Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 августа 2019 г. N 03-07-11/65748
Вопрос: Акционерное общество (общество-1) является управляющей организацией общества с ограниченной ответственностью (общество-2) и общества с ограниченной ответственностью (общество-3).
Оба указанных общества имеют статус территориальных сетевых организаций и осуществляют деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии и по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям на территории субъекта РФ.
В рамках исполнения обязательств перед потребителями услуг по доставке до их оборудования необходимого количества электрической энергии общество-2 и общество-3 приобретают услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети у организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью - публичного акционерного общества (общество-4).
С января 2018 года по текущее время общество-4 не направляет счетов-фактур в адрес общества-2 и общества-3. При этом сторонами ежемесячно формируются акты об оказанных услугах с выделением сумм налога на добавленную стоимость, протоколы разногласий к указанным актам, в соответствии с данными протоколов разногласий производится оплата услуг.
На основании указанного пакета документов суммы расходов на приобретение услуг общества-4 с выделением суммы НДС ежемесячно отражаются в учете обществом-2 и обществом-3. В связи с отсутствием оформленных надлежащим образом счетов-фактур невозмещенная сумма налога на добавленную стоимость составляет за период с января 2018 года по май 2019 года в отношении общества-3 309 млн руб. и за период с января 2018 года по июнь 2019 года в отношении общества-2 15 млн руб.
Многочисленные обращения общества-2 и общества-3 к обществу-4 о необходимости выставления счетов-фактур оставлены обществом-4 без удовлетворения.
Обязанность общества-4 при реализации оказанных им услуг выставить соответствующий счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуг, предусмотрена пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации.
По нашему мнению, неисполнение обществом-4 своих обязанностей налогоплательщика не может являться основанием лишения общества-2 и общества-3 законных прав на применение налоговых вычетов по указанным выше сделкам оказания услуг по передаче электрической энергии с целью уменьшения общей суммы налога на добавленную стоимость на основании имеющихся у обществ иных документов, подтверждающих оплату оказанных услуг, их стоимость и примененную ставку налога на добавленную стоимость.
Прошу разъяснить:
1) Имеют ли общество-2 и общество-3 право применить налоговые вычеты по сделкам приобретения услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети у общества-4 с целью уменьшения общей суммы налога на добавленную стоимость на основании актов об оказанных услугах, протоколов разногласий к ним и платежных поручений на оплату услуг, с учетом отказа (уклонения) общества-4 от выставления счетов-фактур согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подтвержденного перепиской сторон?
2) Какие правовые механизмы могут быть использованы налоговыми органами, уполномоченными в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, для прекращения нарушения обществом-4 пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации или для определения действительного размера налоговой обязанности общества-2 и общества-3 в отсутствие счетов-фактур, не выставленных обществом-4 в нарушение пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычетам после принятия этих товаров (работ, услуг), имущественных прав на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 1 статьи 169 Кодекса установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Таким образом, принятие покупателем к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), без наличия счетов-фактур Кодексом не предусмотрено.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Покупатель не вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом товаров (работ, услуг), без наличия счетов-фактур.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 августа 2019 г. N 03-07-11/65748
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 22 октября 2019 г. N 20