Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общегородской проблемы и обоснование необходимости разработки подпрограммы
Создание доступной для инвалидов и других МГН среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики города.
Законодательством Российской Федерации, Конвенцией ООН "О правах инвалидов" от 13.12.2006 (ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
В городе Сосновоборске в настоящее время проживает 2510 инвалида, что составляет 6,5% от населения города. Из общего числа инвалидов: детей-инвалидов - 148 человек, инвалидов по слуху - 64 человек, инвалидов по зрению - 248 человек, инвалидов, использующих кресла-коляски, - 60 человек.
Одной из самых больших проблем в городе остается неприспособленность объектов социальной инфраструктуры для нужд инвалидов.
В целях выявления существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды в городе, и оценки потребности в их устранении в 2012 году по поручению Губернатора Красноярского края Л.В.Кузнецова проведены инвентаризация, анкетирование и паспортизация общественных зданий и сооружений города.
Результаты данной работы показали, что не все объекты социальной инфраструктуры оборудованы необходимыми приспособлениями, обеспечивающими доступ к ним инвалидов и других МГН: отсутствуют пандусы, перила, поручни, световые указатели, информационные табло, указатели с речевым сопровождением, тактильные плитки, стационарный подъемник наклонного перемещения, специализированные санузлы.
Нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий, среди которых:
высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция инвалидов, что осложняет проведение реабилитационных мероприятий;
дискомфорт и ограничения жизнедеятельности иных МГН.
Полноценная жизнедеятельность большинства инвалидов невозможна без оказания им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям.
В целях реализации комплексного подхода к созданию доступной среды для инвалидов и других МГН в городе, обеспечения их беспрепятственного доступа к объектам и услугам учитываются потребности всех категорий: инвалидов по зрению, по слуху, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов с ментальными нарушениями, а также пожилых граждан, людей с детскими колясками, граждан, которые получили временную нетрудоспособность и утратили ту или иную функцию в связи с болезнью. Доступная среда необходима всем.
Для повышения качества жизни инвалидов и других МГН, обеспечения условий их жизнедеятельности на территории Красноярского края был принят ряд социальных программ, реализация которых, в том числе и на условиях долевого софинансирования за счет средств городского бюджета, осуществлялась на территории города:
долгосрочная целевая программа "Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания" на 2011-2013 гг." (постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 N 557-п) в результате участия в реализации которой в здании учреждения социального обслуживания осуществлены капитальный ремонт и реконструкция, монтаж системы охранно-пожарной сигнализации и оповещение людей о пожаре, установка системы видеонаблюдения;
долгосрочная целевая программа "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2013 годы (постановление Правительства Красноярского края от 20.11.2010 N 572-п), в результате участия в реализации которой приобретено реабилитационное оборудование для социально-бытовой адаптации, социокультурной реабилитации, социально-психологической реабилитации, для занятий адаптивной физической культурой и спортом, а так же специальный транспорт с подъемным устройством для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, получено оборудование компьютерного класса для инвалидов, в том числе по зрению.
Данные мероприятия позволили ввести в 2012 году дополнительную платную услугу "Социальное такси". Такси предоставляется для поездок в социально-значимые объекты города и края. На сегодняшний день эта услуга развивается, горожане стабильно информируются о предоставлении такой услуги в учреждении. Это подтверждается ежемесячным увеличением количества заявок на данную услугу.
Приобретение аппарата биологической обратной связи для коррекции психо-эмоционального состояния, основной задачей которого, является обучение навыкам саморегуляции, позволило достичь хороших результатов в лечении и коррекции психосоматических заболеваний и психоэмоциональных нарушений, открыта Изостудия.
Приобретение оборудования для детского спортивного зала, благодаря которому инструктор по адаптивной физической культуре имеет возможность заниматься с детьми с различными заболеваниями на тренажерах, матах, шведской стенке и др. с учетом возможностей здоровья и способностей каждого ребенка.
У всех детей, прошедших курс АФК, отмечается улучшение общего состояния организма. У детей с двигательными нарушениями повысилась двигательная активность, улучшилась точность, а также объем движений в различных пораженных суставах. Также у детей отмечается развитие физических качеств и координационных способностей. У детей со сколиозом отмечается улучшение осанки, у детей с плоскостопием функционального состояния ног и позвоночника.
Сеансы реабилитации при помощи средств сенсорной комнаты проводятся 3-4 раза в неделю в течение месяца, длительность сеанса индивидуальная, в зависимости от возраста ребенка.
У всех детей, прошедших курс, отмечается улучшение психоэмоционального состояния, развитие познавательной и исследовательской деятельности, уменьшается тревожность и улучшается сон. Зрительно-звуковая среда действует на детей успокаивающе и расслабляюще. С помощью ярких светооптических и звуковых эффектов у детей развивалось внимание, происходила зрительная и слуховая стимуляция, стимуляция двигательной активности и исследовательского интереса. Благодаря тактильной среде дети осваивали новые ощущения и развивали тактильную чувствительность, учили различать различные свойства предметов и улучшали зрительно-моторную координацию.
В 2013 году открыт компьютерный класс для инвалидов, в том числе по зрению. Работа которого построена в форме групповых, и индивидуальных занятий. По окончании курса граждане получают сертификат о прохождении курса "Основы компьютерной грамотности".
Помимо традиционных методов и технологий работы с детьми и родителями в 2012 г. внедрялись инновационные формы работы:
- "домашнее визитирование" - технология работы, которая позволяет включить в повседневную реабилитацию семьи, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями, которые не могут посещать отделение, где одним из элементов работы с 2013 года была включена иппотерапия - занятия детей с ограниченными возможностями здоровья на лошадях с помощью обученных инструкторов.
- логопедическая ритмика (логоритмика) - один из методов коррекционной работы при многих нарушениях, прежде всего при нарушении развития речи. Связывая воедино слово, музыку и движение, логоритмика способствует всестороннему развитию ребенка. Совершенствуется речь занимающегося, ребенок оттачивает двигательные навыки, учится ориентироваться в мире, преодолевать трудности и творчески проявлять себя.
- день открытых дверей - на данных мероприятиях родители могут познакомиться со специалистами отделений, с технологиями работы с детьми-инвалидами, с результатами проделанной работы. Специалисты отделения представляют для родителей мастер-классы, раскрывающие технологии работы с детьми-инвалидами, применяемые в работе, которые родители могут использовать в работе со своими детьми самостоятельно в домашних условиях. Все желающие родители могут получить индивидуальные консультации со специалистами.
- музыкотерапия (музыкальная студия) - с августа 2012 г. в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями внедрена в работу технология музыкотерапии, которая раннее не использовалась. А также начинает работу музыкальная студия, в которой занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме, когда дети объединяются на основе схожих способностей и музыкальных предпочтений. В данной студии ребята готовят творческие номера к праздникам, играют на музыкальных инструментах, что положительно сказывается на их развитии.
- клубная работа - работа с родителями ведется специалистами в рамках клуба "Цветочек". Данную форму работы можно считать инновационной для учреждения, так как она начала свою работу в 2012 году, и наибольшее развитие стала получать с октября. Целями и задачами клубной работы являются: установление дружеских контактов родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями; повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей; повышение уровня знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми. Так же клуб направлен на выгодное и приятное время препровождение, дает возможность отвлечься от повседневных проблем.
Основным направлением деятельности учреждения социального обслуживания в настоящее время является реабилитация. В связи с чем, приобретено, в том числе и на средства целевого пожертвования, необходимое для реабилитации Монтессори оборудование, служащее, прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики.
В 2015 году в рамках подпрограммы "Доступная среда" пандусом оснащены здание МАУ КЦСОН г.Сосновоборск по ул.Труда 17 и МАУК ГДК "Мечта", пути движения обустроены тактильной плиткой, поручнями. Здание МАУ КЦСОН г.Сосновоборск оснащено тактильной фасадной вывеской, с переводом Брайля.
В соответствии с методическими рекомендациями по паспортизации и классификации объектов и услуг, утвержденными приказом Минтруда России от 25.12.2012 N 627, в городе продолжается работа по паспортизации социально значимых объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В городе создана профильная группа, которая координирует работу по паспортизации значимых объектов социальной инфраструктуры. Участниками процесса паспортизации являются органы власти в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищного комплекса, строительства, органы местного самоуправления, общественные организации инвалидов. В настоящее время сформирован территориальный список объектов социального назначения по городу Сосновоборску и паспорта доступности десяти объектов наиболее социально значимых, которые в приоритетном порядке должны быть обеспечены доступом для всех категорий инвалидов в рамках данной подпрограммы.
Подпрограмма предполагает реализацию мероприятий, направленных на обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов к востребованным объектам и услугам, что будет способствовать созданию равных с другими гражданами возможностей и обеспечит интеграцию инвалидов в общество.
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
Цель подпрограммы - обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в городе Сосновоборске.
Достижение указанной цели возможно путем решения задачи: повышение уровня доступности приоритетных объектов и качества услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и МГН в городе Сосновоборске.
Решение данной задачи характеризуется достижением показателя (индикатора): сохранение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в городе с повышением доступности и качества предоставляемых услуг в размере 8,7%.
Перечень целевых индикаторов подпрограммы приведен в приложении N 1 к настоящей подпрограмме.
Посредством данных целевых индикаторов определяется степень исполнения поставленных целей и задач.
Решение задачи подпрограммы осуществляется путем реализации мероприятий подпрограммы, указанных в приложении N 2 к подпрограмме (далее - перечень мероприятий).
2.3. Механизм реализации подпрограммы
Подпрограммой предусмотрена реализация комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров и обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, а также - совершенствование механизма предоставления социальных услуг в целях интеграции инвалидов в общество.
Реализацию подпрограммы осуществляет управление, которое несет ответственность за ее выполнение, эффективное и целевое использование средств, направляемых на выполнение подпрограммы.
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет городского бюджетов в соответствии со сводной бюджетной росписью.
Реализация мероприятия 1.1 по обеспечению беспрепятственного доступа к учреждениям социальной инфраструктуры, в части реконструкции (расширения) санитарно-гигиенических помещений, устройства парковки осуществляется за счет городского бюджета.
Исполнители подпрограммы размещают заказы на выполнение работ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Финансовый контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями осуществляется министерством, службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края и Счетной палатой Красноярского края в соответствии с действующим законодательством.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств городского бюджета осуществляется Финансовым управлением администрации города Сосновоборска.
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Текущее управление реализацией подпрограммы осуществляет ответственный исполнитель - управление.
Ответственный исполнитель (исполнитель) подпрограммы ежегодно в установленном порядке уточняет перечень финансируемых мероприятий подпрограммы на очередной финансовый год, определяет сроки их реализации и объемы финансирования, оценивает возможность достижения целевых индикаторов и показателей.
Исполнитель подпрограммы:
ежегодно подготавливает и представляет в Финансовое управление администрации города Сосновоборска бюджетную заявку на финансирование мероприятий подпрограммы на очередной финансовый год и плановый период;
осуществляет отбор исполнителей работ и услуг по мероприятиям подпрограммы в соответствии с федеральным законодательством;
осуществляет ведение отчетности о реализации подпрограммы и представляет ее ответственному исполнителю подпрограммы;
несет ответственность за качественную и своевременную реализацию мероприятий подпрограммы, обеспечивает эффективное использование средств федерального, краевого и городского бюджетов, выделяемых на их реализацию.
Ответственный исполнитель подпрограммы:
осуществляет ведение сводной отчетности и подготовку доклада о реализации подпрограммы;
осуществляет межведомственную координацию деятельности исполнителя подпрограммы по реализации мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию бюджетных средств.
Выполнение мероприятий подпрограммы осуществляется на основе муниципальных контрактов, заключаемых в установленном порядке исполнителем подпрограммы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Текущий контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляет управление и Финансовое управление администрации города Сосновоборска путем проведения проверок, запросов отчетов, документов и информации.
В рамках осуществления контроля за ходом выполнения мероприятий подпрограммы управление вправе запрашивать у исполнителя (при наличии) мероприятий подпрограммы необходимые документы и информацию, связанную с реализацией мероприятий подпрограммы.
Отчет об использовании субсидии представляется исполнителем (при наличии) управлению нарастающим итогом с начала финансового года ежеквартально в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Управление ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, и по итогам года до 20 числа очередного финансового года направляет в министерство соответствующую информацию по выполнению подпрограммных мероприятий.
Контроль за законностью, эффективностью и экономичностью использования средств краевого бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы осуществляется Счетной палатой Красноярского края.
Контроль за целевым и эффективным расходованием средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, осуществляется службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств городского бюджета осуществляется Финансовым управлением администрации города Сосновоборска.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Социально-экономическая эффективность реализации подпрограммы зависит от степени достижения ожидаемого конечного результата.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить достижение следующего результата:
обеспечение беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры.
Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать созданию условий для повышения качества жизни инвалидов и снижению социальной напряженности в городе, в том числе:
формированию условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в городе;
обеспечению межведомственного взаимодействия при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в городе.
Социальная эффективность реализации подпрограммы заключается в достижении социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.
Реализация подпрограммных мероприятий не повлечет отрицательных экологических последствий.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Подпрограммой предусмотрена реализация мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа (выполнение проектно-сметной документации, устройство внешних пандусов, входных дверей, установка подъемного устройства, замену лифтов, в том числе проведение необходимых согласований, на обустройство зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий, оснащение системами с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной пространственно-рельефной информацией и другим оборудованием) к муниципальным учреждениям социальной инфраструктуры.
Перечень подпрограммных мероприятий приведен в приложении N 2 к настоящей подпрограмме.
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат (ресурсное обеспечение подпрограммы) с указанием источников финансирования
Источниками финансирования подпрограммы являются средства городского бюджета за период с 2019 по 2021 гг. - 105,4 тыс.руб., в том числе:
в 2019 году - 105,4 тыс.руб.;
в 2020 году - 0 тыс.руб.;
в 2021 году - 0 тыс.руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.