Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 июня 2019 г. N 03-15-03/46238
Вопрос: Об НДФЛ и страховых взносах при выплате работникам материальной помощи.
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики в части своей компетенции рассмотрел обращение и по вопросу обоснованности применения ограничения при начислении налога на доходы физических лиц и страховых взносов на суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, сообщает следующее.
По налогу на доходы физических лиц
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Налогового кодекса.
Так, согласно абзацу третьему пункта 8 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи.
Пунктом 8.3 статьи 217 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения сумм выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, независимо от источника выплаты.
В соответствии с пунктом 8.4 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат налогообложению суммы выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты.
Ограничений в отношении размеров доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, данные нормы не содержат.
Также в соответствии с абзацем седьмым пункта 8 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка.
Кроме того, пунктом 28 статьи 217 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в размере, не превышающем 4 000 рублей за налоговый период.
Указанные положения применяются также к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.
Внесение изменений в указанные нормы статьи 217 Налогового кодекса в части увеличения размера материальной помощи, освобождаемого от обложения налогом на доходы физических лиц, приведет к появлению выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, действующее законодательство не содержит запрета для организаций-работодателей самостоятельно определять размер материальной помощи, оказываемой ими своим работникам, а также бывшим своим работникам в различных случаях.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов увеличение размера материальной помощи, освобождаемого от обложения налогом на доходы физических лиц, не предусмотрено.
По страховым взносам
Исходя из положений пункта 1 статьи 419 главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса основной категорией плательщиков страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, т.е. работодатели, начисляющие страховые взносы на выплаты своим работникам за счет своих средств.
Сами же физические лица - наемные работники в настоящее время не являются плательщиками страховых взносов. Поэтому фискальная нагрузка по страховым взносам не влияет на уровень доходов физических лиц.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:
физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), установления опеки, но не более 50000 рублей на каждого ребенка.
Помимо вышеуказанных сумм единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками физическим лицам, не подлежат обложению страховым взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (подпункт 11 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса).
Страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования: обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного медицинского страхования.
Особо важно отметить, что размер выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Увеличение суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не подлежащей обложению страховым взносами, может привести к снижению облагаемых страховыми взносами выплат и, соответственно, к уменьшению поступлений в бюджеты государственных внебюджетных фондов, за счет средств бюджетов которых обеспечиваются социальные гарантии застрахованным лицам.
Также сообщаем, что ранее обращений гражданина по данному вопросу в Минфин России не поступало.
Заместитель |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 июня 2019 г. N 03-15-03/46238
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", август 2019 г., N 8