Распоряжение Правительства Новосибирской области от 11 сентября 2019 г. N 370-рп
"Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов"
8 октября 2019 г.
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 6 Закона Новосибирской области от 07.10.2011 N 112-ОЗ "О бюджетном процессе в Новосибирской области":
1. Утвердить прилагаемые:
1) основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики);
2) основные направления долговой политики Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
2. Областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области при осуществлении планирования расходов и обоснования бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики при составлении проектов бюджетов муниципальных образований на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.
Губернатор Новосибирской области |
А.А. Травников |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
(утв. распоряжением Правительства Новосибирской области от 11 сентября 2019 г. N 370-рп)
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Основные направления) разработаны в целях формирования задач бюджетной и налоговой политики на среднесрочный период, условий и подходов, принимаемых при составлении проекта областного бюджета Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, с учетом сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации и Новосибирской области, а также тенденций ее развития.
II. Налоговая политика
Основными целями налоговой политики являются обеспечение устойчивости бюджетной системы, создание предсказуемой налоговой системы, направленной на стимулирование деловой активности, рост экономики и инвестиций, упорядочение существующих налоговых льгот.
По итогам 2018 года социально-экономическое развитие Новосибирской области характеризуется стабильным восстановлением. Объем валового регионального продукта Новосибирской области - обобщающего показателя, демонстрирующего результат производства товаров и услуг в регионе, в 2018 году достиг 1202,2 млрд рублей, с ростом в сопоставимых ценах 102,9% к уровню 2017 года.
В экономику региона привлечено 196 млрд рублей инвестиций, что на 5,8% выше 2017 года в сопоставимых ценах. Достигнут более высокий уровень инвестиционной привлекательности. Новосибирская область единственная из Сибирского федерального округа входит в двадцатку лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, занимая 19 место в 2018 году (для сравнения: в 2015 году регион располагался на 57 месте рейтинга).
Продолжился рост промышленного производства, его индекс в 2018 году составил 105,6% в сопоставимых ценах к уровню 2017 года. Наибольшие темпы роста отмечены в добыче полезных ископаемых (127,7% относительно 2017 года).
В 2018 году объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в отраслях всех категорий, составил 77,7 млрд рублей, что на 1,1% в сопоставимых ценах больше показателя 2017 года.
Оптовая и розничная торговля играет существенную роль в экономике Новосибирской области. По итогам отчетного года оборот оптовой торговли организациями всех видов деятельности достиг 1739,2 млрд рублей, что выше уровня 2017 года на 7,2% в сопоставимых ценах. Оборот розничной торговли увеличился на 4,5% относительно 2017 года и составил 501,4 млрд рублей.
Сохранилась положительная динамика темпов роста заработной платы. По сравнению с 2017 годом номинальная начисленная среднемесячная заработная выросла на 7,8% и составила 35264 рубля. Индекс реальной заработной платы составил 106,2% относительно уровня 2017 года.
Остается стабильной ситуация в банковском секторе Новосибирской области - снизилась просроченная задолженность основных групп заемщиков (население, крупный бизнес), увеличились депозиты физических и юридических лиц.
Несмотря на некоторое снижение объемов работ по виду деятельности "строительство" относительно уровня 2017 года (97,7%), Новосибирская область находится в тройке лидеров среди регионов Сибирского федерального округа (после Красноярского края и Кемеровской области). По масштабам жилищного строительства Новосибирская область продолжает лидировать, занимая 1 место по Сибирскому федеральному округу по вводу жилых домов.
Созданию условий, необходимых для достижения устойчивых темпов экономического роста и развития социальной сферы на территории региона, способствовало решение задач по следующим направлениям:
1. Мотивационное налогообложение промышленного комплекса, инвесторов.
1.1. В целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области установлены налоговые льготы по налогу на прибыль организаций, для организаций-участников региональных инвестиционных проектов.
1.2. Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, установлены льготы по налогу на прибыль организаций: в течение первых пяти лет ставка налога составляет 0%, в течение следующих пяти лет - 10%, и налогу на имущество организаций - в отношении вновь создаваемого или приобретаемого имущества.
2. В соответствии с условиями соглашений, заключаемых ежегодно между Министерством финансов Российской Федерации и Новосибирской областью, о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Новосибирской области проведена оценка эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. По результатам проведенной оценки за 2017 год все региональные льготы были признаны эффективными.
3. Актуализация социальных налоговых льгот.
3.1. В целях снижения налоговой нагрузки на граждан с ограниченными возможностями принято решение об установлении льгот по транспортному налогу для родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), на иждивении которых находится ребенок-инвалид.
3.2. Во взаимодействии с профильными министерствами, общественными организациями, представителями депутатского корпуса определены параметры замены невостребованной льготы по налогу на прибыль организаций для общественных организаций инвалидов на льготу по транспортному налогу.
3.3. Учитывая важный вклад профсоюзных организаций в регулирование трудовых отношений, защиту и охрану труда, принято решение об освобождении профсоюзных организаций от уплаты налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
4. Установление предельных налоговых ставок при наличии объективных оснований.
4.1. Повышены в два раза ставки по налогу на игорный бизнес в отношении таких объектов налогообложения, как процессинговые центры и пункты приема ставок тотализатора и букмекерских контор. Дополнительные доходы областного бюджета Новосибирской области от данного решения - 2,9 млн рублей, ставки установлены на максимальном уровне.
4.2. В целях обеспечения равных условий ведения трудовой деятельности в Новосибирской области как граждан Российской Федерации, так и трудовых мигрантов ежегодно устанавливается коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области с учетом роста среднемесячной заработной платы по Новосибирской области. На 2018 и 2019 годы в Новосибирской области был установлен коэффициент в размере 1,77. Поступление денежных средств в областной бюджет Новосибирской области в 2019 году, по предварительной оценке, составит 715 млн рублей.
5. В целях недопущения сокращения доходов дорожного фонда в связи с отменой льготы по налогу на имущество в отношении имущества, относящегося к автомобильным дорогам общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, введен равновесный источник формирования дорожного фонда в виде налога на имущество организаций, взимаемый с налогоплательщиков, учитывающих на балансе объекты дорожного хозяйства. Принятие данного решения позволило сохранить объем бюджетных средств, направляемых на цели финансового обеспечения дорожной деятельности.
В ближайшей трехлетней перспективе приоритетным вектором налоговой политики Новосибирской области остается обеспечение стабильного социально-экономического развития и сбалансированности бюджета, что потребует принятия дополнительных решений в следующих направлениях:
1. Увеличение налоговой базы, установление ставок налогов, актуализация налогового законодательства.
1.1. Предстоит рассмотреть возможность внедрения нового механизма государственной налоговой поддержки инвесторов в виде инвестиционного налогового вычета, который позволит налогоплательщику за счет льготы по налогу на прибыль окупить часть инвестиционных расходов (приобретение, создание, сооружение, достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение объектов основных средств).
Кроме того, необходимо на региональном уровне определить позицию по налоговой поддержке в виде инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в отношении расходов на научно-исследовательские работы, а также для застройщиков - в отношении расходов, понесенных в связи со строительством объектов социальной инфраструктуры, передаваемых в государственную и муниципальную собственность.
1.2. По итогам проведенного мониторинга ставок по транспортному налогу, установленных в Сибирском федеральном округе, было выявлено, что в Новосибирской области на сегодняшний день действуют самые неактуальные ставки среди исследованных регионов. Так, для ряда категорий транспортных средств они не пересматривались с 2006 года. В то же время стоимость дорожных работ, финансируемых из бюджета, за эти годы значительно возросла. При этом транспортный налог является одним из источников формирования дорожного фонда.
Поэтому целесообразно установление оптимальных ставок на отдельные категории транспорта, включая "снегоходы, мотосани", "катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства", "яхты и другие парусно-моторные средства", "гидроциклы", "воздушные транспортные средства".
Принятие данной меры позволит обеспечить дополнительные поступления транспортного налога в областной бюджет Новосибирской области в объеме 481,6 млн рублей ежегодно.
1.3. В целях обеспечения равных условий трудовой деятельности иностранных граждан и граждан Российской Федерации будет пересмотрен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области исходя из уровня среднемесячной заработной платы в отраслях экономики, где преимущественно осуществляют трудовую деятельность мигранты. Установление коэффициента обеспечит поступление налога на доходы физических лиц от иностранных граждан в сумме 960 млн. рублей.
1.4. В целях исключения возможности неверного начисления суммы патента в связи с отсутствием в региональном законодательстве определения понятия "обособленный объект", используемого в патентной системе налогообложения по виду деятельности "сдача в аренду (наем) жилых помещений, дач, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности", будут внесены изменения в региональное налоговое законодательство в части введения понятия "обособленный объект" в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
1.5. В связи с отменой с 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности будет рассмотрен вопрос компенсации выпадающих доходов местных бюджетов.
В целях минимизации негативных последствий для налогоплательщиков в связи с отменой единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности необходимо актуализировать перечень видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.
Ввиду необходимости смены налогового режима для налогоплательщиков, уплачивающих единый налог на вмененный доход, налоговыми органами совместно с органами местного самоуправления будет осуществляться информирование налогоплательщиков о возможности применения и особенностях иных налоговых режимов.
1.6. В целях поддержки налогоплательщиков за счет предоставления права применения нового налогового режима принято решение об участии в реализации на территории Новосибирской области пилотного проекта по установлению специального налогового режима "налог на профессиональный доход". Реализация данного налогового режима позволит снизить налоговую нагрузку на отдельные категории индивидуальных предпринимателей, а также легализоваться в правовом поле гражданам, ранее официально не трудоустроенным.
1.7. Управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее - УФНС) совместно с департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области, Управлением Росреестра по Новосибирской области и органами местного самоуправления в Новосибирской области будет продолжено выявление объектов недвижимости, не включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, уточнение сведений об их правообладателях, внесение их в регистры учета недвижимости, что позволит вовлечь данные объекты в налоговый оборот и обеспечит справедливые условия исполнения налоговых обязательств собственниками имущества.
1.8. В связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации, действующие региональные льготы по налогу на прибыль организаций, не предусмотренные федеральным налоговым законодательством, подлежат применению до 1 января 2023 года (инвесторы, осуществляющие деятельность по реализации прошедшего конкурс инвестиционного проекта; инвесторы, заключившие специальный инвестиционный контракт с Новосибирской областью; субъекты деятельности в сфере промышленности; учреждения здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, социальной защиты и поддержки населения, имеющие доходы от предпринимательской деятельности; учреждения уголовно-исполнительной системы; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий). В целях сохранения после 2022 года объемов получаемой государственной поддержки указанных категорий налогоплательщиков необходимо рассмотреть возможные варианты компенсации утраченной льготы, например, через получение льготы по налогу на прибыль организаций в виде инвестиционного налогового вычета или реализации регионального инвестиционного проекта.
2. В связи с истечением срока действия налоговой льготы по налогу на имущество организаций, установленной для управляющих компаний технопарков до 01.01.2019, необходимо принять решение о ее продлении при условии повышения эффективности деятельности технопарков Новосибирской области. Эта мера окажет поддержку развитию инновационной и инвестиционной деятельности технопарков и будет способствовать росту количества их резидентов.
3. Повышение собираемости налогов и снижение уровня недоимки.
3.1. Для своевременного и полного исполнения физическими лицами обязанностей по уплате имущественных налогов в бюджетную систему Российской Федерации будет продолжено проведение информационной кампании, осведомляющей граждан о сроках и порядке уплаты имущественных налогов, а также о необходимости погашения уже имеющейся налоговой задолженности.
Благодаря грамотной политике информационного освещения вопросов, связанных с налогообложением физических лиц, наблюдается ежегодный рост собираемости имущественных налогов в бюджетную систему региона. В 2018 году собираемость достигла 92,5%, что на 2,5% больше показателя 2017 года. Продолжение реализации данной меры позволит не только укрепить доходную часть консолидированного бюджета Новосибирской области, но и минимизирует риски возникновения налоговых нарушений граждан по причине их неосведомленности о нормах налогового права.
Чтобы увеличить охват уведомленных граждан, органам местного самоуправления и областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области следует обеспечить доведение информационных материалов до подведомственных учреждений с целью дальнейшего проведения разъяснительной работы с их сотрудниками. Кроме этого, органам местного самоуправления необходимо привлекать в кампанию средства массовой информации и доступные на территории муниципальных образований Интернет-ресурсы, в том числе социальные сети и мессенджеры.
3.2. С целью повышения эффективности работы областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления по снижению налоговой задолженности УФНС необходимо предоставлять исчерпывающую информацию об организациях, имеющих задолженность по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе об основном виде деятельности организации-должника.
3.3. В целях объективного принятия решений относительно добросовестности (недобросовестности) налогоплательщика и дальнейшего инициирования в отношении него действий со стороны правоохранительных органов областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области органам местного самоуправления при работе с организациями, имеющими задолженность по обязательным платежам в бюджеты различных уровней, необходимо руководствоваться рекомендациями, утвержденными комиссией при Правительстве Новосибирской области по вопросам погашения задолженности по платежам в областной бюджет Новосибирской области (Порядок работы областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области с организациями, имеющими задолженность по платежам в областной бюджет Новосибирской области, Перечень обязательных действий недоимщиков, направленных на погашение задолженности по налогам, включающий дополнительные рекомендации организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги).
3.4. Поскольку вопрос соблюдения налоговой дисциплины государственными учреждениями остается приоритетной задачей, в положения об оплате труда включена зависимость получения стимулирующих выплат руководителями от состояния неурегулированной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, имеющим подведомственные государственные учреждения, необходимо на постоянной основе соблюдать условия данных положений и не допускать выплаты стимулирующего характера при наличии у подведомственных учреждений задолженности по налоговым платежам в бюджеты различных уровней.
4. Укрепление доходной части местных бюджетов.
4.1. В целях укрепления доходной части местных бюджетов органам местного самоуправления совместно с налоговыми органами необходимо обеспечить исполнение планов мероприятий, направленных на уменьшение задолженности по имущественным налогам физических лиц.
В процессе исполнения указанных планов должны быть достигнуты следующие целевые показатели: собираемость имущественных налогов свыше 92,5%, темп роста количества граждан, зарегистрированных в сервисе "Личный кабинет налогоплательщика", свыше 111,1%, доля налоговых уведомлений, доставленных и врученных гражданам, свыше 93,7%.
4.2. Во взаимодействии с управлением по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области предстоит решить вопрос регистрации граждан в перенаселенных зданиях, находящихся в аварийном состоянии, зданиях, попадающих под расселение, нежилых или утраченных в результате пожара. Большое количество граждан регистрируется в таких домах, имеют машины, налоги не платятся.
4.3. В помощь муниципальным образованиям УФНС необходимо найти решение в отношении налоговой задолженности в случае, если должник умер или отбыл на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации.
4.4. Ввиду того, что более 70% налоговой задолженности формируется на территории города Новосибирска, мэрии города Новосибирска необходимо активизировать работу по ее снижению, особенно в части налога на доходы физических лиц и упрощенной системы налогообложения.
По ряду предприятий строительной отрасли сохраняется задолженность в бюджет города Новосибирска по арендной плате за земельные участки, предназначенные для жилищного строительства. В связи с этим мэрии города Новосибирска надлежит обеспечить контроль за соблюдением застройщиками условий мировых соглашений по погашению задолженности по обязательным платежам в местный бюджет.
4.5. Федеральному государственному бюджетному учреждению "Сибирское отделение Российской академии наук" (далее - ФГБУ СО РАН), мэрии города Новосибирска, министерству науки и инновационной политики Новосибирской области, департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области необходимо ускорить рассмотрение в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Российской Федерации и Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации вопроса о завершении оформления прав на земельные участки, находившиеся ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГБУ СО РАН.
III. Бюджетная политика
Итоги реализации бюджетной политики в 2018 - 2019 годах
Устойчивый экономический рост Новосибирской области предопределил дальнейшее улучшение показателей, характеризующих государственные финансы Новосибирской области. Выбранный вектор бюджетной политики позволил уравновесить финансовые обязательства практически во всех отраслях, обеспечить надежное финансирование приоритетных расходов, исключить образование просроченной кредиторской задолженности и фактически обеспечить бездефицитность областного бюджета Новосибирской области. Четкая приоритизация расходов в совокупности с политикой рационального использования бюджетных средств и оптимизационных мероприятий позволили реализовать широкий спектр направлений бюджетной политики:
1. Для достижения целей и решения задач, поставленных Президентом Российской Федерации Указом от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", с 2019 года началась реализация мероприятий национальных и региональных проектов Новосибирской области. Дополняя государственные программы, региональные проекты являются более эффективным инструментом управления, позволяющим перераспределять финансовые ресурсы по направлениям с наибольшей отдачей результата.
Интеграция региональных проектов в бюджетный процесс осложнялась необходимостью согласования целей и результатов реализуемых мероприятий с федеральным центром еще на этапе целеполагания, что приводило к необоснованному увеличению сроков принятия решений о предоставлении и распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Российской Федерации и, как следствие, трудностям с заключением контрактов в рамках реализации проектов.
Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области в инициативном порядке приняло участие в решении возникающих проблем. Обращения в Министерство финансов Российской Федерации и направление предложений по совершенствованию механизмов заключения соглашений на заседание консультативной комиссии на площадке XIII Петербургского экономического форума позволили ускорить принятие на федеральном уровне решения о заключении с 2019 года соглашений с субъектами Российской Федерации о предоставлении межбюджетных трансфертов на срок, не меньший периода, на который федеральным законом о федеральном бюджете Российской Федерации утверждено распределение соответствующих межбюджетных трансфертов по субъектам Российской Федерации с ежегодным заключением уточняющих соглашений.
Кроме того, федеральным центром были учтены замечания к функционированию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", технические сбои которой препятствовали оперативному заключению соглашений.
2. Для поддержания реального уровня заработной платы, учитывая инфляционные процессы, в 2019 году с октября месяца планируется проиндексировать на 4,3% фонды оплаты труда работников бюджетной сферы, не связанных с "майскими" Указами Президента Российской Федерации. Кроме того, с января 2019 года выплачивалась заработная плата не ниже прожиточного минимума второго квартала 2018 года, которая с учетом районного коэффициента составила 14100 рублей.
Отдельным работникам бюджетной сферы, поименованным в вышеуказанных Указах Президента Российской Федерации, в 2019 году обеспечено сохранение заработной платы на уровне достигнутых в 2018 году соотношений 100% и 200% к средней заработной плате "наемных работников" по Новосибирской области.
Введение критериев нуждаемости, применяемых для оказания помощи действительно нуждающимся семьям с детьми, позволило увеличить номинальный размер выплат гражданам через индексации пособий и выплат на 4%.
3. В части содержания и обеспечения деятельности органов государственной власти соблюдены ограничения норматива на формирование и исполнение управленческих расходов, установленного на федеральном уровне.
Внесены изменения в нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, в том числе увеличение уровня оплаты труда по отдельным должностям и пересмотр нормативов по рекомендованной численности в части исключения низкооплачиваемых категорий должностей, позволяющие расширить возможности по привлечению молодых специалистов на работу в местные администрации.
Установлены правовые основания для применения корректирующего коэффициента к нормативу оплаты труда глав муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, которые будут направлены на повышение персональной ответственности глав муниципальных образований Новосибирской области за результат их деятельности, в том числе по использованию средств из областного бюджета Новосибирской области.
4. В 2019 году разработаны единые методические рекомендации по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности и запущено внедрение единой автоматизированной системы, предназначенной для ведения централизованного бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности в органах государственной власти Новосибирской области (далее - ЕАСЦБУ).
5. Для обеспечения полной и своевременной оплаты всех предусмотренных на год бюджетных обязательств начиная с 2018 года введено формирование и ведение кассового плана с помесячной детализацией, что позволило не только снизить документооборот, повысить качество прогнозирования, но и своевременно принимать меры, позволяющие управлять ликвидностью единого счета областного бюджета Новосибирской области.
В 2018 году унифицировано методологическое сопровождение казначейского исполнения бюджета на региональном и муниципальном уровне в целях недопущения нарушений при исполнении местных бюджетов, связанных с неправильным применением нормативных правовых актов различных уровней.
.
6. В 2019 году усилена ответственность органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области за искажение объемов приоритетных расходов, исходя из которых рассчитывалась субсидия на сбалансированность. Положительным результатом данной политики стала полная защищенность финансовыми ресурсами приоритетно важных расходов, а также минимизация просроченной кредиторской задолженности по соответствующим направлениям
Учитывая, что абсолютное большинство муниципальных образований Новосибирской области являются высокодотационными, во избежание создания ими новой (расширения действующей) сети муниципальных учреждений, для обеспечения деятельности которых в местных бюджетах будут отсутствовать финансовые ресурсы, введен механизм согласования данных решений профильными областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области.
С 1 января 2019 года единые нормативы по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, переданы местным бюджетам без пересчета размера финансовой помощи. Данное решение увеличило объем ресурсов местных бюджетов, направляемых на ремонт и содержание объектов муниципальной собственности, укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений.
Кроме того, с городскими округами Новосибирской области подписаны соглашения, определяющие обязательства по направлениям расходования дополнительных финансовых ресурсов, полученных за счет передачи налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Это решение способствовало минимизации риска разбалансированности областного бюджета Новосибирской области.
7. Позитивная динамика макроэкономических и бюджетных показателей позволила увеличить объем располагаемых финансовых ресурсов и направить их на решение наиболее назревших проблем социальной сферы. Изменения, внесенные в Закон об областном бюджете Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, увеличили объемы расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт в сферах образования, здравоохранения, спорта и культуры, а также модернизацию коммунальной инфраструктуры и расширение в 2019 году сети и мощности школ и детских садов.
8. Увеличение числа участников конкурсного отбора проектов развития территорий муниципальных образований, основанных на местных инициативах, в 1,6 раза в 2018 - 2019 годах подтвердило востребованность практики инициативного бюджетирования. Данный механизм позволил жителям Новосибирской области непосредственно участвовать в принятии решений органами местного самоуправления, указывая на реально значимые проблемы для проживания на конкретной территории.
9. По итогам 2018 года Новосибирская область заняла 10 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных и вошла в группу регионов с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных.
Продолжена консолидация бюджетных данных на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации (далее - Единый портал). Начиная с 2019 года в эту деятельность вовлекается все больше областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области. Это новая, унифицированная с другими субъектами Российской Федерации, площадка для публикации бюджетных данных и финансово-правовой информации изначально была задумана как инструмент по повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса для населения.
С 2018 года данные, размещенные на Едином портале, обеспечивают основу для последующего переноса части операций в отношениях региона и федерального центра на платформу государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". Заключение соглашений с федеральным центром о реализации мероприятий национальных проектов и региональных проектов Новосибирской области реализуется в электронном виде с использованием данных Единого портала.
Направления бюджетной политики на 2020 - 2022 годы
1. Направления бюджетной политики в сфере обеспечения социальных обязательств.
1.1. Как и в предыдущие годы, задача для органов власти по сохранению уровня доходов населения в будущем периоде будет решаться путем формирования бюджетных ассигнований:
исходя из условия сохранения достигнутого в 2018 - 2019 годах соотношения 100% и 200% средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы к прогнозному значению среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) по Новосибирской области. Для гарантированного обеспечения данного условия продолжит свое действие особый порядок использования бюджетных средств, предусматривающий их резервирование на 4 квартал текущего финансового года. Предоставление зарезервированных средств на соответствующий период текущего года будет осуществляться по мере необходимости доведения средней заработной платы работников до уровня прогнозного значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности;
предусматривающих ежегодную индексацию в соответствии с прогнозным уровнем инфляции оплаты труда всех работников бюджетной сферы и ежегодное повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума, установленного в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за 2 квартал предыдущего года, с учетом районного коэффициента;
с увеличением размера пособий и выплат гражданам, получающим меры социальной поддержки, на прогнозный уровень инфляции. При этом оказание социальной помощи людям с низкими доходами и наиболее уязвимым категориям граждан будет предоставляться при наличии обязательных условий для возникновения права на их получение.
В приоритетном порядке будут запланированы финансовые ресурсы на достижение целей, установленных региональными проектами, разработанными для реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
1.2. В сфере предоставления государственных услуг органам власти необходимо сконцентрироваться на проведении оптимизационных мероприятий структуры сети и штатной численности учреждений на основе сокращения невостребованных услуг, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций, централизации функций бухгалтерского учета, закупочной деятельности, управления кадрами.
Это позволит государственным учреждениям оптимизировать численность административно-управленческого аппарата, урегулировать цены услуг в направлении снижения их себестоимости, что, в свою очередь, даст возможность направить высвободившиеся бюджетные ресурсы на укрепление материально-технической базы и устранение нарушений, указанных в предписаниях надзорных органов.
Новация федерального законодательства в сфере организации оказания услуг предусматривает создание равных условий для государственных и других организаций, участвующих в оказании государственных услуг в таких сферах как образование, здравоохранение, социальная защита, физическая культура и спорт. Это даст право гражданам самостоятельно выбрать организации, оказывающие им ту или иную услугу за счет бюджетных средств.
Принятие данного закона потребует от областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области подготовить нормативную базу, направленную, в том числе, на определение:
способов предоставления государственного социального заказа (конкурсный отбор исполнителей услуг, либо формирование государственного задания, либо электронные сертификаты);
объема государственного социального заказа по конкретным услугам.
2. Направления бюджетной политики в реальном секторе экономики.
2.1. Учитывая положительные результаты проводимой бюджетной политики в реальном секторе экономики, выражающиеся в конкретных цифрах, общие подходы к ее реализации на ближайшие три года сохранятся. Базисно государственное участие в реальном секторе экономики будет определено целевыми ориентирами национальных проектов строительства дорог, жилья, формирования комфортной городской среды, малого и среднего предпринимательства, производительности труда, науки, образования, здравоохранения и экологии.
В предстоящий период сохранится преемственность подходов к государственной поддержке, выражающаяся в:
гарантиях содействия развитию бизнеса на долгосрочную перспективу (сохранение базовых условий и ключевых параметров предоставления бюджетных ресурсов, прозрачность мер поддержки, формирование и/или корректировка механизма целевых показателей результативности во взаимодействии с субъектами поддержки);
приоритете предоставления субсидий стимулирующего характера, субсидий, обеспечивающих максимальное привлечение внебюджетных ресурсов в развитие отраслей, с оценимым эффектом;
ответственном отношении хозяйствующих субъектов-бюджетополучателей к выполнению обязанностей налогоплательщиков по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетные фонды;
социальной ответственности предпринимателей, использовании механизма соглашений о взаимодействии в рамках социального партнерства;
обоснованном применении штрафных санкций к получателям ресурсов для возмещения бюджетных потерь.
2.2. Основными задачами бюджетной политики в отраслях экономики в предстоящей перспективе будут следующие.
В сфере поддержки инвестиционной деятельности - это увеличение инвестиций в основной капитал, привлечение внебюджетных средств в экономику и повышение инвестиционной привлекательности Новосибирской области. С целью реализации этих задач принято решение о кратном (в 5,8 раза) увеличении объемов налоговых расходов бюджета. Лимит налоговых льгот составит ежегодно до 5 млрд. рублей. Министерство экономического развития Новосибирской области с учетом потребностей бизнес-сообщества будет продолжена работа по актуализации мер государственной поддержки, в плановом периоде будет рассмотрена возможность дополнения порядка оценки инвестиционных проектов при принятии решения об оказании государственной поддержки анализом возможного влияния проекта на действующую бизнес-среду в соответствующем секторе экономики.
Актуальной перед органами власти остается задача по дальнейшему развитию парковых проектов Технопарк, Промышленно-логистический парк, Биотехнопарк, наполнению их предприятиями-резидентами, обеспечению положительной рентабельности проектов, увеличению отдачи в виде налоговых поступлений в консолидированный бюджет Новосибирской области. Не менее важной задачей является стимулирование развития территорий опережающего социального развития, а также территорий, входящих в Новосибирскую агломерацию, для реализации этой задачи в плановом периоде планируется создание необходимых объектов производственной инфраструктуры требуемых мощностей для деятельности резидентов.
Новосибирская область за прошедшие годы получила опыт решения вопросов развития территории с использованием механизмов концессий и государственно-частного партнерства, это реализуемые проекты по строительству четвертого моста через р. Обь, строительство поликлиник в городе Новосибирске. Задача для органов государственной власти на плановый период - это увеличение количества реализуемых государственно-частных проектов, расширение практики создания инфраструктурных объектов на средства частных инвесторов с постепенным возмещением расходов уже пользователями созданных объектов.
В сфере развития малого и среднего предпринимательства, промышленности Новосибирская область имеет значительные достижения. Для увеличения вклада промышленности, малого и среднего предпринимательства в налоговый потенциал субъекта существуют потенциальные возможности, которые должны быть реализованы.
В 2018 году принято решение о создании на территории Новосибирской области нового элемента инфраструктуры - государственного фонда поддержки промышленности Новосибирской области, благодаря которому планируется ежегодно вовлечение в реальный сектор экономики дополнительных ресурсов Российского фонда технологического развития порядка 70% от общей стоимости государственного участия по промышленным проектам. Задачей органов государственной власти на предстоящий период является формирование якорных проектов, которые имеют наиболее высокие экономические показатели, интегрированы в другие сферы экономики, нацелены на решение вопросов реиндустриализации и импортозамещения. На базе вновь созданного института поддержки промышленности целесообразно сконцентрировать все виды поддержки промышленных предприятий с целью обеспечения комплексного решения поставленных задач.
Для того, чтобы оказываемые меры поддержки финансового и нефинансового характера были понятны и удобны предпринимательскому сообществу планируется создание единой площадки содействия малому и среднему предпринимательству "Мой бизнес". Задачей министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области является создание и обеспечение деятельности организации в рамках планируемого функционала, преимущественно на базе ресурсов существующих организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, максимального задействования ранее созданных бизнес-инкубаторов, центра прототипирования, гарантийного фонда и фонда микрофинансирования. Необходимо также продолжить работу по выявлению административных проблем, мешающих развитию малого бизнеса и вовлечению частного капитала в экономику.
Одной из важных отраслей экономики Новосибирской области является сельское хозяйство. Не только потому, что сельское хозяйство обеспечивает продовольственную безопасность региона, но и потому, что в сельском хозяйстве занято более трети населения области. Учитывая это, бюджетные ассигнования на поддержку сельского хозяйства традиционно остаются приоритетным направлением областного бюджета Новосибирской области, финансовое обеспечение которого осуществляется на паритетных началах с федеральным бюджетом.
В июле 2019 года принят Закон Новосибирской области от 01.07.2019 N 396-ОЗ "О государственной аграрной политике в Новосибирской области", одними из ключевых позиций которого, влияющих на бюджетную политику, являются:
комплексное развитие сельских территорий, направленное на повышение уровня жизни сельского населения, решение вопросов занятости в сельском хозяйстве, закрепление квалифицированных кадров в агропромышленном комплексе, развитие малого и среднего предпринимательства на селе, повышение инвестиционной привлекательности сельских территорий;
повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
повышение конкурентоспособности и объема экспорта продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Новосибирской области в целях обеспечения ее присутствия на внешних рынках, а также обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;
повышение объемов производства продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Новосибирской области с целью обеспечения продовольственной безопасности Новосибирской области;
внедрение инновационных научных достижений и современных технологий в агропромышленном комплексе Новосибирской области.
Министерству сельского хозяйства Новосибирской области предстоит решение задачи реализации этих направлений на практике через государственную программу с соблюдением принципов адресности и целевого характера государственной поддержки, равнодоступности для всех субъектов, имеющих право на ее получение, последовательности осуществления мер государственной аграрной политики и ее развития. Ключевым моментом, благодаря которому возможна реализация указанных задач с учетом заданных бюджетных параметров является лимитирование предельного объема государственной поддержки на одного сельхозтоваропроизводителя на трехлетний период.
Не менее важными задачами, на которых следует сконцентрировать внимание в плановом периоде, являются стимулирование сельскохозяйственной переработки продукции с акцентом на полный цикл переработки, аграрных кластеров, развитие системы государственных компенсаций по страховым услугам предприятиям аграрного сектора.
Предоставление со стороны федерального центра льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей напрямую в кредитных организациях позволяет задействовать финансовые ресурсы программы на других направлениях господдержки агропромышленного комплекса.
Задачами областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при планировании и осуществлении капитальных вложений за счет бюджетных инвестиций на ближайшие три года являются:
обеспечение успешной реализации крупных объектов: это прежде всего своевременный ввод в эксплуатацию ледовой арены по ул. Немировича-Данченко для проведения международного чемпионата мира по хоккею среди молодежи в 2023 году, это ввод в эксплуатацию в 2020 году регионального центра волейбола, перинатального центра;
выполнение обязательств по строительству объектов, софинансируемых за счет федерального бюджета, объекты проекта "Академгородок 2.0";
максимально эффективное использование ресурсов при планировании и реализации бюджетных инвестиций;
содействие развитию жилищного строительства.
Решение этих задач возможно при выполнении следующих мероприятий:
обеспечение избирательности расходов капитального характера на базе объектов капитального строительства, включенных в состав действующего трехлетнего бюджета, а также реестра объектов незавершенного строительства Новосибирской области;
принятие решений о строительстве новых объектов на основании веских обоснований, а также с федеральным софинансированием;
утверждение бюджетных ассигнований на строительно-монтажные работы при наличии готовой проектно-сметной документации с положительным решением государственной вневедомственной экспертизы, оценкой достоверности сметной стоимости, задействование механизма обоснования инвестиций и проведения технологического и ценового аудита по крупным объектам;
применение типовых проектных решений на базе актуализированного банка повторно применяемых проектов;
претензионно-исковая работа с подрядными организациями, допустившими нарушения при исполнении контрактов, устранение замечаний по объектам в рамках исполнения гарантийных обязательств;
снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;
формирование фонда защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства;
вовлечение в оборот неэффективно используемых земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в целях жилищного строительства.
Задачи в сфере жилищно-коммунального хозяйства определены региональными проектами:
приведение объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры в нормативное состояние, финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального комплекса;
расселение граждан из ветхого и аварийного жилья, выполнение программы капитального ремонта жилищного фонда,
обеспечение населения Новосибирской области чистой водой, газификация жилого фонда;
снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду.
Решение этих задач возможно, наряду с финансовым обеспечением, путем разработки и реализации индивидуальных программ оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, повышения финансовой дисциплины, снижения их убыточности, в том числе за счет модернизации действующего оборудования и инженерных сетей; более активного использование механизма концессий, в части капитального строительства объектов также необходимо реализовывать мероприятия, определенные для бюджетных инвестиций.
В целях снижения расходов муниципальных образований на разработку проектно-сметной документации по объектам капитального строительства в различных отраслях, которая в последующем остается невостребованной в связи с отсутствием средств на строительство объектов, областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области, предоставляющим субсидии местным бюджетам на капитальные вложения, следует осуществлять координацию разработки документации на новые объекты, что будет способствовать формированию критерия объективной потребности в строительстве того или иного объекта, а также рассмотреть возможность софинансирования расходов муниципальных образований на разработку проектно-сметной документации по строительству объектов муниципальной собственности с внесением соответствующих изменений в условия предоставления и расходования субсидий, предусматриваемых в рамках государственных программ и непрограммных мероприятий.
Планирование расходов дорожного фонда Новосибирской области осуществляется на уровне прогнозируемых доходных источников, учитываемых при формировании дорожных фондов. Приоритетными направлениями расходов дорожного фонда остаются расходы на содержание автомобильных дорог общего пользования, производство планово-предупредительного, текущего и капитального ремонта, строительство и развитие сети автомобильных дорог.
Для дорожной отрасли актуальной остается задача заключения контрактов, предусматривающих использование новых технологий и материалов, а также выполнение работ на принципах контрактов жизненного цикла, которые являются действенным инструментом, способствующим эффективному и безопасному инвестированию бюджетных средств в инновационное развитие дорожной отрасли. Проекты на основе таких контрактов реализуются с помощью комплексных долгосрочных договоров, обеспечивающих реализацию принципа сквозной ответственности исполнителя на всех этапах жизненного цикла объекта, который мотивирует его к принятию оптимальных технических решений и обеспечению высокого качества выполняемых дорожных работ.
В целях увеличения норматива по акцизам на топливо для Новосибирской области по-прежнему остается актуальной задача для органов местного самоуправления по оформлению бесхозяйных дорог в муниципальную собственность, что позволит увеличить доходы от акцизов на топливо, поступающих в муниципальные дорожные фонды на развитие и обслуживание дорожной сети на территории муниципальных образований. Планомерное приведение сельских дорог в нормативное состояние позволит сократить разрыв в инфраструктурном обеспечении между городом Новосибирском и сельскими территориями.
Для обеспечения возможности привлечения дополнительных средств на обеспечение дорожной деятельности в отношении дорог местного значения и повышения заинтересованности муниципальных образований в собираемости транспортного налога планируется передача части транспортного налога в муниципальные дорожные фонды взамен соответствующей части субсидии. При сокращении недоимки по транспортному налогу в бюджет муниципального образования поступят дополнительные доходы по нормативу.
3. Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений.
Основная задача бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений на 2020 - 2022 годы состоит в гарантированном финансовом обеспечении приоритетных расходов, а также неснижении финансовых ресурсов местных бюджетов.
Планируются изменения в методику расчета налогового потенциала, учитываемого при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, обусловленные в том числе внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения состава неналоговых доходов, включаемых в расчет налогового потенциала местных бюджетов. Это позволит рассчитывать налоговый потенциал по наиболее стабильным и прогнозируемым доходным источникам местных бюджетов.
Будут разработаны и утверждены правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования областным бюджетом Новосибирской области объема расходного обязательства муниципального образования. Указанные правила будут способствовать более четкому планированию объемов средств, направляемых из областного бюджета Новосибирской области на субсидирование расходных обязательств муниципальных образований, а также объемов средств местных бюджетов, необходимых для соблюдения условий предоставления субсидий.
Одной из задач политики в сфере межбюджетных отношений является расширение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Она будет решаться путем передачи нормативов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогу на имущество юридических лиц, транспортному налогу и увеличения нецелевой составляющей финансовой помощи из областного бюджета Новосибирской области за счет отказа от предоставления ряда целевых трансфертов.
Кроме того, областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области совместно с органами местного самоуправления будет проанализирована возможность создания муниципальных округов в Новосибирской области и их интеграции в бюджетную систему Новосибирской области.
4. Направления бюджетной политики в сфере государственного управления.
Объем расходов на содержание органов государственной власти и фонд оплаты труда гражданских служащих Новосибирской области должен формироваться в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением ограничений, установленных Правительством Российской Федерации.
В случаях, связанных с изменением функций и полномочий, инициативы областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, связанных с изменением штатной численности, будут рассмотрены комиссией по рассмотрению предложений по оптимизации структуры и штатной численности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области.
В отношении расходов органов местного самоуправления утвержден финансовый норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, мониторинг исполнения которого проводится ежегодно, а мониторинг плановых показателей текущего года - ежеквартально.
5. Основные направления повышения эффективности бюджетной политики.
5.1. Начиная с 2020 года к работе на Едином портале будут подключены муниципальные образования Новосибирской области, что возлагает на них обязанности по размещению и поддержанию в актуальном состоянии бюджетных данных муниципального уровня. От оперативности размещения и достоверности данных на Едином портале зависит своевременность заключения соглашений с федеральными органами исполнительной власти о реализации мероприятий национальных проектов и региональных проектов Новосибирской области, что в свою очередь определяет быстроту заключения контрактов и выполнения мероприятий.
5.2. Необходимый объем денежных средств на едином счете бюджета для своевременного и безусловного исполнения всех денежных обязательств областного бюджета Новосибирской области будет обеспечен в том числе за счет временного привлечения свободных остатков средств государственных бюджетных и автономных учреждений.
Во избежание случаев использования подрядчиками (субподрядчиками) предоставляемых в порядке авансирования бюджетных средств на направления, не связанные с выполнением контрактных обязательств, в Новосибирской области реализуется пилотный проект по казначейскому сопровождению средств, предоставляемых из бюджета региона, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 N 368-р. В 2020 году органам государственной власти необходимо продолжить практику применения данного механизма, а по значимым дорогостоящим объектам, возводимым на территории региона, применять расширенное банковское сопровождение и расширенное казначейское сопровождение средств, что позволит предотвратить нарушения, связанные с нецелевым расходованием средств.
5.3. Для обеспечения эффективного и целевого расходования бюджетных средств, снижения потерь и повышения финансовой дисциплины, областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области необходимо продолжить осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
5.4. Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области в предстоящем периоде предстоит задача по организации дальнейшей реализации плана мероприятий по централизации полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (бухгалтерской) отчетности в областных исполнительных органах государственной власти Новосибирской области и государственных учреждениях Новосибирской области.
В 2020 году предстоит завершение внедрения единой автоматизированной системы, предназначенной для ведения централизованного бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности, создание государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр бухгалтерского учета" и передача ему полномочий по ведению бюджетного учета и отчетности всех областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.
В период с 2021 по 2022 год планируется реализация мероприятий по внедрению единой автоматизированной системы, предназначенной для ведения централизованного бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности. По итогам реализации данных мероприятий предусмотрена передача полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (бухгалтерской) отчетности государственными учреждениями Новосибирской области в отраслевые центры бухгалтерского учета, которые будут созданы в подведомственности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по соответствующим отраслям.
5.5. В планируемый период актуальной остается задача по максимальному привлечению федеральных трансфертов в экономику Новосибирской области, с уровнем софинансирования из федерального бюджета не менее 78%, а по региональным проектам не менее 96%, для этого областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области необходимо:
обеспечить постоянный мониторинг условий и порядка предоставления межбюджетных трансфертов Новосибирской области из федерального бюджета в рамках соответствующего отраслевого блока, в том числе на этапе публичных обсуждений разрабатываемых проектов нормативных правовых актов федерального уровня, организацию эффективной обратной связи с федеральными ведомствами для учета интересов Новосибирской области;
проводить работу на федеральном уровне по соответствующей отрасли об изменении уровня софинансирования в сторону общего норматива (96/4) по направлениям расходов, связанных с региональными проектами, начатых до их утверждения;
обеспечить качественный расчет целевых показателей результативности использования федеральных субсидий с учетом степени их достижимости для исключения финансовых потерь при возврате предоставленных субсидий в федеральный бюджет, взаимодействие с федеральными ведомствами для отмены санкций за невыполнение показателей результативности при наступлении обстоятельств непреодолимой силы.
5.6. Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнен новым понятием "налоговые расходы публично-правового образования", которые определяются как выпадающие доходы, обусловленные предоставлением налоговых льгот, освобождений и преференций в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ. В текущем году Министерством финансов Российской Федерации завершена разработка методики оценки эффективности налоговых льгот и принято постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
В ближайшей перспективе будет определен порядок формирования перечня налоговых расходов Новосибирской области и установлен порядок осуществления оценки налоговых расходов Новосибирской области. Каждому куратору налоговых расходов, ответственному за достижение соответствующих налоговому расходу целей государственной программы, необходимо обеспечить принятие до конца текущего года методик оценки эффективности соответствующих налоговых расходов.
Систематизация информации о налоговых расходах как одном из источников финансового обеспечения государственных программ Новосибирской области обеспечит достаточное финансово-экономическое обоснование принимаемых решений о налоговых расходах с точки зрения бюджетной и налоговой эффективности, целеполагание и системность применяемых налоговых мер стимулирования экономики.
Для проведения оценки эффективности налоговых расходов муниципальных образований в течение 2020 года органами местного самоуправления в Новосибирской области будут приняты нормативные правовые акты, регулирующие формирование перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов местного бюджета.
Основные направления
долговой политики Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
(утв. распоряжением Правительства Новосибирской области от 11 сентября 2019 г. N 370-рп)
8 октября 2019 г.
Долговая политика Новосибирской области разработана в единстве с налоговой и бюджетной политикой региона в целях обеспечения сбалансированности областного бюджета Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов с учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной долговой политики.
Итоги реализации долговой политики предыдущего периода
Качественное завершение 2017 года, положившее задел для успешного исполнения бюджета, а также уверенная динамика поступления собственных доходов в течение 2018 года позволили обеспечить ритмичное финансирование расходов, предусмотренных законом об областном бюджете Новосибирской области, достичь сбалансированного результата исполнения бюджета и снижения объема государственного долга региона по итогам 2018 года на 2915,6 млн. рублей. Несмотря на то, что в течение 2018 года Банком России дважды была увеличена ключевая ставка (с 7,25% до 7,75% годовых, впервые с 2014 года) расходы на обслуживание государственного долга меньше аналогичных расходов 2017 года на 68,6 млн. рублей.
Основными направлениями организации заимствований в 2018 году являлись удлинение профиля погашения государственного долга Новосибирской области и снижение рисков рефинансирования на фоне роста ключевой ставки Банка России. В этих целях в отчетном году осуществлена закупка кредитных ресурсов со сроками погашения до четырех лет. Выполнено успешное размещение облигаций Новосибирской области в объеме 5 млрд. рублей. Благодаря высокому кредитному качеству спрос на облигации превысил предложение в 3,6 раза (17,8 млрд. рублей). Размещение облигаций позволило удлинить профиль долга и равномерно распределить платежи по погашению обязательств в течение пяти лет.
Исполнение долговых обязательств Новосибирской области осуществлялось своевременно и в полном объеме.
В 2018 году в целях оценки и контроля эффективности управления государственным долгом Новосибирской области, а также в целях соблюдения условий соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации в рамках реструктуризации бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Новосибирской области (далее - Соглашения), были установлены и исполнены следующие количественные показатели (индикаторы):
N п/п |
Показатель (индикатор) |
2018 год, план |
2018 год, факт |
1 |
Уровень дефицита областного бюджета Новосибирской области от суммы доходов областного бюджета Новосибирской области без учета безвозмездных поступлений, % |
<= 10,0 |
профицит составил 7410,7 млн. рублей |
2 |
Отношение объема долговых обязательств Новосибирской области по кредитам, полученным от кредитных организаций, и государственным ценным бумагам Новосибирской области к общему годовому объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), % |
<= 26,0 |
21,1 |
3 |
Отношение объема государственного долга Новосибирской области к общему объему доходов областного бюджета Новосибирской области без учета безвозмездных поступлений, % |
<= 42,0 |
36,1 |
4 |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Новосибирской области в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов, % |
<= 8,0 |
2,0 |
Репутацию Новосибирской области как первоклассного заемщика подтвердили высокие рейтинги кредитоспособности.
5 октября 2018 года рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные кредитные рейтинги региона в национальной валюте на уровне "BBB-" и краткосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте "F3". Рейтинги обращающихся на рынке государственных облигаций Новосибирской области подтверждены на уровне "BBB-". Прогноз по рейтингам "Стабильный".
6 ноября 2018 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) подтвердило кредитные рейтинги Новосибирской области А+(RU), прогноз "Стабильный" и кредитный рейтинг выпускам облигаций региона на уровне А+(RU).
Итогом управления государственным долгом Новосибирской области в 2018 году стало снижение долговой нагрузки на 8,1%: с 44,2% до 36,1%, рыночной долговой на 5,2%: с 26,3% до 21,1%.
Правильность выбранной бюджетной тактики, проводимой на протяжении последних лет, подтверждается достижением сбалансированного результата исполнения бюджета, обеспечивающего ритмичное финансирование расходов, предусмотренных законом об областном бюджете Новосибирской области.
Состояние государственного долга Новосибирской области и реализация долговой политики в 2019 году
Сдержанная долговая политика Новосибирской области, направленная на стабилизацию объема государственного долга региона, способствует постепенному решению задачи по снижению уровня долговой нагрузки.
По состоянию на 01.01.2019 государственный внутренний долг Новосибирской области составил 44220,2 млн. рублей или 36,1% к общему объему доходов областного бюджета Новосибирской области без учета безвозмездных поступлений.
В целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга в январе 2019 года в полном объеме были погашены обязательства по кредитам коммерческих банков за счет источников финансирования дефицита бюджета в виде переходящих остатков. В первом полугодии привлечение кредитов кредитных организаций не осуществлялось.
Виды долговых обязательств |
Долг по состоянию на 01.01.2019, % (факт) |
Долг по состоянию на 01.04.2019, % (факт) |
Долг по состоянию на 01.07.2019, % (факт) |
Долг по состоянию на 01.01.2020, % (план) |
Государственные ценные бумаги |
37,9 |
47,7 |
47,7 |
44,7 |
Бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
41,5 |
52,3 |
52,3 |
39,2 |
Кредиты, полученные от кредитных организаций |
20,6 |
0,0 |
0,0 |
14,7 |
Государственные гарантии |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1,4 |
ИТОГО: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В то же время сохраняется возможность привлечения кредитов от кредитных организаций благодаря наличию в кредитном портфеле достаточного объема возобновляемых кредитных линий.
В 1 квартале 2019 года заключен договор о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) от 19.02.2019 N 51-06-27/7 с Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области. Привлечение краткосрочного бюджетного кредита через территориальные органы Федерального казначейства на пополнение остатков средств на счетах областного бюджета Новосибирской области осуществлялось в первом полугодии в сумме 3500000,0 тыс. рублей, что значительно ниже установленного лимита.
В целях приведения условий соглашений о предоставлении бюджету Новосибирской области из федерального бюджета бюджетных кредитов в соответствие с требованиями законодательства в течение 2019 года были подписаны дополнительные соглашения, уточняющие условия реструктуризации 2017 года, и утверждены Законами Новосибирской области от 04.03.2019 N 348-ОЗ "Об утверждении заключенных дополнительных соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Новосибирской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" и от 01.07.2019 N 389-ОЗ "Об утверждении заключенных дополнительных соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Новосибирской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
Условия эмиссии и обращения государственных облигаций Новосибирской области 2019 года в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга" зарегистрированы Министерством финансов Российской Федерации 19 марта 2019 года (регистрационный номер ANO-010/00792).
Уровень кредитных рейтингов Новосибирской области соответствует условиям включения ценных бумаг в Ломбардный список Банка России.
При ранжировании субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки по состоянию на 1 мая 2019 года Новосибирская область входит в число субъектов с уровнем долговой нагрузки ниже среднего значения по России и занимает 57-ю позицию из 85 (при расположении регионов по убыванию значения долговой нагрузки).
Таким образом, в 2019 году долговая политика Новосибирской области сохраняет тенденции по стабилизации уровня государственного долга и снижению долговой нагрузки и рыночной долговой нагрузки.
Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Новосибирской области на 2020 - 2022 годы
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики Новосибирской области на 2020 - 2022 годы, являются:
влияние рисков нестабильной экономической ситуации, сохранения неустойчивости мировой экономики на возможность осуществления рыночных заимствований в необходимых объемах по стоимости, не превышающей ограничения, установленные условиями Соглашений, сохранение действий финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответных мер;
изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленная неустойчивым экономическим ростом и внешнеполитическими факторами.
Приоритеты долговой политики, сложившиеся в 2017 - 2019 годах, будут сохранены.
Обеспечение потребностей в заемном финансировании, поддержание объема и структуры государственного долга, исключающих неисполнение долговых обязательств, своевременное исполнение долговых обязательств при обеспечении минимизации расходов на обслуживание государственного долга и развитие рынка субфедеральных долговых обязательств будут принципами управления государственным долгом Новосибирской области.
Раздел изменен. - Распоряжение Правительства Новосибирской области от 8 октября 2019 г. N 399-рп
Цели и задачи долговой политики на 2020 - 2022 годы, инструменты ее реализации.
Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Новосибирской области
Программы заимствований на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов будут сформированы исходя из необходимости продолжения решения основных задач долговой политики, утвержденных ранее, а именно:
1. Снижения долговой нагрузки и рыночной долговой нагрузки к 01.01.2023 до 33% и 26% соответственно.
2. Минимизации расходов на обслуживание государственного внутреннего долга.
3. Поддержания высокого кредитного качества Новосибирской области, формирования благоприятной кредитной истории.
В настоящее время основания для формирования областного бюджета на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов с дефицитом, источником покрытия которого будут являться долговые обязательства, отсутствуют. Планирование будет осуществляться в целях обеспечения соответствия объема расходных обязательств реальным доходным источникам и источникам покрытия дефицита бюджета без увеличения объема государственного долга.
В случае формирования областного бюджета Новосибирской области без дефицита все ограничения, установленные Соглашениями, соблюдаются.
Вместе с тем, в целях понимания возможного увеличения объема государственного долга в целях обеспечения задач по реализации национальных проектов будет произведена оценка возможного потенциального прироста государственного долга Новосибирской области с обязательным соблюдением установленных Соглашениями условий.
Начиная с 2020 года объем рефинансирования долговых обязательств по сравнению с предыдущим периодом существенно увеличивается. Это коснется в том числе необходимости замены долговых обязательств по бюджетным кредитам перед Министерством финансов Российской Федерации на рыночные долговые инструменты и может повлечь рост расходов на обслуживание государственного долга.
В случае исполнения условий возможности продления реструктуризации бюджетных кредитов Новосибирская область планирует в 2020 году дальнейшее участие в программе реструктуризации обязательств (задолженности) бюджетных кредитов. Это позволит продлить срок возврата обязательств по бюджетным кредитам Новосибирской области перед федеральным бюджетам на срок до 2029 года и обеспечить экономию по выплате процентных платежей.
Сохранится практика привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации в Управлении федерального казначейства по Новосибирской области на условиях, установленных действующим законодательством в целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга.
Для решения этой задачи важная роль отводится применению механизма временного привлечения в областной бюджет Новосибирской области остатков средств на счетах государственных учреждений Новосибирской области в целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета Новосибирской области.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 04.01.2017 N Пр-32 (пункт 2) в 2020 - 2022 годах, в случае благоприятной конъюнктуры на финансовом рынке, Новосибирская область планирует использование государственных ценных бумаг в качестве источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета. Программой заимствований может быть предусмотрено ежегодное размещение средне- и (или) долгосрочных облигаций с амортизацией долга в целях реструктуризации долговых обязательств. Основными преимуществами указанного инструмента заимствования являются конкурентный механизм ценообразования, возможность гибкого управления государственным долгом при размещении, связанная с установлением объемов и графиков платежей, а также повышение открытости и прозрачности долговой политики региона.
Достаточный объем свободного лимита по государственным контрактам на привлечение кредитных ресурсов, в том числе в связи с наступлением в планируемом периоде сроков погашения долговых обязательств, при необходимости может быть обеспечен путем проведения в 2020 году и в плановом периоде электронных аукционов в соответствии с действующим законодательством. Привлечение Новосибирской областью кредитных ресурсов планируется осуществлять с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры, в основном в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит в случае нехватки бюджетных средств привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, а также обеспечит экономию бюджетных средств на обслуживании государственного долга.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2016 N 1009 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 19" государственные контракты на привлечение кредитных ресурсов с 2017 года могут заключаться по "плавающей" ставке.
В рамках заимствований в целях рефинансирования имеющейся задолженности планируется привлечение рыночных долговых обязательств преимущественно на средне- и долгосрочные периоды в целях удлинения профиля государственного долга Новосибирской области. Также будет учитываться необходимость соблюдения равномерности наступления графика платежей с целью исключения пиковых нагрузок на областной бюджет Новосибирской области.
Долговая политика в отношении предоставления государственных гарантий будет носить сдержанный характер. Программой государственных гарантий Новосибирской области будет предусмотрено предоставление государственных гарантий только по кредитам, привлекаемым в целях реализации инвестиционных проектов. Предоставление государственных гарантий возможно только в случае наступления срока исполнения гарантированных обязательств не менее чем через три года, что позволит минимизировать уровень бюджетных рисков, связанных с неисполнением обязательств принципала.
В целях определения оптимального набора инструментов заимствований, а также благоприятных для привлечения заемных ресурсов моментов выхода на рынок необходим анализ рисков и определение предполагаемой стоимости заимствований.
Важная роль отводится ответственному планированию долговых обязательств, а также расходов, связанных с их привлечением и обслуживанием. Планирование источников финансирования дефицита бюджета будет осуществляться в соответствии с методикой прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета Новосибирской области, утвержденной приказом министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области от 04.08.2016 N 97 "Об утверждении Методики прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета Новосибирской области".
Привлечение в областной бюджет Новосибирской области кредитов от кредитных организаций будет осуществляться в соответствии с условиями заключенных Соглашений "исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1% годовых.
Муниципальным образованиям при получении бюджетных кредитов из областного бюджета Новосибирской области также необходимо будет соблюдать условие по привлечению в местный бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1% годовых.
Для снижения рисков, связанных со способностью Новосибирской области своевременно исполнять свои долговые обязательства, возникающие в процессе управления государственным долгом, будет осуществляться мониторинг конъюнктуры долгового рынка с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств, определения оптимального объема краткосрочных долговых обязательств, снижения зависимости от конъюнктуры на финансовых рынках, удлинения сроков привлечения заимствований.
В целях снижения рисков Новосибирской области как заемщика к изменениям рыночной конъюнктуры в части процентных ставок, влияющих на стоимость заимствований региона, предполагается проведение мониторинга рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок при планировании расходов на обслуживание государственного долга.
По результатам проведенных мониторингов в целях минимизации рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом Новосибирской области, в случае необходимости планируется принятие решения о необходимости внесения изменений в действующую структуру государственного долга Новосибирской области; оценивается уровень расходов на обслуживание государственного долга Новосибирской области и осуществляется прогнозирование таких расходов на средне- и долгосрочную перспективы; определяются риски увеличения будущих расходов на обслуживание государственного долга.
В связи со значительным количеством государственных контрактов особое внимание будет уделено их своевременному и полному учету и контролю за соблюдением всех установленных условий и требований с целью исполнения долговых обязательств своевременно и в полном объеме.
В целях оценки и контроля эффективности управления государственным долгом Новосибирской области в 2020 - 2022 годах, а также в целях соблюдения условий Соглашений определены следующие значения показателей долговой устойчивости Новосибирской области (индикаторы):
N |
Показатель (индикатор) |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
1 |
Уровень дефицита областного бюджета Новосибирской области от суммы доходов бюджета Новосибирской области без учета безвозмездных поступлений, % |
<= 10,0 |
<= 10,0 |
<= 10,0 |
2 |
Отношение объема долговых обязательств Новосибирской области по кредитам, полученным от кредитных организаций, и государственным ценным бумагам Новосибирской области к общему годовому объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), % |
<= 24,0 |
<= 25,0 |
<= 26,0 |
3 |
Отношение объема государственного долга Новосибирской области к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений |
<= 37,0 |
<= 35,0 |
<= 33,0 |
4 |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Новосибирской области в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов |
<= 8,0 |
<= 8,0 |
<= 8,0 |
В рамках достижения поставленных задач необходимо обеспечить:
поддержание диалога с участниками долгового рынка, информационной открытости;
выстраивание взаимоотношений с кредитными организациями и инвесторами на основе конкурсных процедур;
формирование благоприятной кредитной истории;
поддержание высокого кредитного качества региона.
Новосибирская область продолжит взаимодействие с национальными и международными рейтинговыми агентствами в целях обеспечения аргументированного мнения о кредитоспособности региона и создания благоприятных предпосылок для выхода на облигационный рынок заимствований. Это позволит потенциальным инвесторам получить дополнительную независимую экспертизу и будет способствовать осуществлению заимствований Новосибирской области по более привлекательной процентной ставке.
Заинтересованность в обеспечении понимания действий по управлению государственным долгом, раскрытие информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике является важным элементом формирования благоприятной кредитной истории.
В целях повышения привлекательности Новосибирской области как заемщика на официальном сайте министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области будет продолжена практика опубликования аналитической информации по государственному долгу Новосибирской области, долговой книге региона, государственных ценных бумагах информации о кредитных рейтингах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 11 сентября 2019 г. N 370-рп "Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов"
Текст распоряжения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 8 октября 2019 г. N 399-рп