Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 638980-7 "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
(в части формирования средств страховой медицинской организации),
внесенный депутатами Государственной Думы О.А. Бондарь, Н.М. Харитоновым, С.Г. Каргиновым и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 638980-7 "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части формирования средств страховой медицинской организации), внесенный депутатами Государственной Думы О.А. Бондарь, Н.М. Харитоновым, С.Г. Каргиновым и другими (далее - законопроект).
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 28 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) собственными средствами страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования в том числе являются 10 процентов средств, образовавшихся в результате экономии рассчитанного для страховой медицинской организации годового объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что экономия целевых средств образуется в результате низкого уровня заболеваемости застрахованных граждан и не полного выполнения медицинскими организациями объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования на год. По мнению авторов законопроекта, страховые медицинские организации не влияют на размер экономии целевых средств, соответственно это не является их заслугой, а установление возможности получения ими дополнительного дохода в размере 10 процентов средств, образовавшихся в результате такой экономии, представляется необоснованным.
В связи с этим законопроектом предлагается признать утратившим силу пункт 5 части 4 статьи 28 Федерального закона N 326-ФЗ в целях исключения из собственных средств страховой медицинской организации 10 процентов средств, образовавшихся в результате экономии рассчитанного для страховой медицинской организации годового объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц и дифференцированных подушевых нормативов.
Комитет обращает внимание на то, что при оплате счетов медицинских организаций у страховой медицинской организации может образоваться как экономия средств по причине низкой заболеваемости застрахованных граждан (например, в летние месяцы), так и недостаток средств из-за повышения заболеваемости (в осенне-зимний период).
Рассматриваемая норма Федерального закона N 326-ФЗ принята для мотивирования страховых медицинских организаций к качественной и эффективной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе за счет оптимизации средств обязательного медицинского страхования по результатам проведенных контрольных мероприятий. В связи с этим полное изъятие данного источника формирования собственных средств страховых медицинских организаций может отразиться на снижении их заинтересованности в выполнении своих функций по рациональному использованию средств обязательного медицинского страхования.
В 2018 году в сфере обязательного медицинского страхования осуществляли деятельность 36 страховых медицинских организаций и их 205 филиалов в 85 субъектах Российской Федерации и в городе Байконуре. На формирование собственных средств страховых медицинских организаций было направлено 20,3 млрд. рублей, что составляет 1,1% в общей структуре расходования средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями в 2018 году.
Ранее Государственной Думой были отклонены содержавшие аналогичные положения и не поддержанные Правительством Российской Федерации законопроект N 613951-6 "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", внесенный Законодательной Думой Томской области, и законопроект N 672321-6 "О внесении изменений в статьи 28 и 38 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", внесенный Курской областной Думой.
В официальном отзыве Правительства Российской Федерации от 01.07.2019 N 5895п-П12 проект федерального закона N 638980-7 "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" поддерживается. При этом отмечается, что "как показала правоприменительная практика, размер экономии целевых средств не зависит от результатов деятельности СМО. В связи с этим исключение указанной нормы из Федерального закона представляется целесообразным".
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений по законопроекту не имеет (письмо от 18.04.2019 N 02-1159/12-03).
Комитет Совета Федерации по социальной политике в отзыве от 10.04.2019 N 3.8-05/885 концепцию законопроекта поддерживает.
Принятие законопроекта потребует внесения корреспондирующих изменений в следующие нормативные правовые акты:
- Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 108н;
- Форма типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 сентября 2011 г. N 1030н.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 638980-7 "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части формирования средств страховой медицинской организации) и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 18 июля 2019 года (протокол N 100).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.