Заключение Счетной палаты РФ от 14 августа 2019 г. N ЗСП-176/16-09
на проект федерального закона N 750959-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей"
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 14 августа 2019 г. N 45К (1341)))
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 750959-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 17 июля 2019 г. N 206) и статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, разработан с целью закрепления в Бюджетном кодексе Российской Федерации положений о казначейском обслуживании, едином казначейском счете, системе казначейских платежей, казначейском учете и казначейской отчетности. В указанных целях законопроектом предлагается внести изменения в статьи 6, 7, 38.2, 40, 56, 78.1, 78.3, 80, 93.2, 93.4, 93.6, 94, 95, 96, 96.12, 130, 136, 154-156, 158, 162, 165, 166.1, 215.1, 217, 217.1, 218, 219, 220.1, 242, 242.1, 242.3 - 242.6, 264.1 и в наименование главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, признать утратившими силу статьи 148, 168 и 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации главой 24.2, включающей статьи 242.7 - 242.13, и главой 24.3 (статьи 242.14 - 242.21), а также статьями 220.2, 236.1, 264.2-1.
Согласно пояснительной записке в соответствии с предлагаемыми законопроектом изменениями Федеральное казначейство с использованием единого казначейского счета будет обеспечивать расчеты публично-правовых образований и юридических лиц, являющихся прямыми участниками системы казначейских платежей, с контрагентами, находящимися на обслуживании в Банке России и кредитных организациях.
При этом на едином казначейском счете будут аккумулироваться средства федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных и автономных учреждений и юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Новыми статьями 242.13 и 242.14 (пункт 41 статьи 1 законопроекта) определяются основы функционирования единого казначейского счета и управления остатками на этом счете.
Пунктом 25 статьи 1 законопроекта в статье 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации уточняются полномочия Федерального казначейства. В частности, закрепляется полномочие Федерального казначейства по установлению порядка прогнозирования движения средств на едином казначейском счете.
Законопроектом (пункт 41 статьи 1) предлагается дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации новыми главами 24.2 и 24.3, определяющими основы функционирования системы казначейских платежей и казначейского обслуживания соответственно.
В соответствии с проектируемой статьей 242.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации система казначейских платежей является совокупностью участников и оператора системы казначейских платежей, взаимодействующих по правилам организации и функционирования системы казначейских платежей, которые устанавливаются Федеральным казначейством по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Виды участия и перечень участников системы казначейских платежей определены проектируемой статьей 242.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основы казначейского обслуживания, в том числе виды казначейских счетов, определяются проектируемой статьей 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 4 указанной статьи порядок казначейского обслуживания устанавливается Федеральным казначейством.
Пунктом 42 статьи 1 законопроекта в статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляется понятие "казначейский учет".
Проектируемой статьей 264.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяются состав и содержание казначейской отчетности по операциям в системе казначейских платежей, которая будет формироваться в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Также законопроектом предусматривается уточнение механизма осуществления Федеральным казначейством отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами на основании обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации), органа управления государственным внебюджетным фондом (пункт 33 статьи 1), распространение положений статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации об исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по обязательствам казенных учреждений, на государственные внебюджетные фонды (пункт 37 статьи 1 законопроекта), и ряд иных изменений.
Концептуальных замечаний по законопроекту не имеется.
Вместе с тем следует отметить, что отдельные положения законопроекта не учитывают изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации федеральными законами от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ) и от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (далее - Федеральный закон N 199-ФЗ), и требуют уточнения.
Так, например, проектируемые изменения статей 93.2, 93.4, 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (подпункт "а" пункта 9, пункт 10 и пункт 11 статьи 1 законопроекта) в части замены слов "остатки средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)" словами "остатки средств на едином счете бюджета" требуют корректировки в связи с тем, что Федеральным законом N 307-ФЗ предлагаемые к замене слова заменены словами "остатки средств на счете бюджета".
Предлагаемая подпунктом "е" пункта 11 статьи 1 законопроекта замена в абзаце первом пункта 5 статьи 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации слов "бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет)" словами "соответствующий бюджет" уже произведена указанным Федеральным законом.
Проектируемые изменения абзаца второго пункта 6, пункта 7 и пункта 9 статьи 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (подпункты "ж", "з" и "к" пункта 11 статьи 1 законопроекта) не учитывают изменения, внесенные в указанные пункты Федеральным законом N 307-ФЗ в части распространения положений о предоставлении бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета на бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Пунктом 23 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Однако Федеральным законом N 199-ФЗ указанный пункт признан утратившим силу.
Подпунктом "г" пункта 24 статьи 1 законопроекта планируется внести редакционные изменения в абзац сорок пятый статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем согласно Федеральному закону N 199-ФЗ указанный абзац считается абзацем сорок шестым.
Предлагаемые законопроектом изменения абзаца пятого пункта 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (подпункт "б" пункта 42 статьи 1 законопроекта) в части уточнения содержания отчета о движении денежных средств реализованы Федеральным законом N 199-ФЗ.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом замечаний ко второму чтению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.