Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 августа 2019 г. N 03-07-07/65745
Вопрос: ГАУ (далее - Учреждение) просит дать разъяснения относительно применения положений налогового законодательства при выполнении работ по разработке проектов границы территории и зон охраны объекта культурного наследия.
Так, в соответствии с п.п. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Понятие "сохранение объекта культурного наследия" приведено в ст. 40 Закона 73-ФЗ, согласно которому под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Одной из мер, направленной на обеспечение сохранности объекта культурного наследия, согласно статье 34 Закона 73-ФЗ, является установление на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, зон охраны объекта культурного наследия: охранной зоны объекта культурного наследия, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
С учетом вышеизложенного, Учреждение просит разъяснить, обоснованно ли применение льготы, предусмотренной пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, при реализации работ по разработке проектов границы территории и зон охраны объекта культурного наследия.
Ответ: В связи с письмом Департамент налоговой и таможенной политики по вопросу применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении установления зон охраны объекта культурного наследия на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, сообщает следующее.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Реализация работ (услуг), указанных в данном подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС при представлении в налоговые органы следующих документов:
1) справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
2) копии договора на выполнение указанных в подпункте 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса работ.
Учитывая изложенное, реализация указанных работ в отношении объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, выполняемых в рамках соответствующего договора, не облагается налогом на добавленную стоимость при предъявлении в налоговый орган указанных выше документов.
Необходимо отметить, что на основании пункта 6 статьи 149 Кодекса вышеуказанные операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства Российской Федерации.
Что касается операций по реализации других работ (услуг), не поименованных в указанном подпункте 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, то налогообложение НДС таких операций производится в общеустановленном порядке.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Перечисленные в НК работы по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), включенного в единый госреестр, или выявленного объекта культурного наследия освобождаются от НДС. При этом потребуются следующие документы:
1) справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия;
2) копии договора на выполнение работ.
Как отмечает Минфин, также нужны лицензии на ведение деятельности.
Другие работы (услуги), не поименованные в НК, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 августа 2019 г. N 03-07-07/65745
Текст письма опубликован не был