Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 12 сентября 2019 г. N 380
"О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года"
Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прогноз долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерству финансов Чувашской Республики при разработке проекта бюджетного прогноза Чувашской Республики на долгосрочный период исходить из прогноза долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Кабинета Министров |
И. Моторин |
Утвержден
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 12.09.2019 N 380
Прогноз
долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Чувашской Республики
Социально-экономическое развитие Чувашской Республики было направлено на повышение эффективности бюджетной политики, внедрение инвестиционных и инновационных проектов, использование современных технологий как в реальном секторе экономики, так и в социальной сфере.
Достигнутый уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в 2018 году характеризовался следующими показателями:
объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2018 году, по оценке, - 100,6 процента к предыдущему году в сопоставимых ценах (по России объем валового внутреннего продукта - 102,3 процента);
индекс промышленного производства - 100,1 процента (по России - 102,9 процента);
рост (снижение) сельскохозяйственного производства - 101,7 процента (по России - 99,4 процента);
объем инвестиций в основной капитал, по оценке, - 99,7 процента (по России - 104,3 процента). Основной причиной снижения показателя стало завершение крупномасштабных проектов в организациях по модернизации оборудования и строительству жилых комплексов, по которым наибольший объем инвестиций отражен в отчете за 2017 год (в ООО "Хевел", Филиале ПАО "Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро" - "Чебоксарская ГЭС", ООО "СЗ "Отделфинстрой", ООО "СУОР" и ряде других);
объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" на сумму 46542,7 млн. рублей, или 124,7 процента (по России - 105,3 процента);
объем ввода жилья - 98,7 процента (по России - 95,5 процента);
потребительская инфляция - 4,7 процента (по России - 4,3 процента);
темп роста оборота розничной торговли - 105,6 процента (по России - 102,8 процента), объема платных услуг населению - 100,4 процента (по России - 101,4 процента);
реальные располагаемые денежные доходы населения, по предварительным данным, - 96,2 процента (по России - 100,1 процента);
численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на конец года, - 4135 человек (на конец 2017 года - 4376 человек).
С учетом тенденций социально-экономического развития Чувашской Республики, а также Российской Федерации в целом в прогнозируемом периоде предусматривается умеренная положительная динамика по большинству показателей.
2. Варианты внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Чувашской Республики на долгосрочный период
Современные мировые тенденции развития формируют глобальные вызовы и условия, что требует разработки прогноза долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года на вариативной основе. Основные показатели прогноза долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года разработаны в двух вариантах:
консервативный вариант (1 вариант) исходит из менее благоприятного сценария развития экономики, характеризуется сохранением рисков невысокого инвестиционного и потребительского спроса;
базовый вариант (2 вариант) исходит из более благоприятного сочетания внешних и внутренних условий развития экономики, предполагает улучшение делового климата, наращивание инвестиций в основной капитал, реализацию перспективных инвестиционных проектов в ключевых секторах экономики, последовательное увеличение несырьевого экспорта.
3. Оценка факторов и ограничений экономического роста Чувашской Республики на долгосрочный период
К основным факторам и ограничениям (рискам) развития на долгосрочный период относятся:
продолжение санкционной политики западных стран по отношению к России, что скажется на экономической ситуации как в Российской Федерации в целом, так и в Чувашской Республике;
жесткая конкуренция на внутренних и мировых рынках технологий, обусловливающая трудности выхода на эти рынки с инновационной продукцией;
недостаточная инвестиционная активность организаций реального сектора экономики и недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям экономики;
высокая степень износа материально-технической базы в основных отраслях экономики и недостаточное обновление основных фондов;
рост расходов на научные и исследовательские разработки;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынок в условиях слаборазвитой логистики, кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Чувашская Республика является зоной рискованного земледелия с высокой изменчивостью климата;
недостаточная численность квалифицированного производственного персонала в условиях формирующихся новых рынков, связанных с появлением наукоемких высокотехнологичных производств и цифровизацией экономики, что в значительной степени снижает ее технологическую конкурентоспособность;
усиление процессов урбанизации, а также миграции в регионы России и страны с развитой экономикой, повышение мобильности населения;
сокращение и миграционный отток населения, в первую очередь наиболее активной его части - молодежи, создают дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда, что тормозит развитие производства и реализацию инвестиционных и инновационных проектов;
дифференциация муниципальных образований Чувашской Республики по уровню социально-экономического развития.
Основными целями социально-экономического развития Чувашской Республики в долгосрочной перспективе являются:
рост конкурентоспособности экономики, развитие отраслей наукоемкой экономики и создание высокотехнологичных производств;
совершенствование институциональной среды, обеспечивающей благоприятные условия для привлечения инвестиций, развития бизнеса и предпринимательских инициатив, повышение эффективности государственного управления на всех уровнях;
рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности в Чувашской Республике;
развитие человеческого капитала и социальной сферы в Чувашской Республике; повышение уровня и качества жизни населения;
формирование конкурентоспособного региона на основе сбалансированного пространственного развития территорий.
4. Направления социально-экономического развития Чувашской Республики и целевые показатели вариантов прогноза на долгосрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития Чувашской Республики; основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности на долгосрочный период с учетом проведения мероприятий, предусмотренных государственными программами Чувашской Республики
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года является одним из основных документов стратегического планирования Чувашской Республики и формирует единую платформу для разработки бюджетного прогноза Чувашской Республики на долгосрочный период, долгосрочных отраслевых стратегий, государственных программ Чувашской Республики и других документов стратегического планирования.
Обобщающим показателем социально-экономического развития Чувашской Республики является объем ВРП, характеризующий достигнутый уровень производства товаров и услуг по основным отраслям экономики. От того, насколько успешно в прогнозируемом периоде будут развиваться основные отрасли экономики, будет зависеть рост ВРП.
По прогнозу ВРП по базовому варианту в 2020 году составит 101,8 процента к уровню предыдущего года, в 2025 - 103,4 процента, в 2030 - 103,5 процента, в 2035 году - 104,0 процента. Объем ВРП увеличится к 2035 году в 1,7 раза в сопоставимых ценах к уровню 2017 года. Прирост ВРП в среднесрочной перспективе будет обеспечен прежде всего за счет реализации инвестиционных проектов, ввода в действие новых производств.
Основной отраслью экономики Чувашской Республики, формирующей более трети ВРП, является промышленность. На втором месте по удельному весу находится оптовая и розничная торговля (13,7 процента), затем сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (9,0 процента), строительство (5,9 процента), транспортировка и хранение (5,7 процента). Доля добавленной стоимости, созданной этими отраслями, в общем объеме ВРП составляет 66,1 процента.
По прогнозу индекс промышленного производства по базовому варианту в 2020 году составит 103,5 процента к уровню предыдущего года, в 2025 - 104,5 процента, в 2030 - 104,1 процента, в 2035 году - 104,0 процента. Объем промышленного производства увеличится к 2035 году в 1,95 раза в сопоставимых ценах к уровню 2018 года. Устойчивые темпы роста промышленного производства в 2019 - 2025 годах будут обеспечены за счет реализации комплекса мер, направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2018 г. N 270 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Канаш" в республике создана территория опережающего социально-экономического развития "Канаш" (далее - ТОСЭР "Канаш"), которая создает для инвесторов в г. Канаше льготные условия реализации инвестиционных проектов в виде налоговых преференций.
Принят Указ Главы Чувашской Республики от 5 ноября 2018 г. N 133 "О мерах по улучшению инвестиционного климата в Чувашской Республике", которым для инвесторов масштабных инвестиционных проектов, резидентов индустриальных парков, резидентов ТОСЭР "Канаш" установлены арендная плата за земельные участки в размере ставки земельного налога за единицу площади и цена покупки земельного участка в собственность в размере 15 процентов от кадастровой стоимости.
За период функционирования ТОСЭР "Канаш" (2018 - 2027 годы) ее резидентами планируются создание не менее 1500 новых рабочих мест и вложение более 7 млрд. рублей инвестиций.
В настоящее время соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР "Канаш" заключены с 4 организациями - ООО "Новитэк" с реализацией инвестиционного проекта "Производство химической продукции для компаний ТЭК", ООО "Аркто" с реализацией инвестиционного проекта "Строительство производства коммерческого машиностроения в г. Канаш", ООО "КанПромТех" с реализацией инвестиционного проекта "Организация металлообрабатывающего производства мощностью 6000 т/год", ООО "КЗАК" с реализацией инвестиционного проекта "Развитие глубокой переработки алюминия в городе Канаш".
В индустриальном парке г. Чебоксары (первая очередь) открыты первые производственные площадки: ООО "БИРС Арматура", АО "НПО "Каскад", ООО "Завод ЭнергоМаш", ООО "ПКФ "Турбоком-Инвест".
ООО "Прессдеталь" завершены строительные работы и ведется оформление разрешительной документации с последующим запуском производства.
Для развития экспортного потенциала промышленности Чувашской Республики сегодня сформирован реестр из 9 производителей регионального значения (ООО "Хевел", ПАО "Химпром", ООО "Перкарбонат", ООО "ПК "Промтрактор", АО "ЧПО им. В.И. Чапаева", ЗАО "ЗИСО", ООО "КБЭА", ООО "Керамика", ООО "Энергия"), реализующих 13 корпоративных программ повышения конкурентоспособности (далее - КППК). Общий объем необходимого финансирования (требуемых кредитов коммерческих банков) по КППК в период с 2019 по 2024 год составляет 19,5 млрд. рублей.
Основой для инвестиционного роста до 2035 года послужит повышение уровня доверия бизнеса к власти на фоне сохранения стабильных макроэкономических условий.
По прогнозу объем инвестиций в основной капитал по базовому варианту в 2020 году составит 101,8 процента к уровню предыдущего года, в 2025 - 105,2 процента, в 2030 - 104,6 процента, в 2035 году - 104,0 процента. Объем инвестиций в основной капитал к 2035 году увеличится в 2,1 раза в сопоставимых ценах к уровню 2018 года.
В период до 2035 года будут реализованы такие крупные и значимые инвестиционные проекты, как:
увеличение производительности технологических линий, модернизация производства, расширение линейки выпускаемой продукции, ООО "Хевел" (2019 - 2024 годы);
разработка технологий, создание опытных образцов электродвигателей, преобразователей, выпрямителей, стабилизаторов частоты вращения, станций управления и другого оборудования, АО "ЧЭАЗ" (2015 - 2020 годы);
разработка отказоустойчивых мультиагентных АСУ ТП на базе ПТК "СУРА", АО "ЭЛАРА" (2018 - 2023 годы);
организация производства танк-контейнеров, предназначенных для хранения и транспортировки жидкостей, сжиженных газов и сыпучих продуктов, ЗАО "Чебоксарское предприятие "Сеспель" (2016 - 2022 годы);
расширение производства электротехнического оборудования, ООО "НПП Бреслер" (2018 - 2024 годы);
модернизация производства с увеличением выпуска товарной продукции, ПАО "Химпром" (2019 - 2024 годы);
производство инновационных электротехнических изделий со строительством новой производственной площадки в индустриальном парке г. Чебоксары, АО "НПО "Каскад" (2015 - 2020 годы);
строительство завода объемно-блочного домостроения, ООО "Завод ОБД" (2019 - 2024 годы);
строительство торговых центров ("Леруа Мерлен", "Декатлон", "Детский мир", "Лента") на территории микрорайона "Садовый" г. Чебоксары (2019 - 2022 годы);
строительство стеклозавода по производству высокопрозрачного листового прокатного стекла, ООО "Хевел" (2019 - 2022 годы);
запуск производства после реконструкции, ООО "ЧГМЗ" (2017 - 2021 годы);
строительство тепличного комплекса площадью 22 га для выращивания овощной продукции защищенного грунта на территории Чебоксарского района Чувашской Республики, ООО ТК "Новочебоксарский" (2017 - 2020 годы);
реализация проекта по строительству селекционно-семеноводческого центра, ООО "АСК-Яльчики" (2019 - 2024 годы);
создание агропарка, ООО "Сычуань - Чувашия агропромышленная торговая компания" (2019 - 2023 годы);
строительство молочно-товарной фермы на 400 голов, ООО "Эмметево", Яльчикский район (2019 - 2020 годы);
строительство коровника на 400 голов, ООО "Победа", Яльчикский район (2019 год);
строительство телятника на 350 голов, АО "Фирма Акконд-агро" (2019 - 2020 годы);
реконструкция телятника и родильного отделения крупного рогатого скота, АО "Вурнарский мясокомбинат" (2019 - 2020 годы);
строительство склада готовой продукции, АО "Волга Айс" (2019 - 2020 годы);
модернизация аппаратного цеха, ОАО "Ядринмолоко" (2019 год);
строительство завода по переработке сухого обезжиренного молока, СПССПК "Молочные зори" Батыревского района (2019 - 2022 годы);
строительство корпуса по розливу молока и кисломолочной продукции в ПЭТ-бутылки и по производству сливочного масла, ООО "АККОНДМОЛОКО" (2019 год);
строительство цеха по производству творога и твердых сыров, ООО "Новочурашевский молочный завод" (2019 - 2020 годы);
строительство (модернизация) производства (строительство нового корпуса по производству кондитерских изделий; строительство очистных сооружений; строительство склада сырья; строительство логистического центра), АО "АККОНД" (2019 - 2020 годы);
закупка и установка технологического оборудования, ОАО "Чувашхмельпром" (2019 - 2020 годы), и др.
По прогнозу объем работ по виду деятельности "Строительство" по базовому варианту в 2020 году составит 102,4 процента к уровню предыдущего года, в 2025 - 100,6 процента, в 2030 - 101,0 процента, в 2035 году - 100,6 процента.
По прогнозу ввод жилья за счет всех источников финансирования по базовому варианту в 2020 году составит 111,3 процента к уровню предыдущего года, в 2025 - 100,4 процента, в 2030 - 102,0 процента, в 2035 году - 100,1 процента. Основным направлением развития жилищного строительства в республике становится строительство многоквартирного жилья, в том числе стандартного жилья. Данный показатель к 2035 году планируется довести до 72,8 процента от общего объема ввода жилья.
Агропромышленный комплекс (далее - АПК) будет развиваться под воздействием мер по повышению устойчивости агропромышленного производства, способствующих его росту, а именно:
увеличение объемов и направлений государственной поддержки; внедрение инновационных технологий в сельскохозяйственное производство и приобретение энергоресурсосберегающей техники;
более полное использование имеющегося природно-экономического потенциала для производства конкурентоспособной продукции; расширение агропродовольственного рынка.
По прогнозу объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств по базовому варианту в 2020 году составит 101,3 процента к уровню предыдущего года, в 2025 - 103,0 процента, в 2030 - 103,5 процента, в 2035 году - 103,7 процента. В 2035 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличится к 2018 году в 1,7 раза.
Рост внутреннего производства позволит существенно повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществлять импортозамещение.
В рамках регионального проекта "Экспорт продукции АПК", паспорт которого утвержден протоколом заседания Совета при Главе Чувашской Республики по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 13 декабря 2018 г. N 12, объем экспорта продукции АПК к концу 2024 года увеличится в 2 раза, при этом в структуре экспорта продукция переработки составит 80 процентов, сырьевая часть - 20 процентов.
В настоящее время ряд предприятий Чувашской Республики имеют постоянные контракты на поставку продукции на экспорт, а именно: АО "АККОНД" (Китай, Таджикистан, Германия и др.), ООО "САРССО" (Польша, Германия, Австрия, Латвия), ООО "КМК" (Польша, Германия, Бельгия), ООО "Девелей" (Германия, Казахстан) и др. Всего экспорт продукции АПК осуществляется в 26 стран мира.
Доля АПК в общем объеме экспорта Чувашской Республики - 11,4 процента.
Индекс потребительских цен к концу 2019 года составит, по оценке, 104,6 процента (к декабрю предыдущего года). Чувашская Республика находится в зоне рискованного земледелия, что может способствовать ускорению инфляции. В 2020 году инфляция по базовому варианту прогнозируется 3,0 процента, в 2025 - 3,0 процента, в 2030 - 3,0 процента, в 2035 году - 2,9 процента. Снижению инфляции будут способствовать умеренное повышение доходов населения, укрепление номинального курса рубля, рост предложения товаров и сбалансированность товарных рынков.
По прогнозу оборот розничной торговли по базовому варианту в 2020 году составит 103,0 процента к уровню предыдущего года, в 2025 - 103,0 процента, в 2030 - 103,1 процента, в 2035 году - 105,9 процента. Объем оборота розничной торговли увеличится к 2035 году в 1,8 раза в сопоставимых ценах к уровню 2018 года.
Динамика среднемесячной заработной платы предопределила рост фонда оплаты труда, ожидаемый по итогам 2019 года и в долгосрочном периоде. Так, в 2019 году показатель, по оценке, составит 104,6 млрд. рублей, или 103,8 процента к уровню 2018 года. С учетом планируемых мер, направленных на рост доходов населения, в 2020 году фонд заработной платы по базовому варианту прогнозируется на уровне 109,5 млрд. рублей, в 2025 - 147,5 млрд. рублей, в 2030 - 212,7 млрд. рублей, в 2035 году - 317,5 млрд. рублей.
Повышению реальных располагаемых доходов населения одновременно будут способствовать устойчивый и динамичный экономический рост, стабильный и низкий уровень инфляции, а также постепенное увеличение наиболее весомых доходных компонентов за счет мер государственной поддержки (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) и снижение расходных компонентов (процентная ставка по ипотечному кредитованию). Рост реальных располагаемых денежных доходов населения в прогнозируемом периоде будет постепенно ускоряться и по базовому варианту в 2020 году составит 102,0 процента к уровню предыдущего года, в 2025 - 102,8 процента, в 2030 - 103,1 процента, в 2035 году - 103,5 процента.
В 2018 году доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 18,3 процента. По мере восстановления роста денежных доходов населения и стабильно низкого уровня инфляции (по базовому варианту) уровень бедности прогнозируется с постепенным снижением к 2035 году до 5,0 процента. Сокращению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в прогнозируемом периоде будет способствовать проводимая в Российской Федерации и Чувашской Республике социально направленная политика: государственные пособия, выплачиваемые семьям с детьми, федеральный и республиканский материнский (семейный) капитал, ежемесячная денежная выплата в связи с рождением первого ребенка, а также третьего или последующих детей до достижения ими возраста трех лет, предоставление земельных участков многодетным семьям и др.
Развитие рынка труда до 2035 года будет направлено прежде всего на создание условий для обеспечения экономики республики высокопрофессиональными кадрами и повышение эффективности их использования, а также реализацию прав граждан на защиту от безработицы, в том числе на развитие и модернизацию всех уровней профессионального образования и форм реализации образовательных программ, ориентированных на спрос инновационной экономики и потребности современного рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, развитие кадрового потенциала организаций, эффективное трудоустройство молодых специалистов, преодоление структурной и длительной безработицы.
В прогнозируемом периоде при базовом варианте уровень безработицы по методологии МОТ снизится с 5,0 процента в 2018 году до 3,5 процента в 2035 году.
Динамика численности населения определяется комплексом факторов, основными из которых являются естественное движение (рождаемость, смертность), состояние межрегиональных миграционных процессов, социально-экономическая привлекательность административных территорий.
При базовом варианте общий коэффициент рождаемости к 2035 году составит 12,5 на 1 тыс. человек населения (рост по сравнению с показателем 2018 года на 17,9 процента), общий коэффициент смертности снизится до 10 на 1 тыс. человек населения (снижение по сравнению с показателем 2018 года на 20,6 процента).
Мероприятия по сокращению уровня смертности, прежде всего граждан трудоспособного возраста, будут способствовать снижению возрастных коэффициентов смертности, что тем не менее не сможет компенсировать снижение рождаемости и приведет к сохранению естественной убыли населения вплоть до 2028 года при базовом варианте прогноза.
При этом стоит отметить, что сокращение числа женщин ранне- и средне-репродуктивного возраста (20 лет - 34 года), а также откладывание рождения первого ребенка на более поздний период будут сдерживать рост рождаемости, который будет падать при базовом варианте прогноза до 2027 года (при консервативном - до 2030 года).
5. Основные параметры государственных программ Чувашской Республики
В Чувашской Республике с 2012 года осуществлен переход на формирование и исполнение республиканского бюджета Чувашской Республики на основе государственных программ Чувашской Республики, которые являются инструментом повышения эффективности бюджетных расходов.
В 2018 году в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2018 г. N 254, принят новый перечень государственных программ Чувашской Республики, разработана и реализуется 21 новая государственная программа Чувашской Республики со сроком реализации до 2035 года, которые вступили в силу с 1 января 2019 г., а также реализуется государственная программа Чувашской Республики "Формирование современной городской среды на территории Чувашской Республики" на 2018 - 2024 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 августа 2019 г. N 343.
Основные показатели прогноза долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года, разработанные с учетом основных параметров государственных программ Чувашской Республики и основных показателей развития по отдельным видам экономической деятельности на долгосрочный период, приведены в приложении.
Приложение
к прогнозу долгосрочного
социально-экономического развития
Чувашской Республики
на период до 2035 года
Основные показатели
прогноза долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года
Наименование показателей |
Вариант |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
||||||||||||||||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
2029 г. |
2030 г. |
2031 г. |
2032 г. |
2033 г. |
2034 г. |
2035 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. человек, из них: |
1 |
1233,5 |
1227,3 |
1221,7 |
1217,2 |
1211,2 |
1205,1 |
1198,9 |
1192,7 |
1186,3 |
1179,7 |
1173,0 |
1166,1 |
1159,1 |
1151,9 |
1144,7 |
1137,3 |
1129,9 |
1122,6 |
1115,4 |
|
2 |
|
|
|
1219,3 |
1215,3 |
1211,5 |
1208,1 |
1205,1 |
1202,2 |
1199,1 |
1195,9 |
1192,5 |
1189,2 |
1185,9 |
1182,8 |
1179,8 |
1177,0 |
1174,5 |
1172,3 |
в трудоспособном возрасте, тыс. человек |
1 |
693,2 |
717,2 |
669,0 |
659,8 |
650,1 |
641,2 |
633,9 |
627,9 |
622,7 |
617,9 |
613,8 |
611,2 |
609,3 |
607,1 |
605,1 |
603,3 |
600,5 |
596,4 |
591,6 |
|
2 |
|
|
|
660,3 |
650,9 |
642,6 |
636,0 |
630,6 |
626,2 |
622,3 |
619,1 |
617,3 |
616,2 |
614,9 |
613,6 |
612,4 |
610,1 |
606,7 |
602,7 |
старше трудоспособного возраста, тыс. человек |
1 |
305,0 |
292,4 |
316,9 |
321,3 |
325,7 |
329,2 |
332,2 |
334,8 |
337,0 |
339,1 |
340,7 |
341,8 |
342,7 |
343,7 |
344,5 |
345,0 |
345,2 |
345,1 |
345,3 |
|
2 |
|
|
|
322,1 |
327,4 |
332,0 |
336,2 |
340,5 |
344,5 |
348,4 |
351,9 |
354,8 |
357,7 |
360,8 |
364,1 |
367,3 |
370,2 |
373,1 |
376,4 |
Общий коэффициент рождаемости, число родившихся на 1000 человек населения |
1 |
11,3 |
10,6 |
10,5 |
10,0 |
9,9 |
9,5 |
9,0 |
8,8 |
8,7 |
8,8 |
8,9 |
8,9 |
9,0 |
9,1 |
9,2 |
9,4 |
9,7 |
9,9 |
10,0 |
|
2 |
|
|
|
10,9 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
11,0 |
11,0 |
11,2 |
11,3 |
11,3 |
11,4 |
11,4 |
11,6 |
11,9 |
12,2 |
12,5 |
Общий коэффициент смертности, число умерших на 1000 человек населения |
1 |
12,6 |
12,6 |
12,6 |
12,9 |
12,9 |
13,0 |
13,0 |
13,1 |
13,1 |
13,2 |
13,0 |
13,0 |
13,1 |
13,2 |
13,4 |
13,4 |
13,3 |
13,0 |
13,0 |
|
2 |
|
|
|
12,4 |
12,2 |
12,1 |
12,0 |
11,9 |
11,8 |
11,6 |
11,6 |
11,4 |
11,3 |
11,0 |
10,8 |
10,7 |
10,6 |
10,4 |
10,0 |
Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек населения |
1 |
-1,3 |
-2,0 |
-2,1 |
-2,9 |
-3,0 |
-3,5 |
-4,0 |
-4,3 |
-4,4 |
-4,4 |
-4,1 |
-4,1 |
-4,1 |
-4,1 |
-4,2 |
-4,0 |
-3,6 |
-3,1 |
-3,0 |
|
2 |
|
|
|
-1,5 |
-1,4 |
-1,3 |
-1,2 |
-1,1 |
-0,8 |
-0,6 |
-0,4 |
-0,1 |
0,0 |
0,4 |
0,6 |
0,9 |
1,3 |
1,8 |
2,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
декабрь к декабрю, процентов к предыдущему году |
1 |
101,4 |
104,7 |
104,6 |
104,1 |
104,9 |
105,5 |
105,1 |
105,0 |
104,0 |
105,0 |
105,4 |
104,5 |
104,3 |
104,0 |
103,9 |
103,8 |
104,0 |
104,0 |
103,9 |
|
2 |
|
|
|
103,0 |
104,0 |
104,2 |
104,0 |
104,0 |
103,0 |
104,0 |
104,4 |
103,5 |
103,3 |
103,0 |
102,9 |
102,8 |
103,0 |
103,0 |
102,9 |
в среднем за год, процентов к предыдущему году |
1 |
102,5 |
102,3 |
104,8 |
105,3 |
104,5 |
105,2 |
104,9 |
104,8 |
104,7 |
104,4 |
105,2 |
105,2 |
104,2 |
104,4 |
104,0 |
103,9 |
103,8 |
103,9 |
103,8 |
|
2 |
|
|
|
104,2 |
103,5 |
104,7 |
104,2 |
103,6 |
103,5 |
103,5 |
103,9 |
104,4 |
103,2 |
103,2 |
103,0 |
102,8 |
102,8 |
102,9 |
102,8 |
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
млн. рублей |
1 |
270634,6 |
282876,5* |
296855,7 |
312134,2 |
330462,8 |
350554,9 |
372233,2 |
395639,2 |
420523,8 |
447410,4 |
475551,1 |
505469,0 |
536227,3 |
569413,3 |
604645,2 |
640801,8 |
679785,6 |
721167,6 |
764329,4 |
|
2 |
|
|
|
313682,6 |
335693,8 |
359598,2 |
385207,3 |
412642,2 |
441605,5 |
473058,9 |
506752,5 |
542845,9 |
580386,4 |
621724,5 |
665363,3 |
710689,2 |
759102,8 |
810812,8 |
870229,2 |
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
101,0 |
100,6* |
101,1 |
101,2 |
101,8 |
102,0 |
102,1 |
102,2 |
102,3 |
102,4 |
102,3 |
102,4 |
102,3 |
102,4 |
102,3 |
102,1 |
102,2 |
102,5 |
102,5 |
|
2 |
|
|
|
101,8 |
103,0 |
103,1 |
103,2 |
103,3 |
103,4 |
103,5 |
103,5 |
103,5 |
103,5 |
103,5 |
103,4 |
103,3 |
103,4 |
103,5 |
104,0 |
Индекс промышленного производства, процентов к предыдущему году |
1 |
103,1 |
100,1 |
102,0 |
102,5 |
102,8 |
103,0 |
104,0 |
104,2 |
104,2 |
104,1 |
104,0 |
103,9 |
103,8 |
103,8 |
103,8 |
103,8 |
103,8 |
103,7 |
103,7 |
|
2 |
|
|
|
103,5 |
103,7 |
104,0 |
104,3 |
104,5 |
104,5 |
104,4 |
104,3 |
104,2 |
104,1 |
104,1 |
104,1 |
104,1 |
104,1 |
104,0 |
104,0 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
млн. рублей |
1 |
38615,4 |
37370,9 |
39500,0 |
41400,0 |
43500,0 |
45600,0 |
47800,0 |
50000,0 |
52700,0 |
55500,0 |
58400,0 |
61400,0 |
64550,0 |
67900,0 |
71400,0 |
75100,0 |
79000,0 |
83000,0 |
87200,0 |
|
2 |
|
|
|
41700,0 |
44550,0 |
47400,0 |
50500,0 |
53800,0 |
57600,0 |
61650,0 |
66000,0 |
70700,0 |
75700,0 |
81000,0 |
86700,0 |
92800,0 |
99300,0 |
106300,0 |
113800,0 |
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
100,2 |
101,7 |
101,2 |
100,5 |
101,0 |
101,2 |
101,4 |
101,6 |
100,9 |
100,9 |
100,9 |
100,9 |
101,0 |
101,1 |
101,1 |
101,1 |
101,2 |
101,2 |
101,2 |
|
2 |
|
|
|
101,3 |
103,0 |
103,2 |
103,6 |
104,0 |
103,0 |
103,1 |
103,2 |
103,4 |
103,5 |
103,5 |
103,5 |
103,5 |
103,6 |
103,7 |
103,7 |
Инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
млн. рублей |
1 |
52365,5 |
56433,7* |
60768,9 |
64859,2 |
71157,1 |
77700,7 |
84766,7 |
92477,1 |
100502,8 |
108910,4 |
117794,8 |
127159,0 |
137003,6 |
147468,7 |
158427,4 |
169873,5 |
181794,8 |
194176,9 |
207202,3 |
|
2 |
|
|
|
65574,5 |
73401,7 |
81464,9 |
90413,2 |
100247,7 |
110206,3 |
120808,1 |
132177,6 |
144340,7 |
157170,6 |
170976,5 |
185459,9 |
200784,1 |
216539,6 |
232858,0 |
250406,2 |
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
102,3 |
99,7* |
101,3 |
100,5 |
103,5 |
103,7 |
103,8 |
104,0 |
103,8 |
103,6 |
103,5 |
103,4 |
103,3 |
103,3 |
103,2 |
103,2 |
103,1 |
103,0 |
103,0 |
|
2 |
|
|
|
101,8 |
105,8 |
105,7 |
105,8 |
105,9 |
105,2 |
105,0 |
104,8 |
104,7 |
104,6 |
104,6 |
104,5 |
104,4 |
104,2 |
104,0 |
104,0 |
Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
млн. рублей |
1 |
33865,2 |
46542,7 |
53040,0 |
56800,0 |
59800,0 |
63000,0 |
66100,0 |
69000,0 |
71200,0 |
73500,0 |
75600,0 |
78000,0 |
80200,0 |
82800,0 |
85100,0 |
87900,0 |
90100,0 |
92600,0 |
95010,0 |
|
2 |
|
|
|
57130,0 |
60800,0 |
64800,0 |
68100,0 |
71500,0 |
73900,0 |
76200,0 |
78700,0 |
81200,0 |
83500,0 |
86200,0 |
88700,0 |
91700,0 |
94080,0 |
97800,0 |
100400,0 |
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
89,2 |
124,7 |
107,0 |
101,2 |
101,2 |
101,1 |
101,1 |
101,3 |
100,3 |
100,4 |
100,2 |
100,6 |
100,3 |
100,6 |
100,3 |
100,7 |
100,1 |
100,5 |
100,5 |
|
2 |
|
|
|
102,4 |
102,4 |
102,5 |
102,0 |
102,3 |
100,6 |
100,5 |
100,7 |
100,7 |
100,5 |
101,0 |
100,5 |
101,0 |
100,3 |
101,8 |
100,6 |
Ввод в действие жилых домов, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тыс. кв. метров общей площади |
1 |
605,0 |
597,5 |
672,0 |
650,0 |
620,0 |
680,0 |
700,0 |
730,0 |
740,0 |
770,0 |
800,0 |
820,0 |
835,0 |
860,0 |
861,0 |
862,5 |
863,0 |
863,0 |
864,0 |
|
2 |
|
|
|
748,0 |
718,0 |
794,0 |
855,0 |
916,0 |
920,0 |
935,0 |
950,0 |
965,0 |
980,0 |
1000,0 |
1003,0 |
1006,0 |
1008,0 |
1009,0 |
1010,0 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
1 |
96,1 |
98,7 |
112,5 |
96,7 |
95,4 |
109,7 |
102,9 |
104,3 |
101,4 |
104,1 |
103,9 |
102,5 |
101,8 |
103,0 |
100,1 |
100,2 |
100,1 |
100,0 |
100,1 |
|
2 |
|
|
|
111,3 |
96,0 |
110,6 |
107,7 |
107,1 |
100,4 |
101,6 |
101,6 |
101,6 |
101,6 |
102,0 |
100,3 |
100,3 |
100,2 |
100,1 |
100,1 |
Оборот розничной торговли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
1 |
142187,0 |
152769,0 |
163801,7 |
173936,7 |
184515,4 |
196693,4 |
210286,3 |
224821,3 |
240597,0 |
257481,6 |
275552,7 |
289754,7 |
305894,0 |
322936,6 |
340932,6 |
360990,3 |
382229,9 |
407476,2 |
437322,6 |
|
2 |
|
|
|
174452,1 |
186694,8 |
200183,1 |
214021,9 |
229039,9 |
245826,6 |
263844,5 |
283183,2 |
302473,7 |
322140,5 |
343087,1 |
365041,9 |
388778,0 |
412855,0 |
443945,1 |
483301,7 |
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
101,5 |
105,6 |
102,9 |
102,3 |
102,1 |
102,5 |
102,7 |
102,8 |
103,0 |
103,1 |
103,2 |
101,5 |
102,0 |
102,1 |
102,2 |
102,6 |
102,7 |
103,5 |
104,3 |
|
2 |
|
|
|
103,0 |
103,1 |
103,2 |
102,9 |
103,0 |
103,4 |
103,5 |
103,6 |
103,2 |
103,0 |
103,1 |
103,1 |
103,3 |
103,1 |
104,5 |
105,9 |
Платные услуги населению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
1 |
48212,6 |
50791,2 |
54373,9 |
57783,4 |
61291,1 |
65205,1 |
69438,5 |
74092,6 |
79059,8 |
84361,0 |
90018,6 |
96056,4 |
102499,9 |
109376,1 |
116713,9 |
124423,6 |
132642,5 |
141404,1 |
151180,7 |
|
2 |
|
|
|
57679,8 |
61483,6 |
65539,4 |
69932,2 |
74693,2 |
79779,2 |
85377,9 |
91281,6 |
97593,9 |
104242,0 |
111343,1 |
118813,0 |
126783,9 |
135289,2 |
144364,5 |
155235,8 |
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
101,7 |
100,4 |
101,8 |
101,5 |
101,6 |
102,0 |
102,2 |
102,5 |
102,6 |
102,7 |
102,8 |
102,9 |
103,0 |
103,1 |
103,2 |
103,2 |
103,3 |
103,4 |
103,8 |
|
2 |
|
|
|
102,0 |
102,2 |
102,3 |
102,5 |
102,7 |
102,8 |
103,1 |
103,1 |
103,2 |
103,2 |
103,3 |
103,3 |
103,4 |
103,5 |
103,6 |
104,5 |
Численность рабочей силы (в возрасте 15-72 лет), тыс. человек |
1 |
625,9 |
618,5 |
615,6 |
607,7 |
603,9 |
596,5 |
592,4 |
590,2 |
584,7 |
581,2 |
577,7 |
574,2 |
570,8 |
567,4 |
563,9 |
560,6 |
557,2 |
553,9 |
550,5 |
|
2 |
|
|
|
613,9 |
610,1 |
608,4 |
604,6 |
602,9 |
599,3 |
595,7 |
592,1 |
588,6 |
585,0 |
581,5 |
578,0 |
574,6 |
571,1 |
567,7 |
564,3 |
Среднегодовая численность занятых в экономике (по данным баланса трудовых ресурсов), тыс. человек |
1 |
528,0 |
516,8 |
515,3 |
513,2 |
511,1 |
510,1 |
509,1 |
508,1 |
507,1 |
506,1 |
505,0 |
504,0 |
503,0 |
502,0 |
501,0 |
500,0 |
499,0 |
498,0 |
497,0 |
|
2 |
|
|
|
514,2 |
513,2 |
512,7 |
512,2 |
511,7 |
511,1 |
510,6 |
510,1 |
509,6 |
509,1 |
508,6 |
508,1 |
507,6 |
507,1 |
506,6 |
506,1 |
Фонд заработной платы, млн. рублей |
1 |
92219,7 |
100794,6 |
104636,9 |
108176,7 |
112443,2 |
116997,7 |
121861,3 |
127299,2 |
133747,9 |
140656,3 |
148201,1 |
156602,6 |
165168,8 |
182090,4 |
195018,8 |
209060,2 |
224321,6 |
240921,3 |
258990,5 |
|
2 |
|
|
|
109543,1 |
116030,3 |
123040,0 |
130503,1 |
138796,8 |
147493,8 |
157029,3 |
167493,7 |
179001,9 |
190944,2 |
212738,3 |
230182,8 |
249288,0 |
269978,9 |
292657,1 |
317533,0 |
Среднемесячная начисленная заработная плата, рублей |
1 |
24529,8 |
27036,2 |
28912,0 |
30704,1 |
32699,9 |
34825,4 |
37089,0 |
39534,8 |
41788,2 |
44212,0 |
46864,7 |
49770,3 |
52756,5 |
55869,1 |
59221,3 |
62833,8 |
66729,5 |
71267,1 |
76113,2 |
|
2 |
|
|
|
30822,0 |
33178,1 |
35718,3 |
38422,7 |
41360,9 |
44173,5 |
47265,6 |
50668,7 |
54367,6 |
58227,6 |
62187,1 |
66540,2 |
71131,5 |
76110,7 |
81666,8 |
87955,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, процентов к предыдущему году |
1 |
98,5 |
96,2 |
101,7 |
101,4 |
101,7 |
101,8 |
101,9 |
102,0 |
102,1 |
102,1 |
102,3 |
102,4 |
102,6 |
102,6 |
102,7 |
102,7 |
102,8 |
102,8 |
102,9 |
|
2 |
|
|
|
102,0 |
102,5 |
102,7 |
102,8 |
103,0 |
102,8 |
102,8 |
102,9 |
103,0 |
103,1 |
103,1 |
103,2 |
103,2 |
103,3 |
103,3 |
103,5 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, процентов от общей численности населения |
1 |
18,5 |
18,3 |
18,5 |
17,1 |
15,6 |
13,8 |
11,0 |
9,7 |
9,5 |
9,3 |
9,1 |
8,9 |
8,7 |
8,5 |
8,4 |
8,3 |
8,2 |
8,1 |
8,0 |
|
2 |
|
|
|
16,1 |
14,0 |
12,2 |
10,6 |
9,3 |
8,9 |
8,5 |
8,1 |
7,7 |
7,3 |
6,9 |
6,5 |
6,1 |
5,7 |
5,3 |
5,0 |
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), процентов к численности рабочей силы |
1 |
5,1 |
5,0 |
4,9 |
4,9 |
4,8 |
4,7 |
4,6 |
4,5 |
4,3 |
4,2 |
4,1 |
4,0 |
3,9 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
3,7 |
3,7 |
3,6 |
|
2 |
|
|
|
4,8 |
4,7 |
4,6 |
4,5 |
4,4 |
4,2 |
4,1 |
4,0 |
3,9 |
3,8 |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
3,6 |
3,6 |
3,5 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец периода), процентов к численности рабочей силы |
1 |
0,70 |
0,67 |
0,70 |
0,74 |
0,72 |
0,71 |
0,70 |
0,69 |
0,67 |
0,66 |
0,65 |
0,64 |
0,63 |
0,62 |
0,61 |
0,60 |
0,59 |
0,58 |
0,57 |
|
2 |
|
|
|
0,70 |
0,70 |
0,69 |
0,68 |
0,67 |
0,65 |
0,64 |
0,63 |
0,62 |
0,61 |
0,60 |
0,59 |
0,58 |
0,57 |
0,56 |
0,55 |
* Оценка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года является одним из основных документов стратегического планирования ЧР и формирует единую платформу для разработки бюджетного прогноза на долгосрочный период, долгосрочных отраслевых стратегий, государственных программ и других документов стратегического планирования.
Обобщающим показателем социально-экономического развития Чувашской Республики является объем ВРП, характеризующий достигнутый уровень производства товаров и услуг по основным отраслям экономики.
По прогнозу ВРП по базовому варианту в 2020 году составит 101,8% к уровню предыдущего года, в 2025 - 103,4%, в 2030 - 103,5%, в 2035 году - 104,0%. Объем ВРП увеличится к 2035 году в 1,7 раза в сопоставимых ценах к уровню 2017 года. Прирост ВРП в среднесрочной перспективе будет обеспечен прежде всего за счет реализации инвестиционных проектов, ввода в действие новых производств.
Основной отраслью экономики Чувашской Республики, формирующей более трети ВРП, является промышленность. На втором месте по удельному весу находится оптовая и розничная торговля (13,7%), затем сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (9,0%), строительство (5,9%), транспортировка и хранение (5,7%). Доля добавленной стоимости, созданной этими отраслями, в общем объеме ВРП составляет 66,1%.
Основой для инвестиционного роста до 2035 года послужит повышение уровня доверия бизнеса к власти на фоне сохранения стабильных макроэкономических условий.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2019 г. N 380 "О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года"
Настоящее постановление вступает в силу с 12 сентября 2019 г.
Текст постановления опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики (http://www.cap.ru) 12 сентября 2019 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 сентября 2019 г., в газете "Вести Чувашии" от 21 сентября 2019 г. N 36 (1658)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2023 г. N 749
Изменения вступают в силу с 22 ноября 2023 г.