Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 39. Пешеходные коммуникации.
1. Пешеходные коммуникации обеспечивают пешеходные связи и передвижения на территории города. К пешеходным коммуникациям относят: тротуары, аллеи, дорожки, тропинки. При проектировании пешеходных коммуникаций на территории города обеспечивается: минимальное количество пересечений с транспортными коммуникациями, непрерывность системы пешеходных коммуникаций, возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая инвалидов и маломобильные группы населения. В системе пешеходных коммуникаций выделяются основные и второстепенные пешеходные связи.
2. При проектировании пешеходных коммуникаций продольный уклон составляет не более 60 промилле, поперечный уклон (односкатный или двускатный) - оптимальный 20 промилле, минимальный - 5 промилле, максимальный - 30 промилле. Уклоны пешеходных коммуникаций с учетом обеспечения передвижения инвалидных колясок не должны превышать: продольный - 50 промилле, поперечный - 20 промилле. На пешеходных коммуникациях с уклонами 30 - 60 промилле не реже, чем через 100 метров устраиваются горизонтальные участки длиной не менее 5 метров. В случаях, когда по условиям рельефа невозможно обеспечить указанные выше уклоны, обеспечивается устройство лестниц и пандусов.
3. В случае необходимости расширения тротуаров возможно устраивать пешеходные галереи в составе прилегающей застройки.
4. Основные пешеходные коммуникации обеспечивают связь жилых, общественных, производственных и иных зданий с остановками общественного транспорта, учреждениями культурно-бытового обслуживания, рекреационными территориями, а также связь между основными пунктами тяготения в составе общественных зон и объектов рекреации.
5. Трассировка основных пешеходных коммуникаций может осуществляться вдоль улиц и дорог (тротуары) или независимо от них. Ширина основных пешеходных коммуникаций рассчитывается в зависимости от интенсивности пешеходного движения в часы "пик" и пропускной способности одной полосы движения.
Расчет ширины тротуаров и других пешеходных коммуникаций производится по формуле:
, где
B - расчетная ширина пешеходной коммуникации, метр;
bi - стандартная ширина одной полосы пешеходного движения, равная 0,75 метра;
N - фактическая интенсивность пешеходного движения в часы "пик", суммарная по двум направлениям на участке устройства пешеходной коммуникации, чел./час (определяется на основе данных натурных обследований);
k - коэффициент перспективного изменения интенсивности пешеходного движения (устанавливается на основе анализа градостроительного развития территории);
p - нормативная пропускная способность одной стандартной полосы пешеходной коммуникации, чел./час, которую рекомендуется определять по таблице:
Пропускная способность пешеходных коммуникаций
Человек в час
Элементы пешеходных коммуникаций |
Пропускная способность одной полосы движения |
Тротуары, расположенные вдоль красной линии улиц с развитой торговой сетью |
700 |
Тротуары, расположенные вдоль красной линии улиц с незначительной торговой сетью |
800 |
Тротуары в пределах зеленых насаждений улиц и дорог (бульвары) |
800-1000 |
Пешеходные дороги (прогулочные) |
600-700 |
Пешеходные переходы через проезжую часть (наземные) |
1200-1500 |
Лестница |
500-600 |
Пандус (уклон 1:10) |
700 |
<*> Предельная пропускная способность, принимаемая при определении максимальных нагрузок, - 1500 чел./час. Примечание. Ширина одной полосы пешеходного движения - 0,75 м. |
Трассировка пешеходных коммуникаций осуществляется (за исключением рекреационных дорожек) по кратчайшим направлениям между пунктами тяготения или под углом к этому направлению порядка 30 градусов.
6. Во всех случаях пересечения основных пешеходных коммуникаций с транспортными проездами необходимо устройство бордюрных пандусов. При устройстве на пешеходных коммуникациях лестниц, пандусов, мостиков обеспечивается создание равновеликой пропускной способности этих элементов. Не допускается использование существующих пешеходных коммуникаций и прилегающих к ним газонов для остановки и стоянки автотранспортных средств.
7. Насаждения, здания, выступающие элементы зданий и технические устройства, расположенные вдоль основных пешеходных коммуникаций, не должны сокращать ширину дорожек, а также минимальную высоту свободного пространства над уровнем покрытия дорожки равную 2 метрам. При ширине основных пешеходных коммуникаций 1,5 метра через каждые 30 метров предусматриваются уширения (разъездные площадки) для обеспечения передвижения инвалидов в креслах-колясках во встречных направлениях.
8. Общая ширина пешеходной коммуникации в случае размещения на ней некапитальных нестационарных сооружений, складывается из ширины пешеходной части, ширины участка, отводимого для размещения сооружения, и ширины буферной зоны (не менее 0,75 метра), предназначенной для посетителей и покупателей. Ширина пешеходных коммуникаций на участках возможного встречного движения инвалидов на креслах-колясках устанавливается не менее 1,8 метра.
9. Основные пешеходные коммуникации в составе объектов рекреации с рекреационной нагрузкой более 100 чел/га необходимо оборудовать площадками для установки скамей и урн, размещая их не реже, чем через каждые 100 метров. Площадка должна прилегать к пешеходным дорожкам, иметь глубину не менее 120 сантиметров, расстояние от внешнего края сиденья скамьи до пешеходного пути не менее 60 сантиметров. Длину площадки необходимо рассчитывать на размещение, как минимум, одной скамьи, двух урн (малых контейнеров для мусора), а также - места для инвалида-колясочника (свободное пространство шириной не менее 85 сантиметров рядом со скамьей).
10. Обязательный перечень элементов благоустройства территории на территории основных пешеходных коммуникаций включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхностей, урны или малые контейнеры для мусора, осветительное оборудование, скамьи (на территории рекреаций).
11. Покрытия и конструкции основных пешеходных коммуникаций устанавливаются с возможностью их всесезонной эксплуатации, а при ширине 2,25 метра и более - возможностью эпизодического проезда специализированных транспортных средств. Необходимо предусматривать мощение плиткой.
При проектировании ограждений пешеходных коммуникаций, расположенных на верхних бровках откосов и террас, следует предусматривать ограждение подпорных стенок и верхних бровок откосов при размещении на них транспортных коммуникаций согласно ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ 26804-2012. Также следует предусматривать ограждения пешеходных дорожек, размещаемых вдоль этих сооружений, при высоте подпорной стенки более 1,0 метра, а откоса - более 2 метров. Высоту ограждений необходимо устанавливать не менее 0,9 метра.
12. На тротуарах автомобильных дорог используются следующие МАФ:
1) скамейки без спинки с местом для сумок;
2) опоры у скамеек для людей с ограниченными возможностями;
3) заграждения, обеспечивающие защиту пешеходов от наезда автомобилей;
4) навесные кашпо, навесные цветочницы и вазоны;
5) высокие цветочницы (вазоны) и урны.
13. Для пешеходных зон используются следующие МАФ:
1) уличные фонари, высота которых соотносима с ростом человека;
2) скамейки, предполагающие длительное сидение;
3) цветочницы и кашпо (вазоны);
4) информационные стенды;
5) защитные ограждения;
6) столы для игр.
14. Второстепенные пешеходные коммуникации обеспечивают связь между застройкой и элементами благоустройства (площадками) в пределах участка территории, а также передвижения на территории объектов рекреации (сквер, бульвар, парк, лесопарк). Ширина второстепенных пешеходных коммуникаций принимается 1,0 - 1,5 метра.
15. Обязательный перечень элементов благоустройства на территории второстепенных пешеходных коммуникаций включает следующие виды покрытия:
1) На дорожках скверов, бульваров, садов города предусматриваются твердые виды покрытия с элементами сопряжения.
2) На дорожках крупных рекреационных объектов (парков, лесопарков) предусматриваются различные виды мягкого или комбинированных покрытий, пешеходные тропы с естественным грунтовым покрытием.
16. Режим разрешения либо запрета на парковку на элементах улично-дорожной сети рекомендуется определять с учетом их пропускной способности с применением методов транспортного моделирования.
17. При планировании протяженных пешеходных зон целесообразно оценить возможность сохранения движения автомобильного транспорта при условии исключения транзитного движения и постоянной парковки.
18. На тротуарах с активным потоком пешеходов городскую мебель следует располагать в порядке, способствующем свободному движению пешеходов.
19. Пешеходные зоны рекомендуется создавать во всех районах муниципального образования, в парках и скверах. Эти зоны являются не только пешеходными коммуникациями, но также общественными пространствами, что определяет режим их использования.
20. Благоустроенная пешеходная зона обеспечивает комфорт и безопасность пребывания населения в ней. Для ее формирования рекомендуется произвести осмотр территории, выявить основные точки притяжения людей. В группу осмотра следует включить лица из числа проживающих и (или) работающих в данном микрорайоне. Состав лиц может быть различным, чтобы в итогах осмотра могли быть учтены интересы людей с ограниченными возможностями здоровья, детей школьного возраста, родителей детей дошкольного возраста, пенсионеров и т.д.
21. Благоустройство пешеходной зоны (пешеходных тротуаров и велосипедных дорожек) следует осуществлять с учетом комфортности пребывания в ней и доступности для маломобильных пешеходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.