Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Чаплыгинского
муниципального района
от 20 мая 2019 г. N 290
Приложение
к муниципальной программе
"Развитие социальной сферы
Чаплыгинского муниципального
района Липецкой области
от 20.05.2019 N 290
Паспорт муниципальной программы Чаплыгинского района "Развитие социальной сферы Чаплыгинского муниципального района Липецкой области" (с изменениями от 29.12.2016 N 617; от 18.12.2017 N 722; от 20.03.2018 N 212; от 14.06.2018 N 374; от 19.02.2019 N 144; от 20.05.2019 N 290)
Ответственный исполнитель |
- комитет организационно-контрольной и кадровой работы |
Соисполнители |
- отдел образования; - отдел физкультуры и спорта; - комитет по образованию, социальной защите, делам молодежи и спорту; - отдел внутренней политики и по делам молодежи |
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
2014 - 2024 годы |
Подпрограммы |
1. "Развитие образования Чаплыгинского муниципального района"; 2. "Развитие физической культуры и спорта в Чаплыгинском муниципальном районе на 2014 - 2024 годы"; 3. "Развитие и сохранение культуры Чаплыгинского муниципального района"; 4. "Молодежная политика Чаплыгинского муниципального района" |
Цель муниципальной программы |
Создание условий для гармоничного развития личности и повышения качества жизни |
Индикаторы цели |
- удовлетворенность населения качеством общего образования, %; - удовлетворенность населения качеством дошкольного образования, %; - удовлетворенность населения качеством дополнительного образования, %; - удовлетворенность населения качеством услуг в сфере физической культуры и спорта, %; - удовлетворенность молодых людей, вовлеченных в социально-политическую и экономическую жизнь района, %; - удовлетворенность населения качеством услуг в сфере культуры и искусства, % |
Задачи муниципальной программы |
1. Повышение доступности и качества образования. 2. Приобщение населения района к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни населения. 3. Развитие культурного пространства. 4. Повышение доли молодых людей, принявших участие в мероприятиях, направленных на социальную и профессиональную адаптацию молодежи. 5. Осуществление военно-профессионального ориентирования молодежи, подготовка ее к военной службе, создание условий для культурного, духовного, личностного развития граждан, изучения истории России и родного края. 6. Повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке |
Показатели задач |
Показатель 1 задачи 1: - доля детей, охваченных образовательными услугами (отношение численности воспитанников организаций дошкольного образования и обучающихся общеобразовательных организаций к численности детей в возрасте от 1 до 18 лет), %; Показатель 2 задачи 1: - доля выпускников общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников, %; Показатель 3 задачи 1; Доля детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обеспеченных всеми видами отдыха и оздоровления, от общего количества детей школьного возраста до 15 лет (включительно), проживающих на территории района, %; Показатель 1 задачи 2: - доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, %; Показатель 2 задачи 2: - доля детей и подростков в возрасте 6 - 15 лет (включительно), регулярно занимающихся в учреждениях спортивной направленности, %; Показатель 1 задачи 3: - среднее число посещений культурно-досуговых мероприятий, ед.; Показатель 2 задачи 3: - среднее число посещений музеев на 1000 жителей района, ед.; Показатель 3 задачи 3: - количество экземпляров новых поступлений в фонды документов межпоселенческих библиотек, ед.; Показатель 4 задачи 3: - уровень фактической обеспеченности от нормативной потребности: клубами и учреждениями клубного типа, библиотеками, парками культуры и отдыха, %; Показатель 1 задачи 4: - доля безработных в общей численности населения в возрастной группе 16 - 30 лет, %; Показатель 3 задачи 6: - суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной на протяжении всего репродуктивного периода (15 - 49 лет), ед. |
Объемы финансирования за счет средств районного бюджета всего, в том числе по годам реализации муниципальной программы |
Объемы финансирования составляют расходы, связанные с реализацией мероприятий, финансируемых за счет средств районного бюджета - 2175156 тыс. руб., из них: 2014 год - 131188,8 тыс. руб. 2015 год - 166649 тыс. руб. 2016 год - 170635,3 тыс. руб. 2017 год - 172310,7 тыс. руб.; 2018 год - 201735 тыс. руб.; 2019 год - 214519 тыс. руб.; 2020 год - 223576 тыс. руб.; 2021 год - 223498 тыс. руб.; 2022 год - 223603 тыс. руб.; 2023 год - 223718 тыс. руб.; 2024 год - 223723 тыс. руб. Объемы финансирования программы ежегодно уточняются при формировании районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
Обеспечение в 2024 году к базовому 2013 году: - удовлетворенность населения качеством общего образования - 100%; - удовлетворенность населения качеством дошкольного образования - 100%; - удовлетворенность населения качеством дополнительного образования - 90%; - удовлетворенность населения качеством услуг в сфере физической культуры и спорта - 90%; - удовлетворенность населения качеством услуг в сфере культуры и искусства - 88% |
Текстовая часть
1) Характеристика текущего состояния, в том числе формулировки основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков в сфере развития социальной сферы района
Программа разработана в соответствии с Уставом Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, постановлением администрации Чаплыгинского муниципального района от 30.03.2013.
Важнейшей составляющей социально ориентированной экономики является широко развитая и успешно функционирующая система отраслей социальной сферы. Социальная сфера - это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов.
В современной экономике социальная сфера стала важнейшим фактором и источником экономического роста. Возможности поступательного развития экономики оказались напрямую связанными с качественным развитием созидательных способностей человека. Определяющее влияние на качество рабочей силы оказывает образование, ее профессиональная подготовка, важную роль в ее формировании выполняет культурное обслуживание и все те сферы деятельности, которые формируют человеческий капитал.
Рассматривая структуру социальной сферы, можно выделить следующие ее основные компоненты:
- образование;
- физическая культура и спорт;
- культура;
- молодежная политика.
Одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, это образовательный уровень населения.
На сегодняшний день в Чаплыгинском муниципальном районе функционирует 16 дошкольных образовательных учреждений (1215 детей), 12 учреждений общего образования (3031 ученик), 3 учреждения дополнительного образования (1600 детей). В Чаплыгинском муниципальном районе удовлетворены различные образовательные потребности детей в рамках дошкольного, общего, дополнительного образования. Так, увеличено количество дошкольных мест, охват дошкольными образовательными услугами составляет 60%. Охват детей дополнительным образованием увеличился и составляет 69%. Обеспечена внеурочная занятость школьников при реализации нового образовательного стандарта. При школах на общественных началах созданы спортивные клубы, координирующие деятельность школы, дополнительного образования в спортивно-оздоровительном направлении. Увеличено количество учащихся, имеющих возможность получения качественного образования в учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса, до 20,4% от общего количества учащихся. Приоритетным направлением социально-экономического развития Чаплыгинского района является сохранение и улучшение физического и духовного здоровья граждан. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его физическое состояние и качество внутренней жизни. Одним из первоочередных показателей успешного развития общества является создание условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Роль физической культуры и спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом, состояние здоровья населения и успехи на состязаниях самого высокого уровня являются доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, ее военной и политической мощи. Осознавая важность физического развития населения района, значительное внимание уделяется физкультурно-массовым и спортивным мероприятиям. В Чаплыгинском районе стали традиционными спортивные праздники, посвященные проводам Русской зимы, Дню победы, Дню молодежи, Дню района, Дню физкультурника, Спартакиады трудящихся, соревнования по видам спорта, Дню народного единства, Спартакиады летних оздоровительных лагерей.
Ежегодно проводятся спартакиады школьников и молодежи допризывного возраста, турниры и соревнования среди учащейся и студенческой молодежи. Осуществляется работа по военно-патриотическому воспитанию и физической подготовке молодежи к службе в Российской армии: на районном уровне проводятся игры "Допризывник", "Вперед, мальчишки!".
Культура - это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры.
Чаплыгинский район располагает большим культурным наследием, имеющим значительный потенциал развития.
Свободный доступ к культурным ценностям и ознакомление с культурным наследием является важнейшим из институтов формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы общественной жизни, особенно подрастающего поколения.
В районе функционируют 35 учреждений культурно-досугового типа с общим числом посадочных мест 5482, зрительных залов 29, около 300 клубных любительских формирований с числом участников более 3000 человек.
В районе 2 музея, совокупный фонд музеев составляет 7181 экспонат основного фонда и 7890 научно-вспомогательного фонда, количество посетителей музеев ежегодно более 7000 человек.
Библиотечно-информационные и культурные услуги в районе предоставляют 29 библиотек, в том числе сельских 27. Пользователями библиотек Чаплыгинского района являются более 26 тысяч человек ежегодно.
В районе действует 1 детская музыкальная школа.
Доля учащихся музыкальной школы от всех детей до 18 лет - 6,2%. Доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления - 120,0%. Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности: клубами и учреждениями клубного типа - 73,9%, библиотеками - 125,0%, количество участников клубных формирований (от общего количества жителей) - 5,8%.
Молодежь - наиболее перспективная часть населения. За счет реализации успешной молодежной политики должна сформироваться наиболее мобильная и интеллектуально развитая часть населения, обеспечивающая достижение целей муниципального развития и повышения конкурентоспособности района.
На территории района проживает свыше 7333 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет почти 22% от общего количества населения.
Сегодняшние 14 - 30-летние жители к 2020 году станут основным трудовым ресурсом района, их трудовая деятельность станет источником средств социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения. Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения.
Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, охраны здоровья, досуговой деятельности до социально-культурных и национальных отношений. Для стабильного развития социальной сферы в районе в ближайшее время необходимо решить ряд существующих проблем:
1. Основные проблемы развития сферы образования:
В системе образования района имеется ряд проблем, основные из которых заключаются в следующем:
- содержание качества образования не в полной мере отвечает современным требованиям;
- повышается возрастной ценз педагогических кадров;
- недостаточные условия использования эффективных информационных компьютерных и коммуникативных технологий в учебном и воспитательном процессе с обучающимися с ОВЗ.
2. Основные проблемы в развитии физической культуры и спорта:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
- недостаточное количество спортивных объектов, отвечающих современным требованиям;
- отсутствие специалистов по физкультуре на предприятиях, в трудовых коллективах, особенно в сельской местности;
- отсутствие у инвесторов заинтересованности для финансирования спорта и физкультуры.
3. Основные проблемы развития культурной сферы:
- повышение конкуренции за потребителя со стороны телевидения, компьютерных игр, развлекательных учреждений, которая проявляется в том, что жители района предпочитают проводить свой досуг вне учреждений культуры;
- снижение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры района, в результате ухудшения их материально-технической базы, отсутствие современного технологического оборудования и других факторов, связанных с недостатком финансирования отрасли;
- недостаточность кадрового потенциала.
4. Основные проблемы в сфере молодежной политики:
- высокое количество правонарушений, совершенных незанятыми молодыми людьми,
- снижение качественных показателей здоровья подрастающего поколения,
- отсутствие развитой культурно-досуговой инфраструктуры для молодежи и целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих деятельность в системе государственной молодежной политики.
Анализ рисков и управление рисками при реализации муниципальной программы осуществляет ответственный исполнитель - комитет организационно-контрольной и кадровой работы администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области.
К рискам, также способным оказать негативное влияние на результаты реализации муниципальной программы, можно отнести:
- риски экономического характера (безработица);
- риски демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство);
- разрушение физического и духовного здоровья населения;
- недофинансирование мероприятий Программы из муниципального бюджета.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем.
К мерам управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение цели муниципальной программы относятся:
- мониторинг выполнения муниципальной программы, контроль за ходом выполнения программных задач;
- формирование ежегодных планов реализации муниципальной программы, включающих перечень необходимых на краткосрочный период мероприятий.
В целях эффективного решения названных проблем и рисков требуется реализация мероприятий муниципальной программы "Развитие социальной сферы Чаплыгинского района Липецкой области на 2014 - 2020 годы".
2) Приоритеты муниципальной политики в сфере развития социальной сферы района, краткое описание целей и задач муниципальной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач
Ключевой механизм социального развития Чаплыгинского муниципального района - активная социальная политика, направленная на достижение социальных целей.
Социальная политика - одно из направлений деятельности органов местного самоуправления по регулированию социально-экономических условий жизни населения. Суть социальной политики состоит в поддержании отношений между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества.
Основными приоритетами социальной политики являются:
1) Дальнейшее развитие образовательной системы муниципального района, обеспечение поддержки одаренных, творчески и интеллектуально развитых детей, ориентация выпускников учебных заведений на перспективу складывающегося в районе рынка труда (удовлетворение не только разнообразных образовательных запросов населения, но и обеспечение конкурентоспособности трудовых ресурсов, укрепление интеллектуального потенциала муниципального района);
2) создание условий для укрепления здоровья жителей района путем развития инфраструктуры спорта;
3) популяризация массового спорта и приобщение различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
4) вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки творческой и предпринимательской активности молодежи;
5) формирование целостной системы поддержки, обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи;
6) сохранение и развитие духовных, гражданских, патриотических традиций.
Целью муниципальной программы является создание условий для гармоничного развития личности и повышения качества жизни.
Индикаторы достижения цели:
- удовлетворенность населения качеством общего образования, %;
- удовлетворенность населения качеством дошкольного образования, %;
- удовлетворенность населения качеством дополнительного образования, %;
- удовлетворенность населения качеством услуг в сфере физической культуры и спорта, %;
- удовлетворенность населения качеством услуг в сфере культуры и искусства, %;
- удовлетворенность граждан социальным обслуживанием, в % от общего числа граждан, получивших социальное обслуживание (находящихся на социальном обслуживании).
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Повышение доступности и качества образования.
2. Приобщение населения района к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни населения.
3. Развитие культурного пространства.
4. Повышение доли молодых людей, принявших участие в мероприятиях, направленных на социальную и профессиональную адаптацию молодежи.
В соответствии с указанной целью и задачами предполагается создать условия для обеспечения устойчивого сбалансированного развития социальных составляющих качества жизни населения при сохранении историко-культурной среды и эффективном развитии образования, создании целостной и эффективной системы духовно-нравственного воспитания и просвещения семьи, детей и молодежи на основе традиций и ценностей отечественной культуры.
3) Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы охватывает период 2014 - 2024 годов без выделения этапов.
Результатом реализации муниципальной программы является создание к 2024 году благоприятных условий для создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
К ожидаемым конечным результатам выполнения муниципальной программы в 2020 году относятся:
- удовлетворенность населения качеством общего образования, 100%;
- удовлетворенность населения качеством дошкольного образования, 100%;
- удовлетворенность населения качеством дополнительного образования, 90%;
- удовлетворенность населения качеством услуг в сфере физической культуры и спорта, 90%;
- удовлетворенность населения качеством услуг в сфере культуры и искусства, 88%;
- удовлетворенность граждан социальным обслуживанием, в 100% от общего числа граждан, получивших социальное обслуживание (находящихся на социальном обслуживании).
Эффективность реализации муниципальной программы оценивается по целевым индикаторам и целевым показателям задач, характеризующим позитивные изменения в социальной сфере района в целом.
Сведения об индикаторах цели и показателях задач муниципальной программы с формированием плановых значений по годам ее реализации представлены в Приложении 1 к муниципальной программе.
4) Перечень подпрограмм, сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами муниципальной программы
Для решения поставленной цели и задач муниципальной программы реализуются пять подпрограмм в социальной сфере Чаплыгинского муниципального района:
1. "Развитие образования Чаплыгинского муниципального района";
2. "Развитие физической культуры и спорта в Чаплыгинском муниципальном районе";
3. "Развитие и сохранение культуры Чаплыгинского муниципального района";
4. "Молодежная политика Чаплыгинского муниципального района";
Подпрограмма "Развитие образования Чаплыгинского муниципального района" направлена на обеспечение устойчивого развития системы образования в районе, доступности и обязательности, повышении качества и эффективности образования, комплексной безопасности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений посредством решения следующих задач:
- развитие системы дошкольного образования;
- развитие системы общего образования;
- развитие системы дополнительного образования, организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время.
Подпрограмма "Развитие физической культуры и спорта в Чаплыгинском муниципальном районе" направлена на сохранение и улучшение физического и духовного здоровья граждан посредством решения следующих задач:
- приобщение жителей района к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
- повышение интереса населения Чаплыгинского района к занятиям физической культурой и спортом, привитие потребности к двигательной активности.
- развитие физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- создание условий для качественной подготовки сборных команд и резерва сборных команд района.
Подпрограмма "Развитие и сохранение культуры Чаплыгинского муниципального района" направлена на развитие единого культурного пространства, совершенствование профессионального искусства и самодеятельного художественного творчества, повышение доступности и качества культурных услуг посредством решения следующей задачи:
- удовлетворение потребностей в сфере культуры.
Подпрограмма "Молодежная политика Чаплыгинского муниципального района" направлена на повышение доли молодых людей, принявших участие в мероприятиях, направленных на социальную и профессиональную адаптацию молодежи посредством решения следующих задач:
- повышение гражданской активности и ответственности молодежи;
- обеспечение различных форм социальной и профессиональной поддержки молодежи, поддержка талантливой молодежи.
5) Краткое описание ресурсного обеспечения за счет бюджетных ассигнований по годам реализации муниципальной программы с обобщением данной информации по форме
Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы в 2014 - 2020 годах планируется осуществлять за счет бюджетных ассигнований бюджета муниципального района в пределах предусмотренных лимитов финансирования, а также средств федерального, областного бюджетов, а также средств внебюджетных источников.
Общий объем финансирования муниципальной программы за счет средств муниципального бюджета за весь период реализации прогнозно составит 2175156 тыс. руб., в том числе:
- подпрограммы "Развитие образования Чаплыгинского муниципального района" - предположительно - 1203811 тыс. руб.;
- подпрограммы "Развитие и сохранение культуры Чаплыгинского муниципального района" - предположительно - 948983 тыс. руб.;
- подпрограммы "Развитие физической культуры и спорта жителей Чаплыгинского муниципального района" - предположительно 7873 тыс. руб.;
- подпрограммы "Молодежная политика Чаплыгинского муниципального района" - предположительно 2723 тыс. руб.
Объемы бюджетного финансирования за счет средств бюджета муниципального района уточняются при формировании бюджета муниципального района на очередной финансовый год.
6) Мониторинг реализации муниципальной программы
Управление реализацией Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, утвержденным Постановлением администрации муниципального района от 12.08.2013 N 725. Реализация Программы осуществляется в соответствии с планом ее реализации, утверждаемым ежегодно с учетом приоритетов Программы.
Мониторинг реализации Программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются индикаторы (показатели) Программы (подпрограмм) и основных мероприятий.
Мониторинг реализации Программы проводится на основе данных официального статистического наблюдения, годовых отчетов о ходе реализации и оценки эффективности Программы, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации Программы.
<< Назад |
Приложение 1 >> Приложение 1 |
|
Содержание Постановление Администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области от 20 мая 2019 г. N 290 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.