Определение Верховного Суда РФ от 6 августа 2019 г. N 306-ЭС19-11850
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу департамента градостроительства городского округа Самара на определение Арбитражного суда Самарской области от 17.09.2018, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.03.2019 по делу N А55-8598/2014 установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижний Пирс Самара" (далее - заявитель, общество "Нижний Пирс Самара", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) (в настоящее время - Департамент градостроительства городского округа Самара) о признании незаконным отказа от 10.10.2013 N СП-9/2027-0-20 в организации работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка, расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов, и обязании департамента продолжить работу по выбору земельного участка, расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов в соответствии с решением Арбитражного суда Самарской области от 15.05.2013 по делу N А55-544/2013.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство строительства Самарской области, глава городского округа Самара, министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, муниципальное предприятие городского округа Самара "Архитектурно-планировочное бюро", министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области.
Решением от 14.10.2014 заявленные обществом требования удовлетворены.
Арбитражным судом Самарской области 08.12.2014 выдан исполнительный лист, на основании которого 27.04.2017 было возбуждено исполнительное производство N 6557/17/63045-ИП.
23.08.2017 Департамент обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства N 6557/17/63045-ИП в связи с невозможностью исполнения исполнительного документа.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018, в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 08.05.2018, указанные судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суд круга указал, что для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов требуется формирование иного земельного объекта, с иными уникальными характеристиками, которое возможно только путем проведения повторной процедуры формирования земельного участка.
Между тем, изменениями, внесенными в земельное законодательство с 01.03.2015, установлена процедура предоставления земельного участка для строительства, не предусматривающая проведение выбора земельного участка и последующее утверждение акта выбора, в связи с чем, предоставление обществу "Нижний Пирс Самара" земельного участка для строительства по ранее действовавшей процедуре невозможно в силу прямого указания закона; условием предоставления земельного участка в соответствии с законодательством, действовавшим до дня вступления в силу изменений, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта, принятое до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка, однако наличие либо отсутствие такого решения, тем самым основания, свидетельствующие об утрате возможности исполнения исполнительного документа, на которые ссылался заявитель, судами не проверены.
При новом рассмотрении заявления Департамента о прекращении исполнительного производства общество "Нижний Пирс Самара" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, об изменении способа и порядка исполнения решения суда путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенной по улице Набережной реки Самара в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов в соответствии с решением суда от 15.05.2013 по делу N А55-544/2013.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2018, заявление общества "Нижний Пирс Самара" принято для совместного рассмотрения с заявлением о прекращении исполнительного производства.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 17.09.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.03.2019, заявление общества об изменении способа и порядка исполнения решения удовлетворено; в удовлетворении заявления департамента о прекращении исполнительного производства отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в обоснование заявления об изменении способа исполнения решения ООО "Нижний Пирс Самара" сослался на Административный регламент об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный постановлением Администрации городского округа Самара от 29.03.2017 N 170.
Однако заявитель не относится к категории юридических лиц, которые в соответствии с пунктом 1.1.3 указанного регламента являются получателями муниципальной услуги.
Утверждение схемы земельного участка, испрашиваемого ООО "Нижний Пирс Самара", приведет к невозможности его разрешенного использования и несоответствию утвержденному документу территориального планирования, правилам землепользования и застройки, что свидетельствует о нарушении при принятии оспариваемых судебных актов требований статей 11.9, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, испрашиваемая ООО "Нижний Пирс Самара" территория находится в охранной зоне ВЛ-220 кВ Орловская-1,2 и ВЛ-110 кВ Толевая- 1.Департаментом были направлены запросы собственникам высоковольтных линий для согласования места размещения объекта строительства. Филиал ОАО "МРСК Волги"-"Самарские распределительные сети" письмом от 27.06.2014 NМР6\121\39.02\5586 отказал в согласовании места размещения объекта строительства.
Пунктами 8-10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Правительством РФ от 24.02.2009 N 160, определены условия использовании земельных участков, на территории которых расположены охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, запрещающие осуществлять любые действия, которые могут нарушать безопасную работу электросетевого хозяйства, в том числе привести их к повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Вывод судов о том, что расположение испрашиваемого для целей строительства земельного участка в охранной зоне ВЛ-220кВ не является основанием для отказа в утверждении схемы его расположения, свидетельствует о нарушении указанных Правил.
Согласно информации Нижне-Волжского бассейнового управления отдела водных ресурсов по Самарской области представленный вариант земельного участка площадью 637 кв.м. находится в водоохраной зоне, частично в береговой полосе реки Самары.
В соответствии со статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, образование земельных участков не осуществляется.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
В рамках дела N А55-544/2013 судом было установлены следующие обстоятельства: земельный участок с кадастровым номером 63:01:0931001:522, образованный в соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 31.10.2008 N 919 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов" (далее - постановление N 919), приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.07.2009 N 204-п и от 22.12.2009 N 354-п, сформирован на землях водного фонда (подпункт 1 пункт 1 статьи 102 ЗК РФ), поскольку частично расположен в береговой полосе и в акватории реки Самара; поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:01:0931001:522 в координатах, определенных каталогом координат, указанных в проекте границ земельного участка, утвержденного постановлением N 919; создание объекта частной собственности на земельном участке общего пользования противоречит части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, предложенный вариант выбора земельного участка подлежал отклонению; Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области рассматривался лишь один вариант выбора земельного участка.
Суд, ссылаясь на статью 11.1. ЗК РФ, статью 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", указал, что полное изменение координат, влечет формирование иного объекта с иными уникальными характеристиками, поэтому нарушение прав и законных интересов заявителя допущенное изданием незаконного постановления N 919 может быть достигнуто только проведением повторной процедуры формирования земельного участка для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов.
Суд также исходил из отсутствия у Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области полномочия на распоряжение названным земельным участком.
С 01.03.2015 на основании Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 28-34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утратили силу.
В настоящее время нормами главы V.1 и статьи 11.10 ЗК РФ установлена процедура предоставления земельного участка для строительства.
В действующем законодательстве не предусмотрена процедура предоставления земельного участка для строительства путем проведения выбора земельного участка и последующего утверждения акта выбора.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за 3 года до предоставления земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Во исполнение Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара, переданы администрации городского округа Самара.
В соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 11.01.2017 N 1 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" департамент наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, принятию решений по утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю, за исключением случаев предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Принимая во внимание наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта вследствие изменения земельного законодательства в части процедуры формирования и предоставления земельного участка для строительства, суды, исходя из положений статей 11.2, 11.3, 11.10 ЗК РФ, пункта 1 статьи 37, пункта 2 части 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве, разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, руководствуясь статьей 324 АПК РФ, пришли к обоснованным выводам о наличии правовых оснований для изменения способа исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 15.05.2013 по делу N А55-544/2013, обязав департамент устранить нарушения прав общества путем подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенной по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов и отказали в удовлетворении заявления департамента о прекращении исполнительного производства.
При этом ссылки департамента на причины, не позволяющие утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а именно, расположение земельного участка согласно топографическим материалам в береговой полосе водного объекта, на территории общего пользования, в охранной зоне в охранной зоне ВЛ-220 кВ Орловская - 1,2 и ВЛ-110 кВ Толевая-1, были предметом оценки судов и признаны несостоятельными. В связи с неисполнением судебного акта по обращению общества "Нижний Пирс Самара" 20.08.2015 обществом с ограниченной ответственностью "ТГК "Меридиан" изготовлен топографический план границ земельного участка площадью 637 кв. м с указанием каталога координат поворотных точек, исключающий нахождение земельного участка в береговой полосе реки Самара, который направлен на рассмотрение в Департамент градостроительства городского округа Самара для продолжения процедуры формирования земельного участка. При этом в соответствии с письмом Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового управления от 06.09.2017 N ПМ29/4849 испрашиваемый обществом "Нижний Пирс Самара" земельный участок находится в водоохранной зоне, вне береговой полосы реки Самары.
Судами установлено, что земельный участок, испрашиваемый заявителем для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов, относящийся к землям населенных пунктов расположен в пределах территории зоны предприятий и складов, IV-V классов вредности (ПК-1), что было отражено в акте о выборе земельного участка, а также в постановлении Главы городского округа Самара от 31.10.2008 N 919 "Об утверждении проекта границ земельного участка", обратное департаментом суду не доказано.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы департамента градостроительства городского округа Самара для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 6 августа 2019 г. N 306-ЭС19-11850 по делу N А55-8598/2014
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-50166/19
06.05.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5944/19
29.04.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-8598/14
26.04.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3202/19
28.03.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44894/19
31.01.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-8598/14
15.01.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-43136/19
01.11.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16053/18
08.05.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32433/18
12.02.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19070/17
14.10.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-8598/14