Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлению администрации
Шемуршинского района
от 30 августа 2019 г. N 388
Программа
обучения неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности
I. Общие положения
Программа обучения населения, не занятого в сферах производства и обслуживания (далее - неработающее население), в области безопасности жизнедеятельности (далее - Программа) является одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Программа определяет основы организации и порядок обучения неработающего населения в целях подготовки их к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в повседневной деятельности.
В Программе изложены организация и методика обучения неработающего населения, тематика, содержание занятий и расчет часов, а также требования к уровню знаний, умений и навыков неработающего населения, прошедшего обучение.
II. Организация обучения
1. Обучение неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности организуется в соответствии с требованиями федеральных законов "О гражданской обороне" и "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны", приказов и указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Программа определяет содержание подготовки неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности и рассчитана на 12 ч.
Знания, умения и навыки, полученные при освоении настоящей Программы, совершенствуются при привлечении неработающего населения на учения и тренировки по месту жительства.
3. Обучение неработающего населения проводится по решению руководителя соответствующих предприятий, учреждений, организаций (далее - руководитель), на базе которых созданы учебно-консультационные центры по ГО и ЧС.
4. Для проведения занятий в УКП по ГО и ЧС приказом руководителя создаются учебные группы. Занятия проводят специалисты или инструкторы, прошедшие соответствующую подготовку при отделах ГЗ и ОН районов, отнесенных к группам по ГО, занятия по медицинским темам и по проблемам психологической подготовки проводят соответствующие специалисты.
Руководители учебных групп ежегодно назначаются приказом руководителя. Они должны ежегодно проходить подготовку при отделах ГЗ и ОН районов, отнесенных к группам по ГО.
5. Занятия и тренировки, проводимые с неработающим населением, должны быть нацелены на привитие навыков по действиям при различных сигналах оповещения в различных условиях обстановки.
На всех занятиях следует использовать технические средства обучения.
6. В ходе занятий постоянное внимание должно уделяться психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, воспитанию стойкости, готовности выполнять обязанности в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплине.
7. В результате обучения неработающее население должно:
знать:
- основные средства и способы защиты от аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- правильно действовать по сигналу "Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов, специально, уполномоченных решать задачи ГО и задачи предупреждения и ликвидации ЧС на местах, правила проведения эвакомероприятий в ЧС мирного и военного времени.
уметь:
- пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты и изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
- правильно действовать по сигналу "Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов, специально, уполномоченных решать задачи ГО и задачи предупреждения и ликвидации ЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, отравлениях, поражении электрическим током и тепловом ударе;
- защищать детей и обеспечивать безопасность при выполнении мероприятий ГО.
III. Наименование тем, виды занятий и количество часов
N темы |
Наименование тем |
Вид занятия |
Кол-во часов |
1. |
Порядок действий населения по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ" и другим речевым сообщениям органов управления на местах |
лекция |
1 |
2 |
Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера |
лекция, практические занятия |
2 |
3 |
Действия населения при угрозе и совершении террористических акций |
практические занятия |
1 |
4 |
Действия населения при пожаре |
практические занятия |
2 |
5 |
Опасности, возникающие при ведении военных действий вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них |
лекция, практические занятия |
2 |
6 |
Действия населения в условиях негативных и опасных факторов бытового характера |
лекция |
2 |
7 |
Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными |
лекция, практические занятия |
2 |
8 |
Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров |
лекция |
2 |
Итого |
|
14 |
IV. Содержание тем занятий
Тема N 1
Порядок действий населения по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ" и другим речевым сообщениям органов управления на местах
Учебные вопросы и расчет учебного времени:
N п/п |
Учебные вопросы |
Время |
1 час. | ||
|
Введение |
2 |
1. |
Порядок действий населения по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ". |
15 |
2. |
Порядок действий населения по сигналам и речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС. |
25 |
|
Заключение |
3 |
Итого (в минутах): |
45 |
Тема N 2
Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера
Учебные вопросы и расчет учебного времени:
N п/п |
Учебные вопросы |
Время |
2 часа | ||
|
Введение |
2 |
1. |
Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. Стихийные бедствия геологического, метеорологического и гидрологического характера, природные пожары, массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений. Причины возникновения и последствия. |
45 |
2. |
Действия населения при оповещении о возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера, во время их возникновения и после окончания. |
40 |
|
Заключение |
3 |
Итого (в минутах): |
90 |
Тема N 3
Действия населения при угрозе и совершении террористических акций
Учебные вопросы и расчет учебного времени:
N п/п |
Учебные вопросы |
Время |
1 час. | ||
|
Введение |
2 |
1. |
Угроза терроризма |
25 |
2. |
Отработка практических навыков по действию населения при возникновении ЧС техногенного характера |
15 |
|
Заключение |
3 |
Итого (в минутах): |
45 |
Тема N 4
Действия населения при пожаре
Учебные вопросы и расчет учебного времени:
N п/п |
Учебные вопросы |
Время |
2 час. | ||
|
Введение |
5 |
1. |
Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту. |
20 |
2. |
Противопожарный режим. Система оповещения и инструкция по действиям при пожаре. План (схема) эвакуации. |
20 |
3. |
Действия при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам |
20 |
|
оповещения о пожаре и при эвакуации. |
|
4. |
Обязанности граждан по соблюдению правил пожарной безопасности. Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности. |
5 |
5. |
Технические средства пожаротушения. Действия по предупреждению пожара, а также по применению первичных средств пожаротушения. |
5 |
6. |
Эвакуация людей при возникновении пожара в здании. |
10 |
|
Заключение |
5 |
Итого (в минутах): |
90 |
Тема N 5
Опасности, возникающие при ведении военных действий вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них
Учебные вопросы и расчет учебного времени:
N п/п |
Учебные вопросы |
Время 2 часа |
|
Введение |
5 |
1. |
Опасности военного характера и присущие им особенности. Поражающие факторы ядерного, химического, бактериологического и обычного оружия. |
15 |
2. |
Виды и характеристики источников чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций. Виды пожаров и их поражающие факторы. |
10 |
3. |
Оповещение. Действия населения при оповещении о чрезвычайных ситуациях. |
5 |
4. |
Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Порядок проведения эвакуации. |
10 |
5. |
Организация инженерной защиты населения. Классификация защитных сооружений. |
5 |
6. |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания |
5 |
7. |
Средства индивидуальной защиты кожи |
5 |
8. |
Медицинские средства индивидуальной защиты |
5 |
9. |
Санитарная обработка людей |
5 |
10. |
Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных, отравляющих и аварийно химически опасных веществ |
5 |
11. |
Защита продуктов питания, фуража и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами. |
5 |
12. |
Организация защиты сельскохозяйственных животных и растений от заражения. |
5 |
|
Заключение |
5 |
Итого (в минутах): |
90 |
Тема N 6
Действия населения в условиях негативных и опасных факторов бытового характера
Учебные вопросы и расчет учебного времени:
N п/п |
Учебные вопросы |
Время |
2 час. | ||
|
Введение |
5 |
1. |
Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе. |
20 |
2. |
Действия при дорожно-транспортных происшествиях, бытовых отравлениях, укусе животными. |
30 |
3. |
Правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом. Правила содержания домашних животных и поведения с ними на улице. |
20 |
4. |
Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений. |
10 |
|
Заключение |
5 |
Итого (в минутах): |
90 |
Тема N 7
Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными
Учебные вопросы и расчет учебного времени:
N п/п |
Учебные вопросы |
Время |
2 часа | ||
|
Введение |
5 |
1. |
Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. |
10 |
2. |
Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны. |
10 |
3. |
Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Средства и правила транспортировки и переноски пострадавших. |
10 |
4. |
Первая помощь при ушибах и вывихах |
10 |
5. |
Первая помощь при химических и термических ожогах |
10 |
6. |
Прочие способы оказания первой помощи. |
10 |
7. |
Основы ухода за больными. |
5 |
8. |
Отработка практических навыков по оказанию первой помощи. |
15 |
|
Заключение |
5 |
Итого (в минутах): |
90 |
Тема N 8
Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров
Учебные вопросы и расчет учебного времени:
N п/п |
Учебные вопросы |
Время |
2 часа | ||
|
Введение |
5 |
1. |
Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения от ЧС природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности. |
30 |
2. |
Права и обязанности граждан в области гражданской обороны, защиты от ЧС природного и техногенного характера и пожарной безопасности. |
30 |
3. |
Структура, задачи, состав сил и средств ГО и РСЧС организации, а также ведомственной пожарной охраны. |
20 |
4. |
Заключение |
5 |
Итого (в минутах): |
90 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.