Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Стратегический анализ социально-экономического развития Шушенского района
1.1. Общая информация о муниципальном образовании.
Шушенский район Красноярского края образован в январе 1944 года. Поселок городского типа Шушенское с 1944 г. действует в качестве районного центра (село Шушенское основано в 1744 году, с 1920-х гг. получило широкую известность как место трехлетней сибирской ссылки В.И.Ленина, в 1930 г. здесь был открыт музей вождя Октябрьской революции.).
Район находится на юге Красноярского края. Протяженность района с юго-запада на северо-восток 200 км. На севере ширина около 10 км, в средней части превышает 100 км и на юге 50 км.
Территория района составляет 10 140 км2, в т.ч. 890 км2 сельскохозяйственных угодий и 8 898 км2 (87,8%) лесов.
Шушенский район граничит на севере с Минусинским районом, на востоке - с Каратузским и Ермаковским районами, на юге с республикой Тыва и на западе с республикой Хакасия, имеет развитые экономические связи со своими соседями.
Удаленность от краевого центра - 500 км.
В составе муниципального района 8 муниципальных образований, в том числе городское поселение "поселок Шушенское" и 7 сельских поселений.
Административно-территориальный состав Шушенского района.
Перечень поселений, входящих в состав района |
Площадь территории, км2 |
Расстояние до районного центра (км) |
Численность постоянного населения, чел. |
Плотность населения, чел./1 км2 |
Городское поселение поселок городского типа Шушенское |
112,9 |
0 |
17 142 |
151,8 |
Иджинское сельское поселение |
113,7 |
38 |
658 |
5,8 |
Ильичевское сельское поселение |
220,9 |
11 |
2 924 |
13,2 |
Казанцевское сельское поселение |
251,8 |
11 |
2 763 |
11,0 |
Каптыревское сельское поселение |
281,1 |
18 |
2 669 |
9,5 |
Сизинское сельское поселение |
6 874,10 |
53 |
2 014 |
0,3 |
Синеборское сельское поселение |
325,6 |
30 |
1 713 |
5,3 |
Субботинское сельское поселение |
1 959,90 |
36 |
2 400 |
1,2 |
Всего по району |
10 140 |
|
32 283 |
3,2 |
Источник: Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю
В данные муниципальные образования входит 30 населенных пунктов, среднегодовая численность населения района 32,224 тысяч человек, из которых 46,7% проживает в сельской местности, 53,3% в городской. Система расселения жителей крайне неравномерна. Средняя плотность населения - 3,2 человека на 1 км2. Крупнейшими по численности населения поселениями являются пгт.Шушенское, Ильичевское, Казанцевское, Каптыревское сельские поселения. Основные центры размещения производительных сил тяготеют к районному центру.
Район имеет автомобильное, речное и воздушное сообщения с рядом городов и регионов страны. Ближайшие железнодорожные станции расположены в городах Абакан (80 км) и Минусинск (55 км). В районе имеется, но используется малоэффективно единственный на юге Красноярского края аэропорт.
Протяженность автомобильных дорог с асфальтобетонным и гравийным покрытием составляет 555 км, в том числе автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием - 241,5 км.
По территории района проходит Федеральная автомобильная дорога Р257 "Енисей" Красноярск - Абакан - Кызыл. Между всеми административными центрами поселений и районным центром в наличии дороги с асфальтобетонным покрытием.
Шушенский район находится на стыке гор Западного Саяна и степей Минусинской котловины. Почти 80% территории Шушенского района расположено в горной местности. В горах Западного Саяна смешивается флора и фауна Алтая, Монголии и Саян. Именно поэтому столь разнообразен и уникален растительный и животный мир. Сосново-лиственные леса носят парковый характер, высокий, пышный и красочный травянистый покров. Средняя часть гористой местности - таежного пояса занята темнохвойной тайгой из кедра, пихты и ели.
В горной части климат в самой верхней (выше 1 800 м) зоне имеет большое сходство с климатом тундры, для которого характерны продолжительная холодная зима и короткое лето.
В равнинной части района, как и на всей территории Минусинской котловины, природно-климатические условия выгодно отличаются своей умеренностью, относительно теплым и продолжительным летним сезоном с достаточным количеством атмосферных осадков.
Данные особенности климата определили сельскохозяйственную ориентированность, широкое распространение приусадебных хозяйств населения, а также необходимость развития комплекса пищевой промышленности.
Расположенность района на юге края создают благоприятные почвенно-климатические условия для выращивания зерновых, картофеля и овощных культур, а также и бахчевых. В районе наработан определенный опыт возделывания масличных культур (рапс, рыжик, соя, подсолнечник), сахарной свеклы.
На территории района располагается Саяно-Шушенское водохранилище, главной водной артерией района является река Енисей.
В национальном парке "Шушенский бор" и государственном природном биосферном заповеднике Саяно-Шушенский охраняются виды животных, растений и птиц, занесенные в Красную книгу России и Красноярского края.
Экономика района ориентирована на производство сельскохозяйственной продукции, а в последние годы наблюдается развитие туризма, торговли и сферы услуг, особенно в летний период.
Месторождения полезных ископаемых Шушенского района недостаточно изучены.
В Шушенском районе имеются запасы полезных ископаемых: торф, уголь, железо, хромиты, медь, свинец, цинк, никель, кобальт, молибден, вольфрам, золото, уран, тальк, графит, демантоид, жадеит, нефрит, кварц, офикальцит, яшма, талькит, лиственит, серпентинит, карбонатные породы для строительной извести.
На развитии экономических связей с другими территориями сказывается удаленность территории от городов: Красноярска, Абакана, Минусинска. Территориально муниципальный район расположен в стороне от ведущих магистральных трасс воздушного и железнодорожного транспорта.
1.2. Роль и место муниципального района в социально-экономическом развитии Красноярского края.
Доля Шушенского района в основных показателях социально-экономического развития края по итогам 2017 года.
Показатели |
ед.изм. |
Шушенский район |
Красноярский край |
Доля, % |
Территория |
тыс.км2 |
10,14 |
2366,8 |
0,4% |
Среднегодовая численность населения за 2017 г. |
тыс.чел |
32,2 |
2 875,90 |
1,1% |
Уровень зарегистрированной безработицы, на конец периода |
% |
1,7 |
1 |
170,0% |
Средняя заработная плата |
тыс.руб. |
24,5 |
41,1 |
59,7% |
Объем промышленного производства |
млрд.руб. |
0,90 |
1 649,60 |
0,1% |
Объем продукции сельского хозяйства |
млрд.руб. |
1,8 |
93,1 |
1,9% |
Валовой сбор зерна |
тыс.тонн |
13,3 |
1 921,7 |
0,7% |
Валовой сбор картофеля |
тыс.тонн |
55,5 |
1 101,8 |
5,0% |
Валовой сбор овощей |
тыс.тонн |
9,1 |
238,1 |
3,8% |
Производство скота и птицы на убой в живом весе |
тыс.тонн |
10,2 |
105,4 |
9,7% |
Производство молока |
тыс.тонн |
23,7 |
340,3 |
7,0% |
Производство яиц |
млн.шт. |
7,8 |
633,7 |
1,2% |
Ввод площади жилых домов |
тыс.м2 |
7,7 |
1 056,5 |
0,7% |
Источник: Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю
Исходя из представленного анализа по основным социально-экономическим показателям доля района в сравнении с краевыми имеет небольшой удельный вес, прослеживается явная направленность района по традиционному сектору экономики-развитие агропромышленного комплекса.
Несмотря на небольшой удельный вес в региональном развитии, Шушенский район представляет высокое значение в социально-экономическом развитии Красноярского края. Основные точки уникальности и значимости района - это богатый природный потенциал связанный с развитием агропромышленного комплекса, концентрация брендов территориального развития обладающих уникальной ценностью и узнаваемостью района как на мировом так и на региональном уровне (историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское"; музей Ивана Ярыгина (филиал историко-этнографического музея-заповедника "Шушенское"), международный фестиваль "Мир Сибири"). Развитие агропромышленного комплекса и развитие туризма и в дальнейшем будут являться основными стратегическими направлениями развития муниципального образования.
Рейтинговые позиции района среди соседних муниципальных образований юга Красноярского края по итогам 2017 года.
Показатели |
Шушенский район |
Минусинский район |
Каратузский район |
Курагинский район |
Ермаковский район |
рейтинг Шушенского района |
Среднегодовая численность населения, тыс.чел. |
32,224 |
25,949 |
15,061 |
45,255 |
19,433 |
2 |
Естественный прирост (+), убыль (-) населения, чел |
-224 |
-126 |
-42 |
-219 |
-67 |
5 |
Коэффициент естественного прироста на 1 тыс. человек населения, чел. |
-7 |
-4,9 |
2,79 |
-5 |
-3,5 |
5 |
Миграционный прирост (снижение), чел. |
105 |
116 |
-180 |
-321 |
-131 |
2 |
Коэффициент миграционного прироста (снижения) населения на 10 тыс. человек населения, чел. |
33 |
45 |
-119,51 |
-71 |
-67,41 |
2 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
1,7 |
1,4 |
3,1 |
1 |
2,2 |
3 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед на 10000 человек населения |
208,31 |
185,4 |
165,22 |
193,43 |
186,72 |
1 |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, рублей |
6 463,10 |
9 528,58 |
2501,23 |
62 935,80 |
3 254,60 |
3 |
Среднемесячная заработная плата работников организаций, рублей |
24 541,1 |
24 556,7 |
25 359,5 |
26 184,1 |
25 667,2 |
5 |
Доля налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета (за исключением поступлений доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета, за исключением субвенций, % |
19,03 |
22,14 |
15,7 |
27,43 |
13,9 |
3 |
Объем произведенных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами (по чистым видам деятельности) - Раздел 03.00.09: Сельское хозяйство, в расчете на одного жителя, руб. |
97,1 |
109 |
132,24 |
89,8 |
56,19 |
3 |
Посевные площади сельскохозяйственных культур, в расчете на одного жителя, га. |
1,32 |
3,1 |
2,0 |
1,88 |
0,94 |
4 |
Численность принятых туристов, в расчете на одного жителя, чел. |
0,07 |
0,44 |
0,01 |
0,21 |
8,26 |
4 |
Количество принятых экскурсантов, в расчете на одного жителя, чел. |
8,35 |
0,17 |
0,00 |
0,23 |
0,5 |
1 |
Источник: Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю; Показатели эффективности деятельности ОМСУ (Указ президента 607).
Среди сопоставимых муниципальных образований Шушенский район является лидером по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, а так же по количеству принятых экскурсантов, уверенно входит в тройку лидеров почти по всем остальным представленным показателям, однако на уровень естественной убыли имеет наихудший показатель среди сравниваемых территорий, отрицательное влияние оказывает низкий денежный доход молодых семей, недостаточный уровень строительства доступного жилья, невысокий уровень жилищных условий.
В 2013-2017 годах стратегические цели социально-экономического развития Шушенского района были закреплены в комплексной программе социально-экономического развития Шушенского района на 2013-2020 годы. Главной целью которой является обеспечение социально-ориентированной экономики территории, роста производства и сферы услуг для улучшения условий жизни широких масс населения, а также решение иных социально-экономических задач, связанных с развитием богатства района-его человеческого потенциала. В Комплексной программе были определены ключевые направления деятельности органов местного самоуправления Шушенского района, которые должны были способствовать решению основных проблем и обеспечивать достижение стратегических целей и задач в рамках приоритетных направлений.
1.3. Анализ достигнутого уровня социально-экономического развития района
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Среднегодовая численность населения, чел. |
32 732 |
32 606 |
32 411 |
32 274 |
32 224 |
Численность занятых в экономике (среднегодовая), (чел) |
12 182 |
11 557 |
11 222 |
10 898 |
10 280 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
1,80 |
1,80 |
2,00 |
1,80 |
1,70 |
Среднемесячная заработная плата, (руб.) |
19 814,00 |
21 662,00 |
22 953,00 |
23 951,30 |
24 541,10 |
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по хозяйственным видам деятельности (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) - Разделы C, D, E: Добыча полезных ископаемых; Обрабатывающие производства; Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (тыс.руб.) |
659 968,50 |
734 942,50 |
704 737,50 |
948 610,20 |
900 668,50 |
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по хозяйственным видам деятельности - Подраздел A-01: Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях (тыс.руб.) |
1 026 525,0 |
1 304 043,0 |
1 494 620,0 |
985 717,0 |
1 126 155,0 |
Оборот розничной торговли, (тыс.руб.) |
2 847 152,1 |
3 113 456,1 |
3 071 951,7 |
3 023 465,2 |
3 034 550,7 |
Объем платных услуг, тыс. рублей |
437 255,8 |
307 500,0 |
323 200,0 |
334 452,3 |
357 569,6 |
Источник: Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю; Показатели эффективности деятельности ОМСУ (Указ президента 607)
Исходя из анализа можно отметить положительную тенденцию ряда показателей в сравнении с 2013 годом: снижение уровня безработицы (на 5,5%), увеличение оборота розничной торговли (на 6,5%), среднемесячной заработной платы (на 23,9%), увеличение объемов отгруженной продукции в промышленности (на 36,5%) и сельском хозяйстве (на 9,7%), и негативные изменения тоже присутствуют: снижение численности населения (на 1,6%), и соответственно числа занятых в экономике (на 15,6%). В целом социально-экономическая ситуация в Шушенском районе в конце 2017 года характеризуется замедлением темпов экономического роста в большинстве сфер деятельности.
Структура экономики Шушенского района по отраслям
Наименование показателей |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||||
тыс. руб |
уд. вес, % |
тыс.руб |
уд. вес, % |
тыс.руб |
уд. вес, % |
тыс.руб |
уд. вес, % |
тыс.руб |
уд. вес, % |
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг собственными силами организаций по хозяйственными видам деятельности (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной занятости), в т.ч.: |
1 821 094,5 |
100,0% |
2 184 087,5 |
100,0% |
2 316 376,5 |
100,0% |
2 181 397 |
100,0% |
2 250 332 |
100,0% |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по хозяйственным видам деятельности по полному кругу организаций - Подраздел 03.00.09: Сельское хозяйство |
1 026 525,0 |
56,4% |
1 304 043,0 |
59,7% |
1 494 620,0 |
64,5% |
1 078 828,00 |
49,5% |
1 182 733,00 |
52,6% |
Раздел С: Добыча полезных ископаемых |
37 150,0 |
2,0% |
3 908,0 |
0,2% |
2 291,0 |
0,1% |
1 226,00 |
0,1% |
631,00 |
0,0% |
Раздел D: Обрабатывающие производства |
256 476,5 |
14,1% |
2 341,1 |
0,1% |
2 149,0 |
0,1% |
337 878,60 |
15,5% |
141 575,00 |
6,3% |
Раздел E: Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
366 342,0 |
20,1% |
728 693,4 |
33,4% |
700 297,5 |
30,2% |
609 505,60 |
27,9% |
758 462,50 |
33,7% |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по хозяйственным видам деятельности (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) - Подраздел I: Транспорт |
134601 |
7,4% |
145102 |
6,6% |
117 019,00 |
5,1% |
153 958,50 |
7,1% |
166 930,30 |
7,4% |
Структура экономики района представлена следующими сферами хозяйствования:
1. Сельское хозяйство занимает - 52,6% от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в 2017 году.
На территории района работают 5 сельскохозяйственных предприятий, 36 крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, 4 сельскохозяйственных потребительских кооператива.
В 2017 году в сельскохозяйственных предприятиях занято 1046 человек, среднемесячная заработная плата составила 19291 рублей.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составил 1 182 733,00 тыс. рублей.
Не смотря на то, что отрасль испытывает финансовые трудности в части нескольких ведущих хозяйств (ООО "Шушь", ООО "Ильичевское"), есть и успешные результаты развития (АО "Шушенская птицефабрика" проходит процесс оздоровления и в динамике увеличивает объемы производства мяса птицы). В 2018 году ЗАО "Сибирь-1" запустило инвестиционный проект по строительству животноводческого комплекса по производству молока на 2010 голов и в 2017 году ИП, глава КФХ Зубарева Н.В. так же приступила к внедрению инвестиционного проекта по строительству животноводческого комплекса на 3180 фуражных коров с применением инновационных технологий.
В сельском хозяйстве так же получили развитие новые производства: выращивание клубники и других плодов и ягод (по валовому сбору данных культур район занимает лидирующее место среди соседних районов юга Красноярского края).
Отрасль сельского хозяйства является традиционной и одной из приоритетных направлений развития района.
2. Обрабатывающее производство занимает в доле отгруженной продукции по итогам 2017 года 6,3%, снижение более 2 раз к 2013 году.
Объем промышленного производства в сфере обрабатывающих производств с 2013 года начал снижаться в связи с тем, что прекратили свое существование ООО "Шушенская марка", ООО "Шушенский хлебозавод".
3. В сфере добычи полезных ископаемых в связи со сменой собственника существенно снизили объемы производства ООО "Мал-Яр", ООО "Карбай" почти до 0%.
4. Производство и распределение электроэнергии, пара и воды занимает - 33,7% от общего объема отгруженных товаров.
Основные компании представляющие данную сферу деятельности: МУП "Тепловые и электрические сети", МУП Шушенского района "Водоканал"
Основные виды деятельности предприятий - производство тепловой энергии и водоснабжение.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2017 году составил 758 462,5 тыс. рублей
5. Транспорт занимает (пассажирские и грузоперевозки) - 7,4% от общего объема отгруженных товаров.
В районе недостаточно развиты отрасли сопутствующие развитию туризма, это придорожный сервис, гостиничный бизнес, общественное питание и бытовое обслуживание. Необходимо переориентировать предпринимателей на развитие этих отраслей хозяйствования и одновременно обеспечить их участие в государственных программах поддержки.
На развитие экономики и социальной сферы района в 2017 году по полному кругу организаций привлечено 391,9 млн рублей инвестиций.
В целях формирования здоровой конкурентной среды, обеспечения полноты уплаты налогов в бюджет района и увеличения уровня заработной платы работников проведена большая работа по выводу из "тени" самозанятых граждан, легализации их неформальной деятельности. На постоянной основе осуществляется межведомственное взаимодействие заинтересованных сторон по данным вопросам.
В результате уровень регистрируемой безработицы уменьшился до 1,7% в 2017 году. За последние 10 лет уровень безработицы сократился на 32%. Численность безработных граждан состоящих на учете в ГУ ЦЗН на конец 2017 года составила 260 человек сократилась к уровню 2016 года на 7,1%, а к уровню 2007 года на 46,3%. По основным показателям запланированным Комплексной программой социально-экономического развития муниципального образования "Шушенский район" на период до 2020 года достигнуты следующие значения: численность занятых в экономике в 2017 году 10,28 тыс. человек в сравнении с планом на 0,8% больше. Уровень безработицы в 2017 году превысил плановые значения этого периода 6,3% и составил 1,7%.
Доля населения в трудоспособном возрасте не занятого трудовой деятельностью и учебой составляет 30%.
Доля заявленных вакансий с оплатой труда выше прожиточного минимума возросла в 2017 году до 62%, на 6,8% к уровню 2016 г.
Количество вакансий заявленных работодателями в ГУ ЦЗН в среднем за год составило 2139 человек, увеличение к 2016 году на 33,5%. Данный рост объясняется востребованностью специалистов инвесторами реализующими свои проекты в отрасли сельского хозяйства на территории района.
Сохраняется стабильной ситуация на рынке труда, создается основа для повышения уровня и качества жизни населения. Среднемесячная заработная плата по району за 2017 год сложилась в размере 24,5 тыс. рублей или 102,5% к уровню 2016 года.
Численность работающих пенсионеров составила в 2017 году 1910 человек, к уровню 2007 года данный показатель увеличился на 17,2%.
На динамику показателей рынка труда за последние 10 лет существенное влияние оказало прекращение деятельности двух крупных предприятий района ОАО "Шушенский молочно-консервный комбинат" и ООО "Шушенская марка", численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте снизилась до 14 945 человек (на 23,7% к уровню 2007 года). Среднесписочная численность работников организаций занятых производством пищевых продуктов и напитков сократилась за этот период на 81,5%.
Макроэкономические факторы негативно отразились за последние 10 лет на среднесписочной численности и в других ведущих отраслях хозяйствования на территории района: в сельском хозяйстве уменьшение на 29%, в лесном хозяйстве и обработке древесины на 92%.
Численность представителей малого бизнеса за 10 лет уменьшилась на 7,1%. Численность работников зарегистрированных у индивидуальных предпринимателей не соответствует действительности, т.к. официально регистрируют минимальное количество человек, доля таких работников от занятых в экономике составляет 7,5%. На эти показатели негативное влияние оказал экономический кризис, затронувший как в целом страну, регион так и район, а так же трудовая миграция трудоспособного населения в связи с закрытием двух ведущих предприятий района.
Из структуры населения района за 2017 год следует такая динамика, что на сто человек проживающих в Шушенском районе приходится около 20 детей, 32 старше трудоспособного возраста, 48 человек в трудоспособном возрасте, из них 14 человек, находящихся в трудоспособном возрасте официально нигде не заняты, эти люди находятся в "трудовом резерве", потенциально за счет них можно частично обеспечить кадровую потребность экономики района.
В районе в течение 4 лет (с 2012 года по 2015 год) миграционный прирост населения трудоспособного возраста имел существенные отрицательные значения до 200 человек в год, однако с 2016 года ситуация с миграцией трудоспособного населения стабилизируется и имеет положительную динамику (связано со стартом инвестиционных проектов в районе).
Среднегодовая численность населения в районе составила в 2017 году 32,2 тыс. человек. Основная причина уменьшения численности населения - естественная убыль (коэффициент смертности превышает коэффициент рождаемости на 60,5%). В районе четко прослеживаются тенденции старения населения, удельный вес пенсионеров в 2017 году составлял 38,3%, увеличился в сравнении с 2007 годом на 12,1% (по краю за 2017 год этот показатель 29,5%). Численность женщин репродуктивного возраста за последние 7 лет сократилась на 12,1%.
Для дальнейшего развития экономического потенциала района, удержания трудоспособного населения в районе, стабилизации естественного прироста населения необходимо сформировать инвестиционно-привлекательный имидж муниципального района, рассмотреть возможность совместного использования природно-рекреационного и историко-культурного потенциала в туристическом бизнесе с южными районами Красноярского края, Хакасией, Тывой, создание центра рекреационной зоны Южного Красноярья. Осуществлять внедрение новых высокотехнологичных ресурсосберегающих производств, развитие интеграционных связей крупного и малого сельскохозяйственного бизнеса, что, в свою очередь, обеспечит миграционный прирост населения трудоспособного возраста, дополнительную занятость и социальную защиту населения, рост его доходов.
1.4. Результаты стратегического анализа в соответствии с принципами SWOT-анализа.
SWOT-анализ социально-экономического развития района
На основе оценки исходной социально-экономической ситуации муниципального образования для обеспечения всестороннего учета местной специфики, определения конкурентных преимуществ и проблем, тормозящих развитие, негативных моментов и тенденций, проведен SWOT-анализ социально-экономического развития Шушенского района.
Уникальность, конкурентные преимущества, которые должны быть использованы для перспективного развития, и ключевые проблемы, требующие решения для достижения высокого уровня развития и на решение которых будет направлена стратегия социально-экономического развития Шушенского района, отражены в таблице.
Сферы |
Сильные стороны (уникальность, конкурентные преимущества) |
Слабые стороны (ключевые проблемы) |
1. Ресурсный потенциал | ||
1.1. Географическое положение |
- привлекательная природная среда (реки, пруды, тайга) - отсутствие экологически вредных производств - отсутствие промышленно-токсичных захоронений |
- удаленность от крупных городов, железной дороги - 55 км |
1.2. Природно-ресурсный потенциал |
- наличие месторождений полезных ископаемых: (торф, золото, жадеит, асбест, нефрит). - наличие месторождений сырья для производства строительных материалов (облицовочный камень, глина, песок). - наличие водных объектов. - наличие свободных территорий для расширения хозяйственной деятельности - достаточный запас древесины на корню. - наличие лесозаготовителей и лесоперерабатывающего оборудования. |
- недостаточно эффективное использование полезных ископаемых, водных и земельных ресурсов. - длительное использование лесного фонда для заготовки древесины в доступной зоне. - удаленность неиспользованного лесного массива от автодорог. - необходимость увеличения расчетной лесосеки, проведение лесоустроительных работ на площади 85 тыс.га. -изношенность техники и оборудования лесопользователей. |
2. Качество жизни населения | ||
2.1. Демография |
- увеличение в перспективе численности населения за счет миграционного притока населения в трудоспособном возрасте и омоложение населения, роста уровня рождаемости |
- сокращение численности сельского населения - превышение смертности над рождаемостью - высокий удельный вес населения пенсионного возраста (38,3%) - безвозвратный отток части населения из числа выпускников школ |
2.2. Уровень жизни населения заработная плата |
- ежегодная индексация ФОТ учреждений бюджетной сферы, социальных выплат в соответствии с уровнем инфляции |
- высокий уровень межотраслевой дифференциации среднемесячной номинальной заработной платы |
2.3. Жилищно-коммунальная сфера |
- наличие мероприятий, направленных на реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства - наличие материально-технической базы; - высокий уровень благоустройства жилья; - гарантированный спрос на услуги |
- ежегодный рост тарифов на оказание услуг ЖКХ 4% - износ объектов коммунальной инфраструктуры более 50% и жилищного фонда более 50% - недостаточная обеспеченность земельных участков централизованными водопроводными сетями, а также отсутствие очистных сооружений в 2 муниципальных образованиях района и наличие котельных с высокими затратами на содержание в 2 муниципальных образованиях района; -несанкционированные свалки ТКО около населенных пунктов; - отсутствие конкуренции на рынке услуг по управлению домами - высокий уровень дебиторской задолженности в части оплаты населением; - монополизация отрасли в области теплоснабжения. |
2.4. Строительство жилья |
- наличие свободных сельских территорий, пригодных для индивидуальной жилищной застройки - реализация государственных, муниципальных программ по обеспечению жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов |
- высокая стоимость кредитных ресурсов - обеспечение жилищного строительства за счет частных инвесторов |
2.5. Здравоохранение |
- наличие отделений общей врачебной практики в сельской местности; - наличие в удаленных населенных пунктах фельдшерско-акушерских пунктов - обеспечение специалистов приехавших работать в район |
- недостаток квалифицированных врачебных кадров и среднего медицинского персонала - недостаточное материально-техническое обеспечение лечебных учреждений района современным медицинским оборудованием - необходимость в новых (современных) зданиях учреждений здравоохранения модульных (ФАПов), взамен старых |
2.6. Образование |
- наличие действующих моделей профильного обучения (внутришкольная, сетевая); - наличие системы воспроизводства профессиональной деятельности педагогических кадров ("Школа образовательных и управленческих практик"; Университет непрерывного педагогического образования); - наличие инновационных педагогических технологий (КСО, Развивающее, диалектическое обучение); - наличие сетевых проектов в рамках межмуниципального сотрудничества; - высокая степень охвата детей дополнительным образованием (100%) - отсутствие очереди в детские дошкольные учреждения в возрасте от 3 до 7 лет - создание 3-х дошкольных отделений для детей на базе школ в количестве 66 мест; - наличие учреждения среднего профессионального образования. |
- потребность в проведении капитального ремонта учреждений образования; - отсутствие финансовых средств в бюджете для строительства второй очереди школы в с.Шунеры (спортзал и пищеблок); - не выстроена система профессионального самоопределения старшеклассников; - низкая скорость в сети интернет (МБОУ Синеборская СОШ, МБОУ Дубенская ООШ); - Отсутствие в селах района жилья для молодых специалистов. |
2.7. Культура и туризм |
- хорошо развитая сеть и материально-техническая база учреждений культуры пгт Шушенское - уникальное материальное и нематериальное культурно-историческое наследие: историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское"; музей Ивана Ярыгина (филиал историко-этнографического музея-заповедника "Шушенское"), национальный парк "Шушенский бор"; природный биосферный заповедник Саяно-Шушенский; объекты культурного и археологического наследия федерального и регионального значения - на территории района проводятся международные и межрегиональные мероприятия: Международный фестиваль этнической музыки и ремесел "МИР Сибири"; Международный фестиваль дикой природы "Мой снежный барс"; Межрегиональный фестиваль-конкурс фортепианных ансамблей "Гармония"; Открытый межрегиональный фестиваль-конкурс детских хореографических коллективов "Плясица"; Открытый межрегиональный фестиваль-конкурс детского вокального и эстрадного искусства "Новые имена"; Региональный фестиваль семейных казачьих традиций "Саянский острог"; Региональный экологический праздник День Енисея; Краевое мероприятие "День многонациональной Сибири"; - опытные квалифицированные кадры, имеющие профильное образование; - процент охвата детей, обучающихся по предпрофессиональным образовательным программам в области искусств, выше среднего по стране; - 18 творческих коллективов имеют звание "народный" и "образцовый"; - наличие учреждения культуры нового типа - социокультурный комплекс; - проектный подход к развитию учреждений культуры (проекты "Изба сказов", "Дом забытых ремесел" и т.д); - эффективная реализация межотраслевых проектов; - наличие единственного в крае муниципального отдела казачьей культуры; - наличие единственного в южной территории края информационного туристского центра. - действует 21 сертифицированный туристский и экскурсионный маршруты. |
- потребность в проведении капитального ремонта учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений; - низкое качество придорожной инфраструктуры. Отсутствие водно-транспортных путей сообщения. |
2.8. Молодежная политика |
высокий уровень межведомственного взаимодействия (образование, социальная защита, здравоохранение, культура, молодежная политика, организации и учреждения района); - наличие инфраструктурных объектов и их удобное расположение для проведения мероприятий различного уровня; - выстроено взаимодействие при реализации молодежной политики между органами местного самоуправления и молодежным центром "Юг"; - выстроены межпоколенческие связи (совместные проекты с ветеранами); - наличие клуба по месту жительства в молодежном центре "Юг" |
- удаленность от краевого центра - трудности при трудоустройстве молодежи и в решении жилищных проблем - слабая материально-техническая база учреждений молодежной политики, ее несоответствие современным стандартам; - отсутствие специалистов в сельских советах. |
2.9 Социальная защита населения |
- сформирована действенная система осуществления выплат и пособий, широкий спектр предоставляемых услуг - высокий уровень взаимодействия с общественными организациями, опыт успешной реализации программ и проектов социальной направленности, достаточно высокий уровень квалификации управленческих кадров |
- недостаточная доступность услуг для части потребителей (отсутствие пошаговой доступности включая граждан пожилого возраста) - высокая разноплановая нагрузка на систему, ежегодное увеличение возлагаемых полномочий - недостаточный уровень информационной открытости системы социальной защиты населения - отсутствие на территории района социальных объектов проживания для семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию |
2.10. Пассажирский транспорт и дорожная инфраструктура |
- автомобильное транспортное сообщение с краевым центром - наличие разветвленной внутрирайонной сети дорог; - наличие городских, районных и межмуниципальных автобусных маршрутов - организация перевозок населения маршрутными такси; - наличие аэропорта; - гарантированный спрос на пассажирские услуги |
- высокий уровень износа пассажирского транспорта (75-80%); - убыточность предприятий транспорта; - низкая доля дорог с асфальто-бетонным покрытием (46,2% от протяженности улично-дорожной сети); |
2.11. Связь |
- наличие 4 операторов сотовой связи, филиал Ростелеком, отделения "Почта России" - гарантированный спрос на услуги |
- высокий уровень износа оборудования и сетей проводной связи (моральный и физический износ); - нестабильная скорость подключения к телекоммуникационной сети Интернет |
2.12. Состояние окружающей среды |
- отсутствие вредных и крупных промышленных производств, благоприятная экологическая обстановка и сравнительно мягкие климатические условия; - наличие полигона ТКО в райцентре |
- наличие несанкционированных свалок ТКО около населенных пунктов района. |
2.13. Физическая культура и спорт |
Наличие физкультурно-спортивного центра |
Отсутствие на территории района плавательного бассейна, необходимость развития спортивных объектов, низкая материально-техническая обеспеченность учреждений |
3. Экономический потенциал | ||
3.1. Промышленность |
- наличие 6 субъектов, работающих по виду деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды; - наличие 2 субъектов, занятых добычей полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических); - наличие 2 субъектов малого предпринимательства (ИП), производящего пищевую продукцию (хлебобулочные изделия); - наличие свободной для потенциальных инвесторов производственной площадки (бывшие мощности ООО "Шушенская марка") |
- низкая инвестиционная активность - отсутствие в районе предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и лесные пищевые ресурсы; - отсутствуют резервы для подключения электроэнергии в пгт. Шушенское |
3.2. Сельское хозяйство |
- благоприятные условия для развития сельского хозяйства - увеличение посевных площадей зерновых на 300 га (1,6%) - улучшение породного состава скота, внедрение современных технологий - значительное количество свободных трудовых ресурсов - спрос на производимую сельскохозяйственную продукцию - наличие лесной недревесной продукции |
- удаленность от краевого центра - неустойчивое финансовое состояние сельхозпредприятий, следствием чего является низкая инвестиционная активность - устаревшая материально-техническая база сельскохозяйственных предприятий, износ 85-90% - снижение поголовья КРС на 1,5%, свиней на 2,4% - снижение посевных площадей картофеля на 65 га (1,7%) - снижение производства яиц на 23,9%; - отсутствие заготовительных пунктов по приему произведенной населением сельхозпродукции - недостаток квалифицированной рабочей силы, квалифицированных специалистов высшего и среднего звена - отсутствие в селах района жилья для молодых специалистов. - низкая заработная плата работников, занятых в АПК (19291 руб.) |
3.3. Предпринимательская деятельность |
- поддержка субъектов малого предпринимательства путем реализации муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства на территории района" - наличие Координационного Совета предпринимателей - свобода ведения предпринимательской деятельности |
- низкие темпы роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства (менее 1%) - слабая заинтересованность населения в создании своего бизнеса - недостаток кадрового потенциала, низкий профессиональный уровень - недостаточность оборотных средств - высокая стоимость кредитных ресурсов - осуществление предпринимательской деятельности без регистрации |
4. Кадровый потенциал | ||
4.1. Занятость населения |
- распространение удаленных рабочих мест, самозанятости, форм частичной занятости; - наличие на территории района точек роста экономики (крупные инвестиционные проекты ЗАО "Сибирь-1" и ИП, глава КФХ Зубарева Н.В.); - в рамках популяризации среды предпринимательства-ежегодно на постоянной основе проводятся курсы финансовой грамотности как для начинающих так и для действующих предпринимателей, осуществляется поддержка начинающего бизнеса в рамках муниципальной программы; |
- негативная демографическая ситуация, неравномерность социально-экономического развития поселений района, локальность реализации крупных инвестиционных проектов; - низкая конкурентоспособность незанятого населения; - недостаточность данных по составу и распределению трудовых ресурсов на муниципальном уровне; - недостаточно развиты взаимосвязи бизнеса и системы профессионального образования; - низкая заработная плата вакантных профессий - миграция экономически активного населения - вахтовый метод работы молодого населения в других территориях края |
5. Бюджетный и муниципальный потенциал | ||
5.1. Бюджетный потенциал
5.2. муниципальное имущество |
- социальная направленность бюджета муниципального образования - ежегодное увеличение доли собственных доходов в местный бюджет - увеличение собираемости по имущественным налогам - рост неналоговых доходов - наличие объектов муниципальной собственности - проведена техническая инвентаризация и регистрация права муниципальной собственности на все объекты (100%) |
- низкая доля собственных доходов в бюджете (менее 20%) - высокая зависимость местного бюджета от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы (более 80%)
- недостаточное количество муниципальных объектов, для получения доходов в бюджет от его использования - низкая востребованность объектов на рынке недвижимости |
Возможности и угрозы
На следующем этапе SWOT-анализа определены возможности социально-экономического развития Шушенского района, а также угрозы, которые могут препятствовать его дальнейшему развитию.
Возможности |
Угрозы |
Экономические | |
- получение государственной поддержки в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и продовольственного рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Красноярском крае" - привлечение инвестиций в расширение существующих производств, создание новых производств и новых видов продукции - строительство молочного комплекса на 3180 голов дойного стада, в п.Ильичево, - строительство животноводческого комплекса мощностью 2010 голов КРС в год в п.Синеборск - создание инкубатория на 9 млн. яиц в год АО "Шушенская птицефабрика" - модернизация убойного цеха АО "Шушенская птицефабрика" на 3 тыс.гол. в час. - увеличение объемов сельскохозяйственного производства - реализация муниципальных и краевых мероприятий, направленных на поддержку личных подсобных хозяйств и фермерства. - развитие малого бизнеса - расширение сферы сбыта и повышение качества производимой продукции - развитие транспортной инфраструктуры за счет включения в тарифы инвестиционной составляющей - развитие коммунальной инфраструктуры за счет включения в тарифы инвестиционной составляющей - использование энергосберегающих технологий при условии возможности привлечения инвестиций в сферу ЖКХ - привлечение средств в рамках действующих краевых программ на развитие и модернизацию инженерной инфраструктуры, проведение капремонта - развитие жилищного строительства, инженерной и социальной инфраструктуры - достижение высокого качества жилищно-коммунальных услуг и благоустройства - строительство модульных котельных в п.Синеборск и с.Каптырево; - строительство очистных сооружений в п.Ильичево, п.Синеборск; - строительство системы водоснабжения в п.Алтан; - развитие лесной и деревообрабатывающей отрасли - увеличение доходов местного бюджета за счет роста налога на доходы физических лиц, при создании новых производств, земельного налога, налога на прибыль организаций - достижение высокого уровня занятости населения, эффективного использования трудовых ресурсов, минимизация уровня безработицы, увеличение доли занятых в малом бизнесе |
- ужесточение конкуренции на внутреннем рынке - неблагоприятные погодные условия, которые могут привести к неурожаям - истощение природных ресурсов в результате неэффективного и нерационального их использования - зарастание неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения - недостаточная поддержка сельхозтоваропроизводителей со стороны государства - снижение уровня платежной дисциплины граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг - низкий уровень инвестиций во всех отраслях - повышение аварийности на объектах ЖКХ, связанное с нарастающим износом основных фондов - увеличение степени износа инженерных сетей, неплатежи за жилищно-коммунальные услуги (рост тарифов опережает рост доходов населения) - отсутствие конкуренции и высокая степень монополизации отраслей - рост тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги, ГСМ - ужесточение требований в разрешительной системе (строительство, сертификация, лицензирование) - отсутствие притока инвестиций в район в сфере промышленности, гостиничного бизнеса, туризма. - сокращение собственных доходов бюджета за счет сокращения численности работников - недополучение собственных доходов за счет не поступления имущественных налогов (не оформление в собственность земельных участков и недвижимости) - нехватка квалифицированных кадров в сельской местности |
- эффективное использование объектов муниципальной собственности, способствующее увеличению доходов местного бюджета - развитие туристической деятельности |
- высокая степень износа объектов муниципального имущества |
Социальные | |
- стабилизация и улучшение демографической ситуации (увеличение численности населения, рост рождаемости, снижение смертности, миграционный прирост населения за счет притока экономически активного населения, рост продолжительности жизни); - рост заработной платы во всех социально-экономических сферах деятельности - высокий уровень развития сферы услуг, высокое качество услуг - формирование современной эффективной системы здравоохранения, развитие спорта, укрепление здоровья населения, снижение заболеваемости населения - формирование современной эффективной системы образования, повышения уровня образованности населения; - формирование благоприятной культурной среды, способствующей повышению уровня культуры и организации досуга населения; - благоприятная экологическая обстановка - строительство 2-ой очереди школы в с.Шунеры (спортзал и пищеблок); - строительство детского сада в с.Иджа на 100 мест; - строительство плавательного бассейна в п.Шушенское; - строительство фондохранилища музея в п.Шушенское; - развитие современных технологий управления в системе, в т.ч. менеджмента, качества, активность и готовность к сотрудничеству общественных организаций различных направлений. |
- негативные демографические тренды, связанные с ростом числа пенсионеров в структуре населения и снижением рождаемости - усиление близлежащих городов и отток в них квалифицированных кадров - отсутствие пропаганды сельского образа жизни ведет к оттоку населения в сельской местности, в основном трудоспособного возраста - снижение уровня доходов населения, отставание роста реальных доходов от уровня инфляции - снижение качества услуг здравоохранения, ухудшение здоровья населения - отсутствие мотивации у населения к сохранению собственного здоровья - отсутствие финансирования на строительство и реконструкцию социальных объектов - недостаточность финансовых средств
- рост числа нетрудоспособного населения (пенсионеров) - пассивность и снижение ответственности у клиентов системы социальной защиты - потребительское отношение к государственной помощи и рост количества социально-опасных семей |
На основании проведенного SWOT-анализа выявлены основные проблемы и преимущества, характерные для района.
Среди них можно выделить основные проблемы развития района:
- слабо развитое промышленное производство на территории района;
- сокращение численности населения в результате миграции;
- низкий уровень привлечения инвестиций;
- низкий уровень заработной платы, и, как результат, значительная доля населения, выезжающая на высокооплачиваемую работу за пределы района;
- отсутствие действующих производств на территории многих сельских населенных пунктов;
- недостаточность обеспеченности квалифицированными кадрами;
- высокий уровень износа инженерной и коммунальной инфраструктуры и низкий уровень развития инфраструктуры жизнеобеспечения;
- часть учреждений социальной сферы района не соответствуют современным требованиям, имеют высокий уровень износа зданий и оборудования, что не позволяет качественно предоставлять услуги в результате чего назрела острая необходимость строительства новых спортивных сооружений и учреждений образования, культуры и здравоохранения, а также проведения капитальных ремонтов зданий учреждений образования, культуры.
Наряду с имеющимися проблемами, выявлен ряд основных преимуществ района:
- благоприятное географическое и природно-климатическое расположение района, значительный запас уникальных природных ресурсов (лес, дикоросы)
- наличие полезных ископаемых;
- наличие неиспользуемых земельных ресурсов;
- наличие хозяйствующих субъектов сельского хозяйства;
- развитость фермерства и личных подсобных хозяйств;
- хорошая транспортная доступность с Хакасией и краевым центром;
- наличие субъектов малого предпринимательства;
- реализация на территории района программ, направленных на развитие жилищного строительства;
- развитая система бюджетных учреждений,
- высокий потенциал учреждений культуры и туризма;
- наличие учреждения профессионального образования.
Как следует из результатов анализа наиболее экономически эффективными секторами экономики до 2030 года могут быть: сельское хозяйство, малое предпринимательство, развитие туристической деятельности, сопутствующих туризму отраслей (гостиничный бизнес, общественное питание).
Негативный эффект может быть обусловлен тенденцией роста цен на продукцию и услуги естественных монополий.
Сильные стороны и возможности развития Шушенского района в сочетании с реальными возможностями района по проведению эффективной экономической, социальной, инвестиционной, инновационной и экологической политики в целях нейтрализации слабых сторон и потенциальных угроз, дают основание оценивать конкурентные позиции района как умеренные. При этом Шушенский район должен рассматривать свое будущее в формате территории со средним потенциалом развития. Такой сценарий обеспечивает наиболее эффективное развитие и усиление в масштабах края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.