Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 15 февраля 2019 г. N Р-8
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"
Сроки реализации ведомственной целевой программы |
2019-2025 годы |
Разработчик ведомственной целевой программы |
Министерство просвещения Российской Федерации |
Участники ведомственной целевой программы |
Минкультуры России Минобрнауки России Минсельхоз России Минтруд России Управление делами Президента Российской Федерации МИД России |
Наименование государственной программы Российской Федерации |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" |
Реквизиты документа, которым утверждена ведомственная целевая программа |
Распоряжение Минпросвещения России от 15 февраля 2019 г. N Р-8 |
Цели ведомственной целевой программы и их значения по годам реализации |
Цель N 1. Обеспечение условий для обновления российского общего образования, соответствующего основным требованиям современного инновационного, социально ориентированного развития Российской Федерации, которое характеризуется в том числе увеличением численности обучающихся в образовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования до 100% в 2025 году: в 2019 году - 91 процент; в 2020 году - 96 процентов; в 2021 году - 100 процентов; в 2022 году - 100 процентов; в 2023 году - 100 процентов; в 2024 году - 100 процентов; в 2025 году - 100 процентов. |
Цель N 2. Внедрение новой системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогических работников, которая позволит им непрерывно повышать свои профессиональные компетенции и мастерство, а также позволит создать такой механизм оплаты труда, который будет стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы. Увеличение до 50 процентов к 2024 году и сохранение в 2025 году доли учителей, осуществляющих непрерывное повышение уровня профессионального мастерства и компетентности, в том числе: в 2019 году - 10 процентов; в 2020 году - 20 процентов; в 2021 году - 30 процентов; в 2022 году - 40 процентов; в 2023 году - 45 процентов; в 2024 году - 50 процентов; в 2025 году - 50 процентов. | |
Задачи ведомственной целевой программы |
Задача 1. Систематическое обновление содержания основного общего и среднего общего образования на основе концепций преподавания учебных предметов и предметных областей, внедрение новых методов обучения, обеспечивающих повышение качества основного общего и среднего общего образования. Задача 2. Поддержка и внедрение лучших практик организации и функционирования консультационных центров, способствующих повышению качества дошкольного образования для всех детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями родителей (законных представителей). Задача 3. Психолого-педагогическая поддержка развития и воспитания детей в возрасте до 3 лет, повышение качества реализации образовательных программ дошкольного образования (3-7 лет) и выравнивание стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста. Задача 4. Реализация мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня педагогических работников посредством обеспечения доступности качественного дополнительного профессионального образования, направленного на ликвидацию дефицитов, выявленных по итогам проведения аттестации на основе единых федеральных оценочных материалов. |
Параметры финансового обеспечения реализации ведомственной целевой программы |
Общий объем финансового обеспечения ведомственной целевой программы - 90 496 485,60 тыс. рублей, в том числе: на 2019 год - 9 098 618,70 тыс. рублей; на 2020 год - 8 748 032,40 тыс. рублей; на 2021 год - 14 529 966,90 тыс. рублей; на 2022 год - 14 529 966,90 тыс. рублей; на 2023 год - 14 529 966,90 тыс. рублей; на 2024 год - 14 529 966,90 тыс. рублей; на 2025 год - 14 529 966,90 тыс. рублей; из них: объем бюджетных ассигнований федерального бюджета - 89 786 974,00 тыс. рублей, в том числе: на 2019 год - 8 997 259,90 тыс. рублей; на 2020 год - 8 646 673,60 тыс. рублей; на 2021 год - 14 428 608,10 тыс. рублей; на 2022 год - 14 428 608,10 тыс. рублей*; на 2023 год - 14 428 608,10 тыс. рублей*; на 2024 год - 14 428 608,10 тыс. рублей*; на 2025 год - 14 428 608,10 тыс. рублей*; объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 709 511,6 тыс. рублей*, в том числе: на 2019 год - 101 358,8 тыс. рублей; на 2020 год - 101 358,8 тыс. рублей**; на 2021 год - 101 358,8 тыс. рублей**; на 2022 год - 101 358,8 тыс. рублей**; на 2023 год - 101 358,8 тыс. рублей**; на 2024 год - 101 358,8 тыс. рублей**; на 2025 год - 101 358,8 тыс. рублей**. |
______________________________
* - параметры будут уточнены в рамках подготовки федерального закона о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
** - параметры будут уточнены по результатам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, предусмотренного Мероприятиями 2, 4.
I. Основные цели и задачи ведомственной целевой программы
Целью N 1 ведомственной целевой программы (далее - ВЦП) является обеспечение условий для обновления российского общего образования, соответствующего основным требованиям современного инновационного, социально ориентированного развития Российской Федерации, которые характеризуются:
увеличением численности обучающихся в образовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования к 2025 году - 100 процентов;
увеличением доли муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, реализующих общеобразовательные программы с учетом концепций преподавания учебных предметов (предметных областей) к 2025 году - 100 процентов*(1);
увеличением доли воспитанников, получающих дошкольное образование в частных образовательных организациях, в общей численности детей, получающих дошкольное образование, к 2025 году - 1,8 процента;
увеличением доли образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программ дошкольного образования, имеющих консультационные центры, предоставляющие психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, в общем числе образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, к 2025 году - 47 процентов;
увеличением доли региональных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве региональных систем общего образования к 2025 году - 100 процентов.
Целью N 2 ВЦП является внедрение новой системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогических работников, которая позволит им непрерывно повышать свои профессиональные компетенции и мастерство, а также позволит создать такой механизм оплаты труда, который будет стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых талантливых педагогов.
Достижение цели характеризуется:
увеличением доли учителей, осуществивших непрерывное развитие профессионального мастерства, включающее обновление содержания программ повышения квалификации, до 50 процентов к 2024 году и сохранением достигнутого уровня в 2025 году;
сохранением численности учителей в количестве 1000 человек до 2025 года, которым выплачены премии за достижения в педагогической деятельности;
сохранением отношения средней заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций общего образования (из всех источников) к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в субъекте Российской Федерации к 2025 году на уровне 100%;
сохранением отношения средней заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации к 2025 году на уровне 100%.
Для достижения указанных целей ВЦП предполагается решение следующих задач:
внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология";
создание условий для реализации консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет;
психолого-педагогическая поддержка развития и воспитания детей в возрасте до 3 лет, повышение качества реализации образовательных программ дошкольного образования (3-7 лет) и выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста;
внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
Ответственные за достижение целей и задач ВЦП:
цель - Министерство просвещения Российской Федерации,
задачи - Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации.
II. Перечень ожидаемых результатов и целевых индикаторов ведомственной целевой программы
Ожидаемые результаты реализации ВЦП:
ВЦП является одним из инструментов эффективной реализации государственной политики в сфере общего образования. Реализация ВЦП будет способствовать непрерывному улучшению его качества и повышению эффективности, обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного общего образования.
ВЦП разработана для совершенствования современных механизмов и технологий общего образования и позволит осуществлять мониторинг, оценку и совершенствование нормативного правового регулирования в сфере общего образования.
Выполнение мероприятий ВЦП обеспечит:
создание в субъектах Российской Федерации инфраструктуры психологопедагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет;
ежегодную поддержку субъектов Российской Федерации, внедряющих современные модели поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
распространение и внедрение на всей территории Российской Федерации лучших результатов субъектов Российской Федерации реализующих современные модели поддержки школ с низкими результатами;
поддержку конкурсов образовательных инноваций (не менее 5 конкурсов ежегодно) по актуальным проблемам развития образования;
формирование инструментов и ресурсов поддержки конкретных инноваций по реализации стандартов, принятых в системе общего образования для не менее чем 463 школ;
правовые и финансовые механизмы реализации инновационных моделей образовательных организаций.
ВЦП будет способствовать реализации национальной системы учительского роста. Также ВЦП предусмотрено повышение социальной значимости и престижа педагогической профессии, в том числе посредством проведения всероссийских конкурсов "Учитель года России", "Воспитатель года России", "Директор года".
Кроме того, одним из ключевых результатов реализации ВЦП будет являться программа внедрения федерального государственного образовательного стандарта и совершенствования содержания и технологий общего образования, которая будет использоваться для обеспечения требований федерального государственного образовательного стандарта к кадровым, материально-техническим и информационно-методическим условиям реализации основной и адаптированной образовательных программ.
Целевые индикаторы:
Доля образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программ дошкольного образования, имеющих консультационные центры, предоставляющие психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, в общем числе образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программ дошкольного образования, процентов:
в 2019 году - 32 процента;
в 2020 году - 36 процентов;
в 2021 году - 40 процентов;
в 2022 году - 42 процента;
в 2023 году - 44 процента;
в 2024 году - 46 процентов;
в 2025 году - 47 процентов.
Удельный вес численности воспитанников, получающих дошкольное образование в частных образовательных организациях, в общей численности детей, получающих дошкольное образование:
в 2019 году - 1,6 процента;
в 2020 году - 1,6 процента;
в 2021 году - 1,6 процента;
в 2022 году - 1,7 процента;
в 2023 году - 1,7 процента;
в 2024 году - 1,7 процента;
в 2025 году - 1,8 процента.
Доля региональных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве региональных систем общего образования:
в 2019 году - 47 процентов;
в 2020 году - 60 процентов;
в 2021 году - 68 процентов;
в 2022 году - 76 процентов;
в 2023 году - 84 процента;
в 2024 году - 92 процента;
в 2025 году - 100 процентов.
Удельный вес численности обучающихся в образовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования, процентов:
в 2019 году - 91 процент;
в 2020 году - 96 процентов;
в 2021 году - 100 процентов;
в 2022 году - 100 процентов;
в 2023 году - 100 процентов;
в 2024 году - 100 процентов;
в 2025 году - 100 процентов.
Доля муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, реализующих общеобразовательные программы с учетом концепций преподавания учебных предметов (предметных областей).
в 2019 году - 41 процент*(2);
в 2020 году - 18 процентов;
в 2021 году - 34 процента;
в 2022 году - 55 процентов;
в 2023 году - 72 процента;
в 2024 году - 87 процентов;
в 2025 году - 100 процентов.
Численность учителей, которым выплачены премии за достижения в педагогической деятельности:
в 2019 году - 1000 человек;
в 2020 году - 1000 человек;
в 2021 году - 1000 человек;
в 2022 году - 1000 человек;
в 2023 году - 1000 человек;
в 2024 году - 1000 человек;
в 2025 году - 1000 человек.
Доля учителей, осуществивших непрерывное развитие профессионального мастерства, включающее обновление содержания программ повышения квалификации:
в 2019 году - 10 процентов;
в 2020 году - 20 процентов;
в 2021 году - 30 процентов;
в 2022 году - 40 процентов;
в 2023 году - 45 процентов;
в 2024 году - 50 процентов;
в 2025 году - 50 процентов.
Отношение средней заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации:
в 2019 году - 100 процентов;
в 2020 году - 100 процентов;
в 2021 году - 100 процентов;
в 2022 году - 100 процентов;
в 2023 году - 100 процентов;
в 2024 году - 100 процентов;
в 2025 году - 100 процентов.
Отношение средней заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций общего образования (из всех источников) к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в субъекте Российской Федерации:
в 2019 году - 100 процентов;
в 2020 году - 100 процентов;
в 2021 году - 100 процентов;
в 2022 году - 100 процентов;
в 2023 году - 100 процентов;
в 2024 году - 100 процентов;
в 2025 году - 100 процентов.
III. Перечень и краткое описание программных мероприятий
Принимая во внимание тот факт, что ВЦП реализуется в 2019-2025 годах, объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета - 89 786 974,00 тыс. рублей, в том числе: на 2019 год - 8 997 259,90 тыс. рублей; на 2020 год - 8 646 673,60 тыс. рублей; на 2021 год - 14 428 608,10 тыс. рублей; на 2022 год - 14 428 608,10 тыс. рублей; на 2023 год - 14 428 608,10 тыс. рублей; на 2024 год - 14 428 608,10 тыс. рублей; на 2025 год - 14 428 608,10 тыс. рублей (параметры на 2022-2025 гг. будут уточнены в рамках подготовки федерального закона о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период).
Мероприятие 1. Реализация организационно-методических моделей и стандарта в дошкольном образовании путем актуализации нормативно-методической и методологической базы, а также экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения
Мероприятием предусмотрено:
развитие информационно-технических ресурсов для мониторинга на федеральном уровне деятельности центров (служб) психолого-педагогической помощи;
методическое и экспертно-консультационное сопровождение и анализ деятельности центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольные образовательные организации.
Направления расходов:
обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов (КБК 073 0708 0220290019 241):
в 2019 году - 44 900,4 тыс. рублей;
в 2020 году - 0,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 0,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 0,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 0,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 0,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 0,0 тыс. рублей,
субсидии на реализацию проектов, обеспечивающих создание инфраструктуры центров (служб) помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, реализующих программы психолого-педагогической, диагностической, консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет (КБК 073 0709 0220262351 613; 073 0709 0220262351 623; 073 0709 0220262351 812):
в 2019 году - 49 206,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 54 197,7 тыс. рублей;
в 2021 году - 54 197,7 тыс. рублей;
в 2022 году - 54 197,7 тыс. рублей;
в 2023 году - 54 197,7 тыс. рублей;
в 2024 году - 54 197,7 тыс. рублей;
в 2025 году - 54 197,7 тыс. рублей,
обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов (КБК 073 0709 0220290019 244);
в 2019 году - 54 725,4 тыс. рублей;
в 2020 году - 58 523,3 тыс. рублей;
в 2021 году - 58 523,3 тыс. рублей;
в 2022 году - 58 523,3 тыс. рублей;
в 2023 году - 58 523,3 тыс. рублей;
в 2024 году - 58 523,3 тыс. рублей;
в 2025 году - 58 523,3 тыс. рублей.
Источники и объемы финансирования мероприятия указаны в приложении N 3 к ВЦП "Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Ответственные за реализацию мероприятия указаны в приложении N 2 к ВЦП "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Сроки реализации мероприятия: 2019-2025 годы.
Мероприятие 2. Поддержка региональных проектов по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
Мероприятием предусмотрено:
поддержка на основании отбора ежегодно не менее 20 субъектов Российской Федерации, внедряющих современные модели поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в сложных социальных условиях, распространены и внедрены результаты не менее чем в 70 субъектах Российской Федерации.
Направления расходов:
субсидии на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в субъектах Российской Федерации (КБК 073 0702 0220255380 521)
в 2019 году - 147 617,7 тыс. рублей;
в 2020 году - 162 593,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 162 593,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 162 593,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 162 593,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 162 593,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 162 593,0 тыс. рублей,
объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации:
в 2019 году - 43 982,2 тыс. рублей;
в 2020 году - 43 982,2 тыс. рублей;
в 2021 году - 43 982,2 тыс. рублей;
в 2022 году - 43 982,2 тыс. рублей;
в 2023 году - 43 982,2 тыс. рублей;
в 2024 году - 43 982,2 тыс. рублей;
в 2025 году - 43 982,2 тыс. рублей.
Источники и объемы финансирования мероприятия указаны в приложении N 3 к ВЦП "Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Ответственные за реализацию мероприятия указаны в приложении N 2 к ВЦП "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Сроки реализации мероприятия: 2019-2025 годы.
Мероприятие 3. Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов
Мероприятием предусмотрено:
поддержка конкурсов образовательных инноваций (не менее 5 конкурсов ежегодно) по актуальным проблемам развития образования, обеспечен комплексный мониторинг результативности поддержанных проектов;
формирование инструментов и ресурсов поддержки инноваций по реализации стандартов, принятых в системе общего образования, для не менее чем, 463 школ;
разработка правовых и финансовых механизмов реализации инновационных моделей образовательных организаций;
создание национальных методических сетей по распространению конкретных образовательных технологий (не менее 35 сетей).
Направления расходов:
субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании (КБК 073 0709 0220262354 613; 073 0709 0220262354 623; 073 0709 0220262354 812)
в 2019 году - 61 507,4 тыс. рублей;
в 2020 году - 67 747,2 тыс. рублей;
в 2021 году - 67 747,2 тыс. рублей;
в 2022 году - 67 747,2 тыс. рублей;
в 2023 году - 67 747,2 тыс. рублей;
в 2024 году - 67 747,2 тыс. рублей;
в 2025 году - 67 747,2 тыс. рублей.
Источники и объемы финансирования мероприятия указаны в приложении N 3 к ВЦП "Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Ответственные за реализацию мероприятия указаны в приложении N 2 к ВЦП "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Сроки реализации мероприятия: 2019-2025 годы.
Мероприятие 4. Поддержка региональных программ развития образования по обновлению технологий и содержания обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и концепциями преподавания учебных предметов (предметных областей)
Мероприятием предусмотрен:
ежегодный отбор субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции регионов - консультантов по совершенствованию образовательных технологий и внедрению федеральных государственных образовательных стандартов, концепций преподавания учебных предметов (предметных областей).
Направления расходов:
субсидии на модернизацию технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений в субъектах Российской Федерации (КБК 073 07090220255390 521):
в 2019 году - 216 813,4 тыс. рублей;
в 2020 году - 238 808,5 тыс. рублей;
в 2021 году - 238 808,5 тыс. рублей;
в 2022 году - 238 808,5 тыс. рублей;
в 2023 году - 238 808,5 тыс. рублей;
в 2024 году - 238 808,5 тыс. рублей;
в 2025 году - 238 808,5 тыс. рублей.
объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации:
в 2019 году - 57 376,6 тыс. рублей;
в 2020 году - 57 376,6 тыс. рублей;
в 2021 году - 57 376,6 тыс. рублей;
в 2022 году - 57 376,6 тыс. рублей;
в 2023 году - 57 376,6 тыс. рублей;
в 2024 году - 57 376,6 тыс. рублей;
в 2025 году - 57 376,6 тыс. рублей.
Источники и объемы финансирования мероприятия указаны в приложении N 3 к ВЦП "Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Ответственные за реализацию мероприятия указаны в приложении N 2 к ВЦП "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Сроки реализации мероприятия: 2019-2025 годы.
Мероприятие 5. Формирование комплексного подхода к модернизации системы повышения профессионального уровня педагогических и руководящих кадров общего образования
Мероприятием предусмотрено:
разработка единых федеральных оценочных материалов (далее - ЕФОМ);
разработка новой модели аттестации учителей на основе оценки их квалификации (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) требованиям профессионального стандарта педагога "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования посредством ЕФОМ;
создание базы данных с перечнем предметных, методических, психолого- педагогических и коммуникативных компетенций учителей, ранжированных по уровням владения ими;
реализация плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию и введению национальной системы учительского роста;
проведение всероссийских конкурсов "Учитель года России", "Воспитатель года России", "Директор года";
обеспечение ежегодной выплаты премий за достижения в педагогической деятельности для 1 000 педагогических работников общего образования;
обеспечение ежегодных выплат премий Правительства Российской Федерации в области образования.
Направления расходов:
обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов (КБК 073 0709 0220290019 244):
в 2019 году - 32 000,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 37 000,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 37 000,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 37 000,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 37 000,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 37 000,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 37 000,0 тыс. рублей,
денежное поощрение лучших учителей (КБК 073 0702 0220293489 350):
в 2019 году - 200 000,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 200 000,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 200 000,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 200 000,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 200 000,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 200 000,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 200 000,0 тыс. рублей,
премии Правительства Российской Федерации в области образования (КБК 075 0709 0220230490 244; 075 0709 0220230490 330):
в 2019 году - 21 303,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 21 303,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 21 303,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 21 303,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 21 303,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 21 303,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 21 303,0 тыс. рублей.
Источники и объемы финансирования мероприятия указаны в приложении N 3 к ВЦП "Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Ответственные за реализацию мероприятия указаны в приложении N 2 к ВЦП "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Сроки реализации мероприятия: 2019-2025 годы.
Мероприятие 6. Модернизация инфраструктуры организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дошкольного образования
Мероприятием предусмотрено:
создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность дошкольного образования независимо от места проживания обучающихся (реконструкция зданий, строений, сооружений и (или) материально-техническое оснащение, и (или) создание условий для получения общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Направления расходов:
субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (КБК 073 0701 0220251120 522*(3)):
в 2019 году - 188 030,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 0,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 5 658 420,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 5 658 420,0 тыс. рублей;*(4)
в 2023 году - 5 658 420,0 тыс. рублей; *(4)
в 2024 году - 5 658 420,0 тыс. рублей;*(4)
в 2025 году - 5 658 420,0 тыс. рублей, *(4)
создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры, и иных объектов (КБК 303 0701 0220294009 414):
в 2019 году - 219 892,1 тыс. рублей;
в 2020 году - 73 700,9 тыс. рублей;
в 2021 году - 0,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 0,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 0,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 0,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 0,0 тыс. рублей.
Источники и объемы финансирования мероприятия указаны в приложении N 3 к ВЦП "Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Ответственные за реализацию мероприятия указаны в приложении N 2 к ВЦП "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Сроки реализации мероприятия: 2019-2025 годы.
Мероприятие 7. Реализация образовательных программ дошкольного и общего образования
Мероприятием предусмотрено:
повышение конкурентоспособности российского образования, обновление кадрового потенциала преподавательского и административного состава, обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся и их участия в территориально-распределенных сетевых образовательных программах, социальной ориентированности мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ограниченными возможностями здоровья или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению общего образования, в том числе в образовательных организациях, расположенных в различных субъектах Российской Федерации;
проведение научных исследований, включающих научно-образовательное, организационно-методическое и мониторинговое сопровождение образовательных программ дошкольного и общего образования;
сохранение средней заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций на уровне 100% к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации;
сохранение средней заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций общего образования (из всех источников) на уровне 100% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в субъекте Российской Федерации.
Направления расходов:
обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений (КБК 073 0708 0220290059 611; 073 0709 0220290059 611; 073 0709 0220290059 612):
в 2019 году - 257 877,4 тыс. рублей;
в 2020 году - 261 136,3 тыс. рублей;
в 2021 году - 264 247,1 тыс. рублей;
в 2022 году - 264 247,1 тыс. рублей;
в 2023 году - 264 247,1 тыс. рублей;
в 2024 году - 264 247,1 тыс. рублей;
в 2025 году - 264 247,1 тыс. рублей,
в том числе:
реализующих образовательные программы дошкольного образования (КБК 073 0701 0220290059 611; 075 0701 0220290059 611; 075 0701 0220290059 612; 082 0701 0220290059 611; 082 0701 0220290059 612; 149 0701 0220290059 611; 303 0701 0220290059 611; 303 0701 0220290059 612; 310 0701 0220290059 611):
в 2019 году - 1 038 362,7 тыс. рублей;
в 2020 году - 1 076 350,3 тыс. рублей;
в 2021 году - 1 130 197,3 тыс. рублей;
в 2022 году - 1 130 197,3 тыс. рублей;
в 2023 году - 1 130 197,3 тыс. рублей;
в 2024 году - 1 130 197,3 тыс. рублей;
в 2025 году - 1 130 197,3 тыс. рублей,
реализующих образовательные программы общего образования (КБК 054 0702 0220290059 611; 054 0702 0220290059 612; 073 0702 0220264790 863; 073 0702 0220290059 611; 073 0702 0220290059 621; 075 0702 0220290059 611; 075 0702 0220290059 621; 149 0702 0220290059 611; 303 0702 0220290059 611; 303 0702 0220290059 612; 310 0702 0220290058 111; 310 0702 0220290058 119; 310 0702 0220290058 244; 310 0702 0220290059 611; 310 0702 0220290059 612; 310 0702 0220290059 852):
в 2019 году - 6 461 043,6 тыс. рублей;
в 2020 году - 6 391 326,6 тыс. рублей;
в 2021 году - 6 531 584,2 тыс. рублей;
в 2022 году - 6 531 584,2 тыс. рублей;
в 2023 году - 6 531 584,2 тыс. рублей;
в 2024 году - 6 531 584,2 тыс. рублей;
в 2025 году - 6 531 584,2 тыс. рублей.
Источники и объемы финансирования мероприятия указаны в приложении N 3 к ВЦП "Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Ответственные за реализацию мероприятия указаны в приложении N 2 к ВЦП "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Сроки реализации мероприятия: 2019-2025 годы.
Мероприятие 8. Выполнение социальных обязательств государства в части выплаты компенсации жителям Крайнего Севера, а также педагогам государственных образовательных организаций, проживающим в сельской местности, ежемесячные компенсационные выплаты матерям, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового найма с организациями
Мероприятием предусмотрено обеспечение выплат:
на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности.
Направления расходов:
выполнение социальных обязательств государства в части выплаты компенсации жителям Крайнего Севера (КБК 075 0701 0220293987 612;)
в 2019 году - 1 300,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 1 300,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 1 300,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 1 300,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 1 300,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 1 300,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 1 300,0 тыс. рублей,
компенсация расходов педагогам государственных образовательных организаций, проживающим в сельской местности (КБК 073 0702 0220293997 612; 303 0702 0220293997 612; 303 0701 0220293997 612; 310 0702 0220293997 612)
в 2019 году - 1 694,4 тыс. рублей;
в 2020 году - 2 680,80 тыс. рублей;
в 2021 году - 2 686,80 тыс. рублей;
в 2022 году - 2 686,80 тыс. рублей;
в 2023 году - 2 686,80 тыс. рублей;
в 2024 году - 2 686,80 тыс. рублей;
в 2025 году - 2 686,80 тыс. рублей.
Источники и объемы финансирования мероприятия указаны в приложении N 3 к ВЦП "Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Ответственные за реализацию мероприятия указаны в приложении N 2 к ВЦП "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Сроки реализации мероприятия: 2019-2025 годы.
IV. Порядок управления реализацией ведомственной целевой программой
Руководителем ВЦП является Министр просвещения Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение ВЦП финансовых средств.
Разработчиком ВЦП является Министерство просвещения Российской Федерации.
Министерство просвещения Российской Федерации:
несет ответственность за достижение показателей, характеризующих степень реализации мероприятий, ответственным за выполнение которых является;
обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий, ответственным за выполнение которых является;
проводит мониторинг реализации ВЦП и расходования бюджетных средств;
несет ответственность за своевременную и качественную реализацию ВЦП;
готовит аналитические материалы о ходе реализации ВЦП;
осуществляет ведение отчетности реализации ВЦП;
готовит при необходимости в установленном порядке предложения об уточнении мероприятий ВЦП на очередной финансовый год, уточняет затраты на реализацию мероприятий ВЦП, а также механизм ее выполнения.
Участниками ВЦП являются Минкультуры России, Минобрнауки России, Минсельхоз России, Минтруд России, Управление делами Президента Российской Федерации, МИД России (далее - федеральные органы исполнительной власти - участники ВЦП).
Федеральные органы исполнительной власти - участники ВЦП:
несут ответственность за достижение показателей, характеризующих степень реализации мероприятий, ответственными за выполнение которых являются;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий, ответственными за выполнение которых они являются;
представляют разработчику ВЦП статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий ВЦП;
участвуют в подготовке аналитических материалов о ходе работ по реализации ВЦП, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств;
участвуют в ведении отчетности о ходе реализации ВЦП.
Распределение федеральных органов исполнительной власти - участников ВЦП, ответственных за реализацию конкретных мероприятий, указаны в приложении N 2 к ВЦП "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования".
Для обеспечения эффективного управления реализацией ВЦП и контроля за ходом ее выполнения Министерство просвещения Российской Федерации привлекает при необходимости внешних исполнителей по отдельным направлениям работ (независимая экспертиза, аудит, статистические исследования, маркетинговые исследования и другие виды работ).
Отбор исполнителей (поставщиков, подрядчиков) мероприятий ВЦП осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
V. Срок реализации ведомственной целевой программы
ВЦП планируется к реализации в 2019-2025 годах.
______________________________
*(1) До 2020 года наименование показателя: "Доля учителей, освоивших методику преподавания по метапредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей, процентов".
*(2) До 2020 года наименование показателя: "Доля учителей, освоивших методику преподавания по метапредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей, процентов".
*(3) Указанные бюджетные ассигнования предусмотрены Минпросвещения России на осуществление капитальных вложений на софинансирование мероприятий по модернизации дошкольного образования Республики Крым и г. Севастополя в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года" (далее - ФЦП "Крым"), планируемой к включению в ГПРО.
*(4) - параметры будут уточнены в рамках подготовки федерального закона о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Пояснительная записка к ведомственной целевой программе "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"
I. Обоснование необходимости реализации ведомственной целевой программы
Настоящая ведомственная целевая программа (далее - ВЦП) разработана во исполнение пункта 10 Правил разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1242 "О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239 "Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" (в ред. от 23 февраля 2018 г. N 196).
ВЦП "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования" реализуется в рамках направления (подпрограммы) "Содействие развитию дошкольного и общего образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (далее - ГПРО).
На современном этапе развития Российской Федерации образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности государства.
Содержание образования - важнейшая составляющая образовательной системы, и его совершенствование является одной из приоритетных государственных задач.
Необходимым условием внедрения нового содержания и технологий общего образования являются компетентные педагогические и руководящие кадры.
При этом развитие кадрового потенциала системы общего образования невозможно без повышения социального престижа педагогического труда. Необходимость решения данной задачи вызвана тем, что рост профессионализма и социального престижа учителя должен быть обеспечен системно.
Отсюда особое внимание к вопросам оценки профессиональной деятельности педагогов и их деловых качеств, то есть основным вопросам аттестации педагогических работников, которую предлагается модернизировать в рамках работ по формированию и введению национальной системы учительского роста с акцентом на выстраивание объективной и "прозрачной" оценки квалификации учителей с использованием единых федеральных оценочных материалов.
Основные цели, задачи и прогнозируемые показатели реализации ВЦП определены на основе следующих нормативных правовых актов:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной экономической политике";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537);
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212);
Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2017 г.).
ВЦП "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования" соответствует целям ГПРО "Качество образования" и "Доступность образования".
Срок решения задач ВЦП соответствует сроку достижения соответствующей цели.
Внесение предложений по изменениям в ВЦП, и предоставление отчетности, включая формы предоставления, осуществляется участниками ВЦП ежеквартально, а также по запросу Министерства просвещения Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации - соисполнители ВЦП (Минкультуры России, Минобрнауки России, Минсельхоз России, Минтруд России, Управление делами Президента Российской Федерации, МИД России) осуществляют взаимодействие с Минпросвещения России для решения задачи 1, в части государственного задания, задачи 2 в части создания условий для реализации консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет, задачи 4 в части сохранения на уровне 100% средней заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного и общего образования.
Состав участников ВЦП сформирован на основании закрепления за органами исполнительной власти Российской Федерации полномочий координации деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного и общего образования, подведомственных соответствующим органам исполнительной власти Российской Федерации.
II. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации ВЦП
Наиболее значимыми социально-экономическими эффектами реализации программы станут:
создание инструментария взаимодействия всех субъектов выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития лиц, проявивших выдающиеся способности, определенных Правилами выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 1239;
повышение уровня доступности возможностей для развития своих талантов и активности, находящихся в различных социально-экономических условиях детей;
создание инфраструктуры с полнофункциональной образовательной высокотехнологической средой со всей совокупностью технологических, учебно-методических и организационных решений, обеспечивающих выявление и дальнейшее развитие лиц, проявивших выдающиеся способности;
распространение передового опыта лучших учителей, педагогических коллективов России, способствующего выявлению и поддержке лиц, проявивших выдающиеся способности, в том числе в системе дополнительного образования детей.
выявление, развитие и поддержка перспективных руководителей, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств и управленческих компетенций.
Наиболее существенным внешним фактором, влияющими на перспективы развития образования в Российской Федерации, является инертность системы образования.
Образование формируется как система социальных отношений субъектов общественной жизни, возникающих по поводу передачи устойчивых форм социального опыта в виде информации, знаний и представлений о нем и формирования умений личности создавать новый социальный опыт на основе ценностных представлений о человеке и обществе.
Образование испытывает на себе влияние всех сфер общественной жизни, являясь в той или иной мере сферой интересов всех социальных общностей, каждой личности. Вместе с тем оно обеспечивает обратную связь со всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, культурой. Это означает, что образование испытывает на себе социальное давление этих подсистем, что и обусловливается инерционный характер образования.
Кроме того, к внешним факторам можно отнести кризисные явления в мировой и российской экономике; демографические и миграционные процессы и тенденции.
К внутренним факторам, влияющим на состояние и развитие системы дошкольного и общего образования в Российской Федерации, необходимо отнести:
государственные программы развития приоритетных отраслей экономики и регионов страны;
"старение" педагогических работников дошкольных и общеобразовательных организаций;
недостаточное финансирование для различных аспектов функционирования образовательных организаций, затрудняющих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов.
Серьезным негативным фактором, влияющим на способность выполнения системой дошкольного и общего образования поставленных перед ней задач, являются невысокий уровень оплаты на рынке труда и с недостаточно эффективной системой профессиональной ориентации и консультирования молодежи и взрослого населения.
На стадии формирования находится и общероссийская система оценки качества образования, не обеспечена информационная открытость результатов деятельности образовательных организаций на основе мониторинга образования.
Слабость обратной связи является барьером для развития конкуренции, повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Появляется угроза фрагментарности и нескоординированности действий, несистемности и отсутствия достоверной и актуальной информации для формирования и продвижения государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, отставания ряда регионов в реализации новых организационно-экономических механизмов, новых подходов к обучению и воспитанию.
ВЦП будет способствовать:
Реализации организационно-методических моделей и стандарта в дошкольном образовании посредством:
актуализации нормативно-методической и методологической базы;
экспертно-аналитического сопровождения нормативно-методической и методологической базы;
создания условий для реализации консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Повышению качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации пилотных региональных проектов и распространения их результатов. В рамках мероприятия предусматриваются:
реализация пилотных проектов по повышению качества образования; модернизация нормативно-методической базы;
распространение на все регионы лучших практик работы.
Создание сети школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, путем конкурсной поддержки школьных инициатив и сетевых проектов. В рамках данного мероприятия предусматриваются:
формирование инструментов и ресурсов поддержки инноваций по реализации стандартов, принятых в системе общего образования для не менее чем 463 школ;
отработка и готовность к распространению модели использования в школах новых технологий обучения и воспитания;
поддержка региональных программ модернизации сети (формирование эффективных сетей) общеобразовательных организаций;
создание не менее 35 национальных методических сетей по распространению конкретных образовательных технологий.
Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) путём разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. В рамках мероприятия предусматриваются:
реализация положений Концепции развития математического образования в Российской Федерации;
создание и реализация Концепции модернизации образования, обновление содержания образования в сфере русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии;
создание сетевых методических объединений учителей по предметным областям математики, русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии.
Обеспечение роста качества педагогических кадров в школах путем конкурсной поддержки региональных программ и экспертно-аналитического сопровождения таких программ. В рамках мероприятия предусматриваются:
внедрение во всех регионах оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками;
реализация нового стандарта профессиональной деятельности, включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей;
реализация пилотных проектов привлечения и закрепления в школах лучших выпускников вузов и талантливых педагогов, выделение и распространение лучших практик.
В ВЦП особое внимание уделяется вопросу сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а также самих образовательных организаций. При реализации данного вопроса возрастает роль создания и развития социально-профессиональных сетей, в которых будет осуществляться обмен опытом и выдвижение образовательных инициатив на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также отдельных образовательных организаций. Вопрос сетевого взаимодействия для системы образования впервые был обозначен в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 15).
III. Оценка рисков реализации ВЦП
В качестве основных рисков по реализации ВЦП могут выступать:
Неэффективное использование финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на образование.
Сокращение ранее выделенного бюджетного финансирования ВЦП в процессе ее реализации. В этом случае потребуется реструктуризировать ВЦП, разработать и реализовать механизмы приостановки уже начатых изменений.
Неэффективное управление ВЦП (риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения ВЦП; риск отсутствия необходимой координации при реализации ВЦП).
Риск несвоевременного принятия нормативных правовых документов, необходимых для достижения цели и решения задач ВЦП.
На решение задач и достижение целевых индикаторов ВЦП также оказывают влияние следующие внешнеполитические и макроэкономические риски.
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов ведомственной целевой программы от первоначально запланированных, можно отнести:
обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие сокращения ранее выделенного бюджетного финансирования ведомственной целевой программы в процессе ее реализации. В этом случае потребуется реструктуризация ведомственной целевой программы, разработка и реализация механизма приостановки уже начатых изменений;
рост цен на выполнение работ, оказание услуг по проведению экспертно-организационного и информационно-технического сопровождения мероприятий Программы, проведению мониторинга, разработке (модернизации) информационных систем, необходимых для обеспечения реализации ведомственного проекта, сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции. В этом случае также потребуется реструктуризация ведомственной целевой программы, разработка и реализация механизма приостановки уже начатых изменений.
Указанные риски не могут быть спрогнозированы.
К числу основных причин наступления указанных рисков реализации ВЦП могут быть отнесены негативные макроэкономические процессы снижения темпов роста и рецессия российской экономики в целом и ее отдельных отраслей на фоне сохраняющейся зависимости бюджетных доходов от колебаний цен на энергоносители на мировых рынках. Следует отметить, что на данные макроэкономические процессы могут оказать дополнительное негативное воздействие политические процессы, связанные с продолжающимися санкционными мерами давления на финансовый, банковский и энергетический сектора российской экономики.
Одним из важнейших факторов снижения выше указанных рисков является своевременная разъяснительная работа среди населения, его информирование о целях, задачах и ходе реализации ВЦП, проведение социологических измерений и работа по формированию позитивного общественного мнения, вовлечение работодателей, родителей, средств массовой информации и иных заинтересованных групп в управление системой образования.
Предотвращение возникновения рисков также будет достигаться путем проведения мониторинга хода реализации ВЦП в целях своевременного определения возникающих трудностей и недостатков, принятия соответствующих управленческих решений. Важным фактором предупреждения возможных рисков будет являться также обеспечение публичности и информационной открытости программы.
Предполагается, что реализация Программы позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Российской Федерации.
IV. Общая оценка вклада ВЦП в достижение цели государственной программы
ВЦП "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования" соответствует целям ГПРО "Качество образования" и "Доступность образования".
Показатели ведомственной программы оказывают непосредственное влияние на достижение целей и показателей государственной программы.
В частности прямое влияние на достижение цели "Качество образования" оказывает показатель увеличение доли региональных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве региональных систем общего образования до 100% в 2025 году, в том числе:
в 2019 году - 47 процентов;
в 2020 году - 60 процентов;
в 2021 году - 68 процентов;
в 2022 году - 76 процентов;
в 2023 году - 84 процента;
в 2024 году - 92 процента;
в 2025 году - 100 процентов.
На достижение цели ГПРО "Доступность образования" непосредственное влияние оказывает Мероприятие 6. Модернизация инфраструктуры организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Реализация указанного мероприятия обеспечит доступность дошкольного и общего образования за счет модернизации инфраструктуры организаций (проведения капитального ремонта и (или) реконструкции зданий, строений, сооружений, и (или) материально-технического оснащения, и (или) создания условий для получения общего образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
V. Обоснование объемов бюджетных ассигнований на реализацию ВЦП
Финансовое обеспечение ВЦП осуществляется в 2019-2025 годах за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, общий объем составит - 90 496 485,60 тыс. рублей, в том числе:
на 2019 год - 9 098 618,70 тыс. рублей;
на 2020 год - 8 748 032,40 тыс. рублей;
на 2021 год - 14 529 966,90 тыс. рублей;
на 2022 год - 14 529 966,90 тыс. рублей;
на 2023 год - 14 529 966,90 тыс. рублей;
на 2024 год - 14 529 966,90 тыс. рублей;
на 2025 год - 14 529 966,90 тыс. рублей
из них:
объем бюджетных ассигнований федерального бюджета - 89 786 974,00 тыс. рублей, в том числе:
на 2019 год - 8 997 259,90 тыс. рублей;
на 2020 год - 8 646 673,60 тыс. рублей;
на 2021 год - 14 428 608,10 тыс. рублей;
на 2022 год - 14 428 608,10 тыс. рублей*;
на 2023 год - 14 428 608,10 тыс. рублей*;
на 2024 год - 14 428 608,10 тыс. рублей*;
на 2025 год - 14 428 608,10 тыс. рублей*
объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 709 511,6 тыс. рублей*, в том числе:
на 2019 год - 101 358,8 тыс. рублей;
на 2020 год - 101 358,8 тыс. рублей**;
на 2021 год - 101 358,8 тыс. рублей**;
на 2022 год - 101 358,8 тыс. рублей**;
на 2023 год - 101 358,8 тыс. рублей**;
на 2024 год - 101 358,8 тыс. рублей**;
на 2025 год - 101 358,8 тыс. рублей**
Указанные объемы бюджетных ассигнований на реализацию ВЦП необходимы для реализации предусмотренных программных мероприятий, а также для достижения целей программы и целевых индикаторов.
В случае сокращения средств федерального бюджета на реализацию ведомственной целевой программы потребуется корректировка и сокращение предусмотренных программных мероприятий.
Мероприятие 1. Реализация организационно-методических моделей и стандарта в дошкольном образовании путем актуализации нормативно-методической и методологической базы, а также экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения.
В рамках Мероприятия планируется ежегодно, по итогам конкурсного отбора предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам на реализацию проектов, обеспечивающих создание инфраструктуры центров (служб) помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, реализующих программы психолого-педагогической, диагностической, консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет.
Общий объем финансового обеспечения Мероприятия 1 составит - 825 157,8 тыс. рублей.
Мероприятие 2. Поддержка региональных проектов по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
В рамках Мероприятия 2 планируется ежегодно, по итогам отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих современные модели поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в сложных социальных условиях, обеспечить софинансирование субсидии на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в субъектах Российской Федерации.
Общий объем финансового обеспечения Мероприятия 2 составит - 1 431 051,1 тыс. рублей, из них: объем бюджетных ассигнований федерального бюджета - 1 123 175,7 тыс. рублей; объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 307 875,4 тыс. рублей.
Мероприятие 3. Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов.
В рамках Мероприятия 3 планируется ежегодно, по итогам конкурсного отбора общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования предоставление грантов в форме субсидии юридическим лицам на реализацию программ инновационной деятельности по отработке новых технологий и содержания обучения и воспитания.
Объем финансового обеспечения Мероприятия 3 из федерального бюджета составит - 467 990,6 тыс. рублей.
Объемы финансирования за счет внебюджетных источников и бюджетных средств субъектов Российской Федерации могут быть определены только после проведения соответствующего конкурсного отбора, так как сведения об указанных источниках отражаются, согласно требованиям конкурсной документации, утверждаемой Минпросвещения России, в заявках общеобразовательных организаций.
Мероприятие 4. Поддержка региональных программ развития образования по обновлению технологий и содержания обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и концепциями преподавания учебных предметов (предметных областей).
В рамках Мероприятия 4 планируется ежегодно, по итогам отбора субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции регионов - консультантов по внедрению федерального государственного образовательного стандарта и совершенствованию содержания образования и образовательных технологий, обеспечить софинансирование субсидии на модернизацию технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений в субъектах Российской Федерации.
Общий объем финансового обеспечения Мероприятия 4 составит - 2 051 300,6 тыс. рублей, из них: объем бюджетных ассигнований федерального бюджета - 1 649 664,4 тыс. рублей; объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 401 636,2 тыс. рублей.
Мероприятие 5. Формирование комплексного подхода к модернизации системы повышения профессионального уровня педагогических и руководящих кадров общего образования.
Предусмотрено обеспечение расходов на реализацию плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию и введению национальной системы учительского роста, в том числе на:
разработку единых федеральных оценочных материалов (далее - ЕФОМ);
разработку новой модели аттестации учителей на основе оценки их квалификации (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) требованиям профессионального стандарта педагога "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования посредством ЕФОМ;
создание базы данных с перечнем предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций учителей, ранжированных по уровням владения.
Также в рамках мероприятия 5. предусмотрено финансовое обеспечение проведения всероссийских конкурсов: "Учитель года России", "Воспитатель года России", "Директор года".
Всероссийский конкурс "Учитель года России" проводится ежегодно с 1989 года. Целью конкурса являются выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя.
Всероссийский профессиональный конкурс "Воспитатель года России" проводится ежегодно с 2010 года. Целью конкурса является профессиональное и личностное развитие педагогических работников дошкольного образования, выявление и поддержка наиболее талантливых педагогов, распространение их лучших практик на всей территории России. Учредителями Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России" выступают Министерство просвещения Российской Федерации и Общероссийский Профсоюз образования.
Кроме того во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N 679 "О премиях лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности" (ранее Указ Президента Российской Федерации от 28 января 2010 г. N 117 "О денежном поощрении лучших учителей", утратил силу 27 ноября 2018 г.), в целях стимулирования учителей к совершенствованию преподавательской и воспитательной деятельности, развития их творческого и профессионального потенциала, ежегодно предусмотрена выплата 1 тыс. премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности (ранее денежных поощрений) в размере 200 тыс. рублей каждая.
Объем бюджетных ассигнований по Мероприятию 5 на 2019-2025 годы составит 1 803 121,0 тыс. рублей.
Мероприятие 6. Модернизация инфраструктуры организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Предусмотрено обеспечение расходов:
на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность дошкольного и общего образования независимо от места проживания обучающихся (проведение капитального ремонта и (или) реконструкция зданий, строений, сооружений, и (или) материально-техническое оснащение, и (или) создание условий для получения общего образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объем субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (КБК 073 0701 0220251120 522) и на создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры, и иных объектов (КБК 303 0701 0220294009 414) рассчитан в соответствии с Приказом Минфина России от 20 июня 2018 г. N 139н "Об утверждении форм обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений".
Объем бюджетных ассигнований по Мероприятию 6 на 2019-2025 годы составит 28 773 723,0 тыс. рублей.
Мероприятие 7. Реализация образовательных программ дошкольного и общего образования.
Предусмотрено обеспечение расходов:
на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования за счет средств федерального бюджета в общем объеме финансового обеспечения - 55 116 239,9 тыс. рублей.
Стоимость обеспечения государственного задания на предоставление государственных услуг по реализации образовательных программ дошкольного и общего образования организациями, подведомственными Министерство культуры Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации рассчитана в соответствии с пунктом 28 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226; 2016, N 24, ст. 3525; N 42, ст. 5926; N 46, ст. 6468; 2017, N 38, ст. 5636; N 51 ст. 7812; 2018, N 30 ст. 4751).
Нормативные затраты определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) учреждениями.
Нормативные затраты на соответствующий финансовый год (Nw) рассчитываются по следующей формуле:
,
где:
Nw - нормативные затраты на выполнение w-й работы на соответствующий финансовый год;
Gj - нормативные затраты, определенные для j-й группы затрат на единицу работы на соответствующий финансовый год, где j - соответствующая группа затрат.
При определении нормативных затрат на выполнение работы применяются показатели материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работы, по видам затрат исходя из нормативов их потребления, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами выполнения работ в установленной сфере, или на основе усреднения показателей деятельности федерального государственного учреждения, которое имеет минимальный объем указанных затрат на выполнение работы в установленной сфере, или на основе медианного значения по федеральным государственным учреждениям, выполняющим работу в установленной сфере деятельности).
Мероприятие 8. Выполнение социальных обязательств государства в части выплаты компенсации жителям Крайнего Севера, а также педагогам государственных образовательных организаций, проживающим в сельской местности, ежемесячные компенсационные выплаты матерям, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового найма с организациями.
Предусмотрено обеспечение выплат на:
компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности.
Обеспечение социальных гарантий и льгот педагогическим и научно-педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций дошкольного и общего образования ведется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 1 данного Федерального закона размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
VI. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации на ежегодной основе, исходя из степени достижения целевых индикаторов и показателей Программы.
Оценка эффективности осуществляется по результатам мониторинга реализации Программы на основе отчетных форм и в соответствии с регламентом их предоставления. Форма отчетности и регламент мониторинга будут разработаны в 2019 году.
VII. Методика оценки эффективности ВЦП
Эффективность ВЦП определяется по результатам степени достижения ожидаемых результатов реализации ВЦП, которая может быть рассчитана на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых показателей (индикаторов) с их плановыми значениями.
Сопоставление значений целевых показателей (индикаторов) производится по каждому целевому показателю (индикатору), приведенному в разделе II ВЦП.
Оценка эффективности реализации ВЦП (Ei) определяется на основе расчетов по формуле:
,
где:
Ti - фактическое значение i-го показателя (индикатора), достигнутое в ходе реализации ВЦП;
Tni - нормативное (плановое) значение i-го показателя (индикатора), утвержденное ВЦП.
m - количество целевых показателей (индикаторов).
По результатам расчета оценки эффективности реализации ВЦП в целом (Ei) делается вывод об эффективности реализации ВЦП:
значение показателя Ei более 110% - эффективность реализации ВЦП более высокая по сравнению с запланированной;
значение показателя Ei от 95% до 110% - эффективность реализации ВЦП соответствует запланированным результатам при запланированном объеме расходов;
значение показателя Ei ниже 95% - эффективность реализации ВЦП ниже запланированной.
______________________________
* - параметры будут уточнены в рамках подготовки федерального закона о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
** - параметры будут уточнены по результатам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, предусмотренного мероприятиями 2, 4.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.