Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 августа 2019 г. N 03-07-08/64830
Вопрос: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
При реализации товаров, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, а также налоговых вычетов в налоговые органы представляются документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 165 НК РФ, при реализации товаров, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров, указанных в абзаце третьем пункта 10 настоящей статьи, в налоговые органы, представляются, в частности, следующие документы:
1. договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;
2. контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза и (или) припасов за пределы территории Российской Федерации.
В НК РФ и, в частности, в указанной норме п. 2 ст. 165 НК РФ не содержится требований о месте регистрации комиссионера (агента, поверенного), т.е. должен ли он являться российской организацией, или в качестве комиссионера (агента, поверенного) может выступать и иностранная организация, не зарегистрированная в РФ.
Также в НК РФ и, в частности, в указанной норме п. 2 ст. 165 НК РФ не содержится прямого указания на то, что экспортером (лицом, осуществляющим фактический вывоз товара с территории России/Таможенного союза) должен выступать именно поверенный). Напротив, согласно смыслу НК РФ и воле законодателя, право на применение нулевой ставки имеет именно лицо, выступающее экспортером и реализующее товары в режиме экспорта.
В связи с изложенным просим разъяснить:
1. Имеет ли право российская организация, осуществляющая реализацию товара, вывозимого в режиме экспорта за пределы РФ и (или) за пределы территории Евразийского экономического союза, через комиссионера (агента, поверенного), являющегося иностранной организацией, применять ставку НДС 0%, если фактический вывоз товара с территории России/Таможенного союза осуществляет комитент (принципал, доверитель)?
2. Какие документы, подтверждающие применение ставки 0%, российская организация должна предоставить в налоговый орган?
3. Будет ли достаточным для подтверждения ставки НДС 0% предоставление (кроме иных, предусмотренных п. 2 ст. 165 НК РФ, документов):
- договора (контракта) комиссии (агентирования, поручения) с иностранным лицом (комиссионером, агентом, поверенным), согласно условиям которого комитент (принципал, доверитель) осуществляет реализацию на экспорт (выступая экспортером) товаров через комиссионера (агента, поверенного),
и
- контракта иностранного комиссионера (агента, поверенного) с иностранным лицом на поставку товаров (припасов), экспортируемых комитентом (принципалом, доверителем) с таможенной территории Евразийского экономического союза (Российской Федерации)?
Ответ: В связи с письмами о применении налога на добавленную стоимость при реализации товаров на экспорт через комиссионера (поверенного, агента), являющегося иностранным лицом, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется при реализации налогоплательщиками товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В перечень документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 165 Кодекса в отношении товаров, реализуемых через посредников, представляемых в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, включен, в том числе, контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика, с иностранным лицом на поставку товаров за пределы Российской Федерации.
Таким образом, в случае осуществления поставки товаров на экспорт через комиссионера (поверенного, агента) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется при условии представления в налоговые органы документов, поименованных в вышеуказанном пункте 2 статьи 165 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин рассмотрел вопрос о применении НДС при реализации товаров на экспорт через комиссионера (поверенного, агента), являющегося иностранным лицом.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС требуется контракт (копия) лица, экспортирующего товары по поручению налогоплательщика, с иностранным лицом на поставку товаров за пределы России.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 августа 2019 г. N 03-07-08/64830
Текст письма опубликован не был