Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
на проект федерального закона N 749021-7 "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 9 сентября 2019 г. N 3.25-5/116)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 749021-7 "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет), являющийся соисполнителем по законопроекту, отмечает следующее в части вопросов ведения Комитета.
Законопроект вносит изменение в подпункт 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" в части распространения льготы по уплате вывозной таможенной пошлины не только на организацию - пользователя недр, но также и на иных лиц, осуществляющих вывоз нефти сырой при наличии соответствующего письменного подтверждения организации, отвечающей условиям, установленным пунктом 1 статьи 333.43 Налогового кодекса Российской Федерации, о выполнении в отношении участка недр, в результате деятельности по добыче углеводородного сырья на котором получены (произведены) соответствующие товары, планируемые к вывозу из Российской Федерации, установленных условий.
С 1 января 2019 года для нефтяной отрасли введен налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее - НДД). Введение НДД стало завершающим этапом формирования нового налогового режима, основанного на налогообложении реального финансового результата проектов и создающего экономически сбалансированные условия разработки запасов углеводородного сырья в новых регионах нефтедобычи.
Одним из существенных элементов НДД, обеспечивающих его эффективность, является введение освобождения от экспортных пошлин для нефти, добытой на месторождениях в новых регионах нефтедобычи на первоначальном этапе разработки, в ходе которого инвестор несет основную сумму капитальных затрат.
С учетом закрепленных на уровне закона условий НДД и льготы по экспортной пошлине и исходя из понимания, что право на льготу предоставляется в отношении товара - нефти, а не конкретного субъекта, ее экспортирующего и, соответственно, не зависит от бизнес-схемы экспорта нефти, крупнейшими нефтяными компаниями были приняты решения о переходе на НДД по новым проектам в Восточной Сибири.
Вместе с тем в марте 2019 года Федеральной таможенной службой России на основании разъяснений Минфина России предложено иное толкование положений ст. 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", направленное на пресечение возможных, но не выявленных злоупотреблений, в соответствии с которым на момент экспорта нефть должна принадлежать только недропользователю; экспортеры, не являющиеся плательщиками НДД, не вправе применять льготу.
Новый правоприменительный подход по своей сути нивелирует экономические стимулы режима НДД в нефтяной отрасли, ставя уровень налоговой нагрузки в зависимость от схемы реализации нефти, а не от реального финансового результата проекта, определяемого совокупностью геологических, географических, макроэкономических факторов.
Негативные последствия нового подхода по факту ложатся на крупнейшие нефтегазовые компании, являющиеся добросовестными налогоплательщиками и экспортерами, в деятельности которых факты злоупотребления правом на льготу не выявлены, но которые используют в своей деятельности наиболее прозрачные договорные схемы купли-продажи.
С учетом указанных выше позиций рассматриваемый законопроект уточняет условия применения освобождения от уплаты таможенной пошлины в режиме НДД.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он восстанавливает право на использование льготы иными лицами, экспортирующими нефть, добытую на месторождениях, переведенных на НДД.
Однако в случае распространения действия закона на правоотношения, сложившиеся после 1 мая 2019 года, право восстанавливается не полностью.
Законопроект не исключает материальные потери добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, вызванные изменением в подходах к толкованию закона. Законопроект предполагает изъятие в бюджет сумм экспортных пошлин с добытой в режиме НДД и задекларированной до мая 2019 года нефти. Достаточных экономических и юридических оснований для подобных изъятий разработчиком не представлено. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что соответствующие суммы не планировались в качестве доходов бюджета.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает концепцию проекта федерального закона N 749021-7 "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" с учетом представленных предложений и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.