В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Мордовия от 14 июля 2008 г. N 56-З "О бюджетном процессе в Республике Мордовия" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Мордовия |
В.Д. Волков |
г. Саранск
30 августа 2019 года
N 200-УГ
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
(утв. Указом Главы Республики Мордовия от 30 августа 2019 г. N 200-УГ)
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов разработаны в соответствии с бюджетным законодательством с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на период до 2019 - 2021 годов.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия были учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия является определение условий и подходов к формированию проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, а также приоритеты развития бюджетной системы Республики Мордовия в среднесрочной перспективе.
Основные направления бюджетной политики Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Бюджетная политика Республики Мордовия в планируемом периоде в целях минимизации угроз несбалансированности республиканского бюджета Республики Мордовия (далее - республиканский бюджет) в условиях ограниченности бюджетных ресурсов и необходимости достижения поставленных Президентом Российской Федерации Указом от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" национальных целей развития страны, включая ускорение темпов экономического роста, повышение качества жизни и благосостояния граждан, снижение бедности и неравенства, повышение качества и доступности здравоохранения и образования, создание современной инфраструктуры, сохранит преемственность заявленных в предыдущие годы ориентиров и будет направлена на:
1) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности республиканского бюджета за счет реализации следующих мероприятий:
увеличение собственных доходов республиканского бюджета;
сохранение относительно постоянного уровня расходов республиканского бюджета в условиях "взлетов и падений" доходов республиканского бюджета;
безусловное исполнение действующих расходных обязательств Республики Мордовия и своевременное исключение из их состава расходных обязательств, утративших правовую обоснованность или имеющих низкую эффективность исполнения, продолжение политики ограничения непервоочередных расходов, то есть отказа от необязательных затрат;
ограничение роста расходов республиканского бюджета, не обеспеченных реальными и стабильными доходными источниками. Принятие новых расходных обязательств Республики Мордовия должно в обязательном порядке основываться на оценке прогнозируемых доходов республиканского бюджета;
2) построение гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с формированием государственных программ Республики Мордовия на проектных принципах управления и обеспечивающей реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Главным инструментом в достижении стратегических задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", должны стать скорректированные государственные программы Республики Мордовия с учетом интеграции в них региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.
На реализацию региональных проектов в приоритетном порядке необходимо будет направлять как дополнительную помощь из федерального бюджета, так и средства республиканского бюджета, в том числе за счет перераспределения между направлениями расходов республиканского бюджета;
3) повышение эффективного расходования бюджетных средств, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов, сокращение неэффективных расходов за счет реализации следующих мероприятий:
а) повышение прозрачности процедур составления, изменения и исполнения республиканского бюджета, в том числе порядков формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, процедур размещения государственных заказов;
б) обеспечение гибкости бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или тактических приоритетов за счет повышения оперативности принятия решений в бюджетной сфере;
в) продолжение работы по инвентаризации всех имеющихся расходных обязательств Республики Мордовия и их анализу с целью определения соответствия приоритетам развития, чувствительности к изменениям макроэкономических условий, а также недопущению установления обязательств по вопросам, не отнесенным Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
г) выявление резервов и перераспределение расходов республиканского бюджета с учетом изменения структуры бюджетных расходов в пользу приоритетных направлений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., и проектов, создающих условия для социально-экономического развития;
д) распределение ресурсов с учетом результативности, достигнутой в отчетных периодах;
е) своевременное и полное исполнение принимаемых расходных обязательств Республики Мордовия, в первую очередь по первоочередным и социально значимым направлениям;
ж) использование всех возможностей для привлечения средств внебюджетных источников, а также средств федерального бюджета, в первую очередь с наиболее высокой долей софинансирования;
з) повышение эффективности мер социальной поддержки населения за счет предоставления мер социальной поддержки с учетом установленного объема льгот, размера социальных выплат и прогнозируемой численности получателей, а также исходя из необходимости реализации мероприятий по оптимизации мер социальной поддержки;
и) повышение качества государственных услуг (работ).
В рамках данного направления необходимо продолжить:
оптимизацию бюджетной сети за счет ликвидации или изменения типа государственных учреждений Республики Мордовия (далее - государственные учреждения). Прежде всего это относится к таким значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение, социальное обслуживание населения, культура, физическая культура и спорт;
оптимизацию расходов на содержание государственных учреждений путем повышения эффективности использования государственного имущества Республики Мордовия, находящегося в пользовании государственных учреждений (в том числе передача части площадей в аренду, консервация свободных площадей), экономии на государственных закупках товаров, работ и услуг, в том числе за счет предотвращения завышения начальных цен закупок, отказа от закупок товаров и услуг повышенной комфортности, расширения практики проведения совместных торгов;
повышение государственными учреждениями эффективности и качества оказываемых (выполняемых) ими государственных услуг (работ), а также эффективности их деятельности за счет всех источников доходов государственного учреждения, в том числе за счет доходов, полученных ими от приносящей доход деятельности, направляемых на достижение целей деятельности государственных учреждений, определенных уставами (своевременная оплата государственных контрактов и гражданско-правовых договоров, своевременная выплата заработной платы, повышение уровня оплаты труда работников учреждений в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., своевременная оплата коммунальных услуг, отсутствие кредиторской задолженности);
вывод непрофильных функций государственных учреждений Республики Мордовия на аутсорсинг;
повышение производительности персонала государственных учреждений на основе перераспределения функциональных обязанностей и нагрузки;
дальнейшее внедрение системы "эффективного контракта", являющегося действенным инструментом повышения качества государственных услуг и четко определяющего условия оплаты труда и "социальный пакет" каждого работника государственного учреждения в зависимости от результатов выполняемой им работы и качества оказываемых услуг;
определение финансового обеспечения государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) исходя из необходимых гарантированных объемов услуг (работ) с соблюдением установленных стандартов и показателей их качества, а не методом индексации расходов отчетных периодов с учетом различных индексов-дефляторов или показателей бюджетной сети;
мониторинг деятельности государственных учреждений с целью проверки эффективности использования ими финансовых ресурсов, выполнения установленных государственных заданий, эффективности использования государственного имущества;
к) повышение эффективности расходов в сфере государственного управления за счет:
дальнейшей оптимизации функций и структуры органов государственной власти Республики Мордовия, а также исключение дублирующих функций и полномочий исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия;
неувеличения штатной численности работников аппаратов органов государственной власти Республики Мордовия, за исключением случаев, связанных с изменением функций и полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия;
передачи функций исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, не связанных с принятием управленческих решений, на исполнение в подведомственные им государственные учреждения;
централизации однотипных функций по обеспечению деятельности органов государственной власти Республики Мордовия и передачи их на осуществление государственным учреждениям;
повышения эффективности и прозрачности деятельности органов государственной власти Республики Мордовия;
реализации механизмов противодействия коррупции;
л) совершенствование системы финансирования инвестиционных проектов за счет в первую очередь финансирования инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики республики, которые принесут в ближайшей перспективе экономический эффект, а также будут иметь важное социальное значение, и завершения объектов высокой степени готовности, объектов, строительство которых способствует достижению принятых государственными программами целевых показателей, а также объектов, строительство которых обеспечивается привлечением средств из федерального бюджета и за счет внебюджетных источников, с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2018 г. N 1268 "Об утверждении общих требований к установлению случаев и условий продления срока исполнения бюджетной меры принуждения";
м) повышение эффективности государственных закупок для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия путем:
совершенствования системы планирования обеспечения государственных нужд Республики Мордовия, в основу которой положен принцип неразрывной связи с бюджетным процессом;
централизации закупок в целях эффективного использования бюджетных средств и закупки высококачественной продукции;
продолжения работы по построению эффективной системы осуществления мониторинга, контроля за исполнением государственных контрактов и принятием контрактных результатов, в том числе полноты и качества удовлетворения государственных нужд Республики Мордовия;
осуществления мониторинга закупок для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия и контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе;
4) обеспечение долговой устойчивости Республики Мордовия.
В целях реализации данного направления необходимо продолжить поддержание долговой нагрузки на республиканский бюджет в установленных бюджетным законодательством пределах с формированием предпосылок к его сокращению, недопущению существенного роста расходов на обслуживание государственного долга Республики Мордовия, чему будет способствовать своевременное исполнение долговых обязательств республики перед кредиторами, прозрачная и последовательная работа с международными и национальными рейтинговыми агентствами для поддержания кредитного рейтинга республики;
5) повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами муниципальных образований в Республике Мордовия, основными направлениями которой являются:
содействие в обеспечении сбалансированности бюджетов муниципальных образований в Республике Мордовия, снижение рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств;
реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. в части повышения заработной платы работникам бюджетной сферы;
стимулирование органов местного самоуправления в увеличении собственной доходной базы;
повышение эффективности предоставления и использования целевых межбюджетных трансфертов;
реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства;
продолжение работы по укрупнению муниципальных образований в Республике Мордовия путем объединения поселений, не имеющих экономического потенциала, с учетом транспортной доступности для населения;
вовлечение граждан в процесс принятия решений о распределении муниципальных финансов;
продолжение реализации мероприятий по сокращению муниципального долга.
Повышение эффективности использования муниципальными образованиями в Республике Мордовия целевых межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета необходимо обеспечить за счет осуществления мероприятий по:
сокращению количества целевых межбюджетных трансфертов путем их объединения (укрупнения) с целью повышения самостоятельности органов местного самоуправления в принятии решений о направлениях их использования;
увеличению количества и объема целевых межбюджетных трансфертов, распределяемых законом о республиканском бюджете Республики Мордовия, что обеспечит предсказуемость и прозрачность их предоставления, а также выполнение муниципальными образованиями обязательств по достижению целей предоставления таких межбюджетных трансфертов;
расширению практики применения механизма перечисления межбюджетных трансфертов местным бюджетам под фактическую потребность;
повышению финансовой дисциплины муниципальных образований посредством применения мер финансовой ответственности муниципальных образований за несоблюдение условий предоставления целевых межбюджетных трансфертов;
созданию стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами, повышения эффективности расходования средств местных бюджетов (в том числе за счет осуществления ежегодного мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами);
6) повышение результативности и экономической эффективности финансового контроля и финансового аудита за счет реализации следующих мероприятий:
совершенствование процедур государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок, направленных на оценку эффективности использования государственных ресурсов;
смещение акцентов контрольных мероприятий с последующего на предварительный контроль, направленный на предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия;
повышение эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах государственной власти Республики Мордовия, направленных на соблюдение процедур составления и исполнения республиканского бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями средств республиканского бюджета и подведомственными им получателями бюджетных средств;
повышение результативности использования бюджетных средств за счет обеспечения контроля за достижением показателей результативности при реализации государственных программ и выполнении государственных заданий;
совершенствование порядка реализации результатов государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок с целью пресечения и исключения негативных последствий нарушений законодательства, обеспечение применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
создание и развитие эффективной системы ведомственного контроля в сфере осуществления закупок для государственных нужд Республики Мордовия, повышение уровня его организации и качества контрольных мероприятий;
7) обеспечение прозрачности и открытости республиканского бюджета и бюджетного процесса для общества.
Для достижения максимальной открытости и прозрачности бюджета Республики Мордовия необходимо продолжить реализацию следующих мероприятий:
проведение публичных слушаний по проектам республиканского бюджета и годового отчета об исполнении республиканского бюджета;
формирование электронной информационной брошюры "Бюджет для граждан" к республиканскому бюджету в доступной для широкого круга заинтересованных пользователей форме;
размещение информации о государственных учреждениях на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.bus.gov.ru);
размещение информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
проведение мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения.
Основные направления налоговой политики Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Основной целью реализации налоговой политики на долгосрочную перспективу является сохранение условий для устойчивого роста экономики Республики Мордовия и обеспечение роста ее эффективности.
Продолжить практику по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем совершенствования механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и территориальных органов федеральных органов государственной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджета Республики Мордовия и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая легализацию "теневой" заработной платы.
В целях вывода из "тени" физических лиц рассмотреть вопрос о введении на территории Республики Мордовия налога на профессиональный доход по результатам оценки последствий его применения в пилотных субъектах Российской Федерации.
Проводить в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", оценку эффективности налоговых расходов, оперативно реагировать на результаты анализа налоговых преимуществ и льгот в виде отмены (уточнения) либо совершенствования механизма их действия. Аналитическая записка о результатах оценки эффективности предоставленных налоговых преимуществ за 2018 год, содержащая сведения о суммах предоставленных налоговых преимуществ, результаты оценки эффективности предоставленных налоговых преимуществ, выводы и предложения о целесообразности сохранения, корректировки либо отмены предоставленных налоговых преимуществ размещена на официальном сайте Министерства финансов Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Продолжить работу по сокращению недоимки по налоговым платежам в консолидированный бюджет Республики Мордовия, в том числе в рамках работы отраслевых рабочих групп по закрепленным видам экономической деятельности и комиссий на региональном и местном уровне по сокращению задолженности.
Осуществлять мониторинг изменения федерального законодательства в части налогообложения и при необходимости своевременно приводить в соответствие законодательство Республики Мордовия и муниципальные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Мордовия от 30 августа 2019 г. N 200-УГ "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Настоящий Указ вступает в силу с 3 сентября 2019 г.
Текст Указа опубликован в газете "Известия Мордовии" от 3 сентября 2019 г. N 97-45, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 сентября 2019 г.