей долевой собственности Ц.С.В. (1/2 доля в праве).
По информации Главного управления "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области и согласно ветеринарно-санитарной карточке в Заволжском районе города Твери на пересечении улиц Котовского и Стрелковой расположен бесхозяйный сибиреязвенный скотомогильник, который использовался по назначению в период с 1943 по 1955 годы.
Местоположение скотомогильника определено согласно карте землепользования на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 6050,3 кв. м., расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером N является Администрация города Твери.
Сведения об указанном скотомогильнике как объекте недвижимости в ЕГРН не внесены.
Из содержания оспариваемых нормативных актов следует, что на карте зон с особыми условиями использования территории в составе Генерального плана города Твери, карте градостроительного зонирования города Твери в границах зон с особыми условиями использования территории в составе Правил землепользования и застройки города Твери отображена санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника размером 1000 м.
Согласно карте градостроительного зонирования (т. 1 л.д. 55) санитарно-защитная зона скотомогильника полностью охватывает земельный участок административного истца (N), тогда как на карте зон с особыми условиями использования территории в составе Генерального плана земельный участок административного истца находится на границе отображенной зоны (т. 1 л.д. 54).
Текстовая часть Генерального плана, в частности Положение о территориальном планировании содержит сведения о местоположении скотомогильника в <адрес> (п. 6.2), размер санитарно-защитной зоны скотомогильника предусмотрен в 1000 м (п. 2.6 Материалов по обоснованию проекта).
На карте зон с особыми условиями использования территории в составе Генерального плана местоположение сибиреязвенного не совпадает с его условным обозначением, от которого отображена защитная зона в 1000 м.
При смещении условного знака к северу на местоположение скотомогильника (земельный участок N), визуально определяется, что санитарно-защитная зона в 1000 м, не подлежащая застройке, согласно п. 2.6 материалов по обоснованию проекта, будет распространена на земельный участок административного истца (т. 1 л.д. 54).
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает названный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации. В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 ГрК РФ), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Так, пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в редакции, действовавшей в том числе на момент принятия оспариваемых нормативных актов) установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к I классу санитарной классификации, при этом для объектов, входящих в данный класс, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 1000 м (пункт 7.1.12 раздела VII СанПиН).
При этом пункт 4.5 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 допускает уменьшение размера санитарно-защитной зоны для действующих объектов при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности и измерений и оценке риска для здоровья.
Из пункта 7.4 Санитарно-эпидемиологических правил 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 56, следует, что размер санитарно-защитной зоны вокруг почвенных очагов сибирской язвы подлежит определению с учетом особенностей местности и вида предполагаемых работ.
Таким образом, конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).
Согласно информации Управления Роспотребнадзора по Тверской области, до настоящего времени санитарно-защитная зона скотомогильника, расположенного по <адрес> в <адрес> не установлена.
Установление такой зоны возможно только после определения границ объекта, постановки его на государственный кадастровый учет и определения правообладателя (балансодержателя).
Исходя из приведенных выше норм, а также анализа положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", суд приходит к выводу, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства.
При таких обстоятельствах положения Генерального плана и Правил землепользования и застройки города Твери в части указания и отображения санитарно-защитной зоны скотомогильника на картах при отсутствии проекта санитарно-защитной зоны и без ее утверждения Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в результате чего необоснованно ограничиваются права административного истца по использованию земельного участка.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 8 статьи 213, пунктом 1 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", принимая во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты до принятия решения суда применялись и на основании них были реализованы права граждан и организаций, суд признает их недействующими в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Ц.С.В. удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда Генеральный план города Твери, утвержденный решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года N 193 (394), Правила землепользования и застройки города Твери, утвержденные решением Тверской городской Думы N 71 от 02 июля 2003 года в части указания в данных нормативных правовых актах и отображения на картах зон с особыми условиями использования территорий и градостроительного зонирования Твери границ санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на <адрес>, охватывающей земельный участок с кадастровым номером N.
Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Тверской городской Думы, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
А.В. Кустов |
Мотивированное решение составлено 05 марта 2019 года.
Председательствующий |
А.В. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тверского областного суда от 28 февраля 2019 г. N 3а-20/2019 (извлечение)
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 июля 2019 года N 35-АПА19-10 настоящее решение оставлено без изменения
Решение вступило в законную силу 3 июля 2019 г.
Текст решения опубликован не был