Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 августа 2019 г. N 03-07-14/64961
Вопрос: Индивидуальный предприниматель (глава крестьянско-фермерского хозяйства) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 23 июля 2018 г. и применяет общую систему налогообложения. Следовательно, три последовательных календарных месяца в рассматриваемой ситуации это - июль, август, сентябрь 2018 г.
В соответствии с п. 6 ст. 145 НК РФ 11 апреля 2019 г. (в соответствии Определения СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 июля 2018 г. N 304-КГ18-2570) ИП (главой КФХ) предоставлены в ИФНС РФ документы в подтверждение права на освобождение:
уведомление, утв., Приказом МНС России от 04.07.2002 г. N БГ-3-03/342 о начале применения освобождения с 01 октября 2018 г.;
выписка из книги продаж за июль 2018 г., август 2018 г., сентябрь 2018 г.;
выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей за июль 2018 г., август 2018 г., сентябрь 2018 г.
Согласно данным учета ИП (глава КФХ), в июле 2018 г. доход составлял 0 руб, за август 2018 г. 146 000 руб., сентябрь 2018 г. 113 000 руб. Следовательно, совокупный доход ИП (главы КФХ) за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Обращаем внимание, на то, у ИП (главы КФХ) имелся совокупный доход за необходимый период и составлял он 259 000 руб.
По мнению ИП (главы КФХ), право на освобождение, предусмотренное ст. 145 НК РФ у него имеется, так как имеется совокупный доход менее двух миллионов рублей, за три месяца с момента постановки на учет в качестве налогоплательщика.
1. Имеет ли право ИП (глава КФХ) на применение освобождения, предусмотренное ст. 145 НК РФ в рассматриваемых условиях.
2. В целях применения освобождения обязанности плательщика НДС по ст. 145 НК РФ, является ли отсутствие дохода за июль 2018 г. основанием для отказа в применении освобождения?
3. В рассматриваемой ситуации, имеют ли право должностные лица налогового органа, осуществлять блокировку расчетного счета и удерживать денежные средства ИП, за непредоставление декларации по НДС за IV квартал 2018 г. и I квартала 2019 г., а также взыскание сумм НДС за эти налоговые периоды?
4. Какая законодательная норма содержит ответственность должностных лиц за предъявление незаконных требований к налогоплательщику?
Ответ: В связи с обращением по вопросам применения индивидуальным предпринимателем положений статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, а также о правах, обязанностях и ответственности налоговых органов и должностных лиц налоговых органов Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (далее - НДС), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), этих индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Отказ в применении права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в связи с отсутствием у индивидуального предпринимателя, в том числе вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя, выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца либо одного календарного месяца из указанных трех последовательных календарных месяца положениями статьи 145 Кодекса не предусмотрен.
Что касается вопросов о правах, обязанностях и ответственности налоговых органов и должностных лиц налоговых органов, то в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - индивидуального предпринимателя в банках в порядке, установленном статьей 46 Кодекса.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 31 Кодекса предусмотрено право налоговых органов приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках в порядке, предусмотренном Кодексом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 и подпунктом 2 пункта 11 статьи 76 Кодекса операции по счетам налогоплательщика - индивидуального предпринимателя в банке могут быть приостановлены в случае непредставления им налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного строка представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения указанного десятидневного срока.
Согласно пункту 1 статьи 35 Кодекса налоговые органы несут ответственность за неправомерные действия (решения) или бездействие должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Одновременно следует отметить, что обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц налоговых органов осуществляется в порядке, установленном главой 19 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, если за 3 предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.
НК не предусмотрен отказ в применении права на освобождение в связи с отсутствием у предпринимателя, в том числе вновь зарегистрированного, выручки от реализации.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 августа 2019 г. N 03-07-14/64961
Текст письма опубликован не был