Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
Красночетайского района
от 10 сентября 2019 года N 333
Положение
об аварийно-спасательных службах Красночетайского района
Настоящее Положение об аварийно-спасательных службах (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
I. Общие положения
1.1. Аварийно-спасательная служба - постоянное на штатной основе организационно-техническое объединение органов управления, сил и средств организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее именуются организации) и их структурных подразделений, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Аварийно-спасательная служба предназначена для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств, обеспечения действий в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время.
1.2. Аварийно-спасательные службы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Чувашской Республики, нормативно-правовыми актами федеральных органов государственной власти, исполнительной власти и органов местного самоуправления Красночетайского района в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, настоящим Положением, а также собственными Положениями.
1.3. Задачи и структура каждой из аварийно-спасательной службы определяются Положением о конкретной службе. Положение об аварийно-спасательной службе разрабатывается начальником отдела специальных программ администрации Красночетайского района и утверждается главой администрации Красночетайского района.
II. Примерный состав спасательных служб гражданской обороны
2.1. Службы гражданской обороны создаются в муниципальном образовании постановлением администрации Красночетайского района.
2.2. Руководителем аварийно-спасательной службы Красночетайского района назначается соответствующий руководитель отраслевого (функционального) органа администрации Красночетайского района или специализированной (профильной) организации, имеющей наилучшие условия и материально-техническую базу, на которую возлагаются функции для создания конкретной аварийно-спасательной службы.
2.3. Руководители аварийно-спасательных служб Красночетайского района назначаются постановлением администрации Красночетайского района. Заместители и начальники штабов служб назначаются распоряжениями (приказами) руководителей служб. В состав сил аварийно-спасательных служб включаются штатные аварийно-спасательные и другие формирования специализированной (профильной) организации. Руководящий состав служб указанной организации формирует штаб службы, разрабатывает необходимые документы, осуществляет методическое руководство подготовкой органов управления, сил и средств, включаемых в соответствующую службу. Организации, входящие в службу как структурные подразделения, по вопросам применения службы выполняют распоряжения руководителя аварийно-спасательной службы.
III. Руководство аварийно-спасательными службами
3.1. Общее руководство аварийно-спасательными службами на территории Красночетайского района осуществляет глава администрации Красночетайского района - руководитель гражданской обороной Красночетайского района.
3.2. Непосредственное руководство службами осуществляют руководители этих служб.
3.3. Координация действий по предназначению и контроль за деятельностью аварийно-спасательных служб в мирное и военное время осуществляется отделом специальных программ администрации Красночетайского района.
IV. Задачи аварийно-спасательных служб
4.1. Задачи, организация и деятельность аварийно-спасательных служб определяются положениями о каждой конкретной службе, которые разрабатываются руководителями служб, согласовываются с отделом специальных программ администрации Красночетайского района и утверждаются главой администрации Красночетайского района.
4.2. Задачи и мероприятия, выполняемые спасательными службами при ведении военных конфликтов и (или) вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в мирное время, законодательно регламентируются Федеральным конституционным законом "О военном положении" от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ статья 9 и в статье 6 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
4.3. Основными задачами аварийно-спасательных служб, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:
4.3.1. В военное время:
- поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
- участие в спасении и эвакуации населения, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
- охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
- пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- участие в проведении иных мероприятий по обеспечению режима военного положения.
4.3.2. В мирное время:
- поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций (аварий);
- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций (аварий);
- ликвидация чрезвычайных ситуаций (аварий) на обслуживаемых объектах или территориях;
- участие в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (аварий) на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
- участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объема резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
- выработке предложений органам местного самоуправления, руководителям организаций по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, социальной защиты спасателей.
4.4. Основные задачи аварийно-спасательных служб по видам их деятельности.
4.4.1. Автотранспортная спасательная служба.
На спасательную службу возлагается:
- сбор и обобщение сведений по наличию транспорта в Красночетайском районе, в том числе остающегося после проведения мобилизационных мероприятий, и планирование его использования в интересах гражданской обороны, а также предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- максимальное использование возможностей всех видов транспорта и транспортных средств в целях организации эвакоперевозок в сжатые (короткие) сроки;
- приспособление грузовых транспортных средств для использования под массовые людские перевозки;
- обеспечение перевозок материалов для строительства защитных сооружений;
- обеспечение перевозки в пункты временного размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения из пострадавших населенных пунктов Красночетайского района при чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение устойчивой работы транспорта, организация ремонта транспортных средств, участвующих в выполнении эвакоперевозок;
- организация создания, использования и пополнения материально-технического резерва автотранспортной спасательной службы. Формирования (автомобильные колонны) создаются на базе автотранспортных организаций, автотранспорта других организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющих автотранспорт, а также из автотранспорта частных предпринимателей путем заключения с ними договоров.
4.4.2. Спасательная служба торговли и питания.
На спасательную службу возлагается:
- осуществление мероприятий по защите запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости;
- организация осуществления нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами в период мобилизации и в военное время;
- организация развертывания пунктов питания для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения, при выполнении АСДНР, а также обеспечение питанием пострадавшего населения;
- организация развертывания подвижных пунктов вещевого снабжения для обеспечения пострадавшего населения, отрядов первой медицинской помощи и санитарно-обмывочных пунктов бельем, одеждой и обувью;
- организация создания запасов продовольствия, вещевого имущества в целях обеспечения мероприятий гражданской обороны, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. К формированиям гражданской обороны службы относятся подвижные пункты питания, подвижные пункты продовольственного снабжения, подвижные пункты вещевого снабжения, базы снабжения, продовольственные магазины, вещевые и хозяйственные магазины независимо от формы собственности. В мирное время для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут заключаться соглашения (договора) на поставку материальных ресурсов с торгующими организациями, имеющими достаточное количество ассортимента необходимого резерва для обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.4.3. Спасательная служба энергоснабжения.
На спасательную службу возлагается:
- обеспечение устойчивой работы энергосетей в мирное и военное время;
- ликвидация аварий на энергетических сооружениях и сетях;
- обеспечение работы автономных источников электроэнергии и обеспечение ею действий формирований при проведении спасательных работ в зонах ЧС и в очагах поражения;
- организация и осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов и сетей энергоснабжения;
- обеспечение бесперебойного электроснабжения организаций, продолжающих работу в военное время;
- участие в разработке и осуществлении мероприятий по светомаскировке организаций, продолжающих работу в военное время. В службе создаются аварийно-технические команды, группы, звенья, формируемые на базе специализированных (профильных) организаций находящихся на территории Красночетайского района.
4.4.4. Спасательная служба теплоснабжения.
На спасательную службу возлагается:
- обеспечение устойчивой работы тепловых сетей в мирное и военное время;
- ликвидация аварий на тепловых сетях;
- обеспечение бесперебойного теплоснабжения организаций, продолжающих работу в военное время;
- организация и осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов и сетей теплоснабжения. В службе создаются аварийно-технические команды, группы, звенья, формируемые на базе специализированных (профильных) организаций находящихся на территории Красночетайского района.
4.4.5. Коммунально-техническая служба.
На спасательную службу возлагается:
- создание органов управления и формирований службы, организация оповещения и взаимодействия;
- организация и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы внутридомовых сетей коммунального хозяйства, и жилого фонда находящихся в управлении управляющих компаний;
- разработка планов и контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих устойчивую работу внутридомовых сетей коммунального хозяйства и жилого фонда;
- создание необходимых резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на внутридомовых сетях коммунального хозяйства и жилого фонда;
- организация обучения руководящего состава и специалистов службы. При возникновении угрозы военных конфликтов:
- оповещение органов управления и формирований спасательной службы ЖКХ;
- уточнение укомплектованности формирований службы личным составом, техникой и имуществом;
- уточнения плана мероприятий по гражданской обороне службы;
- проведение профилактических мероприятий, направленных на поддержание устойчивой работы внутридомовых сетей коммунального хозяйства и техническое состояние жилого фонда и подсобных помещений;
- организация и взаимодействие с органами управления муниципального звена ТП РСЧС в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- При ведении военных конфликтов:
- обеспечение устойчивой работы внутридомовых сетей коммунального хозяйства и обеспечение исправного состояния домового хозяйства;
- ликвидация аварий на внутридомовых сетях коммунального хозяйства и конструкциях жилого фонда;
- учет сил и средств, входящих в состав службы и организаций, привлекаемых для решения задач гражданской обороны, их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;
- защита личного состава, техники и имущества службы от поражающих факторов современных средств поражения, при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- при разрушениях жилого фонда, организация обеспечения пострадавших жильцов жилым фондом и обеспечение их первоочередным имуществом.
4.4.6. Противопожарная служба.
На службу возлагается:
- осуществление контроля за своевременным выполнением инженерно-технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости населенных пунктов и объектов экономики, локализацию и тушение пожаров при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, районе стихийных бедствий, а также при крупных авариях и катастрофах.
4.4.7. Медицинская служба.
На службу возлагается:
- осуществление совместно с санэпидемиологической службой медицинских мероприятий гражданской обороны, организация и осуществление лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения.
4.4.8. Служба охраны общественного порядка.
На службу возлагается:
- поддержание общественного порядка в населенных пунктах, на объектах экономики, в очагах поражения, местах сосредоточения людей и транспорта, на маршрутах их движения, а также для охраны собственности и организация комендантской службы.
4.4.9. Защита животных и растений.
На службу возлагается:
- обеспечение устойчивости работы сельскохозяйственного производства в военное время путем проведения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, источников воды и кормов;
- осуществление ветеринарной и фитопатологической разведки, ветеринарной обработки, лечения пораженных животных, обеззараживание посевов, пастбищ и продукции животноводства и растениеводства.
4.5. Служба оповещения и связи.
На службу возлагается:
- обеспечение органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций связью в мирное и военное время. Организация и контроль за обслуживанием средств связи, поддержание их в постоянной готовности. Организация технического обеспечения передачи и приёма сигнала оповещения по указаниям соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
4.5.1. Автодорожная служба.
На службу возлагается:
- проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку сил и средств. Обеспечение аварийно-спасательных формирований транспортными перевозками и инженерной техникой в ходе проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
V. Обязанности руководителей аварийно-спасательных служб
5.1. Обязанности руководителей спасательных служб:
- руководство деятельностью спасательных служб и выполнением поставленных перед ними задач осуществляют руководители этих спасательных служб. Общими обязанностями руководителей спасательных служб руководство рассредоточением сил и средств, входящих в состав спасательных служб при проведении АСДНР, а также размещением и порядком функционирования в военное время организаций, на базе которых созданы эти спасательные службы;
- организация разработки предложений руководителю гражданской обороны руководителю работ по ликвидации чрезвычайной ситуации для принятия решений на проведение АСДНР и выполнения других мероприятий гражданской обороны, а также при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организация взаимодействия с органами управления гражданской обороной и другими спасательными службами.
5.2. Указания вышестоящих руководителей спасательных служб являются обязательными для нижестоящих спасательных служб данной специализации.
VI. Управление аварийно-спасательными службами, организация их деятельности
6.1. Управление спасательными службами заключается в осуществлении постоянного руководства со стороны соответствующих начальников и их штабов подчиненными органами управления и формированиями, в обеспечении их готовности, организации деятельности и в направлении усилий на своевременное и успешное выполнение поставленных задач.
6.2. Планирование обеспечения мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС спасательными службами на мирное и военное время осуществляется на основе Плана гражданской обороны и защиты населения, Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Красночетайского района.
6.3. Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС спасательных служб на мирное и военное время, определяющие организацию и порядок выполнения ими специальных мероприятий ГО и защиты от ЧС при приведении их в готовность, разрабатываются руководителями служб. Организации, входящие в аварийно-спасательную службу, разрабатывают планы гражданской обороны и защиты от ЧС как структурные подразделения данной службы.
6.4. Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС служб ГО на военное и мирное время вводятся в действие главой администрации Красночетайского района - руководителем гражданской обороны в установленном порядке.
6.5. Организация работы штабов служб, порядок и сроки представления донесений, организация взаимодействия с другими службами, определяются соответствующими указаниями федеральных органов исполнительной власти и органов управления ГО.
6.6. Для обеспечения устойчивого управления руководителями служб оборудуются пункты управления.
VII. Порядок комплектования, материально-технического и финансового обеспечения аварийно-спасательных служб
7.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы Красночетайского района создаются на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы. Организации, создающие профессиональные аварийно-спасательные службы в соответствии со штатным расписанием и табелем оснащения специальной техникой и имуществом:
- разрабатывают штаты и табели оснащения формирования аварийно-спасательных служб специальной техникой и имуществом;
- укомплектовывают формирования аварийно-спасательных служб личным составом и имуществом;
- осуществляют подготовку и руководство деятельностью аварийно-спасательных служб;
- поддерживают аварийно-спасательные службы в состоянии постоянной готовности в соответствии с планами гражданской обороны и защиты от ЧС к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
7.2. Комплектование служб ГО личным составом, оснащение техникой и материальными средствами осуществляется руководителем аварийно-спасательных служб за счет организаций, на базе которых создаются службы.
7.3. Аварийно-спасательные службы оснащаются специальной техникой и имуществом, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7.5. Финансирование создания, подготовки и оснащения спасательных служб ГО осуществляется за счет финансовых средств организаций, предприятий и учреждений, создающих службы в соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 N 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне".
VIII. Документы, разрабатываемые аварийно-спасательными службами
8.1. Основными документами, разрабатываемыми аварийно-спасательными службами, являются:
а) приказ руководителя спасательной службы о создании штаба и сил спасательной службы;
б) штатно-должностной список спасательной службы;
в) функциональные обязанности должностных лиц спасательной службы;
г) план обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательной службы с приложениями:
- план-график работы руководителя спасательной службы при планомерном переводе ГО на военное время, при внезапном нападении противника и выполнении мероприятий ГО;
- организация управления спасательной службой (схема);
- календарный план перевода спасательной службы с мирного на военное время и обеспечение мероприятий ГО силами спасательной службы ГО;
- обеспечение мероприятий ГО силами спасательной службы (расчет);
- план связи и оповещения личного состава службы;
д) план спасательной службы по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с приложениями:
- карта возможной обстановки Красночетайского района при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- календарный план основных мероприятий службы ГО при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- решение руководителя службы ГО на ликвидацию ЧС (на карте, схеме);
- расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (схема);
е) план подготовки службы ГО на очередной год с приложениями:
- тематика учений и тренировок;
- перечень учебных групп, руководителей занятий;
- расписание занятий;
- журналы учета занятий;
ж) приказ руководителя службы ГО "Об итогах подготовки службы ГО за прошедший год и задачи на очередной год".
8.2. Формализованные документы:
- справка-доклад о состоянии службы ГО;
- проекты решений руководителя службы по обеспечению мероприятий ГО и ликвидации ЧС различного характера;
- образцы форм предложений руководителю ГО на выполнение мероприятий;
- образцы форм докладов на выполнение задач.
8.3. Документы, разрабатываемые спасательной службой ГО в ходе командно-штабных учений и тренировок:
- рабочая карта руководителя службы ГО по оперативно-тактическому заданию и последующей обстановке;
- предложения в решения руководителя ГО по виду деятельности службы ГО;
- распоряжения руководителя службы по обеспечению действий сил ГО, входящих в службу ГО;
- доклады, донесения о выполнении задач в соответствии с Табелем срочных донесений.
IX. Ответственность за готовность аварийно-спасательных служб
9.1. Ответственность за готовность органов управления, сил и средств, включаемых в состав спасательных служб, несут руководители служб, а также руководители организаций, на базе которых созданы эти службы и которые входят в нее как структурные подразделения.
9.2. При изменении форм собственности организаций с дальнейшим сохранением профиля их деятельности, на которые органами местного самоуправления было возложено создание аварийно-спасательных служб, данные обязанности закрепляются за новым правопреемником имущественных прав и обязанностей.
9.3. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Положения устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.