Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 660842-7 "О внесении изменений в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части передачи транспортного налога бюджетам муниципальных образований),
внесенный Народным Собранием Республики Дагестан
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 660842-7 "О внесении изменений в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Народным Собранием Республики Дагестан, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в пункт 4 и 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусматривающие, что при формировании прогнозируемого объема дорожного фонда субъекта Российской Федерации должны учитываться доходы бюджета субъекта Российской Федерации от транспортного налога (а не доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от транспортного налога, предусмотренные действующей редакцией БК РФ в качестве источников формирования региональных дорожных фондов).
Положениями статьи 58 БК РФ законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для соответствующих видов муниципальных образований (единые для всех городских поселений, единые для всех сельских поселений, единые для всех городских округов, единые для всех городских округов с внутригородским делением, единые для всех внутригородских районов городских округов с внутригородским делением Федерации) нормативы отчислений, в том числе от транспортного налога.
Вместе с тем действующая редакция положений БК РФ не позволяет субъектам Российской Федерации передавать в муниципальные дорожные фонды в качестве источника их формирования отчисления от транспортного налога.
В заключении Правительства Российской Федерации на данный законопроект от 19 февраля 2019 года N 1416п-П9 указывается, что отсутствие в БК РФ обязанности установления органами местного самоуправления поступлений от транспортного налога, переданных из регионального бюджета по единым нормативам отчислений в местные бюджеты в составе источников формирования муниципального дорожного фонда, не стимулирует субъекты Российской Федерации принимать решения об установлении данных нормативов отчислений от транспортного налога для зачисления в местные бюджеты.
Согласно пояснительной записке к законопроекту его положения направлены на расширение доходной базы муниципальных дорожных фондов за счет предоставления права субъектам Российской Федерации устанавливать в муниципальные дорожные фонды единые нормативы отчислений от транспортного налога, а также на повышение заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении поступлений от указанного налога в бюджетную систему Российской Федерации.
В связи с изложенным законопроектом предлагается внести изменения в пункт 5 статьи 179.4 БК РФ, предусматривающие установление в качестве одного из источников формирования прогнозируемого объема муниципального дорожного фонда доходы местного бюджета от транспортного налога (если законом субъекта Российской Федерации предусмотрены единые нормативы отчислений от транспортного налога в местные бюджеты).
Вместе с тем необходимо учитывать, что по данным Минфина России в 2017 году лишь 6 субъектов Российской Федерации установили нормативы отчислений от транспортного налога в местные бюджеты, что увеличило доходную базу бюджетов муниципальных образований указанных субъектов Российской Федерации только на 7,3 млрд. рублей, что составило 0,7% от всех налоговых доходов муниципальных образований Российской Федерации. В пояснительной записке также не содержится данных о том, что в случае принятия законопроекта многие другие субъекты Российской Федерации готовы будут передавать значительные объемы бюджетных ассигнований в местные бюджеты от указанного налога в качестве источников формирования муниципальных дорожных фондов.
При этом по данным Счетной палаты Российской Федерации, суммарный объем финансирования автомобильных дорог местного значения в 2016 году составил 292,7 млрд. рублей. В связи с этим внесение указанных в законопроекте изменений не может существенно увеличить доходную базу муниципальных дорожных фондов в целом по муниципальным образованиям Российской Федерации.
Следует отметить, что в рекомендациях "круглого стола" на тему "Автомобильные дороги местного значения: вопросы строительства, реконструкции, ремонта и содержания", проведенного Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 11 декабря 2017 года указывается, что значительная часть автомобильных дорог местного значения находится в неудовлетворительном состоянии, а в большинстве местных бюджетов отсутствуют достаточные финансовые средства для обеспечения в полном объеме потребностей муниципальных образований в проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании указанных дорог. Участники данного "круглого стола" отметили, что не имеют связи с сетью автомобильных дорог по дорогам с твердым покрытием 43,9 тыс. населенных пунктов. Из них 185 населенных пунктов имеют население более 1000 человек. А нормативным требованиям не отвечают 46,5% общей протяженности дорог местного значения.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года указано, что " нужно привести в порядок региональные и местные дороги. Я сейчас не буду называть цифры, но я об этом знаю. Федеральные трассы действительно в значительной степени приведены в порядок. Чуть хуже дело обстоит с региональными. А местные - это вообще никуда не годится. Обращаюсь к руководителям регионов и городов: состояние дорог должно быть постоянно в центре вашего внимания. Нужно наращивать качество и объемы дорожного строительства, использовать для этого новые технологии и решения, инфраструктурную ипотеку, контракты жизненного цикла.".
В целях реального увеличения доходов муниципальных дорожных фондов Комитет неоднократно предлагал внести изменения в БК РФ и Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих установление в качестве местного налога транспортного налога в отношении физических лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, с обязательным зачислением поступлений от данного налога в муниципальные дорожные фонды. При этом поступления от транспортного налога, взимаемого с юридических лиц, по-прежнему могли бы зачисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации. Данный налог был бы приемлемым в качестве источника дохода местных бюджетов, поскольку налогооблагаемая база по указанному налогу наравне с имущественными налогами с физических лиц наиболее равномерно распределена по территориям муниципальных образований Российской Федерации. Введение данного налога позволило бы увеличить доходную базу муниципальных дорожных фондов и существенно повысить возможности органов местного самоуправления по финансовому обеспечению мероприятий в области дорожной деятельности.
В рекомендациях вышеуказанного "круглого стола" указывается, что оптимальным представляется решение вопроса не в увеличении объема межбюджетных трансфертов, передаваемых с регионального на муниципальный уровень на обеспечение муниципальной дорожной деятельности, а в увеличении собственных источников доходов местных бюджетов в целых формирования муниципальных дорожных фондов. Данная мера позволит установить собственную доходную базу, на которую могут влиять органы местного самоуправления и повысить их заинтересованность в сборе доходов от транспортного налога в целях обеспечения строительства, ремонта и реконструкции автомобильных дорог местного значения.
Следует отметить, что в 2016 году консолидированный объем доходов муниципальных дорожных фондов от межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, составил 102,6 млрд. рублей, а сумма транспортного налога, уплаченная в 2016 году физическими лицами, и предлагаемая к передаче муниципальным образованиям - 109,2 млрд. рублей, что говорит о фактически равном перераспределении доходов на осуществление дорожной деятельности с регионального на муниципальный уровень, без применения механизмов межбюджетных трансфертов, в случае установления в качестве местного налога транспортного налога в отношении физических лиц.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект при условии учета указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.